МБОУ СОШ с.Бузат
Лабораторные работы по физике
11 класс
______________________________________________________
2018-2019уч. год
Лабораторная работа № 1 _______________________
Дата
Инструктаж по технике безопасности. ___________________
Подпись
Цель работы: убедиться в том, что однородное магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие.
Оборудование: катушка-моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, магнит дугообразный или полосовой.
Примечание. Перед работой убедитесь, что движок реостата установлен на максимальное сопротивление.
Ход работы
1. Соберите цепь по рисунку, подвесив на гибких проводах катушку-моток.
2. Расположите дугообразный магнит под некоторым острым углом α(например 45°) к плоскости катушки-мотка и, замыкая ключ, пронаблюдайте движение катушки-мотка.
3. Повторите опыт, изменив сначала полюсы магнита, а затем направление электрического тока.
4. Зарисуйте катушку-моток и магнит, указав направление магнитного поля, направление электрического тока и характер движения катушки-мотка..
5. Объясните поведение катушки-мотка с током в однородном магнитном поле.
6. Расположите дугообразный магнит в плоскости катушки-мотка (α=0°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.
7. Расположите дугообразный магнит перпендикулярно плоскости катушки-мотка (α=90°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.
Вывод: _____ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2_______________________
Дата
Инструктаж по технике безопасности. ___________________
Подпись
Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции, проверить правило Ленца.
Оборудование: миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, магнит дугообразный или полосовой, реостат, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка.
Ход работы
а) введите северный (N) полюс магнита в катушку;
б) остановите магнит на несколько секунд;
в) удалите магнит из катушки (модуль скорости движения магнита приблизительно одинаков).
3. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток и каковы его особенности в каждом случае: а) ___________________ б) ____________________ в) _____________________
4. Повторите действия пункта 2 с южным(S) полюсом магнита и сделайте соответствующие выводы: а) ___________________ б) ____________________ в) _____________________
5. Сформулируйте, при каком условии в катушке возникал индукционный ток. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила Ленца ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Зарисуйте схему опыта.
8. Начертите схему, состоящую из источника тока, двух катушек на общем сердечнике, ключа, реостата и миллиамперметра ( первую катушку соедините с миллиамперметром, вторую катушку через реостат соедините с источником тока).
9. Соберите электрическую цепь по данной схеме.
10. Замыкая и размыкая ключ, проверьте, возникает ли в первой катушке индукционный ток._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Проверьте выполнение правила Ленца. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Проверьте, возникает ли индукционный ток при изменении силы тока реостата.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3_______________________
Дата
Инструктаж по технике безопасности. ___________________
Подпись
Цель работы: вычислить ускорение свободного падения и оценить точность полученного результата.
Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.
Ход работы
1. Установите на краю стола штатив, у его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 2-5 см от пола.
2. Измерьте лентой длину маятника: ℓ= _____
3. Отклоните маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его.
4. Измерьте время 30-50 полных колебаний (например N=40). t₁ = _____
5. Повторите опыт еще 4 раза (число колебаний во всех опытах одинаковое).
t= _____ t
= _____ t
= _____ t
= _____
6. Вычислите среднее значение времени колебаний.
t, t
t
__________ .
7. Вычислите среднее значение периода колебаний.
________
.
8. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
№ опыта |
t , с |
t с |
N |
T с |
ℓ , м |
∆t с |
∆ℓ , м |
∆q , м/с² |
q м/с² |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
||||||||
3 |
|
||||||||
4 |
|
||||||||
5 |
|
9. Вычислите
ускорение свободного падения по формуле: q .
q
q
__________
10. Вычислите абсолютные погрешности измерения времени в каждом опыте.
∆t₁=|t₁−t|=| |=
∆t₂=|t₂−t|=| |=
∆t₃=|t₃−t|=| |=
∆t₄=|t₄−t|=| |=
∆t₅=|t₅−t|=| |=
11. Вычислите среднюю абсолютную погрешность измерений времени.
∆t =
= _______
12. Вычислите относительную погрешность измерения q по формуле:
,
где
= 0,75
см
=
_____
13. Вычислите абсолютную погрешность измерения q.
∆q = _____ ∆q = _____
14. Запишите результат в виде q
= q± ∆q. q = _____ q = _____
15. Сравните полученный результат со значением 9,8 м/с².
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4_______________________
Дата
Инструктаж по технике безопасности. ___________________
Подпись
Цель работы: вычислить показатель преломления стекла относительно воздуха.
Оборудование: стеклянная пластина, имеющая форму трапеции, источник тока, ключ, лампочка, соединительные провода, металлический экран с щелью.
Ход работы
т.к.
n=
n= _____
,
где ∆α = ∆b = 0,15 см.
__________________________
= _________
11. Вычислите абсолютную погрешность измерения n.
∆n = n · ε ∆n = ___________________________________
∆n = _____________________
12. Запишите результат в виде n= n ± ∆n. n
= ______________________________________
13. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
№ опыта |
α, см |
B, см |
n |
∆α, см |
∆b, см |
ε |
∆n |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Повторите измерения и вычисления при другом угле падения.
15. Сравните полученные результаты показателя преломления стекла с табличным.
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5_______________________
Дата
Инструктаж по технике безопасности. ___________________
Подпись
Цель работы: определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы.
Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, содержащим букву, источник тока, ключ, соединительные провода, экран, направляющая рейка.
Ход работы
1 Соберите электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.
2. Поставьте лампочку на один край стола, а экран – у другого края. Между ними поместите собирающую линзу.
3. Включите лампочку и передвигайте линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое, уменьшенное изображение светящейся буквы колпачка лампочки.
4. Измерьте расстояние от экрана до линзы в мм. d=
5. Измерьте расстояние от линзы до изображения в мм. f
6. При неизменном d повторите опыт
еще 2 раза, каждый раз заново получая резкое изображение. f, f
7. Вычислите среднее значение расстояния от изображения до линзы.
f
f
f
= _______
8. Вычислите оптическую силу линзы D D
9. Вычислите фокусное расстояние до линзы. F F
=
10. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
№ опыта |
f·10¯³, м |
f м |
d м |
D дптр |
дптр |
F м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
11. Измерьте толщину линзы в мм. h= _____
12. Вычислите абсолютную погрешность измерения оптической силы линзы по формуле:
∆D = ,
∆D = ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Запишите результат в виде D = D±
∆D D = ____________________________________
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6_______________________
Дата
Инструктаж по технике безопасности. ___________________
Подпись
Цель работы: измерить длину световой волны с помощью дифракционной решетки.
Оборудование: дифракционная решетка с периодом мм или
мм,
штатив, линейка с держателем для решетки и черным экраном с щелью посредине,
который может перемещаться вдоль линейки, источник света.
Ход работы
Слева: b = _____ справа: b=_____
= _________________________________________________________
= __________________________________________________________
= ______
Цвет в спектре |
Расположение спектра
|
k |
d |
α |
b |
λ |
λ |
красный |
Слева от щели |
|
|
|
|
|
|
Справа от щели |
|
|
|
|
|
|
|
фиолетовый |
Слева от щели |
|
|
|
|
|
|
Справа от щели |
|
|
|
|
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7_______________________
Дата
Подпись
Цель работы: выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров.
Оборудование:
генератор «Спектр»;
спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном;
источник питания;
соединительные провода;
стеклянная пластинка со скошенными гранями;
лампа с вертикальной нитью накала;
призма прямого зрения.
Ход работы
1. Расположите пластинку горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 450, наблюдать сплошной спектр.
2.Выделить основные цвета полученного сплошного спектра и записать их в наблюдаемой последовательности.
3. Повторить опыт, рассматривая сплошной спектр через грани, образующие угол 60о. Записать различия в виде спектров.
4.Наблюдать линейчатые спектры водорода, криптона, неона, рассматривая светящиеся спектральные трубки сквозь грани стеклянной пластины. Записать наиболее яркие линии спектров. (Наблюдать линейчатые спектры удобнее сквозь призму прямого зрения).
5.Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.