«По-прежнему жива сказка»
(КВН
по произведениям писателей-сказочников ХХ века)
Цели: выяснить степень знакомства четвероклассников с лучшими образцами сказочной прозы XX века, в том числе уровень восприятия ими поэтики сказочных произведений; развивать фантазию и творческую интуицию учащихся; способствовать приобретению учащимся актерского опыта; формировать у обучающихся читательский вкус.
Оборудование: выставка книг; карточки, жетоны для игры.
Ход занятия
I. Организационный момент.
У нас есть друг надежный,
Дорогой, чудесный друг,
С ним советоваться можно,
Проводить вдвоем досуг.
С ним и радость, и тревоги
Делим пополам.
Он знаком и дорог многим,
Дорог он и нам.
Книга, книга,
Друг наш неразлучный,
Нам с тобой,
Нам с тобой
Никогда не скучно.
Можешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
Или мчаться на луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых.
Все края тебе открыты
На страницах книг.
II. Литературная игра.
Конкурс «Из Изумрудного города в Мифляндию».
Конкурс проводится в 4 этапа (назовем их остановками) в промежутках между другими конкурсами. Принцип – «опереди соперника». Цена каждого вопроса – 1 балл.
Остановка 1. Изумрудный город и Голубая страна.
(Вопросы по содержанию книг А. Волкова.)
1. Назовите имена четырех волшебниц из сказочных повестей А. Волкова. (Гингема, Бастинда, Стелла, Виллина.)
2. Какая участь постигла Гингему и Бастинду? (Гингему раздавил принесенный ураганом фургон Элли, а Бастинда растаяла, когда Элли облила ее водой.)
3. Кто вместе с Элли отправился в Изумрудный город искать помощи у Великого Мудреца и Волшебника Гудвина? (Песик Тотошка, соломенное чучело Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев.)
4. Из кого состояла армия Урфина Джюса? (Из деревянных солдат-дуболомов.)
5. Каким образом наказали свергнутого короля Изумрудной страны Урфина Джюса? (Оставили наедине с самим собой, чтобы вспоминал о своих ужасных намерениях и делах.)
Остановка 2. Джунгли Сионийских гор.
(Вопросы по содержанию повести-сказки Р. Киплинга «Маугли».)
1. Что означает имя Маугли на языке обитателей джунглей? (Лягушонок.)
2. Какой науке обучал Маугли медведь Балу? (Закону Джунглей.)
3. Произнесите слово Охотничьего Народа. («Мы с вами одной крови, вы и я».)
4. Перечислите союзников Маугли. (Балу, Багира, Каа, Мать и Отец Волки, Хатхи и др.)
5. Какой союзник Маугли по силе превосходил всех остальных? (Красный Цветок.)
Остановка 3. Крыши Стокгольма и вилла «Курица».
(Вопросы по содержанию произведений А. Линдгрен.)
1. Что вы можете сказать о возрасте Карлсона? (По словам самого героя, он «мужчина в самом расцвете сил».)
2. Вспомните фразу, с которой Карлсон впервые обратился к Малышу. («Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?».)
3. Все называли Пеппи странной девочкой. Что поражало в ней прежде всего? (Ее необычная физическая сила. Она, например, шутя поднимала лошадь.)
4. Почему Пеппи решила записаться в школу? (Девочка сочла несправедливым, что у всех учеников есть каникулы, а у нее нет.)
5. Известно, что Пеппи терпеть не могла бездельничать. Вот она и выбрала себе такую должность, чтобы не оставалось ни одной свободной минутки, так как нужно было постоянно следить за порядком. Что это была за должность? (Директор.)
Остановка 4. Мифляндия.
(Вопросы по содержанию сказочной повести Джеральда Даррелла «Говорящий сверток».)
1. Кто такой Персиваль Оскар Перегрин Урбан Гарольд Арчибальд Йкебод? (Попугай, помощник волшебника Ха-Ха.)
2. Назовите средство избавления от василисков. (Горностаи, отведавшие руту.)
3. Какую награду обещал Ха-Ха Эстельреду за успешную контршпионскую деятельность? (Сделать его старостой в бесплатной школе для жаб.)
4. Какую функцию выполняли Великие Управляющие Книги? (Помогали создателю Мифландии Ха-Ха принимать решения, напоминали ему забытые «рецепты» волшебства.)
5. Как пользоваться лунной морковью? (Морковь следует высушить, дождаться появления на ней инструкции, разломить и, высыпав содержимое в кастрюлю, действовать в соответствии с инструкцией.)
Конкурс «Герои книг приходят в гости».
Необходимо угадать литературного героя по его ответам на вопросы, задаваемые членами команды. Чем меньше прозвучит вопросов, тем больше баллов заработает команда.
Максимально допустимое количество вопросов – 8.
Отвечающий от лица героя во время ответа на вопросы находится за ширмой. При ответе он должен избегать имен собственных. В заключение, подтверждая или опровергая версию игроков, герой выходит из своего укрытия. При этом необходимо продемонстрировать деталь костюма и произнести фразу, которые характерны для данного персонажа и напоминают сюжет произведения.
При выставлении оценки жюри учитывает: количество вопросов, их логику, интуицию игроков.
В гости могут прийти: Кристофер Робин (А. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»), Волька Костыльков (Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»), Суок, наследник Тутти (Ю. Олеша. «Три толстяка»), фрекен Бок (А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне»), Пеппи (А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок») и др.
Примерные вопросы герою (если команда изберет путь постепенного сужения круга поиска):
1. Автор произведения – русский писатель или зарубежный?
2. Герой книги – взрослый или ребенок?
3. Герой произведения мужского или женского пола?
4. Герой произведения положительный или отрицательный персонаж?
5. Где он живет?
6. Чем он занимается?
7. Каково его окружение? (Для фрекен Бок: обыкновенная шведская семья и весьма необыкновенный человечек; для Суок: циркачи, обитатели дворца, а потом – зверинца и т. д.)
8. Последний вопрос должен быть очень конкретным. Например, для Вольки Костылькова: «Это тот самый герой, который освободил из заточения старика Хоттабыча?». Для Кристофера Робина: «Один из друзей этого мальчика – плюшевый медвежонок Винни-Пух?».
Конкурс «Неживые, но “говорящие”».
От команд требуется узнать произведение по неодушевленному «участнику» событий. Для этого конкурса подбираются узнаваемые «участники».
Задания между командами распределяются по жребию. Максимальная оценка – 6 баллов.
1. Летающий фургон. (А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».)
2. Лунная морковь. (Джеральд Даррелл. «Говорящий сверток».)
3. Красный цветок. (Р. Киплинг. «Маугли».)
4. Парадный торт с живым украшением. (Ю. Олеша. «Три толстяка».)
5. Маленький домик на крыше, спрятавшийся за большой дымовой трубой. (А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне».)
6. Ковер-самолет, на котором некто отправился выручать друга из рабства. (Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».)
7. Персиковая косточка, которая регулярно вываливалась из цветочного горшка. (А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне».)
8. Дорога из желтого кирпича. (А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».)
9. Великие управляющие Книги. (Джеральд Даррелл. «Говорящий сверток».)
10. Железный зуб. (Р. Киплинг. «Маугли».)
11. Живительный порошок. (А. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».)
12. Бездонная кастрюля. (Ю. Олеша. «Три толстяка».)
Конкурс «Исправь неточность».
Команды определяют литературное произведение по предметам, которые так или иначе в нем задействованы. Один из них является лишним. Игроки должны указать лишний предмет, поскольку именно он являет собой неточность. Предметы или таблички с их представленными названиями раскладываются на столе.
|
Задание |
Ответ |
Карточка 1 |
1. Выбивалка для ковров. 2. Плюшки. 3. Картина. 4. Бутылочка с надписью «Горькое лекарство» |
А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне». Карлсону помогает только сладкое «лекарство» – шоколад, конфеты, леденцы, печенье и т. д. |
Карточка 2 |
1. Веточка чертополоха. 2. Лопнувший воздушный шарик. 3. Опилки в чашечке. 4. Дощечка «Всем желающим В.» |
А. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все». На дощечке перед домом Пятачка было написано: «Посторонним В.» |
Карточка 3 |
1. Пучок соломы. 2. Масленка. 3. Ведерко с водой. 4. Очки с бесцветными стеклами |
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города». В Изумрудном городе жители носили очки с зелеными стеклами |
Карточка 4 |
1. Тельняшка. 2. Горсть «золотых» монет. 3. Коричневый и синий носки. 4. Билет в цирк |
А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок». Пеппи ходила в длинных чулках |
Конкурс «Интервью с доктором Гаспаром».
1. Сколько наук вы изучили, уважаемый доктор?
– Пожалуй, около 100 наук.
2. Какое событие произошло в городе в тот день, когда вы отправились на прогулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков?
– Оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трех Толстяков.
3. Кто и где в ночь после неудавшегося восстания невольно организовал сопровождавшееся свистом пуль представление, свидетелем которого вы были?
– Тибул прошел по тросу над площадью Звезды под выстрелами сторонников Трех Толстяков.
4. Каким образом Тибул узнал о существовании подземного хода, ведущего из Дворца Трех Толстяков?
– Ему рассказала об этом «капустная голова» продавца воздушных шаров.
5. Однажды вас видели шедшим по улице в сопровождении негра. Кто это был и откуда он взялся?
– Этим негром был Тибул. Чтобы спасти гимнаста от преследования Трех Толстяков, я переменил ему внешность с помощью специальной жидкости.
6. Какую странную пациентку приказал вам «вылечить» Государственный Совет правительства Трех Толстяков?
– Я должен был исправить поврежденную куклу наследника Тутти.
7. Объясните, как появилась на свет механическая копия Суок.
– Ученый Туб по приказу Трех Толстяков сделал куклу, которая не отличалась от Суок и могла расти, как живая девочка.
III. Итоги игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.