Ананьева Елена Вадимовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СШ 100 Кировского района
Волгограда
«Святая Параскева – Пятница - родник живой христовой веры»
Интерактивный квест.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство, литература и история страны, природа. Эти понятия лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
В школе необходима такая организации деятельности, которая обеспечила бы духовно-нравственное развитие, творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Игра — феноменальная человеческая деятельность. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческопоисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма деятельности. Развивая учащихся посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать теоретический материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Предлагаем для рассмотрения опыт подготовки и проведения интерактивного квеста «Святая Параскева – Пятница - родник живой христовой веры» для 5 – 6 – 7 класса общеобразовательных учреждений, в рамках духовно-нравственного развития учащихся.
Участники интерактивного квеста «Святая Параскева – Пятница…»
- откроют для себя новые знания об истории жизни и духовного подвига святой, изучая житийную литературу;
- продемонстрируют на практике полученные знания в ходе проведения интерактивного квеста;
- получат возможность высказать свою точку зрения по теме игры, приняв участие в ней;
- откроют для себя главные духовно-нравственные ценности создателей житийного источника, выполняя конкурсные задания.
Участники квеста не пассивно воспринимают «правильные» слова взрослого, а совместно с педагогом обнаруживают проблемную ситуацию, через которую вырабатывают образцы нравственной и духовной культуры. Если же решение уже найдено, оно обсуждается, взвешивается его правильность.
Квест состоит из следующих этапов.
(сбор материала, составление своих «копилок», словариков…). Участникам квеста рекомендуется познакомиться с историей жизни святой Параскевы, знать самые яркие события из её жизни. Подготовить краткое представление своей команды.
Организовать встречу и беседу с духовенством храма (ближайшего к школе) для уточнения и корректировки знаний о жизни и духовном подвиге святой. Провести интервью с настоятелем храма.
Команды — участницы должны иметь единый стиль в элементах одежды (например, цветовая гамма, галстуки, косынки, эмблемы, но отражающие тематику игры).
Квест может проходить на территории Церкви Святой великомученицы Параскевы Пятницы.
Интерактивный квест состоит из 6 этапов - заданий.
На каждом этапе команды получают задание, которое выполняют, используя ресурсы, предлагаемые ведущими этапов квеста.
1. этап - задание: «Житие Святой Параскевы - Пятницы». (время работы на этапе - 10
минут)
Конкурс агиографов. (Агиография — изучение жития святых).
Ведущий этапа раскрывает термин «агиография», показывает актуальность знакомства с текстами Жития святых (на примере жизни и духовной стойкости святой) для современного школьника.
Команде участников предлагается выполнить задание: работа с текстом из Жития Святой Параскевы с фактическими ошибками, необходимо найти, исправить и внести верные факты (от 6 до 8 ошибок) на контрольный листочек.
2. этап - задание: «Святая иконопись». (время — 10 минут)
Конкурс знатоков иконописи.
Ведущий этапа предлагает участникам квеста внимательно рассмотреть житийную икону и в нужном порядке расставить клейма на свои места, постараться объяснить причину выбора.
Участникам квеста работают с иконой, составляя небольшой рассказ о жизни святой Параскевы. Задача команда распределить клейма на свои места и объяснить выбор.
3. этап - задание: «Текст». (время работы — 10 минут)
Конкурс «Святые Параскевы»
Ведущий этапа в познавательной форме рассказывает о том, что Христианская церковь, кроме мученицы III века, почитает ещё несколько святых того же имени.
Командам предлагается заполнить деформированный текст, повествующие о святых того же имени. Задача команды восстановить тексты.
4. этап - задание: «Золотое перо». (время — 10 минут)
Конкурс старославянских прописей.
Ведущий этапа в познавательном формате знакомит команды с особенностями письма славянской азбуки, показывает некоторые элементы написания, распространенные «шрифты», устройство старославянской «ручки» и «бумаги».
Команды получаются пакет с заданием: для каждой команды одно краткое высказывание и листы бумаги для каждого участника для записи высказывания старославянским стилем. Возможно задание: написать «письмо» для святой Параскевы.
5. этап - задание: «История церкви Святой Параскевы». (время — 10 минут) Конкурс историков
Ведущий этапа в познавательной форме знакомит участников квеста с историей церкви Святой Параскевы. Главные события. Команды получают пакет с заданием заполнить кроссворд.
6. этап - задание: «Стихи отечественных поэтов о Святой параскеве - Пятнице».
Поэзия души и духа
Один участник команды выразительно исполняет стихотворение
отечественных поэтов, посвященных духовному подвигу святой» (регламент до З минут).
Итог квеста.
При оценивании результатов деятельности используем технологию оценивания учебных успехов. Приём: «Закончи предложение»
- Сегодня в ходе квеста я узнал …
- Сегодня во время квеста я вспомнил …
- Сегодня в ходе игры я уяснил …
- Сегодня на этапе квеста я научился …
Приём «Свободный микрофон» - каждый участник игры в свободной форме расскажет о своей деятельности.
Все участник квеста награждаются.
Литература
Страдание святой великомученицы Параскевы // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип. 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 28. — С. 584.
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь. / Под общ. ред. Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых. — Тверь: «Булат», 2004
Никитина А.В. Русская традиционная культура. Учебное пособие для иностранцев. — М.: ФЛИНТА, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.