КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
химия
10 кл—11 кл +1
01.05.2017
Девиз урока : «Служение человечеству – благодарная роль химии »
Вы, должны не только обобщить основные свойства оксидов, солей, кислот и оснований, но и показать практическую значимость их.
«Химия, как всякая наука, есть в одно и тоже время средство и цель»- писал Д.И.Менделеев в многочисленных изданиях своих бессмертных «Основ химии», с которыми мы будем знакомиться в следующей теме.
Химия – средство, благодаря которому человек получил возможность не только извлекать необходимые материалы, но и создавать новые. Особенно химия тесно связана с медициной. Связь эта возникла давно. Еще в 16 веке швейцарский врач Парацельс писал: «Цель химии … состоит в изготовление лекарств».
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной».doc
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не обычный урок, мне очень хотелось вас настроить на успешную
деятельность. Только деятельный и креативный человек достигает в жизни многого.
«Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать борьбу с
обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным – вот вся радость, все
человеческое здоровье заключается в этом» (Э.Золя).
Тема сегодняшнего урока «Взаимосвязь соединений неорганической химии с
медициной»
Девиз урока : «Служение человечеству – благодарная роль химии »
Вы, должны не только обобщить основные свойства оксидов, солей, кислот и оснований, но
и показать практическую значимость их.
«Химия, как всякая наука, есть в одно и тоже время средство и цель» писал
Д.И.Менделеев в многочисленных изданиях своих бессмертных «Основ химии», с
которыми мы будем знакомиться в следующей теме.
Химия – средство, благодаря которому человек получил возможность не только извлекать
необходимые материалы, но и создавать новые. Особенно химия тесно связана с
медициной. Связь эта возникла давно. Еще в 16 веке швейцарский врач Парацельс писал:
«Цель химии … состоит в изготовление лекарств».
Для современных врачей и фармацевтов изучение неорганической химии имеет большое
значение, так как многие лекарственные препараты имеют неорганическую природу.
Характер и сила воздействия лекарственных средств зависят от состава и строения,
правильности применения и сроков хранения.
«Медик без довольного познания химии совершенен, быть не может» так считал
М.В.Ломоносов.
Инженер по технике безопасности.
Я, инженер по технике безопасности, обращаю ваше внимание на правила использование
химических соединений в быту, в виде лекарственных препаратов. Выполняйте
инструкции, данные вам изготовителями продукции сохраняйте свое здоровье и своих
близких.
2.Представление команд
Команда «Оксиды».
Сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
N2О оксид азота I, физиологически активное вещество. Вдыхание его в малых дозах
оказывает опьяняющее действие, отсюда и название «веселящий газ». В больших дозах
вызывает потерю болевой чувствительности, благодаря чему находит применение в медицине как анестезирующее средство в смеси с кислородом ( газовый наркоз). Ценное
качество данного вещества безвредность для организма.
MgO оксид магния, применяется в малых дозах как слабительное средство при
отравлениях кислотами, входит в состав зубных порошков.
ZnO – оксид цинка, применяется для изготовления цинковой мази, которая является
антисептиком.
Команда «Соли»
Это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.
KMnO4 – перманганат калия, широко применяется в медицине. Его разбавленные растворы
используются в качестве дезинфицирующего и кровоостанавливающего средства. Является
сильнейшем окислителем.
KJ – иодид калия, используется когда человек нуждается в йоде, при заболеваниях
щитовидной железы.
СаСL2 кальций хлористый, используется в качестве кровоостанавливающего средства при
кровотечениях , так же для повышения свертываемости крови.
СаСО3– карбонат кальция, может нейтрализовать кислоты.
АgNO3 нитрат серебра ( ляпис), применяется для прижигания ран и язв, эрозий , обладает
бактерицидным свойством.
FeCL3 – хлорид железа, кровеостанавливающее средство.
ZnSO4 – сульфат цинка применяется при заболеваниях, связанных с дефицитом цинка в
организме.
МgSO4* 7Н2О горькая соль, назначают в качестве слабительного ,желчегонного ,
антигипертензивного , антиаритмического и успокающего средства.
CaSO4 * H2O – алебастр, для изготовления шин и повязок, в зубопротезной технике.
Соли железа, восполняют недостаток железа в организме, необходимого для
жизнедеятельности организма. Оно входит в состав гемоглобина, миоглобина и разных
ферментов. Лучше всасываются и усваиваются препараты двухосновного железа, хуже
трехосновного.
NaCL хлорид натрия, поваренная соль используется при приготовлении пищи. Анализ
функционирования состояния щитовидной железы населения города Шебекино показал,
что с 2008 года наблюдается увеличение случаев заболевания щитовидной железы. Чаще
эти заболевания встречаются в старшей возрастной группе.
Таблица №1 Возраст больных с щитовидной
железой
г. Шебекино
2008 год
2009 год
Дети до 14 лет
1517 лет
Взрослые
4
6
116
7
9
123
Основная стратегия ликвидации иодного дефицита в Российской Федерации – всеобщее
иодирование соли. Это значит, что вся соль, предназначенная для потребления должна
быть иодирована. Преимущества использования иодированной соли для массовой
профилактики ИДЗ заключается в следующем: соль потребляется практически всеми
людьми примерно в одинаковом количестве в течение всего года ; это дешевый продукт,
который доступен всем слоям населения ; иодированную соль невозможно передозировать.
Для выполнения целевой программы должно быть налажено производство продуктов
питания, обогащенным иодом (хлеб, хлебобулочные изделия, молочные продукты). Кроме
того, с профилактической целью в рацион необходимо включать продукты, богатые иодом
(морская капуста , рыба и т.д.) .Наиболее сложной задачей в реализации программы стало
то, что нормальное поступление иода в организм человека должно поддерживаться
постоянно .Для нормального развития детей , функционирования взрослого организма
рекомендуются следующие нормы : 90 мкг иода для детей младшего возраста (06 лет);
120 мкг для детей школьного возраста (612 лет); 150 мкг для взрослых (от 12 и старше);
200 мкг для беременных и кормящих женщин. Поэтому программа иодной профилактики
должна носить массовый характер и обеспечивать каждого жителя необходимым
количеством иода.
Гидрокарбонат натрия (питьевая сода) NaHCO3.
(12 % ные растворы) применяют для промывания глаз, полости рта и носа при поражении
их отравляющими веществами. Раствор питьевой соды часто используют при изжоге.
Команда « Кислоты».
Это сложные соединения, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
Мы, почти все знаем вкус угольной кислоты, а также нескольких органических кислот:
молочной, лимонной, яблочной, уксусной. HCL – определяет кислотность желудка
Увеличение кислотности пищи, питья вызывает неприятные ощущения, которые как бы
предупреждают об опасности. Из курса анатомии нам известно и роль соляной кислоты,
выделяющейся в желудке человека, а именно разлагать, разрушать вещества на более
простые. При повышении кислотности желудочного сока больному приписывают оксид
магния. Mg O + 2 HCl = Mg Cl2 + H2 O
Данное соединение входит в состав лекарственных препаратов ренни и мезим, которые
предлагаются аптечной сетью при симптомах изжоги.
Попадая на кожу, кислоты вызывают сильные ожоги. Очень осторожно необходимо
работать с кислотами, особенно при их разведении.
Сначала вода,
Затем кислота
Иначе случится беда!
Н3ВО4 борная кислота – 1% спиртовой раствор применяется при наружных и хронических
отите, в виде 2% водного раствора при коньюктивитах, 10% раствор в глицерине для
смазывания участков кожи при опрелостях, а также при опрелостях
Ацетилсалициловая кислота – жаропонижающее и противоспалительное средство.
Команда «Основания»
Основания сложные соединения, состоящие из ионов металла, соединенных с
гидроксогруппой.
Осторожно работать со щелочами в химическом кабинете! Смешивание с водой
сопровождается сильным разогреванием!
Попадание щелочи на тело вызывает химический ожог, с появлением не заживающих язв.
Одежду щелочь тоже прожигает. Особенно опасно для глаз. При попадании щелочи в глаза
необходимо их промыть не менее получаса водой или 1%ным раствором борной кислоты.
Алмагель и Релцер препараты, которые используются для нейтрализации свободной
соляной кислоты в желудке.(АI (OH)3, Mg(OH)2,AI2O3,MgO). Ускоряют заживление ран
желудка, и уменьшают газообразование в кишечнике.
Нашатырный спирт NН4ОН (10 % раствор аммиака)
Запах аммиака так резок, что может привести в чувство человека, потерявшего сознание,
поэтому использовать такой раствор надо в меру. Вдыхание больших количеств аммиака
сопровождается удушьем, слезотечением, головокружением и болями в желудке.
3. Выполнение тест заданий по теоретическим свойствам неорганических оснований.
Команда «Оксиды» работает на желтых листах, на столе табличка с надписью:
«Желтый цвет ассоциирует с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему ,
укрепляет печень и сердце , повышает аппетит».
1.Допишите определения, вставив пропущенные слова. Оксиды это …………..вещества, состоящие из ……..элементов, один из которых
…………., с валентностью……..
2.Определите валентность и классификацию следующих оксидов:
AL2O3, SiO2 , CaO CO2 Na2O P2O5
3. Закончить уравнения реакций , записать название продукта реакции , тип химической
реакции:
SiO2+ KOH
CaO +H2O
CaO+HNO3
SiO2+H2O
Команда «Соли»
Команда «Соли», работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со
спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает
раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.
1.Допишите определения, вставив пропущенные слова:
Соли это ……….., образованные атомами ………. и………… ……………
2.Проставьте валентность, дайте названия и определите классификацию данных солей:
Na2CO3 NaHCO3 Na2S Ca(HCO3)2 NaCl K3PO4
3. Закончить уравнения реакций , записать название продукта реакции , тип химической
реакции:
Na2S+HNO3>
NaOH +H2SO4
Li2CO3+ HCL
AL2O3+ HCL
Команда «Кислоты» Команда «Кислоты» работает на красных листах : красный цвет жизни , помогает
бороться с стрессом , выводит яды и стимулирует чувственность , возвращает
жизненную силу.
1.Допишите определения, вставив пропущенные слова:
Кислоты это…… ………, состоящие их ………… ……….и ……….., который может
замещаться на атомы………..
2.Проставьте валентность, дайте названия и определите классификацию данных
соединений:
HNO3 H2SO4 H2S HCL H3PO4 H2 CO3
3. Закончить уравнения реакций, записать название продукта реакции , тип химической
реакции:
Na2S+HNO3>
NaOH +H2SO4
H3PO4 t
H2S+ KOH
Команда « Основания»
Команда «Основания», работает на зеленых листах : зеленый цвет цвет природы ,
успокаивает при болезненных состояниях.
1.Допишите определения, вставив пропущенные слова
Основанияэто …….. ……………., в состав которых входят атомы …………., соединенные
с одной или несколькими группами ………. …….
2.Проставьте валентность, дайте названия и определите классификацию данных
соединений:
NaOH Cu( OH)2 AL(OH)3 Ca(OH)2 Zn( OH)2 KOH
3. Закончить уравнения реакций, записать название продукта реакции , тип химической
реакции:
Cu( OH)2 + HNO3
NaOH+ H3PO4
AL(OH)3 t Zn( OH)2 + H2SO4
Гимнастика для глаз для тех людей, которые работают на компьютере.
Список упражнений:
Простое вращение глаз: взгляните вниз, вправо, влево и вверх, но, при этом, не
поворачивайте головы
Очень быстро и часто моргайте в течение (10 раз)
Сначала очень сильно зажмурьтесь, а, затем, широко откройте глаза. (10 раз)
Легонько сожмите кончики ваших пальцев, приложите их к вискам. Десять раз
быстро очень моргните и закройте глаза. Подвигайте глазами по часовой стрелке,
потом, наоборот – против часовой
3. Решение задач.
Расчеты по химическим формулам.
Задача 1.
1. При отравлениях лекарственными препаратами или
ядовитыми растениями следует промыть желудок
0,1 % раствором перманганатом калия.
Выполните расчеты для приготовления раствора массой
100г.
Решение:
m(рра) = 100 г
w = 0.1 % или 0,001
W =
m (KMnO ) = w m(рра)
m (H O) = m(рра) m (KMnO )
V(H O) =
m (KMnO ) ?
m (KMnO ) =
= 0,1 г m (H O) ?
V (H O) ?
m (H O) = 100 г – 0,1 г = 99,9 г
V (H O) =
= 99,9 мл
Ответ: m (KMnO ) = 0,1 г
m (H O) = 99,9 г
v (H O) = 99,9 мл.
Задача 2.
Оксид углерода(II) или угарный газ, — опасный загрязнитель атмосферы.
Соединяясь с гемоглобином крови, он препятствует переносу кислорода, вызывает болезни
сердечно сосудистой системы, снижает активность работы мозга. Изза неполного
сжигания топлива на Земле ежегодно образуется 5* 10 т этого вещества. Определите,
какой объем (при н.у.) займет угарный газ, образующийся на Земле по указанной причине.
Решение:
n (СО) = m/M: n (СО) = V/V .
Отсюда m/M = V/V , или
V (СО) = Vm • m/M;
V(CO) = 22,4 • 5 •10 /28=4 • 4 • 10 (л) = 4 • 10 (м³).
Ответ: 4 • 10 (м³).
Задача 3.
В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 25мг йода (в
составе различных соединений), причем половина всей массы йода находится в
щитовидной железе. Подсчитайте, сколько атомов йода находится: а) в щитовидной
железе; б) в человеческом организме в целом.
Решение:
Число атомов йода в человеческом организме
N (I) = N • n (I) = N • m (I)/M (1);
N (I) = 6 •10 • 0,025/127 = 1,1 • 1020. В щитовидной железе число атомов йода в 2 раза меньше:
N (I) = 0,5 • 1,1 • 1020 = 5,5 • 1019.
Задача 4.
Ортофосфат кальция составляет минеральную основу костей и зубов. Другие
соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав
тканевой жидкости, ядер и стенок клеточной ткани живого организма. Кальций уменьшает
аллергические реакции. Суточная потребность организма в кальции составляет от 0,8 до 2
г. Источниками кальция служат молоко, кефир, творог, сыр, рыба, фасоль, петрушка,
зеленый лук, а также яйца, гречка и овсянка, морковь и горох. Обеспечит ли суточную
потребность организма в кальции добавление в пищу 1 г карбоната кальция при условии
его полного усвоения?
Решение:
Количество кальция в карбонате кальция равно количеству карбоната
кальция:
n (Са) = n (СаСОз), т. е. m (Са)/М (Са) = m (CaCO3)/M (СаСОз), отсюда
n (Са) = 40 • 1/100 = 0.4 (г). Таким образом, это меньше суточной потребности
организма (0.82 г день).
Задание №4
Вопросы викторины.
1.Назовите кислоту, которая всегда находится в желудке здорового человека и которую
при недостатке употребляют как лекарство (соляная кислота).
2.Одна из фирм наполняет мелкие игрушки для детей сульфатом бария. Зачем? (Если
ребенок проглотит такую игрушку, ее можно обнаружить с помощью рентгена.)
3. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого? (Алкоголь
расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу)
4.Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной соли.
Ее нагревают на сковородке или в духовке, насыпают в мешочек и прикладывают на
больное место. Какие свойства поваренной соли используются? ( Физические свойства
высокая теплоемкость соли).
Подведение результатов каждой команды.
Выводы по уроку: Химия тесно взаимосвязана с медициной и повседневной жизнью человека.
Лекарственные препараты сильнодействующие средства, ими надо пользоваться
осторожно. До сих пор актуально утверждение Парацельса об огромной важности
применения количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничего не лишено
ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или
лекарством»
Помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!
Знания, полученные на уроке по технике безопасности обязательно
использовать в повседневной жизни!
Нельзя лекарственные препараты употреблять после истечения срока хранения.
Здоровье – это основное богатство человека.
Предлагаю вам правило долгожителей, которые вывел еще Гиппократ: правильное
питание, движение и гигиена.
Питание. Есть понемногу, не переедать, бороться с вредными привычками.
Движение. Известно, что работающий человек живет дольше, чем тот,
кто не работает и малоподвижен; интеллектуалы живут дольше тех,
кто не использует мозг активно.
Гигиена. Необходимо соблюдать гигиенические нормы и правила.
В заключение урока организуется процесс рефлексии. Предложить оценить свои успехи
на уроке, в чем они преуспели, над, чем еще надо поработать дома, какие эмоции они
испытали на разных этапах урока, какие испытывают сейчас. Уходя с урока, учащиеся на
плакате «Здание моих будущих успехов » прикрепляют звездочки разного цвета: красная
звезда означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей, желтая – спокойствие,
неторопливость, достижение целей на половину, серый скуку, безразличие, недостигнутые
цели. С обратной стороны звезды предложить написать о своих впечатлениях. На
следующий урок обсуждение выбранных звездочек и пожеланий ребят
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.