Лады народной музыки (лекция)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как мы помним, "ладом" принято называть "систему взаимоотношений звуков". Иными словами, среди всех 12 нот темперированной октавы для конкреттного музыкального сочинения выбирается лишь несколько, например, 7 звуков (лады ведь бывают не только 7-ступенные). Благодаря тому, что эти звуки оказываются расположены в октаве неравномерно, они попадают в неравноправные условия относительно друг друга. Возникают взаимоотношения - явления устойчивости и тяготения - и именно набор тяготений и устойчивостей внутри заданного набора звуков и называется "ладом".
Иконка файла материала 1.docx
Лады народной музыки __________________________________________________ Как мы помним, "ладом" принято называть "систему  взаимоотношений звуков". Иными словами, среди всех 12 нот  темперированной октавы для конкреттного музыкального  сочинения выбирается лишь несколько, например, 7 звуков  (лады ведь бывают не только 7­ступенные). Благодаря тому, что эти звуки оказываются расположены в октаве неравномерно,  они попадают в неравноправные условия относительно друг  друга. Возникают взаимоотношения ­ явления устойчивости и  тяготения ­ и именно набор тяготений и устойчивостей внутри  заданного набора звуков и называется "ладом". Нетрудно догадаться, что различных ладов может быть  построено невероятно много. Даже если ограничиться  темперацией (т.е. равномерным делением) октавы на 12  полутонов ­ это ведь далеко не единственный вариант! ­ то и из  этих 12 звуков можно построить немало различных ладов. И  можете не сомневаться, что в течение истории развития  музыкального искусства, в процессе как творческих так и  научных поисков, было перепробовано великое множество  способов организовать абстрактные звуки в систему ­ в лад.  Существуют даже отдельные произведения (среди народных  песен), которые используют свой собственный лад, нигде  больше не встречающийся. Есть лады всего из двух звуков, или  из трех, и т.д. Большинство существовавших ладов к нашему  времени устарели, другие продолжают использоваться в разных  культурах по всему миру. И музыка, написанная в этих ладах,  обладает совершенно необычайными для нашего слухакрасками, недостижимыми никакими средствами, кроме  ладовых. Здесь и сейчас у нас нет ни желания ни возможности охватить  столь огромную картину, поэтому позволим себе ограничиться  только привычной нам европейской культурой. К нашему  времени, из всех более или менее удачных попыток построения  звуковой системы, откристаллизовались лишь несколько ладов.  Два из них получили повсеместное распространение даже во  всем мире ­ и это хорошо известные вам натуральные мажор и  минор. На греческом языке ­ на языке той культуры, которая  когда­то оказалась главным "разработчиком" современных  ладов ­ эти два лада называются: мажор ­ "ионийский лад", а  минор ­ "эолийский". Эти лады, или эти два звукоряда, мы  легко получаем на белых клавишах фортепиано, принимая за  исходную точку ноту "до" для мажора, и ноту "ля" ­ для  минора. Помимо этих двух звукорядов, существуют еще пять 7­ ступенных ладов. Их можно чаще всего услышать в народных  песнях славянских стран. А поскольку взгляды и вкусы любого  серьезного композитора воспитываются именно на народной  культуре, то эти же народные лады нередко встречаются и в  серьезной музыке самых разных жанров. Общим свойством всех этих ладов является то, что в их основе (т.е., на их исходном  звуке) строятся либо мажорные, либо минорные трезвучия.  Поэтому имеет смысл считать эти звукоряды разновидностями  мажора и минора ­ но эта "классификация" все же довольно  условна. Также, общим свойством этих ладов является  единство звукоряда. Иными словами, можно получить гаммы  всех этих ладов, используя одни и те же звуки ­ например, однии те же белые клавиши фортепиано. Давайте пройдем по этой  "лестнице" по порядку. Мы используем только белые клавиши, но только одну из них  считаем тоникой. Итак, если тоника ­ клавиша "до", то  звукоряд, опирающийся на нее, оказывается натуральным  (ионийским) мажором ­ это мы уже знаем. На тонике "ре" ­ по  тем же белым клавишам ­ получается один из древних ладов,  широко использовавшихся в Греции и у славян, и живущий по  сей день ­ "дорийский минор". От привычного нам натурального минора (ре­минора, конечно), этот звукоряд отличается  повышенной 6­й ступенью (нота "си" вместо "си­бемоля") Из­за  этого весь лад приобретает этакую мягкую просветленность,  хотя и остается минором.   От клавиши "ми", по белым, выстраивается еще один минор ­  "фригийский". Отличие от натурального минора ­ понижение 2­ й ступени (в натуральном ми­миноре была бы нота "фа­диез", а  не "фа")На тонике "фа" мы обнаруживаем необычный мажорный  звукоряд, он называется "лидийским мажором". Натуральный  мажор преобразуется в лидийский путем повышения 4­й  ступени. Например, захоти мы написать пьесу в лидийском до­ мажоре, нам пришлось бы использовать всюду ноту "фа­диез"  вместо "фа". Это придало бы нашей музыке еще больше "света", чем в обычном мажоре. Свет будет даже несколько "слепить" ­  ощущения возникают именно такие. А другая мелодия в таком  же ладу может неожиданно приобрести лукавый, хитроватый  оттенок...   На ноте "соль" ­ следуя белым клавишам ­ получается другой  мажор, "миксолидийский". В отличие от натурального мажора,  он имеет низкую 7­ю ступень. Этот лад тоже весьма оригинален  по звучанию, и, как ни странно, очень часто попадается в  популярной легкой музыке.На тонике "ля" белые клавиши дают давно знакомый нам  звукоряд ­ натуральный или эолийский минор. А на тонике "си"  строится весьма необычная гамма, в которой тяготения  ступеней так сильно искажены, что почти не позволяют нам,  современным европейцам, воспринимать все это как лад. Этот  лад называется "локрийским", и попытки возродить и  "приручить" его не раз предпринимались композиторами  советской школы ­ Прокофьевым, Шостаковичем и  Стравинским. Использование народных ладов при сочинении музыки не  только придает этой музыке свежие и непривычные краски,  которые невозможно получить другими путями. Кроме этого,  изменяются и многие привычные элементы поведения гармонии. Например, в дорийском миноре становится нормой мажорное  трезвучие на 4­й ступени ­ мажорная субдоминанта в миноре.  Это очень освежает звучание музыки. А в другом миноре ­  фригийском ­ оказывается попросту невозможным использовать аккорды на 2­й ступени. Только на 2­й пониженной. Тот самый  класс аккордов, которые в условиях натуральных ладов  называют "неаполитанскими" ­ здесь становится не только  нормальным, но и неизбежным. В миксолидийском мажоре выбудете иметь дело с минорным трезвучием в качестве  доминанты ­ а это весьма необычно звучит. И так далее.  Использование древних ладов открывает великолепные  возможности как для гармонии, так и для самой мелодии Вашей музыки. Чтобы убедиться, попробуйте провести эксперимент.  Перепишите (или просто откорректируйте "на ходу", во время  исполнения) любую мелодию, сочиненную вами, или просто  хорошо Вам знакомую, в один из древних ладов. Как Вы  понимаете, в каком бы ладу эта музыка ни была изначально, у  вас есть еще 6 вариантов для опытов. Послушайте, как  разительно трансформируется сама окраска музыки, если ее  исполнить в ином ладу. Этот эксперимент лучше всего  продемонстрирует Вам открывающиеся возможности. Помимо перечисленных, в народной музыке широко  используются еще два лада, которые являются в большой  степени производными от натуральных мажора и минора. Эти  два звукоряда можно получить, убрав из натуральной гаммы два звука, образующих малые секунды. Например, если брать за  исходный звукоряд белые клавиши фортепиано, то достаточно  НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ две ноты ­ "фа" и "си", чтобы получить  эти необычные гаммы. Как Вы понимаете, в гамме после этого  остается только 5 ступеней, поэтому она называется  "пентатоникой". И она тоже может быть мажорной и минорной.  Ля­минор без участия тех же двух клавиш ­ "фа" и "си" ­ это и  есть минорная пентатоника. Также, по пентатонному звукоряду  расположены ЧЕРНЫЕ клавиши фортепиано : от ноты "фа­ диез" строится мажорная, а от "ре­диез" ­ минорная  пентатоника. Оба эти лада широко распространены в наши днив Китае, Японии, многих азиатских странах, а также на  большинстве территорий Сибири. Особенностью пентатиники  является отсутствие малых секунд, а следовательно ­ резко  тяготеющих, резко неустойчивых звуков. Вот пример мелодии в минорной пентатонике: и в мажорной: Мы советуем вам не воспринимать все эти сведения как сухую  академическую теорию. Все это живет в окружающем нас мире,  и ждет, когда и вы попробуете это использовать. Прочитав эту  статью, попробуйте сразу же услышать "живой" лад в действии.  Набросайте несложную мелодию прямо из головы, и  расположите ее по звукам одного из этих ладов. Или возьмите  давно знакомую музыку, и попробуйте исполнить ее с  применением нестандартноо звукоряда. Это позволит вам сразу  же включить новые средства в Ваш творческий арсенал ­ и это  сделать совсем нетрудно, нужно лишь несколько минут. Анеожиданные впечатления и восторженную реакцию мы вам  гарантируем! Помимо собственно различных ладов, в музыке довольно  распространена особая техника построения мелодий, когда  внутри одного сочинения переплетаются и чередуются  различные лады. Это явление называется переменным ладом, И  бывает двух основных типов: 1. Параллельный переменный лад ­ когда в мелодии (или  гармонии) попеременно действуют мажор и минор, имеющие  общий звукоряд. Это означает, что смена лада может никак не  отражаться на встречных знаках, мелодия использует все время  звуки одной и той же гаммы, но тем не менее, можно явственно  ощутить присутствие то одной тоники, то другой ­ то есть,  изменяются тяготения звуков, а не сами звуки. Ощущение,  между прочим, довольно приятное, похожее на переливы  радужных цветов в стеклянной игрушке. Другая ситуация, также очень широко распространенная ­ когда внутри одного произведения взаимозаменяются одноименные  мажор и минор, то есть, имеющие общую тонику, но разные  звукоряды. Этот переменный лад называется "мажоро­ минором", и каждая перемена лада хорошо видна в нотах из­за  встречных знаков: