В материалах данной лабораторной работы " Изучение явления электромагнитной индукции " представлена четкая пошаговая инструкция следуя которой учащиеся должны пронаблюдать и изучить явление электромагнитной индукции . И на основе этого явления рассмотреть принцип действия электромагнита и генератора электрического тока .
Работу выполнила Бавкун Татьяна Николаевна учитель физики
МБОУ «Очерская СОШ № 3» г. Очер Пермский край
Урок № 3846.
Лабораторная работа № 5
«Изучение явления электромагнитной индукции».
Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции.
Оборудование: миллиамперметр, катушкамоток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с
железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные,
модель генератора электрического тока (одна на класс).
шите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита
Указания к работе:
1. Подключите катушкумоток к зажимам миллиамперметра.
2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом
на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в нее (рис.
160).
Вывод 1: Запи
относительно катушки? во время его остановки?
3.Вывод 2: Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения
магнита? во время его остановки?
4. На основании ваших ответов на предыдущий вопрос сделайте и запишите вывод о том, при каком
условии в катушке возникал индукционный ток.
5. Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку,
менялся? (Для ответа на этот вопрос вспомните, вопервых, от каких величин зависит магнитный по
ток Ф, и, вовторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита
вблизи этого магнита и вдали от него.)
6. О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления
отклоняется стрелка миллиамперметра.
Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при
приближении к ней и удалении от нее одного и того же полюса магнита.
7. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью, чтобы стрелка миллиамперметра
отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы.
Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае.
При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф,
пронизывающий эту катушку, менялся быстрее?
При быстром или медленном изменении магнитного потока сквозь катушку в ней возникал больший по
модулю ток?
На основании вашего ответа на последний вопрос сделайте и запишите вывод о том, как зависит
модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного
потока Ф, пронизывающего эту катушку.
8. Соберите установку для опыта по рисунку 161.
9. Проверьте, возникает ли в катушкемотке 1 индукционный ток в следующих случаях:
а) при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2;
б) при протекании через катушку 2 постоянного тока;
в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путем перемещения в со
ответствующую сторону движка реостата.
10. В каких из перечисленных в пункте 9 случаев меняется магнитный поток, пронизывающий катушку
1? Почему он меняется?11. Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели Рис. 162 генератора (рис. 162).
Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток.