Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Иконка файла материала Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».docx

 

 

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

УМК: Перышкин А.В.

Класс:7

Цели урока:

Образовательные: научить анализировать, выделять (главное, существенное),

приблизить к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Развивающиеразвивать интерес к конкретной деятельности на уроке,

формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

Воспитательные:  создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, радости преодоления трудностей.

Оборудование:

а) для демонстрации - пластиковая банка c  водой, три предмета на нити: алюминиевый цилиндр, пластиковый шарик, герметически закрытый  пузырёк с водой,  который может нахо­диться в равновесии в любом месте жидкости;

 б) для фронтальной работы - Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с крышкой, сухой песок, нитки, фильтровальная бумага, инструкции по выполнению заданий фронтального эксперимента, тетради для лабораторных работ.

Формы работы на уроке: фронтальная  в парах, индивидуальная.

 

Этапы

Для учителя

Для ученика

УУД

Организационный

Организует учащихся к  восприятию изучаемого

материала.  Сегодня на уроке мы продолжим изучение поведения тел, погруженных в воду. Посмотрим несколько опытов, часть опытов вы будете проводить самостоятельно c выполнением некоторых расчетов.

 

Актуализация знаний.

    Создаёт проблемную ситуацию.

Опыт 1.  Опускаем  в воду  последовательно алюминиевый цилиндр, шарик и пузырёк с водой.  Наблюдаем поведение тел.

Результат:  цилиндр тонет, шарик всплывает, пузырек плавает, погрузившись в воду полностью.

Проблемная ситуация:  Почему? 

Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?

 

 

 

 

 Нарисуйте вектора  и  на рисунках Запишите условия, при которых тела, помещенные в жидкость, тонут, всплывают или «висят» в жидкости (поставьте знак < или >).

 

Проделаем эксперимент и проверим  соотношение между силой тяжести и выталкивающей силой. (За основу берется лабораторная работа "Выяснение условий плавания тел в жидкости" стр. 211 учебника).

Какую цель эксперимента вы бы поставили перед собой?

Запишите её в тетради.

Какое оборудование нам для этого потребуется? Вспомните,  как определяется объём тела с помощью мензурки.

Вспомните, что 1  см³ = 0,000001 м³.

При выполнении лабораторной работы вам необходимо соблюдать технику безопасности

Учитель читает инструкцию по ТБ

1.Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2.Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3.Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4.Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.

5.Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На все тела в воде действуют две силы: сила тяжести, направленная вниз  и выталкивающая сила (сила Архимеда), направленная вверх.

Из  правила сложения сил, действующих на тело вдоль одной прямой, следует: тонет, если  Fт  ˃ FА;  всплывает, если Fт  ˂ FА;  плавает, если Fт  = FА.

 

 

Познавательные УУД

1. умения извлекать информации из структурированного текста

Регулятивные УУД

1.умение целеполагания

Коммуникативные УУД

1. умение слушать и понимать других.

2. формирования речевого высказывания  в соответствии с поставленными задачами.

3. оформления  своих  мыслей в устной и письменной форме.

Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните эксперимент по алгоритму.

Указания к работе

Задание 1.

1. Наполните  пробирку-поплавок на 1/4 часть песком, определите на весах  его массу в граммах. Переведите значение массы в кг и запишите в таблицу.

2. Опустите  пробирку-поплавок   в воду и определите  объём вытесненной воды в см3. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения  пробирки-поплавка  в во­ду.  Запишите значение объёма в м3  в таблицу.

3. Рассчитайте силу тяжести и архимедову силу  по формулам:

Р = Fтяж = m g   и   FА= ρжgVт

3.Сравните архимедову силу с силой тяжести. Результаты  вычислений занесите в табли­цу  и отметьте:  пробирка-поплавок   тонет или всплывает.

Задание 2.

1. Наполните  пробирку-поплавок   полностью песком, определите на весах  его массу в граммах. Переведите значение массы в кг и запишите в таблицу.

2. Опустите  пробирку-поплавок   в воду и определите  объём вытесненной воды в см3. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения  пробирки-поплавка    в во­ду.  Запишите значение объёма в м3  в таблицу.

3. Рассчитайте силу тяжести и архимедову силу  по формулам:

Р = Fтяж = m g   и   FА= ρжgV

4.Сравните архимедову силу с силой тяжести. Результаты  вычислений занесите в табли­цу  и отметьте:  пробирка-поплавок   тонет или всплывает.

Задание 3.

1. Определите при каком соотношении силы тяжести и архимедовой силы  пробирка-поплавок будет плавать  в любом месте жидкости, полностью погрузившись в неё? Какое значение при этом будет иметь объём вытесненной капсулой воды?

2. Определите  массу для плавающего тела (без вычисления). 

3. Заполните  пробирку-поплавок песком до необходимой массы, затем опустите в воду и убедитесь  на опыте в правильности ваших рассуждений.

4. Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости.

 

Выполняют лабораторную работу.

 

Познавательные УУД

1.умения применять теоретические знания для определения цены деления и предела измерений измерительного прибора.

2.умения выполнять эксперимент по алгоритму.

3.умения видоизменять  информацию в виде таблицы.

4.умения выполнять прямые измерения

5.понимать неизбежность погрешности любых измерений.

6.умения соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с лабораторным оборудованием

Коммуникативные УУД

1. умения планировать учебное сотрудничество,  работать в парах.

2.умения управлять поведением партнёра при совместном выполнении эксперимента.

Регулятивные УУД

1. умения целеполагания (постановка учебной задачи при выполнении эксперимента, постановка цели эксперимента, планирование этапов выполнения эксперимента)

2.умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности.

3.умения самоконтроля.

Личностные УУД

1.мотивация  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.