КВЕСТ «КОСМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Соловьева Светлана Ивановна, учитель английского языка
МАОУ СОШ № 53 г. Томска
Введение
Мероприятие посвящается Дню космонавтики и является заключительным по итогам проведения цикла профориентационных внеклассных занятий и классных часов, посвященных освоению космоса. Мероприятие позволяет учащимся больше узнать о личности первого космонавта Юрия Гагарина; способствует их стремлению к знаниям; воспитывает моральные качества, гордость за страну, патриотизм; заставляет им задуматься о будущем, о смысле жизни и, возможно, повлияет на выбор их будущей профессии.
Данное мероприятие составляет часть профориентационной работы, в которую включены профессиональные пробы. В рамках подготовки к мероприятию дети посещают Томский экономико-промышленный колледж (ТЭПК), где знакомятся с такими профессиями, как фрезеровщик и монтажник.
Выбор формы проведения мероприятия «квест» обоснован тем, что ведущей деятельностью восьмиклассника является общение. Использование современных форм проведения внеклассных мероприятий, способствует повышению интереса детей, сплочению коллектива, а также развитию их творческих способностей. Кроме того, наибольший интерес в этом возрасте у учащихся вызывают приключенческие или игровые технологии. В данном квесте (от англ. «quest» - путешествие) игроки должны добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание/самостоятельно пройти «путешествие»), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с другими участниками квеста.
В мероприятии принимают участие также учащиеся 9 класса. Это обусловлено тем, что становление и сплочение коллектива происходит за счет взаимодействия детей, как внутри своего класса, так и с детьми других классов.
Цель: показать роль нашей страны, значение первого полета космонавта Ю.А Гагарина в освоении космоса.
Задачи:
образовательные: активизировать познавательную активность учащихся через игровые формы; обобщить и углубить представление о первом полёте человека в космос; познакомить школьников с классом профессий в практико-ориентированной деятельности.
развивающие: способствовать формированию навыков общения, умения работать в коллективе.
воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма и сознания гражданина своей Родины, знающего её историю, уважительно относящегося к славным свершениям предшествующих поколений.
Оборудование:
· компьютер
· проектор
· презентация (Приложение 1)
· раздаточный материал: 5 фотографий и 10 ФИО космонавтов; макеты космической ракеты, карточки для самооценки, наклейки ракеты (красные, зеленые), наклейки звезды (Приложение 2)
· видео приложение «Полет Ю. Гагарина», «Он сказал Поехали!» (Приложение 3)
· музыкальные фонограммы (фэшмоб «Dj Slava-Будь готов, всегда готов, как Гагарин и Титов», «Имперский марш»; «Кто хочет стать миллионером?» (Приложение 4)
· хэштэг #ПОЕХАЛИ (из дерева)
· селфи-палки
· бейджики-флажки (радист, космонавт, инженер-конструктор)
Ход мероприятия
I. Вводная часть (Слайд 1)
- Ребята, какое сегодня число? (12 апреля)
- Скажите, какой сегодня праздник? (День космонавтики)
- А вы знаете, почему День космонавтики отмечают 12 апреля? (потому что 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космическое пространство на корабле «Восток») Дети смотрят видео запись «Полет Гагарина» (Приложение 2), (слайд 2)
II. Заполнение кластера «Герой»
- За осуществление первого в мире космического полета Ю.А. Гагарину присвоено звание майора и впервые утвержденное звание «летчик космонавт» (слайд 3). За героический подвиг – первый полёт в космос, прославивший нашу Родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение делу прогресса всего человечества – присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
- Ребята, а кто такой «герой» по-вашему, какими качествами он должен обладать? Давайте заполним кластер, вам хорошо известен этот прием работы. (слайд 4).

Справка:
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы, когда выделяются смысловые единицы текста. Данная схема может быть выполнена в форме грозди, пучка, созвездия и пр.
Технология составления кластера
ü ключевое слово;
ü запись других слов вокруг основного, которые обводятся и соединяются с основным понятием;
ü каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
ü взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
III. Экскурсия В ТЭПК (Слайд 5)
- На видео вы увидели, что первый полет был сам по себе уникален. Несмотря на небольшую продолжительность – 180 мин, он был первым, и было доказано, что человек может жить и работать в космосе. На земле появилась новая профессия – космонавт. А какие еще космические профессии вы знаете? (Дети дают свои варианты ответов)
- Совсем недавно мы с вами ходили на экскурсию в ТЭПК и познакомились там с двумя профессиями, какими? (монтажник и фрезеровщик). Расскажите, пожалуйста, с чем связаны эти профессии.
Дети рассказывают свои впечатления об экскурсии в ТЭПК. (Монтажники ведут сварку электрического оборудования, радиоэлектронной аппаратуры, металлических конструкций. Фрезеровщики производят алюминиевые детали для космических аппаратов).
IV. Квест (Слайды 6)
- Ну вот, мы с вами узнали много нового и интересного о космосе. А сейчас я хочу пригласить моих помощниц, которые проведут с вами квест. Поприветствуем их «Звездные Лизы». Называются имена 2-х девочек-ведущих».
Звучит фонограмма (Приложение 4) «Имперский марш» (слайд 7).
(слайд 8)
-Мы заранее разделились на 2 команды, я приглашаю капитанов представить свои команды.
-Сейчас командам нужно разделится на 3 подгруппы, которые мы назовем 3 сектора:
первый сектор: космонавт - летчик, который управляет ракетой
второй сектор: радист - который обеспечивает связь с землей
третий сектор: инженер-конструктор - который проектирует ракеты.
Квест-игра представляет собой поиск. Выполнив все задания, вы найдете космический подарок/приз, а какой, вы узнаете позже. Слушаем правила квеста.
Правила:
Каждая подгруппа выполняет собственное задание. Для выполнения задания у каждой группы по 5 минут. Раздаточный материал с заданиями лежит на столах.
1 задание (космонавт). Перед вами 5 фотографий с изображением космонавтов СССР, и 10 имен космонавтов, вам необходимо за 5 минут соотнести каждую фотографию с ФИО космонавтов (слайды 9-13).
Комментарии к 5 фото:
Ю. Гагарин - первым совершил полёт в космос.
Г. Титов - совершил второй полете в космос, является дублером Ю. Гагарина.
В. Терешкова - первая женщина космонавт.
А. Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос.
Н. Рукавишников - этот космонавт наш земляк, Томич.
2 задание
(инженер-конструктор). Дети получают макет ракеты, который разрезан на 3
части. Вам необходимо собрать космический корабль и подписать каждую его часть
за 5 минут. В этом вам поможет текст о космическом корабле.
Что такое ракета-носитель? Ракета-носитель выводит на орбиту космический корабль, который укреплён в голове ракеты. А ниже располагаются ступени, в которых есть свои двигатели и свой запас топлива. Когда ракета поднимется на нужную высоту и отделится последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится спутником Земли.
Космический корабль состоит из нескольких отсеков:
– орбитальный отсек,
– главный отсек,
– отсек для оборудования.
В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда они управляют кораблём, связываются с Землёй по радио. Это единственная часть корабля, которая возвращается на Землю. Из своей кабины через люк-лаз космонавты попадают в орбитальный отсек. Здесь они проводят научные эксперименты, спят и занимаются спортом. Из орбитального отсека космонавты могут выйти в открытый космос. А в отсеке для оборудования располагаются двигатели и хранится запас топлива.

Сверяем полученное со слайдом 14.
3 задание (радист) слайд 15. Из букв слова «КОСМОНАВТИКА» составить за 5 минут как можно больше новых слов.
- Засекаем время 5 мин. Перед тем как дать старт к выполнению квеста, начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Старт!
Ответы проверяются после выполнения детьми заданий.
V. Викторина (Слайды 16-20)
- Сейчас вам необходимо устно ответить на вопросы викторины:
1. Какой позывной был у Ю. Гагарина? (Кедр)
2. Кто был дублером Гагарина в первом полете? (Титов Г.C.)
3. Как назывался космический корабль, на котором летел Гагарин? (Восток)
4. Как называется космическая станция, проработавшая на орбите много лет, и недавно прекратившая свое существование? (Мир)
5. Кто был главным конструктором космического корабля, на котором летал Гагарин? (Королёв Сергей Павлович)
4 задание для всех. Кто знает ответ - поднимает карточку. Из полученных звезд составить новое созвездие и дать ему название (слайд 21).
VI. Самооценка учащихся. Рефлексия (Слайд 22)
Мы с вами готовились к полету. Готовы ли вы? Оцените свою готовность.
Дети заполняют карточки самооценивания, сдают затем их ведущим, карточки проверяются.
|
Знаю историю космонавтики (от 1 до 5 звездочки) |
Познакомился с ракетно-космическими профессиями (от 1 до 5 звездочки) |
Использую на практике полученные знания (квест) (от 1 до 5 звездочки) |
Горжусь своей страной (от 1 до 5 звездочки)
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
У детей заполненные карточки для самооценивания с критериями.
- Готовы ли вы к полету? Кто считает, что он готов, берет красную ракету, кто считает, что не готов, берет зеленую ракету. Дети наклеивают на звездное небо ракету определенного цвета. Затем дети строятся для проведения флэшмоба.
VI. Подведение итогов мероприятия
- Ребята, вспомним, что сказал Ю. Гагарин перед тем, как полететь в космос? (Поехали!) Дети смотрят видеофрагмент «Он сказал поехали!» (слайд 23)
Мальчик(и) выносит хэштэг #ПОЕХАЛИ
Девочки-ведущие читают стих А. Твардовского:
«В ряду десятилетья каждый год
Мы метили космическими вехами
Но помни, к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
- Флэшмоб (слайд 24). Звучит фонограмма «Dj Slava-Будь готов, всегда готов, как Гагарин и Титов» (Приложение 4). Дети показывают заранее подготовленный танец.
- Селфи. Фотографируются всем классом с хэштегом #поехали (слайд 25).
- Вручение космического приза (еда в тюбиках). Учитель выносит коробку, в которой лежат подарки для детей (еда в тюбиках) и раздает космические призы детям. (слайд 26).
Литература (Интернет-источники)
1. https://www.roscosmos.ru/22011/
2. https://www.smolpedagog.ru/lesson%208.html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%E2%80%94_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%BE%D0%B2
4. https://ppt-online.org/247437
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.