Квест по химии для студентов системы СПО
Актуальность выбранной формы: живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует знакомства, общение и служит хорошим способом познакомить совершенно незнакомую компанию. Кроме того, поскольку цели персонажей часто являются противоположными, живые квесты несут в себе элемент соревновательности. Кроме этого, живые квесты способствуют развитию аналитических способностей.
Цель мероприятия: повторить, обобщить и систематизировать знания о классах неорганических веществ и их общих свойствах.
Задачи:
Воспитательные
· вызвать интерес к предмету;
· развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;
Образовательные
· обобщить знания о свойствах классов неорганических веществ, уметь находить вещества, с которыми взаимодействуют предложенные соединения
· формировать ключевые понятия:
· обучать учащихся самостоятельному приобретению новых знаний.
· побуждатьстудентов к исследовательской деятельности с использованием различных информационных ресурсов;
· развивать познавательный интерес к предмету химии
· развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать вещества и обобщать знания о свойствах веществ, мыслить абстрактно; стимулировать учащихся на совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.
Здоровьесберегающие
· учитывать возрастные особенности детей;
· выстраивать модель здоровьесберегающего урока;
· избегать перегрузок.
«Химический квест
Актуальность выбранной формы: живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует знакомства, общение и служит хорошим способом познакомить совершенно незнакомую компанию. Кроме того, поскольку цели персонажей часто являются противоположными, живые квесты несут в себе элемент соревновательности. Кроме этого, живые квесты способствуют развитию аналитических способностей.
Цель мероприятия: повторить , обобщить и систематизировать знания о классах неорганических веществ и их общих свойствах.
Задачи:
Воспитательные
· вызвать интерес к предмету;
· развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;
Образовательные
· обобщить знания о свойствах классов неорганических веществ, уметь находить вещества, с которыми взаимодействуют предложенные соединения
· формировать ключевые понятия:
· обучать учащихся самостоятельному приобретению новых знаний.
· побуждатьстудентов к исследовательской деятельности с использованием различных информационных ресурсов;
· развивать познавательный интерес к предмету химии
· развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать вещества и обобщать знания о свойствах веществ, мыслить абстрактно; стимулировать учащихся на совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.
Здоровьесберегающие
· учитывать возрастные особенности детей;
· выстраивать модель здоровьесберегающего урока;
· избегать перегрузок.
Подготовка мероприятия: предварительно учащиеся получают задание повторить свойства всех классов неорганических соединений. Отбирается группа экспертов (из отличников), которая создает подсказки, головоломки, задания для прохождения квеста. Два ученика помогают в подготовке оформления.
Ход мероприятия
Вступление: Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний. У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что химия - прекрасная наука.
У нас есть 6 команд по 5 человек. Давайте придумаем названия своим командам.
Правила квеста: каждой команде даётся по конверту с инструкцией по дальнейшему действию. В конвертах будет всегда говориться о месте перемещения. В каждой локации вы делаете задание. Только после этого даётся следующий конверт. За прохождение каждой локации даются по жетоны. Кто в конце игры соберет все жетоны, а следовательно, и пройдет все локации, считается победителем.
Локация 1. Кабинет химии №304
Конверт №1 (команда 1).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить первое задание вам нужно его найти. Номер кабинет, где оно находится необходимо рассчитать. Вам необходимо найти молярную массу CuSO4. Затем к полученному числу прибавить молярную массу двух атомов магния Желаю удачи! (каб.208).
Конверт №2 (команда 2).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить первое задание вам нужно его найти. Номер кабинета, где оно находится необходимо рассчитать. Вам необходим вычислить массу 3,04 моль карбоната кальция. Желаю удачи! (каб.304)
Конверт №3 (команда 3)
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить первое задание вам нужно его найти Посмотрите на таблицу Д.И. Менделеева в кабинете, в ней вас ждет подсказка. (Подсказка: первая цифра кабинета - количество элементов в 3-6 группе главной подгруппы, вторая – число электронов у хлора на последнем энергетическом уровне).Желаю удачи! (каб 207).
Конверт 4 (команда 4)
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить первое задание вам нужно его найти.
Номер кабинета, где оно находится необходимо рассчитать. Первая цифра кабинета - валентность алюминия в соединениях, вторая- степень окисления его атома, третья – число энергетических уровней у элемента углерод. Желаю удачи! (каб. 302).
Конверт 5 (команда 5)
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить первое задание вам нужно его найти.
Номер кабинета, где оно находится необходимо рассчитать. Первая цифра кабинета масса молекулы водорода, вторая – степень окисления его молекулы, третья - количество букв в названии типа связи в хлориде натрия. Желаю удачи! (каб.206).
Конверт 6 (команда 6).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить первое задание вам нужно его найти. Номер кабинета, где оно находится необходимо рассчитать. Первая цифра кабинета - число неспаренных электронов на последнем энергетическом уровне углерода, вторая - количество букв в слове, которое обозначает двойственность свойств (проявление кислотных и основных свойств) элементов. Желаю удачи! (каб. 212).
Локация 2.
Локация 2.
Задание 1 . Отгадайте загадки (по 3 загадки команде) или ребус (смотри приложение).
Команда 1 (кабинет № 208) 1.Я – газ, простое вещество, 2.Кислота тепла боится, быстро в воду превратится. 3.Молоко не скисло, на стене повисло. |
Команда 2 (кабинет № 304) 1.Не трудна загадка эта: 2. Богатырем его не зря назвали, 3. Какой элемент называют по имени одной части света? |
Команда 3 (кабинет № 207) 1.Порознь каждый ядовит, вместе будет — аппетит. 2.По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид. (хром) 3.В холод прячется в нору, поднимается в жару(столбик ртути в термометре). |
Команда 4 (кабинет № 302) 1.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. 2.Какой неметалл является лесом? 3.Какой металл по древней мифологии обречен на «вечные муки»? |
Команда 5 (кабинет № 206) 1.Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.(мел) 2. Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит? (алюминий) 3. Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет? (муравьиная) |
Команда 6 (кабинет № 212) 1.Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина) 2.Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит? (калий) 3.Только в воду соль попала, холодней в стакане стала (Нитрат аммония) |
Конверт № 1 – задание выдается в 208 каб (команда 1). Для дальнейшего прохождения квеста необходимо переместится на третий этаж. Там необходимо сказать пароль человеку, стоящему с портретом ученого, открывшего закон сохранения массы веществ; (необходимо сказать фамилию ученого и дату открытия закона). (М.А.Ломоносов,А. Лавуазье 1789г)
Пароль: (необходимо сказать хором).
Не сыпьте NaCl нам,
Не плачьте вы навзрыд!
Не думайте о худшем,
Ведь дружба победит!
Конверт №2 – задание выдается в304 (команда 2.) Для дальнейшего прохождения квеста необходимо переместится на третий этаж. Там необходимо сказать пароль человеку, стоящему с портретом выдающегося русского ученого, педагога и общественного деятеля, который в 35 лет совершил величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии. (необходимо сказать фамилию ученого и дату открытия периодического закона) ( Д.И. Менделеев, 1.03 1869)
Пароль: (необходимо сказать хором).
Знаем - химия наука
Очень непростая штука.
Чтобы химиками быть,
Нужно формулы учить.
Конверт 3– задание выдается в 207 каб (команда 3). Для дальнейшего прохождения квеста необходимо переместится на третий этаж. Там необходимо сказать пароль человеку, стоящему с портретом ученого, сформулировавший закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (необходимо сказать фамилию ученого и год формулировки учения). (1811, А. Авогадро)
Пароль: (необходимо сказать хором).
Все элементы химии
Есть в нашем организме,
Если вдруг чего не хватит,
Начнутся катаклизмы.
Конверт 4 – задание выдается в 302 каб.(команда 4). Для дальнейшего прохождения квеста необходимо переместится на третий этаж. Там необходимо сказать пароль человеку, стоящему с портретом ученого, открывшего теорию химического строения органических веществ (необходимо сказать фамилию ученого и год формулировки учения). (А.М. Бутлеров 1860)
Пароль: (необходимо сказать хором).
Натрий солим мы в еду
Золото исполняет мечту
И без химии вообще
Мы не можем жить нигде!
Конверт 5 – задание выдается в 206 каб. (команда 5). Для дальнейшего прохождения квеста необходимо переместится на третий этаж. Там необходимо сказать пароль человеку, стоящему с портретом ученого, сформулировавшего принцип химического равновесия (необходимо сказать фамилию ученого и год формулировки учения). (Ла Шетелье, 1884г.)
Пароль: (необходимо сказать хором).
Фосфор нужен голове
Калий бродит по еде
Углеродом я пишу
Кислородом я дышу
Конверт 6 – задание выдается в 212 каб. (команда 6). Для дальнейшего прохождения квеста необходимо переместится на третий этаж. Там необходимо сказать пароль человеку, стоящему с портретом английского химика, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
Пароль: (необходимо сказать хором).
В нашей жизни сложной
Нельзя без химии прожить,
Науку эту, точно,
Нельзя не полюбить!
На 3 этаже команды получают конверты для выполнения следующего задания.
Конверт №1 (команда 1).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить следующее задание вам нужно его найти. Номер кабинета, где находится следующее задание, необходимо рассчитать. Первая цифра номера кабинета – число электронов у кальция. Вторая цифра символизирует количество букв в фамилии ученого, который в 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества (А. Авогадро). Желаю удачи! (кабинет 208)
Конверт № 2(команда 2).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить следующее задание вам нужно его найти. Номер кабинета, где находится следующее задание, необходимо рассчитать. Необходимо найти молярную массу CuSO4. Затем из полученного числа вычесть число протонов олова. Желаю удачи! (110 кабинет).
Конверт № 3 (команда 3).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить следующее задание вам нужно его найти. Номер кабинета, где находится следующее задание, необходимо рассчитать. К числу нейтронов бария прибавить заряд ядра йода и вычесть массу 1 атома серы. Желаю удачи! (102 кабинет)
Конверт № 4(команда 4).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить следующее задание вам нужно его найти. Номер кабинет, где оно находится необходимо рассчитать. Вам необходимо рассчитать объем 4,5 моль углекислого газа (данные округлить). Желаю удачи! (кабинет 101)
Конверт № 5(команда 5).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить следующее задание вам нужно его найти. Номер кабинета, где находится следующее задание, необходимо рассчитать. Первая цифра кабинета – валентность кальция, вторая – степень окисления молекулы водород, третья – сумма всех коэффициентов в уравнении реакции: S + O2 = SO3Желаю удачи!
(кабинет 207)
Конверт № 6(команда 6).
Уважаемые игроки, для того, чтобы получить следующее задание вам нужно его найти. Номер кабинета, где находится следующее задание, необходимо рассчитать. Первая цифра кабинета число элементов побочной подгруппы 2 и 3 периода, вторая – максимальная степень окисления серы. Желаю удачи! (кабинет 206)
Локация 3.
Отгадайте, что спрятано в шкатулке?
Задание 1. (кабинет № 208)
Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Что в шкатулке? (поваренная соль, или хлорид натрия).
Задание 2 (кабинет 110)
Какой тугоплавкий металл входит с состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200 грамм можно вытянуть проволоку длиной 80 км. Что в шкатулке? (вольфрам).
Задание 3 (кабинет 102)
Его изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки - ладан, в Китае - корень женьшеня, в середине 19 в. - свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы, розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция? Из чего изготавливается сейчас? Что в шкатулке? (жевательная резинка, каучук).
Задание 4 (кабинет 101)
Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц. Что в шкатулке? (сероводород).
Задание 5 (кабинет 207)
Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, для изготовления пуль и дроби. Что в шкатулке? (свинец).
Задание 6 (кабинет 206)
Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он используется в огнетушителях. Что в шкатулке? (углекислый газ).
Конверт 1 (заключительный, одинаковый для всех команд)- выдается в кабинетах локации 3.
Ваша команда перемещается в кабинет, номер легко вычислить. Для этого рассчитайте массу 12% раствора, если для его приготовления взяли 36,48г поваренной соли. Получившееся число и будет означать номер финального кабинета. Желаю удачи! (кабинет 304).
Локация 4. Каб 304
Задание 1. Необходимо из предложенных букв собрать слово, означающее соединения химических элементов с кислородом и проявляющие кислотные, основные и амфотерные свойства. (Оксид)
Задание 2. Необходимо из предложенных букв собрать слово, означающее химический элемент находящийся в жидком состоянии, но относящиеся к классу металлы. (Ртуть).
Задание 3. Необходимо из предложенных букв собрать слово, означающее сильную одноосновную кислородосодержащую кислоту, в которой центральный элемент, входящий в ее состав, является жизненно необходимым для организма человека, он входит в состав аминокислот и белков и проявляет максимальную валентность. (Азотная)
Задание 4. Необходимо из предложенных букв собрать слово, означающее химический элемент, металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не теряет свежести, даже при длительном хранении. (Серебро).
Задание 5. Необходимо из предложенных букв собрать слово, означающее газ, который может выступать химическим оружием . Мир о нем узнал 22 апреля 1915 г., когда около г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат. (Хлор).
Задание 6. Необходимо из предложенных букв собрать слово, означающее название соли алюминия, где в кислотном остатке содержится элемент в высшей степени окисления, простое вещество которого может образовывать несколько аллотропных модификаций, соединения этого элемента содержатся в костях всех позвоночных и обуславливает их прочность. (фосфат)
Подведение итогов.
Приложение.
К локации 2. Ребусы
1.
. Химия
1.
Золото
1. Менделеев
2. серебро
3. ртуть
1. пробирка
2. реакция
1. олово
1. молекула
2. медь
йод
1. бор
Ответы на ребусы:
1. Химия 2. Золото 3. Менделеев 4. Серебро 5. Ртуть 6. Пробирка 7. Реакция
8. Олово 9. Молекула 10. Медь 11. Йод 12. Бор
Список литературы:
1.Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ". - http://ito.bitpro.ru/2005
2.Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2008, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
3.http://pesochnizza.ru/rebusy/rebusy-po-himii
4.http://www.vsezagadki.ru/2017/04/zagadki-na-temu-ximiya/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.