ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Тема: изучение представителей простейших.
Цель: познакомиться с многообразием простейших. Изучить особенности строения простейших одноклеточных животных на примере инфузории-туфельки.
Оборудование: готовый микропрепарат инфузории-туфельки, световой микроскоп, картинки.
Ход работы
1. Возьмите предметное стекло с инфузориями. Посмотрите, видны ли невооруженным глазом инфузории-туфельки. Ответ обоснуйте и запишите в тетрадь.
2. Вспомните строение инфузории-туфельки. Рассмотрите рисунок, приклейте его в тетрадть и запишите соответствующие цифры:
1) реснички, 2) малое ядро, 3) пищеварительная вакуоль, 4) сократительная вакуоль, 5) эктоплазма (внешняя оболочка), 6) большое ядро, 7) ротовое отверстие, 8) эндоплазма (цитоплазма), 9) порошица.
Рис.1. Инфузория-туфелька
3. Рассмотрите микропрепарат инфузории-туфельки под микроскопом: отметьте форму тела, внешнее строение, отличие передней части тела от задней. Сосчитайте число увиденных вами инфузорий. Зарисуйте увиденное в тетрадь и запишите ответы.
Рис.2. Инфузория-туфелька под микроскопом
Рис.3.Инфузория туфелька под микроскопом
4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика простейших» (использую информацию, данную в параграфах 3, 4, 5 в учебнике).
Рис. 4. Обыкновенная амеба под микроскопом
Таблица 1 – Сравнительная характеристика простейших
Процесс жизнедеятельности |
Инфузория - туфелька |
Амёба |
Эвглена зелёная |
Движение |
|
|
|
Питание |
|
|
|
Форма тела |
|
|
|
Размеры |
|
|
|
Размножение |
|
|
|
Рис.5. Эвглена зелёная под микроскопом
Запишите выводы о проделанной работе в тетрадь.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Тема: знакомство с внешним и внутренним строением круглых и кольчатых червей.
Цель: познакомиться с внешним и внутреннем строением круглых червей, на примере человеческой аскариды, и кольчатых червей, на примере дождевого червя.
Оборудование: световой микроскоп, готовые микропрепараты аскариды и дождевого червя, картинки червей, учебник.
Ход работы:
1. Рассмотрите готовый микропрепарат аскариды под микроскопом. Зарисуйте увиденное, сделайте обозначения.
Рис. 6. Луковая и клубничная нематоды (паразитические круглые черви)
Рис.7. Поперечный срез человеческой аскариды
Ответьте на вопросы:
1.1 В каких условиях живет аскарида? Каковы ее размеры?
1.2 Каковы особенности внешнего строения аскариды в связи с паразитизмом?
1.3 Какой вред аскариды наносит организму хозяина? Каковы меры профилактики, предохраняющие от заражения аскаридой?
2. Рассмотрите готовый микропрепарат дождевого червя под микроскопом. Зарисуйте увиденное, сделайте обозначения.
Рис.8. Поперечный срез дождевого червя под микроскопом
Ответьте на вопросы:
2.1 К какому типу червей относится дождевой червь? докажите принадлежность червя к данному типу.
2.2 Какое значение имеет влажная кожа для жизни дождевого червя в почве?
2.3 Каково строение кожно-мускульного мешка дождевого червя?
2.4 Рассмотрите внутреннее строение дождевого червя на рисунке 9.
Рис.9. Внутреннее строение дождевого червя
Найдите органы пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной и половой систем.
Составьте и заполните таблицу 2.
Таблица 2
Название органа |
Название системы органов, к которой относится рассматриваемый орган |
Рот |
Пищеварительная система |
… |
|
Запишите выводы о проделанной работе в тетрадь.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Тема: изучение представителей класса Насекомых.
Цель: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука и готовых микропрепаратов муравья и осы.
Оборудование: световой микроскоп, готовые микропрепараты муравья и осы, картинки с изображением майского жука.
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунки с изображением майского жука и ответьте на вопросы.
Рис. 10. Внешнее строение майского жука
Вопросы:
1.1 К какому классу и отряду относится данное насекомое?
1.2 Какова длина тела майского жука? Из каких отделов тела состоит тело майского жука?
1.3 Сколько конечностей у насекомого, к какому отделу тела они крепятся?
1.4 Какие органы расположены на голове майского жука?
1.5 Какое строение имеют крылья майского жука?
1.6 Сделайте выводы (закончите предложения):
Майский жук относится к типу Членистоногие, так как … .
Майский жук относится к классу Насекомые, так как … .
Майский жук относится к отряду Жесткокрылые, так как … .
2. Рассмотрите готовые микропрепараты муравья и осы. Зарисуйте увиденное. Сделайте обозначения.
Запишите выводы о проделанной работе в тетрадь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.