КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»
Оценка 4.9

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
химия
10 кл—11 кл +1
01.05.2017
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»
Девиз урока : «Служение человечеству – благодарная роль химии » Вы, должны не только обобщить основные свойства оксидов, солей, кислот и оснований, но и показать практическую значимость их. «Химия, как всякая наука, есть в одно и тоже время средство и цель»- писал Д.И.Менделеев в многочисленных изданиях своих бессмертных «Основ химии», с которыми мы будем знакомиться в следующей теме. Химия – средство, благодаря которому человек получил возможность не только извлекать необходимые материалы, но и создавать новые. Особенно химия тесно связана с медициной. Связь эта возникла давно. Еще в 16 веке швейцарский врач Парацельс писал: «Цель химии … состоит в изготовление лекарств».
КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной».doc
1.Вступительное слово учителя. Сегодня у нас не обычный урок, мне очень хотелось вас настроить на успешную  деятельность. Только деятельный и креативный человек достигает в жизни многого.  «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать борьбу с  обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным – вот вся радость, все  человеческое здоровье заключается в этом» (Э.Золя).  Тема сегодняшнего  урока  «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с  медициной» Девиз  урока : «Служение человечеству – благодарная роль  химии » Вы, должны не только обобщить основные свойства оксидов, солей, кислот и оснований, но и показать практическую значимость их. «Химия, как всякая наука, есть в одно и тоже время средство и цель»­ писал  Д.И.Менделеев в многочисленных изданиях своих бессмертных «Основ химии», с  которыми мы будем знакомиться в следующей теме. Химия – средство, благодаря которому человек получил возможность не только извлекать  необходимые материалы, но и создавать новые. Особенно химия тесно связана с  медициной. Связь эта возникла давно. Еще в 16 веке швейцарский врач Парацельс писал:  «Цель химии … состоит в изготовление лекарств». Для современных врачей и фармацевтов изучение неорганической химии имеет большое  значение, так как многие лекарственные препараты имеют неорганическую природу.  Характер и сила воздействия лекарственных средств зависят от состава и строения,  правильности применения и сроков хранения. «Медик без довольного познания химии совершенен, быть не может»­ так считал  М.В.Ломоносов. Инженер по технике безопасности. Я, инженер по технике безопасности, обращаю ваше внимание на правила использование  химических соединений в быту, в виде лекарственных препаратов. Выполняйте  инструкции, данные вам изготовителями продукции сохраняйте свое здоровье и своих  близких. 2.Представление команд  Команда «Оксиды». Сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. N2О­ оксид азота ­I, физиологически активное вещество. Вдыхание его в малых дозах  оказывает опьяняющее действие, отсюда и название «веселящий газ». В больших дозах  вызывает потерю болевой чувствительности, благодаря чему находит применение в медицине как анестезирующее средство в смеси с кислородом ( газовый наркоз). Ценное  качество данного вещества ­ безвредность для организма.  MgO ­ оксид магния, применяется в малых дозах как слабительное средство при  отравлениях кислотами, входит в состав зубных порошков. ZnO – оксид цинка, применяется для изготовления цинковой мази, которая является  антисептиком. Команда «Соли» Это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков. KMnO4 – перманганат калия, широко применяется в медицине. Его разбавленные растворы  используются в качестве дезинфицирующего и кровоостанавливающего средства. Является сильнейшем окислителем. KJ – иодид калия, используется когда человек нуждается в йоде, при заболеваниях  щитовидной железы. СаСL2­ кальций хлористый, используется в качестве кровоостанавливающего средства при  кровотечениях , так же для повышения свертываемости крови. СаСО3– карбонат кальция, может нейтрализовать кислоты. АgNO3­ нитрат серебра ( ляпис), применяется для прижигания ран и язв, эрозий , обладает  бактерицидным свойством. FeCL3 – хлорид железа, кровеостанавливающее средство. ZnSO4 – сульфат цинка применяется при заболеваниях, связанных с дефицитом цинка в  организме.  МgSO4* 7Н2О ­ горькая соль, назначают в качестве слабительного ,желчегонного ,  антигипертензивного , антиаритмического и успокающего средства.  CaSO4 * H2O – алебастр, для изготовления шин и повязок, в зубопротезной технике. Соли железа, восполняют недостаток железа в организме, необходимого для  жизнедеятельности организма. Оно входит в состав гемоглобина, миоглобина и разных  ферментов. Лучше всасываются и усваиваются препараты двухосновного железа, хуже  трехосновного. NaCL­ хлорид натрия, поваренная соль используется при приготовлении пищи. Анализ  функционирования состояния щитовидной железы населения города Шебекино показал,  что с 2008 года наблюдается увеличение случаев заболевания щитовидной железы. Чаще  эти заболевания встречаются в старшей возрастной группе.  Таблица №1 Возраст больных с щитовидной железой г. Шебекино 2008 год 2009 год Дети до 14 лет  15­17 лет  Взрослые  4 6 116 7 9 123 Основная стратегия ликвидации иодного дефицита в Российской Федерации – всеобщее  иодирование соли. Это значит, что вся соль, предназначенная для потребления должна  быть иодирована. Преимущества использования иодированной соли для массовой  профилактики ИДЗ заключается в следующем: соль потребляется практически всеми  людьми примерно в одинаковом количестве в течение всего года ; это дешевый продукт,  который доступен всем слоям населения ; иодированную соль невозможно передозировать.  Для выполнения целевой программы должно быть налажено производство продуктов  питания, обогащенным иодом (хлеб, хлебобулочные изделия, молочные продукты). Кроме  того, с профилактической целью в рацион необходимо включать продукты, богатые иодом  (морская капуста , рыба и т.д.) .Наиболее сложной задачей в реализации программы стало  то, что нормальное поступление иода в организм человека должно поддерживаться  постоянно .Для нормального развития детей , функционирования взрослого организма  рекомендуются следующие нормы : 90 мкг иода ­ для детей младшего возраста (0­6 лет);  120 мкг ­ для детей школьного возраста (6­12 лет); 150 мкг ­ для взрослых (от 12 и старше); 200 мкг ­ для беременных и кормящих женщин. Поэтому программа иодной профилактики  должна носить массовый характер и обеспечивать каждого жителя необходимым  количеством иода.  Гидрокарбонат натрия (питьевая сода) NaHCO3. (1­2 % ­ные растворы) применяют для промывания глаз, полости рта и носа при поражении  их отравляющими веществами. Раствор питьевой соды часто используют при изжоге. Команда « Кислоты». Это сложные соединения, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Мы, почти все знаем вкус угольной кислоты, а также нескольких органических кислот:  молочной, лимонной, яблочной, уксусной. HCL – определяет кислотность желудка Увеличение кислотности пищи, питья вызывает неприятные ощущения, которые как бы  предупреждают об опасности. Из курса анатомии нам известно и роль соляной кислоты,  выделяющейся в желудке человека, а именно разлагать, разрушать вещества на более  простые. При повышении кислотности желудочного сока больному приписывают оксид  магния. Mg O + 2 HCl = Mg Cl2 + H2 O  Данное соединение входит в состав лекарственных препаратов ­ ренни и мезим, которые  предлагаются аптечной сетью при симптомах изжоги. Попадая на кожу, кислоты вызывают сильные ожоги. Очень осторожно необходимо  работать с кислотами, особенно при их разведении.  Сначала ­ вода, Затем ­ кислота­ Иначе случится беда! Н3ВО4­ борная кислота – 1% спиртовой раствор применяется при наружных и хронических отите, в виде 2% водного раствора при коньюктивитах, 10% раствор в глицерине для  смазывания участков кожи при опрелостях, а также при опрелостях  Ацетилсалициловая кислота – жаропонижающее и противоспалительное средство. Команда «Основания» Основания ­ сложные соединения, состоящие из ионов металла, соединенных с  гидроксогруппой. Осторожно работать со щелочами в химическом кабинете! Смешивание с водой  сопровождается сильным разогреванием! Попадание щелочи на тело вызывает химический ожог, с появлением не заживающих язв.  Одежду щелочь тоже прожигает. Особенно опасно для глаз. При попадании щелочи в глаза  необходимо их промыть не менее получаса водой или 1%­ным раствором борной кислоты. Алмагель и Релцер­ препараты, которые используются для нейтрализации свободной  соляной кислоты в желудке.(АI (OH)3, Mg(OH)2,AI2O3,MgO). Ускоряют заживление ран  желудка, и уменьшают газообразование в кишечнике. Нашатырный спирт NН4ОН (10 % раствор аммиака) Запах аммиака так резок, что может привести в чувство человека, потерявшего сознание,  поэтому использовать такой раствор надо в меру. Вдыхание больших количеств аммиака  сопровождается удушьем, слезотечением, головокружением и болями в желудке. 3. Выполнение тест ­ заданий по теоретическим свойствам неорганических оснований. Команда «Оксиды» работает на желтых листах, на столе табличка с надписью:  «Желтый цвет ассоциирует с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему ,  укрепляет печень и сердце , повышает аппетит». 1.Допишите определения, вставив пропущенные слова. Оксиды ­ это …………..вещества, состоящие из ……..элементов, один из которых ­ …………., с валентностью…….. 2.Определите валентность и классификацию следующих оксидов: AL2O3, SiO2 , CaO CO2 Na2O P2O5 3. Закончить уравнения реакций , записать название продукта реакции , тип химической  реакции: SiO2+ KOH CaO +H2O CaO+HNO3 SiO2+H2O Команда «Соли» Команда «Соли», работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со  спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает  раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.  1.Допишите определения, вставив пропущенные слова: Соли ­ это ……….., образованные атомами ………. и………… …………… 2.Проставьте валентность, дайте названия и определите классификацию данных солей: Na2CO3 NaHCO3 Na2S Ca(HCO3)2 NaCl K3PO4 3. Закончить уравнения реакций , записать название продукта реакции , тип химической  реакции: Na2S+HNO3­> NaOH +H2SO4 Li2CO3+ HCL AL2O3+ HCL  Команда «Кислоты» Команда «Кислоты» работает на красных листах : красный ­цвет жизни , помогает  бороться с стрессом , выводит яды и стимулирует чувственность , возвращает  жизненную силу. 1.Допишите определения, вставив пропущенные слова: Кислоты ­ это…… ………, состоящие их ………… ……….и ……….., который может  замещаться на атомы……….. 2.Проставьте валентность, дайте названия и определите классификацию данных  соединений: HNO3 H2SO4 H2S HCL H3PO4 H2 CO3 3. Закончить уравнения реакций, записать название продукта реакции , тип химической  реакции: Na2S+HNO3­> NaOH +H2SO4 H3PO4 t  H2S+ KOH Команда « Основания» Команда «Основания», работает на зеленых листах : зеленый цвет­ цвет природы ,  успокаивает при болезненных состояниях. 1.Допишите определения, вставив пропущенные слова Основания­это …….. ……………., в состав которых входят атомы …………., соединенные с одной или несколькими группами ………. ……. 2.Проставьте валентность, дайте названия и определите классификацию данных  соединений: NaOH Cu( OH)2 AL(OH)3 Ca(OH)2 Zn( OH)2 KOH 3. Закончить уравнения реакций, записать название продукта реакции , тип химической  реакции: Cu( OH)2 + HNO3  NaOH+ H3PO4   AL(OH)3 t Zn( OH)2 + H2SO4 Гимнастика для глаз для тех людей, которые работают на компьютере. Список упражнений:  Простое вращение глаз: взгляните вниз, вправо, влево и вверх, но, при этом, не  поворачивайте головы  Очень быстро и часто моргайте в течение (10 раз)  Сначала очень сильно зажмурьтесь, а, затем, широко откройте глаза. (10 раз)  Легонько сожмите кончики ваших пальцев, приложите их к вискам. Десять раз  быстро очень моргните и закройте глаза. Подвигайте глазами по часовой стрелке,  потом, наоборот – против часовой 3. Решение задач. Расчеты по химическим формулам. Задача 1. 1. При отравлениях лекарственными препаратами или  ядовитыми растениями следует промыть желудок 0,1 % раствором перманганатом калия. Выполните расчеты для приготовления раствора массой  100г. Решение: m(р­ра) = 100 г w = 0.1 % или 0,001 W =  m (KMnO ) = w m(р­ра) m (H O) = m(р­ра) ­ m (KMnO ) V(H O) =  m (KMnO ) ­ ? m (KMnO ) =  = 0,1 г m (H O) ­ ? V (H O) ­ ? m (H O) = 100 г – 0,1 г = 99,9 г V (H O) =  = 99,9 мл Ответ: m (KMnO ) = 0,1 г m (H O) = 99,9 г v (H O) = 99,9 мл. Задача 2.  Оксид углерода(II) или угарный газ, — опасный загрязнитель атмосферы.  Соединяясь с гемоглобином крови, он препятствует переносу кислорода, вызывает болезни сердечно ­ сосудистой системы, снижает активность работы мозга. Из­за неполного  сжигания топлива на Земле ежегодно образуется 5* 10 т этого вещества. Определите,  какой объем (при н.у.) займет угарный газ, образующийся на Земле по указанной причине.  Решение: n (СО) = m/M: n (СО) = V/V .  Отсюда m/M = V/V , или  V (СО) = Vm • m/M; V(CO) = 22,4 • 5 •10 /28=4 • 4 • 10 (л) = 4 • 10  (м³). Ответ: 4 • 10  (м³). Задача 3.  В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 25мг йода (в  составе различных соединений), причем половина всей массы йода находится в  щитовидной железе. Подсчитайте, сколько атомов йода находится: а) в щитовидной  железе; б) в человеческом организме в целом. Решение: Число атомов йода в человеческом организме N (I) = N • n (I) = N • m (I)/M (1);  N (I) = 6 •10  • 0,025/127 = 1,1 • 1020. В щитовидной железе число атомов йода в 2 раза меньше:  N (I) = 0,5 • 1,1 • 1020 = 5,5 • 1019. Задача 4. Ортофосфат кальция составляет минеральную основу костей и зубов. Другие  соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав  тканевой жидкости, ядер и стенок клеточной ткани живого организма. Кальций уменьшает аллергические реакции. Суточная потребность организма в кальции составляет от 0,8 до 2  г. Источниками кальция служат молоко, кефир, творог, сыр, рыба, фасоль, петрушка,  зеленый лук, а также яйца, гречка и овсянка, морковь и горох. Обеспечит ли суточную  потребность организма в кальции добавление в пищу 1 г карбоната кальция при условии  его полного усвоения? Решение: Количество кальция в карбонате кальция равно количеству карбоната  кальция:  n (Са) = n (СаСОз), т. е. m (Са)/М (Са) = m (CaCO3)/M (СаСОз), отсюда  n (Са) = 40 • 1/100 = 0.4 (г). Таким образом, это меньше суточной потребности  организма (0.8­2 г день). Задание №4 Вопросы викторины.  1.Назовите кислоту, которая всегда находится в желудке здорового человека и которую  при недостатке употребляют как лекарство (соляная кислота). 2.Одна из фирм наполняет мелкие игрушки для детей сульфатом бария. Зачем? (Если  ребенок проглотит такую игрушку, ее можно обнаружить с помощью рентгена.) 3. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого? (Алкоголь  расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу)  4.Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной соли.  Ее нагревают на сковородке или в духовке, насыпают в мешочек и прикладывают на  больное место. Какие свойства поваренной соли используются? ( Физические свойства ­  высокая теплоемкость соли). Подведение результатов каждой команды. Выводы по уроку:  Химия тесно взаимосвязана с медициной и повседневной жизнью человека.  Лекарственные препараты ­ сильнодействующие средства, ими надо пользоваться  осторожно. До сих пор актуально утверждение Парацельса об огромной важности  применения количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничего не лишено  ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или  лекарством»  Помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!   Знания, полученные на уроке по технике безопасности обязательно  использовать в повседневной жизни!  Нельзя лекарственные препараты употреблять после истечения срока хранения.  Здоровье – это основное богатство человека. Предлагаю вам правило долгожителей, которые вывел еще Гиппократ: правильное  питание, движение и гигиена. Питание. Есть понемногу, не переедать, бороться с вредными привычками. Движение. Известно, что работающий человек живет дольше, чем тот, кто не работает и малоподвижен; интеллектуалы живут дольше тех, кто не использует мозг активно. Гигиена. Необходимо соблюдать гигиенические нормы и правила. В заключение урока организуется процесс рефлексии. Предложить оценить свои успехи на уроке, в чем они преуспели, над, чем еще надо поработать дома, какие эмоции они  испытали на разных этапах урока, какие испытывают сейчас. Уходя с урока, учащиеся на  плакате «Здание моих будущих успехов » прикрепляют звездочки разного цвета: красная  звезда ­ означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей, желтая – спокойствие,  неторопливость, достижение целей на половину, серый ­ скуку, безразличие, недостигнутые цели. С обратной стороны звезды предложить написать о своих впечатлениях. На  следующий урок обсуждение выбранных звездочек и пожеланий ребят

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической химии с медициной»

КВН «Взаимосвязь соединений неорганической  химии  с медициной»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017