Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку «КВН по русскому языку» Составила студентка 331 группы Ларионова Кира Владимировна МАОУ СОШ №____, класс_ _ _каб. № ___ Дата проведения занятия: _____________ Смена __ Номер урока _________ Начало урока ________________________ ФИО учителя школы: Кошель Екатерина Алексеевна ФИО преподавателя-консультанта: Кошель Екатерина Алексеевна
Допущена к проведению внеурочного занятия: _______________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _________________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игры КВН. Задачи: Предметные: • развивать умение обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность; • развивать умение выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; • развивать умение рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Метапредметные: А) Познавательные: • развивать умение осуществлять анализ и синтез; • закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи; • развивать умение строить рассуждения. Б) Регулятивные: • развивать умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • развивать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. В) Коммуникативные: • развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; • развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • развивать умение задавать вопросы. Личностные: • развивать умение уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; • развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Оборудование: У учителя: конспект, презентация, ноутбук, проектор, раздаточный материал. У учащихся: ручка, карандаш, листы, раздаточный материал. Образовательные ресурсы: https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-prezentaciya-na-temu-kvn-po-russkomu-yaziku-1445170.html?, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/03/04/kvn-po-russkomu-yazyku-v-3-klasse, https://multiurok.ru/files/zaniatie-po-vneurochnoi-deiatelnosti-zanimatelnaia.html?, https://videouroki.net/razrabotki/otkrytyi-urok-kvn-po-russkomu-iazyku-khochu-vsio-znat.html? . |
Ход занятия:
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Подготовительный этап |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кира Владимировна. Сегодня мы проведём КВН по русскому языку. Кто знает, как расшифровать КВН? |
- Клуб Весёлых и Находчивых. |
Метапредметные: А) Познавательные: • развивать умение строить рассуждения. Б) Регулятивные: • развивать умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • развивать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. В) Коммуникативные: • развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • развивать умение задавать вопросы. Личностные: • развивать умение уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; • развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. |
- Верно! КВН расшифруется, как Клуб Весёлых и Находчивых. С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому изучайте свой родной русский язык. |
Слушают. |
||
- Как вы думаете, что ждёт вас сегодня в ходе КВНа? Для проведения игры нам потребуется три команды. |
Ответы детей. |
||
-Действительно, сегодня наше мероприятие не простое, а веселое, занимательное. Вас ждут забавные вопросы, задания. И девиз КВНа «Хочу всё знать!» Три команды, состоящие из всех мальчишек и девчонок 3 «Б» класса, отправиться в интересную страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку. Наш КВН – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение в КВНе – закон. И в этой игре проявляются все лучшие качества наших участников: юмор, способность оценить шутку другого, товарищество, находчивость. |
Слушают. |
||
- Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри: Агния Евгеньевна, Софья Евгеньевна и Мария Сергеевна. За каждый конкурс командам будут начисляться баллы, в конце КВНа жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет. Критерии оценивания: (Слайд 3) 1.За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. 2.Учитывается активность, быстрота, сообразительность, сплочённость команд. 3.Поведение. |
|
||
- Команды мы сформируем по колонкам. Первая команда, вторая и третья (показываю жестами). Теперь вам даётся две минуты выбрать капитана и придумать название вашей команды. Название должно быть связано с русским языком. |
|
||
- Молодцы! Я смотрю, вы уже придумали название. Команды, давайте поприветствуем друг друга. Слово даётся первой команде. |
Приветствует первая команда. |
||
- Представьтесь вторая команда. |
Приветствует вторая команда. |
||
- И третья. |
Приветствует третья команда. |
||
Основная часть |
- Первый наш конкурс называется «Разминка». Вашей задачей будет по очереди отвечать на вопросы, которые я буду вам задавать. Начнём с первой команды. |
|
Предметные: • развивать умение обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность; • развивать умение выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; • развивать умение рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Метапредметные: А) Познавательные: • развивать умение осуществлять анализ и синтез; • закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи; • развивать умение строить рассуждения. Б) Регулятивные: • развивать умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • развивать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. В) Коммуникативные: • развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; • развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • развивать умение задавать вопросы. Личностные: • развивать умение уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; • развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. |
1. Бывает устная, а бывает и письменная? |
- Речь. |
||
2. Сколько букв в русском языке? |
- 33. |
||
3. На какие две группы делятся все звуки и буквы? |
- Согласные и гласные. |
||
4. Сколько гласных букв в русском языке? |
- 10. |
||
5. Сколько гласных звуков в русском языке? |
- 6. |
||
6. Какие буквы могут обозначать два звука? |
- Е, Ё, Ю, Я. |
||
7. Как обозначаются звуки на письме? |
- Буквами. |
||
8. Как узнать, сколько в слове слогов? |
- Посчитать количество гласных букв. |
||
9. Может ли слово состоять из одного слога? |
- Нет. |
||
10. Переносится ли слово из одного слога? |
- Нет. |
||
11. Как иначе называются родственные слова? |
- Однокоренные. |
||
12. Что стоит перед корнем? |
- Приставка. |
||
13. Для чего служит окончание? |
- Окончание служит для связи слов в предложении. |
||
14. Выделение голосом одного из слогов в слове называется … |
- Ударение. |
||
15. Как пишутся приставки со словами? |
- Слитно. |
||
16. Какие знаки ставятся в конце предложения. |
- Точка, !, ?, многоточие. |
||
17. Как пишутся имена и фамилии людей? |
- С заглавной буквы. |
||
18. Как пишутся предлоги с другими словами? |
- Раздельно. |
||
19. Сколько гласных в слове «медведица»? |
- 4. |
||
20. Сколько букв в слове «слива»? |
- 5. |
||
21. Сколько слогов в слове «машинист»? |
- 3. |
||
- Умницы! Вы успешно с правились с разминкой. |
|
||
- Второй конкурс «Найди-ка». Задание: на карточках записано предложение. Найдите в нем одинаковые по написанию слова, определите часть речи. (По одному предложению каждой команде). Время на выполнение 1 минута. 1) Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2) Снежное покрывало покрывало все поле. 3) Ведро дало течь, и вода стала течь. |
Выполняют задание. |
||
- Замечательно! Передайте свои листы мне. |
|
||
- Теперь проверим. (Слайд 5) |
|
||
- Третий конкурс носит почти математическое название – «Грамматическая арифметика» На карточке вам даны примеры, которые вам необходимо решить. На выполнение вам даётся 4 минуты. «Сосчитайте слово» КАБАН – АН + ЛУК= КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р= КВА + РАК – АК + ТИРА= КОТ + ЁЛКА – КА= КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР= |
Выполняют задание.
Каблук. Коридор. Квартира. Котёл. Картофель. |
||
- Прекрасно! Молодцы! Передайте свои листы мне. |
|
||
- Теперь проверим. (Слайд 7) |
|
||
- Четвёртый конкурс «Фразеологический зверинец». Что такое фразеологизмы? |
- Устойчивые выражения. |
||
- Фразеологизмы – это устойчивые выражения из двух и более слов. В русском языке существуют фразеологизмы, в которых с различными животным мы сравниваем человека, когда так говорим. Вашим задание будет продолжить фразеологизмы. Помните, продолжением будет название какого-нибудь животного. На прохождение этого конкурса вам даётся 7 минут.
Голоден как… (волк). Хитёр как… (лиса). Труслив как… (заяц). Здоров как… (бык). Грязный как… (свинья). Нем как... (рыба). Неуклюж как… (медведь). Упрям как… (осёл). Изворотлив как … (змея). |
Выполняют задание. |
||
- Умницы! Передайте свои листы мне. |
|
||
- Теперь проверим. (Слайд 9) |
|
||
- Мы с вами отлично проходим конкурсы и выполняем задания, поэтому пришло время отдохнуть. Встаём на физкультминутку. Игра «Потопаем – похлопаем». Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами. - Сначала приходит лето, а затем осень. - Снег тает весной. - Кота в сапогах придумал А.С. Пушкин. - Утка крякает. - На реках взламывается лед осенью. - В алфавите 33 буквы. - Слова – близнецы в русском языке называют - антонимы. - Учебный год в школе начинается летом. - Все согласные звуки глухие. - Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник. - Если дорога мокрая, то идет дождь. |
Топают и хлопают. |
||
- Молодцы! Займите свои места. |
|
||
- Пятый конкурс «Капитанов». Уважаемые капитаны, приглашаю вас ко мне. Я буду каждому по очереди задавать вопрос, а капитан должен ответить. Команды внимательно слушают, но подсказывать вам нельзя. Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? |
Капитаны подходят к учителю.
- Алфавит. |
||
Какое слово состоит из семи «я»? |
- Семья. |
||
Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней? |
- Неделя. |
||
Какое слово состоит из одного слога, а указывает на сто лет? |
- Век. |
||
Как большой дом превратить в маленький? |
- Домик. |
||
В каком слове «г» слышится 100 раз? |
- Стог. |
||
Чем кончается лето и начинается осень? |
- Буквой О. |
||
Какая бывает речь? |
- Устная и письменная. |
||
В каком слове спрятались сразу две ноты? |
- Фасоль. |
||
- Капитаны, молодцы! Показали себя очень с хорошей стороны. Займите свои места. |
Идут на свои места. |
||
- И шестой наш заключительный конкурс «Поздравление». Вашей задачей будет дополнить текст поздравления. Текст выдаю на листах. ______________________ мамочка! Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и _________________поздравленья и будет у тебя _____________________ настроенье. Тво… _______________ ……………..
|
Выполняют задание. |
||
- Теперь капитаны прочтите получившиеся поздравления. Сначала третья команда. |
Читают. |
||
- Сейчас первая. |
Читают. |
||
- И вторая. |
Читают. |
||
- Молодцы! |
|
||
Заключительный этап |
- Молодцы команды! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в этом – русский язык. Это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Сейчас подведём итоги нашего конкурса. Предоставляем слово жюри. |
Слушают. |
Метапредметные: А) Познавательные: • развивать умение осуществлять анализ и синтез; • закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи. Б) Регулятивные: • развивать умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • развивать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. В) Коммуникативные: • развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные: • развивать умение уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. |
- Вспомните девиз нашего занятия! - Какие задания вам были интересны? - Где было трудно? Где легко? |
- «Хочу всё знать!» |
||
- Возьмите каждый в руки смайлики, которые лежат на ваших столах. |
Рефлексия. |
||
- Теперь дорисуем нос: ! – если вы понимали и активно выполняли задания, хорошо работали в команде. ? – если вы не совсем хорошо проходили конкурсы, мало работали с командой. |
|
||
- Теперь дорисуем рот: Улыбку – если игра КВН понравился, и вы довольны своей работой в команде. Грусть – КВН не понравился, и вы не очень довольны своей работой в команде. |
|
||
- Пришло самое долгожданное время нашего КВН. Награждение. За первое место награждается команда ________________. За второе место – команда _______________________. Третье место присуждается команде _________________.
|
|
||
- Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении русского языка. Особенно хотелось бы отметить ваше умение работать в командах, поддерживать товарищей и помогать друг другу. До свидания! |
Слушают. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.