Кузинец Исай Моисеевич профессор, капитан первого ранга, почетный работник высшего профессионального образования РФ, житель блокадного Ленинграда, доктор исторических наук.
Оценка 4.6

Кузинец Исай Моисеевич профессор, капитан первого ранга, почетный работник высшего профессионального образования РФ, житель блокадного Ленинграда, доктор исторических наук.

Оценка 4.6
docx
11.10.2021
Кузинец Исай Моисеевич  профессор, капитан первого ранга,  почетный работник высшего профессионального образования РФ, житель блокадного Ленинграда,  доктор исторических наук.
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в снятии блокады Ленинграда.docx

Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в снятии блокады Ленинграда.

К началу операции по разгрому противника под Ленинградом, полного снятия блокады города и освобождения Ленинградской области Краснознаменный Балтийский флот (командующий – адмирал В.Ф. Трибуц, начальник штаба – контр – адмирал А.П. Петров) имел в своем составе (включая Ладожскую флотилию) 1 линейный корабль «Октябрьская революция», 2 крейсера: «Киров» и «Максим Горький» (имелся также поврежденный линкор «Петропавловск» и недостроенный крейсер, которые использовались для ведения артиллерийского огня), 2 лидера, 11 эскадренных миноносцев, 27 подводных лодок, 4 сторожевых корабля, 15 канонерских лодок, 56 торпедных катеров, 7 минных и сетевых заградителей, 58 тральщиков, 15 бронекатеров, 176 малых охотников за подводными лодками и сторожевых катеров, 164 катера – тральщика.

В авиации флота насчитывалось 435 самолетов различных типов. Основные силы КБФ базировались на Ленинград и Кронштадт. Большая минная опасность, наличие мощного противолодочного рубежа противника в Финском заливе, невозможность обеспечить надежное прикрытие сил флота с воздуха вынуждали ограничивать район боевых действий кораблей флота восточной частью Финского залива. На Балтийском море могла действовать лишь минно – торпедная авиация.

По замыслу Ставки ВГК в зимнюю кампанию 1944 года войска Ленинградского (командующий – генерал Л.А. Говоров) и Волховского (командующий – генерал К.А. Мерецков) фронтов во взаимодействии с КБФ и при содействии части сил 2-го Прибалтийского фронта (командующий – генерал армии М.М. Попов), дальней авиации и партизанских соединений в тылу врага должны были последовательными ударами с флангов и тыла разгромить части 18-й немецкой армии, отбросить их от Ленинграда, освободить Новгород и завершить полное освобождение Ленинградской области.

Решением Военного совета Ленинградского фронта на период данной операции на КБФ возлагались следующие задачи:

·               при подготовке операции и перегруппировке войск осуществить скрытно перевозку в назначенные сроки войска 2-й ударной армии из Ленинграда и гавани Лисий Нос на Ораниенбаумский плацдарм;

·               перед началом наступления морской артиллерией во взаимодействии с фронтом осуществить артиллерийскую подготовку с целью разрушения узлов сопротивления и опорных пунктов в полосе наступления 2-й ударной и 42-й армий;

·               на первом этапе операции морской артиллерии и авиации во взаимодействии с артиллерией и авиацией фронта содействовать войскам в прорыве оборонительной полосы противника, в захвате опорных пунктов и узлов сопротивления, в уничтожении живой силы и техники, удерживать превосходство над силами противника, не допуская действий его артиллерии и авиации по боевым порядкам войск фронта.

Одной из задач оставалась нарушение германских морских перевозок в Балтийском море, которые в начале 1944 г. составляли 1,7 млн. т. груза в месяц.

        Германское командование стремилось любой ценой удержать занимаемые рубежи под Ленинградом, сохранить свободу действий на Балтийском море и обеспечить безопасность приморского фланга сухопутного фронта. Для этого оно продолжало постановку мин в Финском заливе и блокировало корабли советского флота. В зависимости от обстановки оно направляло в Финский залив большее или меньшее количество сил для наращивания минных заграждений и их охранения. Кроме того, здесь находился флот Финляндии в составе броненосца береговой обороны, 8 сторожевых кораблей, 6 канонерских лодок, 22 торпедных катера, 5 подводных лодок, 16 сторожевых катеров, 6 минных заградителей, 16 катеров – тральщиков, 19 буксиров и 7 вспомогательных судов.

        Балтийский флот увеличивал активность легких сил в Финском заливе и торпедоносной авиации в Балтийском море, чтобы создать благоприятную обстановку к моменту перехода войск Ленинградского фронта в наступление. Систематическими атаками торпедных катеров и штурмовой авиации корабли противника вытеснялись из восточной части залива. Велась подготовка к высадке десантов на его южное побережье. С этой целью в октябре 1943 г. из Ладожского озера под Ленинград были переброшены 40 тендеров. 260-я отдельная бригада и 6-й полк морской пехоты готовились к десантным действиям. Корабли систематически протраливали фарватеры и очищали от мин все новые и новые районы.

        С 5 ноября 1943 г. в соответствии с директивой командующего Ленинградским фронтом Краснознаменный Балтийский флот начал переброску войск 2-й ударной армии из Ленинграда и Лисьего Носа на Ораниенбаумский плацдарм. Успех наступательной операции фронта зависел не только от своевременной перегруппировки войск на новое направление, но и от скрытности ее осуществления.

Противник посматривал и простреливал весь район от пунктов погрузки до пунктов выгрузки. Поэтому погрузка происходила на неосвещенных причалах, а рейсы совершались ночью на затемненных кораблях с расчетом разгрузки и возращения до рассвета. Для маскировки широко применялись дымы, которые ставились катерами, самолетами и береговыми системами дымопуска. С конца декабря транспортировка осуществлялась в тяжелых ледовых условиях, и конвой проводился в сопровождении ледокольных судов.

        Десантно - высадочных средств специальной постройки флот не имел.  Использовались сетевые заградители типа «Онега», теплоход «Кремль», самоходные и несамоходные баржи, буксиры и тральщики (переоборудованные из рыбацких траулеров). Все эти суда имели малую осадку (до 2-х м.). Сложно было производить разгрузки судов в Ораниенбаумском порту, всего в 12 км. от линии фронта, в основном с применением средств «малой механизации»…

         В конце 1943 г. из Ленинграда был перевезен дивизион 101-й морской бригады (3 – 130 мм. батарей и 1 – 152 мм. батарея). Погрузка железнодорожных транспортеров (по 125 т. каждый), проводилась в Торговом порту 200 тонным плавкраном и перевозилась на специальной паромной барже с рельсовыми путями. Разгружались в Ораниенбауме прямо на железнодорожную ветку на пирсе. Это была хорошая проверка организации, сил и средств перевозок.

         Перевозки 2-й ударной армии проходила в два этапа: первый – с 5 по 20 ноября, второй – с 24 декабря по 21 января 1944г.

         Переход судов был организован только ночью в составе небольших групп по заранее протраленным фарватерам и под охраной сторожевых катеров и тральщиков. Безопасность  плавания обеспечивалась системой ПВО, ПМО и ПКО силами Ленинградской Военно – морской базы. При перевозках были в немедленной готовности часть артбатарей, 12 истребителей и 12 штурманов.

         Суда выходили из пунктов погрузки с таким расчетом, чтобы в течение ночи совершить переход в Ораниенбаум, разгрузится там и до рассвета вернуться в Ленинград или Лисий Нос. При этом обеспечивалась скрытность перевозок, но требовалось огромное физическое напряжение, ручной труд, сноровка, мозоли и пот экипажей судов и выгрузочных команд.

         Первый этап закончился успешно, при этом армия и флот не понесли потерь.

         Второй этап начался тогда, когда лед в Невской губе уже достигал 15 см., в этой связи появились дополнительные трудности, потребовалось от личного состава еще большее напряжение сил, искусства и морской выучки. Для проводки судов были дополнительно выделены ледокол «Тасуя», 7 ледокольных буксиров и 6 базовых тральщиков (корпуса слабые, но двигатели мощные). В целях маскировки все суда, привлекаемые к перевозкам, были выкрашены в белый цвет. За время зимних перевозок станции дымомаскировки поставили 923 дымовые завесы.

         С 1 января погрузочные работы в Ленинграде из-за тяжелой ледовой обстановки были прекращены, но и из Лисьего Носа из-за торосистого льда суда не всегда могли выйти в море. Произошло в январе несколько случаев, когда конвои попадали в плотный лед, застревали и подвергались арт-огню противника.

         Всего с 5 ноября 1943 г. по 21 января 1944 г. Балтийский флот перевез из Ленинграда и Лисьего Носа на Приморский плацдарм: 53797 человек, 211 танков, 677 орудий, 2300 автомашин и тракторов, 5800 тонн боезапаса, 4 тыс. лошадей и 14 тыс. тонн различных воинских грузов.

         Непосредственное, руководство организацией и проведением перевозок осуществляли командиры ВМБ контр – адмиралы Н.Д. Кулешов и Г.И. Левченко.

         Это был выдающийся ратный труд моряков Балтики, которые смогли в сравнительно короткий срок и чрезвычайно сложной обстановке осуществить перевозки войск в столь крупных масштабах и без потерь.

         Всем участникам перевозок была объявлена благодарность Военного Совета Ленинградского фронта, а 349 человек были награждены орденами и медалями.

         Перед артиллерией флота была поставлена задача во взаимодействии с артиллерией Ленинградского фронта произвести, мощную артподготовку перед наступлением 42-й и 2-й ударной армии. Морская артиллерия, обладавшая большой мощностью и дальнобойностью (до 40 км.), должна была разрушать узлы сопротивления и опорные пункты противника в тактической глубине обороны, подавить его батареи, дезорганизовать работу вражеских КП, штабов, узлов связи. Кроме того, артиллерия флота должна была непрерывно поддерживать наступающие войска.

         Всего было привлечено 207 орудий калибром от 100 до 406 мм., что составляло до половины всей артиллерии крупного калибра, действующей со стороны Ленинграда.

         Вся корабельная и береговая артиллерия флота была объединена в 5 групп:

         Первая – 84 ствола (100 – 305 мм.), Кронштадтский и Ижорский секторы береговой обороны, бронепоезда «Балтиец» и «ЗА Родину», плавбатарея «Петропавловск» (бывший ЛК «Марат»), ЭМ «Старший» и «Сильный», канонерская лодка «Волга» (командир – полковник Е.А. Проскурин). Эта артиллерия предназначалась для поддержки частей 2-й ударной армии на Ропшинском направлении и была передана в оперативное управление командующему 2-й ударной армии.

         Вторая – 42 орудия (100 – 305 мм.), корабли, дислоцирующие в Ленинграде: ЛК «Октябрьская революция» (бывший ЛК «Гангут»), КР «Киров» и «Максим Горький», КР «Таллин» (недостроенная плавбатарея), лидер «Ленинград», ЭМ «Свирепый» (командир – командующий эскадрой вице – адмирал Ю.Ф. Ралль).

         Третья – 21 орудие (130 мм.), строящиеся ЭМ «Опытный», «Строгий», «Стройный», «Грозящий», канонерские лодки «Сестрорецк», «Зея» и «Ока» (командир – капитан 2 ранга М.Г. Иванов). Все корабли стояли на р. Неве.

         Четвертая – 7 орудий (189 – 406 мм.) Научно – исследовательского морского артиллерийского полигона (Ржевка) (командир – капитан 1 ранга И.Д. Снитко).

         Вторая, третья и четвертая группы были подчинены командующему береговой обороны флота генерал – майору И.И. Малоховскому. Эти группы предназначались для поддержки наступления 42-й армии из района Пулково. Оперативно они были подчинены командующему артиллерией Ленинградского фронта генерал – лейтенанту Г.Ф. Одинцову.

         Пятую группу составляла 101-я бригада морская железнодорожная артиллерии (командир – полковник С.С. Кобец). В бригаде было 53 орудия калибра 130 – 356 мм. Группа находилась в оперативном подчинении 3-го Ленинградского контрбатарейного артиллерийского корпуса.

         Задача артиллерийской группы поддерживать наступающие войска в районах Ропши, Красное Село, Гатчина, Пушкин и др.

          Создание артиллерийской группы обеспечивало более четкое централизованное управление, массированное использование артиллерийских средств на решающих направлениях. В процессе подготовки к операции (2 мес.) артиллерийские группы провели огромную работу по отработке взаимодействия с войсками. Каждой группе были приданы 1 – 2 взвода артиллерийской разведки, к началу операции было развернуто 158 наблюдательных постов.

         Артиллерия флота продолжала поддерживать войска Ленинградского фронта до конца первого этапа. Всего за время операции она провела 1005 стрельб и израсходовала 23624 снаряда калибра 76 – 406 мм. По официальным отчетам за период операции Балтийские артиллеристы обстреляли 876 целей, разрушили 33 дота, 11 узлов сопротивления, уничтожили десятки орудий, подавили более 500  раз огонь вражеских батарей и вызвали 20 больших взрывов и 17 пожаров. Позднее Г.Ф. Одинцов отмечал, что едва ли в военной истории «повторится такой пример классического использования морской артиллерии для нужд наземных войск, как беспримерная боевая работа КБФ в Великую Отечественную войну».

         За успешное выполнение боевых задач ЛК «Октябрьская революция», КР «Максим Горький» (КР «Киров» был награжден в 1943 г. за операцию «Искра»), морской артиллерийский полигон были награждены орденом Красного Знамени. 101-я бригада получила звание гвардейской с присвоением наименования Красносельской.

         Важное значение в успешном проведении наступательной операции имела авиация КБФ. Для участия в операции из состава ВВС КБФ привлекалось 52 бомбардировщика (в том числе 22 торпедоносца), 71 штурмовик, 175 истребителей, 21 разведчик и корректировщик, или 37,8% от общего состава всей авиации фронта, участвовавшие в операции. Если же считать только ударную авиацию, то она составляла 69,1% к авиации фронта.

         Авиация флота, выделенная для участия в операции, была сведена в две группы, соответственно базируясь на два аэродромных узла: ленинградский, (аэродромы Гражданка, Приютино, Каменка) в составе 73-го БАП, 1-го ГМТАП, 21-го ИАП и 15-го ОРАП и приморский (аэродромы Горы Валдай и Борки) в составе 7-го ГШАП, 35-го ШАП, 12-го ИАП и 13-го ИАП. 1-я ГИАД базировалась на аэродроме Кронштадта, островов Лавенсаари и Сескар, имея задачу прикрытия объектов флота в период операции.

         Такое базирование авиации значительно облегчало управление действиями и организацию взаимодействия с 42-й и 2-й ударной армиями. В целях улучшения управления при штабе 2-й ударной армии находился выносной пункт управления (ВПУ) штаба ВВС КБФ.

         Авиация флота, располагая аэродромами на Ораниенбаумском плацдарме, на островах Котлин, Сескар и Лавенсаари, обладала значительно большим оперативным радиусом действий, чем авиация флота. Действуя со стороны Финского залива (где система ПВО противника была значительно слабее), авиация флота могла поражать объекты в тылу противника, подвергая ударам железнодорожные узлы, пути отхода и подвоза резервов от Волосово и Луги до Таллина и Риги.

         Таким образом, действия ударной авиации флота по мощным узлам обороны, путям отхода противника и подвоза резервов на всех этапах операции имели существенное значение для успеха наступления на приморском направлении.

         Задача морской артиллерии ставились в зависимости от этапа операции. При артиллерийской подготовке на нее возлагалось: ударом по батареям противника воспретить огонь по Ленинграду и боевым порядка наших войск, а ударами по командным пунктам, узлам обороны и дорог нарушить управление, связь и сорвать маневр живой силы и техники врага. В задачу артиллерии входили также разрушение опорных пунктов противника в полосе наступления войск.

         При артиллерийской поддержке атак и прорыва обороны противника морская артиллерия должна была методическим огнем, чередовавшимся с короткими огневыми налетами по опорным пунктам и узлам обороны, подавить сопротивление противника, воспретить маневр силами и отсечь пути отхода врага.

         В период артиллерийского сопровождения пехоты и танков в глубине обороны противника, подавления его артиллерийских батарей, уничтожения резервов и техники.

         В целях обеспечения действий авиации морская артиллерия подавляла огонь зенитной и малокалиберной артиллерии противника в районах его опорных пунктов и артиллерийских батарей.

         Так же как и артиллерии, авиации флота задачи ставились по этапам операций. Особенность планирования действий авиации флота заключалась в том, что она, действуя совместно с авиацией 13-й воздушной армии флота, выполняла общие с ней задачи и использовалось в интересах наступления войск 2-й ударной армии. На подготовительном этапе авиация флота должна была: нарушить железнодорожное сообщение путем совместных ударов с морской артиллерией по железнодорожному узлу Гатчина и другим станциям; подавить артиллерийские батареи противника; уничтожить его самолеты на аэродроме Сиверская; прикрыть боевые порядки войск с воздуха и вскрыть систему обороны врага на участках прорыва и на последующих рубежах обороны.

         В ходе операции в задачу входило: нанесение ударов по опорным пунктам и узлам сопротивления, обеспечение продвижения пехоты и танков на направлении главного удара, подавление огня артиллерии и минометов, нарушение перевозок оперативно – тактических резервов и затруднение перегруппировки войск врага при его отходе на рубежи реки Луга, ведение разведки в тактической и оперативной глубине обороны.

         14 января 1944 г. с началом операции «Нева - 2» по метеоусловиям фронтовая авиация не смогла подняться в воздух, но морские штурмовики ИЛ-2 сумели поддержать сухопутные войска.

         Летчики – штурмовики (9 ШАД полковник Г.И. Хатиашвили), сменяя друг друга, в течение всего дня наносили удары по позициям и укрепленным пунктом врага, помогая продвигаться нашим войскам. В этот день штурмовики совершили 62 самолето – вылета на штурмовку и 5 на воздушную разветку.

В первый период операции штурмовики вылетали группами по 2 – 4 самолета, совершали по 3 – 5 вылетов и каждый раз находились в районе переднего края 2 – 3 часа поддерживая наши войска и, нанося  бомбово – штурмовые удары. 17 января летчик ИЛ – 2 капитан И.А. Иржак и стрелок-радист В.Д. Жданов совершили подвиг, подобный подвигу Гастелло – направили свой подбитый самолет на скопление вражеской пехоты и техники.

         В последние дни с улучшением погоды начались массовые вылеты штурмовой, бомбардировочной (8 МТАД – полковник Суханов) и истребительной авиации на поддержку наступающих войск 2-й ударной армии. Особенно отличились самолеты-пикировщики (ПЕ - 2) 73-го бомбардировочного полка  (командир М.А. Курочкин) и прославленные балтийские летчики Герой Советского Союза В.И. Раков, В.Ф. Голубев, А.П. Лазарев, А.К. Карагодин, Д. Савченко, П. Акимов, А. Журзенков, Г. Давыдов и др. Особенно мощные и своевременные удары морские летчики нанесли по укреплениям врага в районах Ропша, Красное Село и Гатчина.

         Примером точности действия пикировщиков является удар – прямое попадание ФАБ – 500 в КП дивизии противника, располагавшегося в Ропшинском дворце, при этом было уничтожено 50 штабных офицеров.

         На период операции выделенные флотом авиационные части были переданы в оперативное подчинение командующему 2-й ударной армии. Командующий авиацией флота генерал – полковник М.И. Самохин вместе с КП ВВС находился на КП армии, что обеспечивало быстроту и полноту управления.

         За время январской операции авиация БФ, несмотря на неблагоприятные условия погоды, сделала 2500 самолето-вылетов. (Всего за операцию «Нева-2» совершено 4500 самолето-вылетов). Ею были уничтожены 18 дзотов, 33 артиллерийских и минометных батарей, 21 танк, более 1300 автомашин, 68 железнодорожных вагонов и 20 различных складов. В воздушных боях морские летчики сбили 20 самолетов противника, рассеяли и частично уничтожили более трех полков пехоты.

         За образцовое выполнение заданий командования флота в операции получили почетные наименования: 9 ШАД – Ропшинской, 8 МТАД – Гатчинской. 73 бомбардировочный полк стал гвардейским, два авиаполка (21 и 15) – награждены орденами Красного Знамени.

         Сотни лучших авиаторов были награждены орденами, десяти наиболее отличившимся Балтийским летчикам было присвоено звание Герой Советского Союза.

         В операции по полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады в январе 1944 г. в составе 2-й ударной и 42-й армии принимали участие 7 бригад (2, 3, 5, 55, 69, 70, 73) морской пехоты и морской стрелковых бригад.

         До самого начала операции «Нева-2» на Приморском плацдарме, морским пехотинцам было доверено удерживать важную высоту «Гора Колокольня», обильно политую кровью ее защитников. Здесь в янворе был развернут передовой КП командующего 2-й ударной армии, на котором в начале операции находился и командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л.А. Говоров. Здесь же находился и командир 90-й стрелковой дивизии полковник Н.Г. Ляшенко (бывший командир 73 ОМСБ, будущий генерал армии).

         24 января 2-я ОБМП успешными атаками овладела районом Новая Буря, Никорово, Лопухинка. 25 – 26 января были освобождены Закорново, Воронине, а 28 января – Копорье. 5-я ОБМП наступала на правом фланге 2-й ударной армии – вдоль побережья Финского залива. Бойцы морской пехоты проявляли массовый героизм, неудержимое стремление к победе.

         Командующий фронтом генерал Л.А. Говоров дал высокую оценку «Нарвскому десанту», проведенному на втором этапе операции.

         За две недели наступления были полностью освобождены Ленинградская и Новгородская области, а так же часть Псковской.

         Вдоль южного побережья Финского залива наступали соединения 2-й ударной армии. 3 февраля они вышли к реке Нарва от Нарвского залива до Чудского озера. На этом рубеже гитлеровцы создали мощные укрепленные позиции, стянули отборные войска – начались ожесточенные бои.

         Для удара в тыл противника со стороны Нарвского залива в ночь на 14 февраля с катеров у деревни Мерекюла балтийцами был высажен десант в составе усиленного батальона (516 человек) автоматчиков 260-й ОБМП, под командованием майора С.П. Маслова. Высадка проходила под артиллерийским и пулеметным обстрелом.

         На берегу, десантники оказались в исключительно сложной обстановке. Но моряки не отступили и, сражаясь отдельными группами с превосходящими силами противника, сделали все, что могли, для выполнения поставленной задачи. Своими действиями они отвлекли на себя часть противника и помогли нашим наступающим частям. Морские пехотинцы прорвали вражескую оборону, разгромили штаб дивизии  СС и вышли к важнейшим коммуникациям противника. Но сами моряки-десантники почти все погибли в неравной схватке с врагом.

         Многие балтийские офицеры – морские пехотинцы в период войны выросли в крупных общевойсковых командиров: Н.Г. Ляшенко, П.Л. Романенко, В.К. Зайончковский, Ф.А. Бурмистров и др.

         Тысячи морских пехотинцев отдали свои жизни, защищая Ленинград. Но память об их героизме передается из поколения в поколение ленинградцев (петербуржцев).

         О подвигах морских пехотинцев напоминают названия улиц (Морской пехоты, Десантников, Типанова), кораблей и судов, величественные памятники и обелиски, стихи и песни. Память – тоже сила, тоже оружие.

         27 января 1944 г. была освобождена Октябрьская железная дорога, соединяющая Ленинград с Москвой. Этот день стал днем полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

         Благодаря успешной операции под Ленинградом операционная зона Балтийского флота, ленинградцы были избавлены от варварских артиллерийских обстрелов.

         Таким образом, Краснознаменный Балтийский флот сыграл важную роль в битве за Ленинград. В этой битве участвовали все силы флота – надводные корабли, подводные лодки и боевые катера, морская авиация, береговая и противовоздушная оборона флота, морская пехота. Огромные усилия флота в борьбе с немецко- фашистскими войсками и его большой вклад в победу в битве за Ленинград были отмечены награждением Балтийского флота вторым орденом Красного Знамени. Ладлжская флотилия и Ленинградская военно-морская база также были награждены орденом Красного Знамени, 67 кораблей, частей и соединений флота удостоены правительственных наград, гвардейских званий и почетных наименований. 151 балтийцу было присвоено звание Героя Советского Союза, а четверо из них удостоены этого звания дважды. Подвиги тысяч балтийских моряков отмечены орденами и медалями. Все участники героической обороны Ленинграда награждены медалью «За оборону Ленинграда».

         Ленинградская битва – славная страница боевой летописи нашей Родины, Ленинграда и дважды Краснознаменного Балтийского флота.

 

 

Примечание

1.     Балтийский флот. Военно-Морской флот в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. – СПб., 2006.

2.     Очерки из истории Балтийского флота: в 5 т. Т. З. – Калининград, 2000.

3.     История Второй мировой войны 1936 – 1945 гг.: в 12 т. Т. 8. – М., 1977.

4.     Боевой путь Советского Военно-Морского флота. – М., 1974.

5.     История военно-морского искусства. – М., 1970.

6.     Военно-исторический журнал. – 1974. – № 2.

7.     Краснознаменный Балтийский флот в завершающий период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – М., 1975.

 

 


 

Боевые действия Краснознаменного

Боевые действия Краснознаменного

Одной из задач оставалась нарушение германских морских перевозок в

Одной из задач оставалась нарушение германских морских перевозок в

Противник посматривал и простреливал весь район от пунктов погрузки до пунктов выгрузки

Противник посматривал и простреливал весь район от пунктов погрузки до пунктов выгрузки

Первый этап закончился успешно, при этом армия и флот не понесли потерь

Первый этап закончился успешно, при этом армия и флот не понесли потерь

КП, штабов, узлов связи. Кроме того, артиллерия флота должна была непрерывно поддерживать наступающие войска

КП, штабов, узлов связи. Кроме того, артиллерия флота должна была непрерывно поддерживать наступающие войска

Задача артиллерийской группы поддерживать наступающие войска в районах

Задача артиллерийской группы поддерживать наступающие войска в районах

Кронштадта, островов Лавенсаари и

Кронштадта, островов Лавенсаари и

Так же как и артиллерии, авиации флота задачи ставились по этапам операций

Так же как и артиллерии, авиации флота задачи ставились по этапам операций

М.А. Курочкин) и прославленные балтийские летчики

М.А. Курочкин) и прославленные балтийские летчики

Ленинградским фронтом генерал армии

Ленинградским фронтом генерал армии

Тысячи морских пехотинцев отдали свои жизни, защищая

Тысячи морских пехотинцев отдали свои жизни, защищая

История военно-морского искусства

История военно-морского искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021