Лабораторные работы по физике 11 класс

Лабораторные работы по физике 11 класс

doc
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

лабо11.doc

МБОУ СОШ с.Бузат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторные работы по физике

11 класс

 

______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019уч. год

 


                                    Лабораторная работа № 1   _______________________

                                                             Дата

Тема: Наблюдение действия магнитного поля на ток

Инструктаж по технике безопасности. ___________________

                                                                   Подпись

Цель работы: убедиться в том, что однородное магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие.

Оборудование: катушка-моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, магнит дугообразный или полосовой.

Примечание. Перед работой убедитесь, что движок реостата установлен на максимальное сопротивление.

 

Ход работы

1.      Соберите цепь по рисунку, подвесив на гибких проводах  катушку-моток.

2.      Расположите дугообразный магнит под некоторым острым  углом  α(например 45°) к плоскости катушки-мотка и, замыкая ключ, пронаблюдайте движение катушки-мотка.

3.      Повторите опыт, изменив сначала полюсы магнита, а затем направление электрического тока.

4.      Зарисуйте катушку-моток и магнит, указав направление магнитного поля, направление электрического тока и характер движения катушки-мотка..

5.      Объясните поведение катушки-мотка с током в однородном магнитном поле.

6.      Расположите дугообразный магнит в плоскости катушки-мотка (α=0°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.

7.      Расположите дугообразный магнит перпендикулярно плоскости катушки-мотка (α=90°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.

Вывод: _____ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Лабораторная работа № 2_______________________

                                                             Дата

Тема: Изучение явления электромагнитной индукции

Инструктаж по технике безопасности. ___________________

                                                                   Подпись

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции, проверить правило Ленца.

Оборудование: миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, магнит дугообразный или полосовой, реостат, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка.

                                         Ход работы

  1. Подключите катушку к зажимам миллиамперметра..
  2. Выполните следующие действия:

а) введите северный (N) полюс магнита в катушку;

б) остановите магнит на несколько секунд;

в) удалите магнит из катушки (модуль скорости движения магнита приблизительно одинаков).

3.  Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток и каковы его особенности в каждом случае:   а) ___________________     б) ____________________     в) _____________________

4.  Повторите действия пункта 2 с южным(S) полюсом магнита и сделайте соответствующие выводы:   а) ___________________     б) ____________________     в) _____________________

5.  Сформулируйте, при каком условии в катушке возникал индукционный ток. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила Ленца ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.  Зарисуйте схему опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.  Начертите схему, состоящую из источника тока, двух катушек на общем сердечнике, ключа, реостата и миллиамперметра ( первую катушку соедините с миллиамперметром, вторую катушку через реостат соедините с источником тока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Соберите электрическую цепь по данной  схеме.

10. Замыкая и размыкая ключ, проверьте, возникает ли в первой катушке индукционный ток._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Проверьте выполнение правила Ленца. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Проверьте, возникает ли индукционный ток при изменении силы тока реостата.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                    Лабораторная работа № 3_______________________

                                                             Дата

Тема: Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Инструктаж по технике безопасности. ___________________

                                                                   Подпись

Цель работы: вычислить ускорение свободного падения и оценить точность полученного результата.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

                                         Ход работы

1.      Установите на краю стола штатив, у его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 2-5 см от пола.

2.      Измерьте лентой длину маятника:   ℓ= _____

3.      Отклоните маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его.

4.      Измерьте время 30-50 полных колебаний  (например N=40).  t = _____

5.      Повторите опыт еще 4 раза (число колебаний во всех опытах одинаковое).

      t= _____     t= _____      t= _____      t= _____

6.      Вычислите среднее значение времени колебаний.

     t,     t             t__________ .

 

 

 

7.      Вычислите среднее значение периода колебаний.

           ________ .

8.      Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.

 

 

   №

опыта

   t ,

  с

  t ,

  с

  N

   T ,

   с

   ℓ ,

   м

  ∆t ,

   с

   ∆ℓ ,

   м

   ∆q ,

   м/с²

   q ,

   м/с²

   1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2

 

   3

 

   4

 

   5

 

 

9.      Вычислите ускорение свободного падения по формуле:  q .

     q          q__________

10.  Вычислите абсолютные погрешности измерения времени в каждом опыте.

      ∆t=|t−t|=|             |=

     ∆t=|t−t|=|              |=

     ∆t=|t−t|=|              |= 

     ∆t=|t−t|=|              |=

     ∆t=|t−t|=|              |=

11.  Вычислите среднюю абсолютную погрешность измерений времени.

      ∆t =           = _______

12.  Вычислите относительную погрешность измерения q по формуле:

       , где = 0,75 см    

      = _____

13.  Вычислите абсолютную погрешность измерения q.

           ∆q = _____          ∆q = _____

14.  Запишите результат в виде  q = q± ∆q.       q = _____       q =  _____

15.  Сравните полученный результат со значением 9,8 м/с².

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Лабораторная работа № 4_______________________

                                                            Дата

Тема: Измерение показателя преломления стекла

Инструктаж по технике безопасности. ___________________

                                                                   Подпись

Цель работы: вычислить показатель преломления стекла относительно воздуха.

Оборудование:  стеклянная пластина, имеющая форму трапеции, источник тока, ключ, лампочка, соединительные провода, металлический экран с щелью.

Ход работы

  1. Подключите лампочку через выключатель к источнику тока. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.
  2. Расположите пластину так, чтобы световой пучок падал на нее в точке В под некоторым острым углом.
  3. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее светового пучка  поставьте две точки.
  4. Выключите лампочку и снимите пластину, очертив ее контур.
  5. Через точку В границы раздела сред воздух-стекло проведите перпендикуляр к границе, лучи падающий и преломленный и отметьте углы падения α и преломления β.
  6. Проведите окружность с центром в точке В и отметьте точки пересечения окружности с падающим и отраженным лучами (соответственно точки А и С).
  7. Измерьте расстояние от точки А до перпендикуляра к границе раздела. α= ____
  8. Измерьте расстояние от точки С до перпендикуляра к границе раздела. b= _____
  9. Вычислите показатель преломления стекла по формуле.

  т.к.       n=        n= _____

  1. Вычислите относительную погрешность измерения показателя преломления по формуле:

      , где ∆α = ∆b = 0,15 см.        __________________________    = _________

11. Вычислите абсолютную погрешность измерения  n.

      ∆n = n · ε       ∆n = ___________________________________        ∆n = _____________________

12. Запишите результат в виде  n= n ± ∆n.       n= ______________________________________

13. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.

№ опыта

 α, см

 B, см

    n

∆α, см

 ∆b, см

    ε

   ∆n

     1

 

 

 

 

 

 

 

     2

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Повторите измерения и вычисления при другом угле падения.

15. Сравните полученные результаты показателя преломления стекла с табличным.

 

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Лабораторная работа № 5_______________________

                                                             Дата

Тема: Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Инструктаж по технике безопасности. ___________________

                                                                   Подпись

Цель работы: определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы.

Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, содержащим букву, источник тока, ключ, соединительные провода, экран, направляющая рейка.

                                               Ход работы

1 Соберите электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.

2. Поставьте лампочку на один край стола, а экран – у другого края. Между ними поместите собирающую линзу.

3. Включите лампочку и передвигайте линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое, уменьшенное изображение светящейся буквы колпачка лампочки.

4. Измерьте расстояние от экрана до линзы в мм.       d=

5. Измерьте расстояние от линзы до изображения в мм.        f

6. При неизменном d повторите опыт еще 2 раза, каждый раз заново получая резкое изображение.       f,  f

7. Вычислите среднее значение расстояния от изображения до линзы.

     f       f       f= _______

8. Вычислите оптическую силу линзы  D        D

9. Вычислите фокусное расстояние до линзы.       F        F=

10. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.

 

      №

  опыта

 f·10¯³,

  м

  f,

    м

  d,

    м

    D,

     дптр

D,

  дптр

   F,

    м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Измерьте толщину линзы в мм.       h= _____

12. Вычислите абсолютную погрешность измерения оптической силы линзы по формуле:

      ∆D = ,       ∆D = ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

13. Запишите результат в виде  D = D± ∆D       D = ____________________________________

Вывод:

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

                                    Лабораторная работа № 6_______________________

                                                             Дата

Тема: Измерение длины световой волны

Инструктаж по технике безопасности. ___________________

                                                                   Подпись

Цель работы: измерить длину световой волны с помощью дифракционной решетки.

Оборудование: дифракционная решетка с периодом  мм или  мм, штатив, линейка с держателем для решетки и черным экраном с щелью посредине, который может перемещаться вдоль линейки, источник света.

Ход работы

 

  1. Включите источник света.
  2. Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установите ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
  3. Установите экран на расстоянии приблизительно 50 см от решетки.
  4. Измерьте расстояние от дифракционной решетки до экрана.     α= _____
  5. Измерьте расстояние от щели экрана до линии первого порядка красного цвета слева и справа от щели.

Слева: b = _____       справа: b=_____

 

  1. Вычислите длину волны красного цвета слева от щели в экране.

                = _________________________________________________________

  1. Вычислите длину волны красного цвета справа от щели в экране.

             = __________________________________________________________

  1. Вычислите среднее значение длины волны красного цвета.

                    = ______

  1. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

 

Цвет в

спектре

Расположение

спектра

 

 

   k

 

   d

 

   α

 

   b

 

   λ

 

   λ

красный

Слева от

щели

 

 

 

 

 

 

Справа от

щели

 

 

 

 

 

 

фиолетовый

Слева от

щели

 

 

 

 

 

 

Справа от

щели

 

 

 

 

 

 

  1. Повторите измерения и вычисления для фиолетового цвета.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Лабораторная работа № 7_______________________

                                                             Дата

Тема: Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Инструктаж по технике безопасности. ___________________

                                                                                 Подпись

Цель работы: выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров.

 

Оборудование:

генератор «Спектр»;

спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном;

источник питания;

соединительные провода;

стеклянная пластинка со скошенными гранями;

лампа с вертикальной нитью накала;

призма прямого зрения.

Ход работы

 

1. Расположите пластинку горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 450, наблюдать сплошной спектр.

 

2.Выделить основные цвета полученного сплошного спектра и записать их в наблюдаемой последовательности.

 

3. Повторить опыт, рассматривая сплошной спектр через грани, образующие угол 60о. Записать различия в виде спектров.

 

4.Наблюдать линейчатые спектры водорода, криптона, неона, рассматривая светящиеся спектральные трубки сквозь грани стеклянной пластины. Записать наиболее яркие линии спектров. (Наблюдать линейчатые спектры удобнее сквозь призму прямого зрения).

 

5.Сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)