Лайфхаки для дистанционных уроков
Оценка 4.9

Лайфхаки для дистанционных уроков

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
труд +1
1 кл—5 кл
21.06.2022
Лайфхаки для дистанционных уроков
Представлен личный опыт применения цифровых инструментов для дистанционных занятий в дополнительном научно-техническом образовании детей младшего возраста.
Невидимова ТИ Лайфхаки для дистанционных уроков.docx

ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ УРОКОВ

 

Невидимова Т.И.
ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга

 

В настоящей публикации суммирован личный опыт последних трех лет. До пандемии платные дистанционные занятия «Научная игрушка» я вела онлайн в Zoom – как разовые мастер-классы или циклы из 5-10 занятий. Эта схема не годилась для государственного учреждения дополнительного образования. Интернет-общение с моими учениками в возрасте 6-9 лет полностью опосредовано родителями, их пожеланиями, временем, гаджетами. Опрос родителей показал, что онлайн-занятиям они предпочитают короткие видеозаписи уроков, которые можно включить ребенку в удобное для семьи время.

 

Каким должен быть видеоурок?

 

·         Общие правила: урок должен быть занимательным, длящимся не более 10 минут и не заимствованным на 100%.

·         Видеоряд не должен быть сложным, но не может быть сведен к говорящей голове, классическому мастер-классу со съемкой рук, школьной доске, закадровому голосу. Оптимальным оказалось воспроизведение живого урока в классе: мы с детьми как будто сидим за одним рабочим столом и планируем очень интересное занятие. Педагог внятно и коротко вводит детей в курс дела, демонстрирует прототипы, показывает приготовленные материалы (в кружке «Научная игрушка» дистанционные занятия основаны на подручных материалах, имеющихся в каждой семье) и начинает мастерить образец, комментируя детали и применяя при необходимости крупный план.

·         Урок заканчивается четким заданием, нацеленным на обратную связь.

 

Как же эту запись срежиссировать не профессионалу, а обычному учителю?

 

1.      Первый этап – PowerPoint. Сценарий монтируем в обычной презентации, причем используем 4-5 кадров, в которые при умелом подходе можно вместить демонстрационные фото- и видеоматериалы, в том числе и заимствованные (не более 1-2 минут), ролики собственного производства (фрагменты занятий), ассоциативные и расширяющие кругозор материалы, устанавливающие связь с предыдущими и последующими темами.

 

2.      Второй этап – начинаем комментировать презентацию в режиме Экран+Камера, записываем объяснение, а затем и практическую часть – простую видеоинструкцию от педагога

 

·         Наилучший сервис для этого – Loom.com. Он позволяет передвигать по кадру изображение педагога, менять его масштаб, переключаться на режим Камера или Пауза с последующей минимальной редактурой готового ролика (при необходимости обрезать, вырезать, склеить). Для установки и настройки Loom требуется квалификация продвинутого пользователя или однократная помощь такого человека.

·         Сервис flipgrid.com прост в использовании, но на мой взгляд, больше подходит для развлекательного контента с эстетикой Сториз в Инстаграм. Собственно функции видеозахвата нет.

·         И наконец самое простое решение – Zoom, который  годится не только для видеосвязи, но и для записи урока в режиме Экран (с презентацией) + Камера (с педагогом).


Таким образом, педагогу можно обойтись связкой PowerPoint + Zoom. Первый инструмент отлично известен учителям в течение 20 лет, второй стал вынужденно известным в последние два года.


3.      Третий этап – выкладываем видеоуроки в сеть. Оптимальный вариант – группа Вконтакте [1],  преимуществ других соцсетей и мессенджеров я не вижу. В групповом чате WhatsApp можно давать ссылки на уроки.

 

4.      Четвертый этап – интерактивность и обратная связь.

 

·         Самое логичное задание для детей – изготовить поделку по просмотренной видеоинструкции. Родителей просим прислать несколько секунд видео с демонстрацией готовой игрушки и детскими рассуждениями. Проще всего прикрепить домашнее видео к комментарию к посту с уроком) [2].

·         Иногда можно использовать сторонние сервисы (например, LearningApps) или приложения Вконтакте (например,  Мегатест) с подготовленными вами тестами, но я не сторонник отправлять родителя и ребенка в систематическое путешествие по ссылкам [3].

·         Зато встроенную функцию Опрос можно и нужно использовать в качестве теста. Каким образом это делается, понятнее будет из примеров (ссылки в конце публикации) [1, 3]. Не забываем о том, что родителю тоже должно быть интересно.

Заключение. Простой алгоритм создания уроков для дистанционного обучения складывается из умелого применения простых инструментов:

·         Видеоурок: PowerPoint + Loom (или Zoom).

·         Публикация поста-видеоурока в группе Вконтакте с обратной связью в комментариях и опросах.

 

Еще один лайфхак: не нужно нумеровать уроки внутри роликов, тогда легче будет формировать гибкие образовательные маршруты, а также комбинировать уроки с разными технологиями. Чаще других в неявной форме я применяю «перевернутый класс». Кроме того, дистанционные уроки теряют свою эффективность без очных встреч и личного знакомства ребенка с педагогом, поэтому они хороши при коротких ограничениях (объявили карантин или ребенок болен), а также в ситуации смешанного обучения (чередования занятий в классе и дистанционных уроков) [4].

 

Ссылки на дистанционные уроки автора

 

1.      Дистанционное занятие по теме «Пневматические и летающие игрушки» - «Мастерим модель лёгких»  и опрос https://vk.com/kids_kits?w=wall-84272404_1834

 

2.      Дистанционное занятие по теме «Сила упругости» https://vk.com/kids_kits?w=wall-84272404_1517  с детскими домашними работами в комментариях и альбоме.

3.      Дистанционное занятие по теме «Балансирующие игрушки»
https://vk.com/kids_kits?w=wall-84272404_1630 с опросом и тестом на стороннем ресурсе.

 

4.      История России в STEM-иллюстрациях. Доклад и мастер-класс Т.И. Невидимовой на Конференции по смешанному обучению, 2021.  https://youtu.be/_jt0q2Wi4-o?t=22651


 

5.      Скачано с www.znanio.ru

ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ УРОКОВ

ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ УРОКОВ

Таким образом, педагогу можно обойтись связкой

Таким образом, педагогу можно обойтись связкой

Дистанционное занятие по теме «Балансирующие игрушки» https://vk

Дистанционное занятие по теме «Балансирующие игрушки» https://vk
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2022