Государственное образовательное учреждение Республики Коми
«Физико–математический лицей-интернат»
Квест
«По страницам войны»
Методическая разработка мероприятия
для учащихся 7-9 классов
Составитель:
Носова Наталья Иосифовна,
педагог-библиотекарь
Сыктывкар
Актуальность:
Наше время – время бурных перемен, преобразования общества – требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила Российского государства, процветание его граждан, прежде всего, зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико-патриотических традиций нашей Родины, создание условий для формирования у учащихся чувства гордости за величие нашей страны, уважения к наследию. В 2020 году наша страна отмечала 75–летие Великой Победы. Этим мероприятием мы хотим подчеркнуть значимость данного события для страны, недопустимость забвения подвига народа в борьбе фашистскими захватчиками за независимость. Популяризация художественной литературы, посвященной Великой Отечественной войне, становится неотъемлемой частью в воспитании подрастающего поколения.
Цель: вовлечение учащихся 7-9 классов в изучение событий Великой Отечественной войны через художественную литературу, кинофильмы и музыку.
Задачи:
Ø формирование у подрастающего поколения патриотических чувств сопричастности к истории Отечества;
Ø формирование положительного имиджа библиотеки;
Ø привлечение к чтению о событиях Великой Отечественной войны;
Ø раскрытие творческого потенциала учащихся.
Поэтапное описание проведения квеста:
1. Организация рабочей группы и определение темы.
2. Определение целей и задач игры.
3. Отбор и чтение книг по заданной теме.
4. Разработка правил игры.
5. Распространение информации об игре.
6. Продумывание маршрута, названий станций и заданий.
7. Оформление лицея (стенды о ВОВ, книжные выставки, фотовыставки)
8. Проведение игры.
I этап. Общий сбор в назначенное время в актовом зале. Театрализованное начало квеста.
II этап. Розыгрыш маршрутных листов. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.
III этап. Общий сбор после прохождения маршрута и обозначение времени подведения итогов игры. Театрализованное закрытие квеста.
IV этап. Подведение итогов и награждение победителей.
9. Освещение итогов квеста в лицейской газете «Fiz-Mat Teims»
В квесте участвуют 6 команд – представители от 10-11 классов. Мастер игры объясняет принципы прохождения квеста. Каждая команда на старте имеет в своем активе маршрутный лист с полями для записи ключей и правильных ответов, а также шесть звезд. Номинал каждой звезды равен трем баллам. Это – командная ценность. Звезды можно обменять на подсказки, если команда затрудняется с разгадкой или добавить к набранным баллам за время игры. В конце игры подсчитывается общее количество баллов, полученных в ходе прохождения всех этапов. В командном зачете побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов.
В лицее, в кабинетах расположены шесть станций:
1. «Детское лицо войны».
2. «Города и книги».
3. «Песни войны».
4. «Кинофестивальная».
5. «Герои-земляки».
6. «А зори здесь тихие…»
Чтобы открыть проход к следующей станции, необходимо найти ключи к предыдущим. При расшифровке ключей команда оказывается на нужной станции и получает следующий пакет материалов, необходимый для дальнейшего продвижения. Кроме того, на каждой станции команде дается вопрос, на который необходимо ответить и вписать ответ в маршрутный лист. Правильный ответ оценивается в два балла. Отметку о верном выполнении задания ставит находящийся на станции мастер игры. Команда, прибывшая первой, получает дополнительный балл за скорость.
Максимально возможное количество баллов на этапе - 6 (3 за прохождение этапа + 2 за правильный ответ на вопрос + 1 за скорость).
По завершению игры подсчитывается общее количество баллов с учетом сохраненных командой звезд.
Максимально возможное количество баллов в игре - 30 (15 за все сохраненные звезды + 15 на трех этапах).
Ход квеста:
Театрализованное начало квеста происходит в актовом зале, где собираются все команды.
(звучит песня «Вставай, страна огромная!»)
На сцену выходит солдат: Здравствуйте, мои молодые потомки! Вот уже 70 лет прошло после окончания самой кровопролитной войны в мире. Мужество и стойкость наших солдат не дали врагу завоевать нашу Родину и поработить русский народ. Это было страшное время – голод, холод и нищета, вот что творилось тогда. Как я рад, что вам посчастливилось родиться и жить в мирное время в отличии ваших ровесников, которые жили в ту страшную пору. Я очень надеюсь, что вы помните о подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны. Мое послание вам должно напомнить людям о том, чего нельзя забывать и заставит одуматься. Очень надеюсь, что наши подвиги воспеты в песнях, стихотворениях, книгах, кинофильмах. Сегодня вы должны доказать, что вы достойные продолжатели дел своих предков. Ваши конверты с заданиями находятся у мастеров игры. Удачи! Я надеюсь, что вы найдете все ключи и разгадаете все загадки, чтобы узнать, о чем мечтали солдаты между боями в окопах.
Мастер игры раздает конверты с картами-маршрутами. По условиям квеста команда должна сориентироваться по карте, пройти все станции и ответить на вопросы по заданным темам. Кроме правильных ответов учитывалось время прохождения маршрута.
Задания в ходе игры:
В игре существуют ключи. Задача каждой команды, двигаясь последовательно по этапам, собирать ключи, следуя указаниям мастеров игры на станциях.
Ключ 1: находится в исходном письме.
«И вот тогда ты непременно найдешь то, что приведет тебя к итогу всей моей жизни. Разгадать, где лежит «нечто», поможет шифр. Мы много работали с такими кодами, но в военных условиях в них передавали только мало значащую информацию.
Вот они:
БВПОЗЛВ ИЁУЛ ЯЛЖКШ (Детское лицо войны)
АЛИЛБ Ё ЗКЁАЁ (Города и книги)
МВОКЁ ЯЛЖКШ (Песни войны)
ЗЁКЛСВОПЁЯЭИЩКЭЬ (Кинофестивальная)
АВИЛЁ-ЕВЙИЬЗЁ (Герои-земляки)
Э ЕЛИЁ ЕБВОЩ ПЁТЁВ (А зори здесь тихие)
Сразу две подсказки - что шифр использовался для кодирования малозначимой информации; что изобрел император - Гай Юлий Цезарь.
Три дела - цифра 3 - число сдвига.
Необходимо начертить алфавит
Исходный алфавит: АБВГДЕЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Шифрованный: ЭЮЯАБВГДЕЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬ
Расшифровав слова, команды бегут по станциям, где встречаются с мастерами игры, которые задают вопросы. После заданных вопросов команды опять ищут ключ для следующего прохождения станций.
1. «Детское лицо войны» (находят буквы и из них составляют название книги «Сын полка», спрятанным в кабинете и вписывают в маршрутный лист).
2. «Города и книги».
Команды расшифровывают название городов-героев, увязывая между собой буквы и цифры. Возникают шифры, составляющие группу цифровых шрифтов.
Алфавит разбивается на группы с равным числом букв, затем каждой группе присваивается свой номер. Так формируется первая цифра для шифровки символа. Вторая цифра – это порядковый номер буквы в группе.
52, 41, 43, 34, 22, 42, 52, 33 – Смоленск
12, 51, 22, 52, 53 – Брест
41, 43, 52, 33, 13, 11 – Москва
34, 22, 42, 31, 42, 14, 51, 11, 21 –Ленинград
43, 21, 52, 52, 11 – Одесса
41, 31, 42, 52, 33 -Минск
3. «Песни войны» (ключи кроются в песне «В землянке»).
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Даются следующие ряды:
2/2 4/16 3/4 5/11 7/13 – Алеша
1/5 2/12 4/4 1/22 4/5 3/14 6/7 8/7 2/2 – Смуглянка
4/11 4/5 1/5 5/3 8/4 2/2 – Высота
4/11 1/9 7/4 2/1 4/5 6/26 3/3 1/22 4/3 2/1 2/8 – Вечный огонь
3/6 5/17 2/5 3/3 1/5 1/9 4/2 11/1 12/ 9 6/3 – Милосердие
3/3 4/2 2/5 3/4 6/7 5/3 8/7 – Орленок.
4. «Кинофестивальная».
После того как названы фильмы, режиссеры и актеры каждой команде выдается набор пазлов с картинкой из кинофильма. Участники команды должны собрать и отгадать фильм.
5. «Герои-земляки».
Мастером игры зачитывается биография героя – участники должны назвать имя и фамилию. Ключ – в книге М.А.Бабикова «Летом сорок первого»
Первая цифра обозначала номер страницы,
вторая – номер абзаца,
третья буква – как надо считать абзацы сверху (в) или снизу (н),
четвертая буква – слово.
6. «А зори здесь тихие…»
После выполнения заданий участники команд получают зашифрованные послания:
Либо каждую букву алфавита можно обозначить следующей за ней буквой. То есть вместо "а" мы пишем "б", вместо "б" напишем "в", вместо "в" - "г" и так далее.
Спейоб-нбуэ ипжу! Родина-мать зовет!
Шйубкуё лолй п гпкоё! Читайте книги о войне!
Пваио – иошку нпдф! Обязан – значит могу!
Гтж ема хспоуб, гтж ема рпвёеь! Всё для фронта, всё для победы!
Иобуэ, фнёуэ й тембуэ! Знать, уметь и сделать!
Иб общф Спсйоф! За нашу Родину!
Маршрутный лист
№ |
Название станции |
Кодовое слово |
Баллы |
Время |
Подпись |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
Все команды разгадали девизы и слоганы времен Великой отечественной войны, заполнили маршрутные листы и вернулись в актовый зал.
Звучит музыка «День Победы»
Выходит солдат: Спасибо, ребята! Ваши знания, смекалка и эрудированность помогли пройти все этапы игры. Я же со спокойной душой могу удалиться. Я знаю – будущее России в надежных руках. Не знаю, какими будут последующие поколения, но хочу верить в то, что не будут забыты могилы людей, положивших не только все знания и силы, но и свою жизнь для того, чтобы эти поколения смогли появиться на свет в свободной от гнета стране. Верю, что честь и совесть, дружба и взаимопомощь будут всегда в сердцах и помыслах Ваших!
Пусть в сердцах ваших разгорятся чувства патриотизма и гордости за свое Отечество! В ваших руках теперь сохранить то, что отвоевано нами и оплачено миллионами жизней.
Прощайте и…Помните!
Подведение итогов.
Награждение победителей и участников игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.