Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа № 15
Тема: Определение разрешающей способности глаза
Цель: наблюдая две близко расположенные точки на белом листе с разных расстояний, определить разрешающую способность
своего глаза
Оборудование: игла, лист миллиметровой бумаги, лист белой бумаги, рулетка
Пояснения
Разрешающая способность глаза, как оптической системы, зависит от диаметра зрачка. Если перед глазом расположен
непрозрачный экран с отверстием, диаметр которого меньше диаметра зрачка, то разрешающая способность глаза
уменьшается вследствие дифракции света на отверстии.
Для проведения исследования необходимо подготовить объект наблюдения и ряд отверстий различного диаметра в
непрозрачном экране. Для наблюдения можно использовать лист бумаги с двумя чёрными точками на расстоянии 1 мм одна от
другой. В качестве экрана можно взять полосу миллиметровой бумаги, в которой иглой прокалываются отверстия диаметром
0,3; 0,5; 0,1; 1,5 и 2,0 мм.
Выполнять измерения удобно вдвоём. Один из учеников наблюдает через отверстие в экране чёрные точки, а второй –
измеряет максимальное расстояние от глаза наблюдателя до этого листа, при котором через данное отверстие две точки ещё
видны раздельно.
Ход работы
1.Установите пере правым глазом экран с миллиметровой бумагой и наблюдайте через отверстие диаметром 0,3 мм в экране
две точки на листе белой бумаги, находящиеся на расстоянии 1 мм друг от друга. Постепенно удаляясь от листа бумаги,
определите максимальное расстояние, на котором две точки ещё не сливаются в одну, а видны раздельно ________________
___________________________________________________________________________________________________________
2.Такие же наблюдения выполните, наблюдая эти же точки через отверстия диаметром 0,5 мм,1,0 мм, 1,5 мм и 2,0 мм.
Результаты занесите в таблицу
L, мм
1
R
D, мм
0,3
0,5
1,0
1,5
2,0
φ
3.Принимая расстояние L между точками, равное 1 мм, за длину дуги – окружность, а расстояние R от глаза до листа бумаги –
за радиус окружности, вычислите минимальное угловое расстояние между точками при наблюдении через отверстия
диаметром 0,3 0,5 1,0 1,5 и 2,0 мм по формуле
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
4.Постройте график зависимости разрешающей способности глаза
φ
от диаметра отверстия
D в экране
Вывод: В результате проедённой работы я научился (лась) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________