7кл. Лабораторная работа№9
Изучение работы простых механизмов.
Цель: изучить работу простых механизмов: подвижного и неподвижного блока, наклонная плоскость, выяснить в каких случаях можно получить выигрыш в силе.
Цель:
сформировать у обучающихся представление о простых механизмах: рычаг, блок, подвижный блок, клин, наклонная плоскость, винт.
Задачи
Образовательные: актуализировать знания учащихся о применении простых механизмов, особенности работы подвижного и неподвижного блоков, зависимость строения наклонной плоскости .
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся, развивать умения анализировать учебный материал, наблюдать, сравнивать сопоставлять изучаемые явления и факты.
Воспитательные: выработать культуру умственного труда, поддерживать эмоциональную и доброжелательную обстановку на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать:
- простые механизмы;
- неподвижный блок выигрыш в силе не даёт;
- подвижный блок даёт выигрыш в силе, по проигрывает в расстоянии, поэтому выигрыша в работе нет;
- чем ниже угол наклона наклонной плоскости, тем выше её КПД;
- правила безопасности при проведении лабораторных работ.
уметь:
- рассказывать о различных простых приборах;
- объяснять принцип работы подвижного и неподвижного блока;
- применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
- объяснять смысл физических терминов: подвижный блок, неподвижный блок, наклонная плоскость, выигрыш в силе, выигрыш в работе, проигрыш в расстоянии, КПД.
Личностные:
- сформированность смыслового чтения;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- уважение к научной деятельности людей;
- понимание физики как элемент общечеловеческой культуры в истории.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение;
- высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока: лабораторная работа.
Методы: учебно-познавательный ; объяснительно-наглядный, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Технология: информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, групповые.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Тема.
-Скажи мне, как тебя зовут,
Устройство, что облегчит труд?
-Я механизмом величаюсь
И надвое я разделяюсь,
О, родичей моих не счесть:
Тут и с наклоном плоскость есть,
Что в двух обличиях явилась,
То в клин, то в винт оборотилась;
Тут и рычаг явился сам,
Вдруг разделившись пополам:
Из первой части ворот вышел
(Кто про колодец тут не слышал?)
А из второй – с веревкой блок,
Простой. Вот плечи поперек.
Когда же блок подвижным был,
Класс выигрыш в силе получил
В два раза, знают все теперь.
Ты удивлен? Так сам проверь,
Что всё поднять легко и быстро.
Виват, простые механизмы!
Тема урока: Изучение работы простых механизмов.
3. Целеполагание. – чтобы облегчить труд человека, изучим простые механизмы.
4. Мотивация. Труд - лучший отдых от лени.
5. Работа с ЭОР.
Презентация о простых механизмах.
6. Актуализация знаний.
- Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.
Виды простых механизмов:
- Рычаг – твёрдое тело, которое может поворачиваться вокруг неподвижной точки;
-Блок – колесо укреплённое в обойме с желобом, по которому пропущена верёвка,
оба конца не закреплены;
-Подвижный блок – при движении верёвки, блок вместе с грузом поднимается.
- Клин – треугольный кусок дерева или железа, первоначально созданный, чтобы
легче было колоть.
-Наклонная плоскость – пандус;
-Винт – саморез.
7. Ход лабораторной работы.
(Раздаточный материал на каждый стол для обучающихся.)
1) Знакомство с неподвижным блоком. Три опыта при увеличении массы груза.
Сделать вывод. Определить выигрыш в силе.
2) Знакомство с подвижным блоком. Три опыта при увеличении массы груза. Сделать вывод. Определить выигрыш в силе.
3) Знакомство с наклонной плоскостью. Три опыта при увеличении угла наклона
наклонной плоскости.
Сделать вывод. Определить выигрыш в силе.
8. Вывод. Сегодня на уроке, я
9. Домашнее задание: §22 выучить, стр 98 решить (4-8 задач).
Сообщение: «Золотое правило механики». Рычаг. КПД.
8. Рефлексия
Поднимите желтый смайлик те, кому понравилось сегодня на уроке открывать новое знание.
7кл. Лабораторная работа№9
Изучение работы простых механизмов.
Цель: изучить работу простых механизмов: подвижного и неподвижного блока, наклонная плоскость, выяснить в каких случаях можно получить выигрыш в силе.
Оборудование: штатив, блок, лабораторные грузики, динамометр, нить, транспортир.
Ход работы
1. Знакомство с неподвижным блоком.
Закрепите неподвижный блок к штативу, перекиньте через него веревку. К одному концу веревки подвесьте груз, к другому прикрепите динамометр. Измерьте силу тяжести, действующую на груз:
№ |
сила тяжести Fт , Н |
Динамометр Р , Н |
Выигрыш в силе |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Вывод: ________________ (Позволяет ли неподвижный блок получить выигрыш в силе?)
2. Знакомство с подвижным блоком.
Закрепите к установке, на штативе, подвижный блок с грузом. Измерьте силу тяжести действующую на груз.
№ |
сила тяжести Fт , Н |
Динамометр Р , Н |
Выигрыш в силе |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Вывод: ______________ (Позволяет ли подвижный блок получить выигрыш в силе?)
3. Знакомство с наклонной плоскостью.
Положите 1грузик на доску, прикрепите к нему динамометр и тяните плавно брусок вверх по наклонной плоскости. Сравните показания динамометра с силой тяжести.
№ |
сила тяжести Fт , Н |
Динамометр Р , Н |
Выигрыш в силе |
1 |
|
_10° |
|
2 |
|
_45° |
|
3 |
|
_80° |
|
Вывод: _____________ (Можно ли получить выигрыш в силе с помощью наклонной плоскости, меняя угол наклона плоскости?)
|
|
|
|
|
|
Вывод: сегодня на уроке, я _____________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.