Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа №24
Тема: Определение электроёмкости конденсатора
Цель: научиться экспериментальным путём находить электроёмкость конденсатора; проверить справедливость формул для
расчёта ёмкости батареи конденсаторов при их последовательном и параллельном соединении
Оборудование: макетная плата, микроамперметр на 100 мкА или авометр, оксидные конденсаторы 5 мкФ, 10 мкФ, 20 мкФ,
источник питания на 46 В, соединительные провода
Краткая теория
Если обкладки заряженного конденсатора подключить к гальванометру, то стрелка прибора резко отклонится, регистрируя
ток разрядки. Так как ёмкость конденсатора характеризует его способность накапливать электрическую энергию, то
конденсаторы разной ёмкости, предварительно заряженные до одного и того же напряжения, при разрядке дадут разные
отбросы стрелки (чем больше ёмкость, тем больше отброс).
С=kn, откуда
n – число делений
k численно равен электроёмкости, вызывающей отклонение стрелки прибора на одно деление
По известному коэффициенту пропорциональности k и по числу делений, на которое отбрасывается стрелка прибора при
разрядке конденсатора, можно определить неизвестную ёмкость другого конденсатора, заряженного от данного источника
тока.
Определение ёмкости конденсатора по способу отброса стрелки гальванометра
Задание 1
1.Соберите цепь по рис 1 аб с конденсатором 5 мкФ. В качестве измерительного прибора взять микроамперметр на 100 мкА
(или авометр, включённый на предел измерений постоянного тока 0, 5мА)
Помните! Конденсатор включать с учётом полярности
2.Зарядите конденсатор, соединив его на некоторое время с источником постоянного тока переключателем SA. Затем
конденсатор переключите на измерительный прибор и по шкале определите число делений n, на которое отбрасывается
стрелка ___________________________________________________________________________________________________
3.Вычислите коэффициент пропорциональности k _______________________________________________________________
4.Повторите опыт с другим конденсатором известной ёмкости 10 мкФ ______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Рис 1а
рис 1б
Определение общей ёмкости системы из двух параллельно соединённых конденсаторов
Задание 2
1.Соберите цепь по рис 2
2.По отбросу стрелки прибора определите их общую ёмкость Собщ ________________________________________________
3.Убедитесь в справедливости формулы Собщ=С1+С2 ____________________________________________________________
Определение общей ёмкости системы из двух последовательно соединённых конденсаторов
Задание 3
Действуя по аналогии задания 2, убедитесь в справедливости формулы 1/С=1/С1+1/С2
Рис 2
рис 3
Собщ=_______________________________
kk
С1, мкФ
С2, мкФ
Способ соединения
nn
Собщ, мкФ
ПараллельноПоследовательно