Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения
АМО.docx
Активные методы обучения
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить
у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать,
но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут
способствовать активные формы и методы обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность
обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях
разрешения той или иной проблемы. А.МО.характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебнопроизводственной
деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их
использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет
Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи
АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации
учебной и учебнопроизводственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых
образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая
многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно
же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения
качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.
Рассмотрим активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
АМ начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или
«Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить
рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по
помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первыйвторойтретий и
сделать
следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и
влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они
должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись
друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые,
вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными
упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний»,
«Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей
обучения.
Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на
перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и
каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при
подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностноориентированного
подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями,
озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном
процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано
«Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги
крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они
ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К
числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках,
атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал,
подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как
все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и
опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении
метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить
цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в
процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как
«Инфоугадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в
теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым
материалом.
Пример АМ презентации учебного материала
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод
представления нового материала:
Метод «Инфоугадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания
обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его
центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но
пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он
сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы,
возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее
существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных
цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу
темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал,
выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной
теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы,
и не осталось ли какихто не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого
обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть
актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации
способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют многие участники начнут обдумывать,
какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Как можно эффективно с использованием АМО организовать самостоятельную работу над темой, поднять
энергетику обучающихся, помочь обучающимся оглянуться назад и оценить приобретенные знания и умения,
выявить свои успехи и подвести итоги урока
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно
всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи
активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки»,
«Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы
«Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы
обучающихся – «Инфокарусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Пример АМ организации самостоятельной работы над темой
Метод «Автобусная остановка»
и анализировать
Цель: научиться обсуждать
Группы: 57
Численность: весь
Время: 2025
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
заданную тему в малых
группах.
человек
класс
мин.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 45). Участники
разбиваются на группы по числу вопросов (57 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен
лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на
листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются
поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по
часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при
необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей
группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство,
обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение
3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять
материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении
учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги
работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных
углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой
темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте
паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной
игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы
«Энергия 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие
позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Пример Активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 810 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.
Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все
стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых
кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза,
бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала
это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота –
естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и подругому:
вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.
Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и
даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – поновому
ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному
ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем
ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что
комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы
двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную
комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет
также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор",
«Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?»,
«Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги
урока и завершить работу.
Пример Активных методов подведения итогов урока
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 13 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор
ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
Я съел бы еще этого…
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо,
а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников
позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок
говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и
учителю и обучающимся.
Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов
игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во
внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы
действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической
деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению
учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Ативные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать
процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебноинформационных и учебно
организационных умений.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для
учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями,
поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше
вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные
методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию
учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело
учителя и его творчества.
Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г.
1.
2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро»,
Список использованной литературы и источников
Образовательный портал «Мой университет», http://www.moiuniversitet.ru
3. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 2011 г.
4. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные
технологии”, Москва, Педагогическое общество
России, 2015 г.
5. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2010
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.