Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые пальчики»
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые пальчики»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
технология
1 кл—5 кл
06.06.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые пальчики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые пальчики» составлено в соответствии с трбованиями ФГОС
Умелые пальчики.docx

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества р.п. Самойловка Саратовской области»

 

 

 

 

    ПРИНЯТА                                                              УТВЕРЖДАЮ

    на педагогическом совете                                      Директор МУ ДО «ЦДТ»

    Протокол № ___________                                      _____ О.А. Безрукова

                                                                                      Приказ №____ от

                                                                                     «____» _________ 2021 г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые пальчики»

для детей 7-11 лет

 

 

 

 

Срок реализации дополнительной   общеобразовательной

общеразвивающей программы 1 год.

 

 

 

 

                                                                                                   Автор составитель:

педагог дополнительного

                                                                                        образования

                                                                                              Любовская Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Самойловка 2021 год


 

I.                  Комплекс основных характеристик программы

 

1.1.     Пояснительная записка

         В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения и другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.

         Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности. А главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также создаст условия для развития личности ребенка, обеспечит его эмоциональное благополучие, приобщит к общечеловеческим ценностям.

         Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» - работа с соленым тестом художественной направленности разработана на основе следующих нормативных документов:

1.   Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.   Концепция развития    дополнительного          образования        детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);

3.   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной         деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

5.   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 г. №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию          дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

6.   Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования от 21.05.2019г. в Саратовской области.

7.   Положение о разработке, порядке утверждения, реализации, корректировки общеобразовательных программ.

         Актуальность программы обусловлена государственным заказом на популяризацию художественного творчества и взаимосвязанных с ним областей образования, мотивацию детей к получению новых знаний, формированию логического и пространственного мышления с одной стороны, и запросом родителей и возрастанием интереса детей младшего школьного возраста к лепке с другой стороны.

         Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентировке на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста каждого ребенка, создание педагогом условий для активной самореализации детей младшего школьного возраста посредством занятий лепкой из соленого теста.

Программа дает возможность успешного решения вопросов, связанных с развитием у учащихся метапредметных качеств личности, их нравственно - эстетическим воспитанием

         Отличительные особенности программы состоят:

- в предоставлении обучения в индивидуальном темпе и объёме, независимо от способностей и уровня общего развития ребенка;

- в использовании развлекательного эффекта (видеосюжетов, презентаций) в целях достижения поставленных образовательных задач;

в возможности  обучения  в  одной  группе  детей  разного возраста,  с  различным  багажом  знаний  и  разным  уровнем  подготовленности  к занятиям;

- в знакомстве  учащихся  с  основами  данного  вида  художественной деятельности  и  создании  перспективы  для  их  творческого  роста,  личностного развития.

 

         Адресат программы: учащиеся в возрасте 7 - 11 лет.

         Для этого возраста характерны: познавательная активность,  любознательность,  эмоциональность,  желание  сделать  своими  руками что-нибудь  красивое.  Темы  занятий  позволят  использовать  эту  эмоциональную отзывчивость  детей,  любовь  ко  всему  живому  для  создания  интересных  и оригинальных  работ  из  соленого теста.  В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг  (резкий  скачок,  сопровождаемый  бурным ростом  тела  и  внутренних  органов).  Это в свою  очередь  приводит  к  повышению утомляемости,  ранимости  ребенка.  Во  время  занятий  детей  нельзя  торопить  и подгонять,  тем  самым,  показывая  им,  что  они  не  умеют  работать.  Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

         Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Форма обучения очная. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут) с перерывом в 10 минут.

Принцип набора учащихся свободный. Количество учащихся в группе: 5-10 человек

Учебные занятия проводятся в групповой форме один   раз в неделю, содержат теоретическую и практическую части.

 

1.2.     Цель программы

Цель программы – развитие творческих способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

 

Задачи программы:

Образовательные:

- знакомство с рецептом соленого теста и технологией его замешивания;

- знакомство с основными приемами работы с соленым тестом;

- знакомство с разновидностями лепки: плоскостная, рельефная, объемная.

 

Развивающие:

- развивать творческие способности;

- формировать пространственное воображение, мышление;

- содействовать развитию памяти, внимания.

 

Воспитательные:

- мотивировать учащихся к познавательной  и творческой деятельности;

- воспитывать личностные качества (самостоятельность , усидчивость, терпение, самоорганизацию и самоконтроль).

 

1.3.     Прогнозируемые результаты

Предметные результаты

По окончании обучения по программе учащиеся будут знать:

- рецепт и технологию замешивания соленого теста;

- основные приемы  работы с соленым тестом;

- разновидности лепки: плоскостная, рельефная, объемная.

 будут уметь:

- замешивать соленое тесто и работать с ним.

 

Метапредметные результаты

У учащихся развиты творческие способности, пространственное воображение, мышление, память, внимание.

 

Личностные результаты

Учащиеся мотивированы к получению знаний, у них развиты личностные качества - самостоятельность, усидчивость, терпение, самоорганизация и самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Содержание программы

 

1.4.1. Учебный план

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.                  

Вводные занятия

2

1

1

Коллективная рефлексия, анкетирование

2.                  

Плоскостная лепка

9

1

8

Наблюдение, опрос, промежуточная диагностика

3.                  

Рельефная лепка

10

2

8

Практическая работа, наблюдение

4.                  

Объемные изделия

12

2

10

Творческая работа, опрос, наблюдение,  мониторинг результатов освоения детьми программы.

 

5.                  

Итоговое занятие, оформление выставки

1

-

1

Выставка, итоговая диагностика.

Итого

34

6

28

 

 

1.4. Содержание учебного плана

1.Вводные занятия 2 ч

Теоретическое занятие. Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста.

Практическое занятие.Знакомство с рецептом приготовления теста для лепки, способами его окрашивания, основными приемами лепки и соединения мелких деталей друг к другу.

2.Плоскостная лепка 9 ч

Теоретические занятия.Знакомство с инструментами, приспособлениями, с разнообразием техник, применяемыми при работе с тестом. Показ презентаций и видеофильмов о разнообразии животных. 

Практические занятия. Лепка плоских панно на осеннюю тему с отпечатками сухих растений, лепка плоских игрушек-подвесок «Рыбка», «Котик», изготовление сувенирных изделий. Роспись поделок после просушки.

3.Рельефная лепка 10 ч

Теоретические занятия. Создание сюжета в полуобъеме. Формирование композиционных навыков. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Смешивание цвета при лепке растений. Показ презентации о цветах. 

Практические занятия. Лепка рельефного панно, рельефной игрушки «Крошки-осьминожки». Лепка рельефных цветов из окрашенного теста на основе в форме тарелки. Роспись поделок после просушки.

4.Объемные изделия 12 ч

Теоретические занятия. Понятия ритм и чередование в узоре. Прием равномерного раскатывания теста большой площади.Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с тестом – скатывание, расплющивание. Надрезание теста ножницами. Деление целого на равные части при помощи стеки.  Презентация о животных Африки.

Практические занятия. Лепка бусин, подвесок, печеньяразличных размеров и форм.Лепка объемной игрушки «Ежик» на основе комочка из фольги или бумаги. Лепка различных животных.  Роспись изделий после просушки.

5.Итоговое занятие 1 ч

Отбор поделок для итоговой выставки, оформление стенда.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1. Методическое обеспечение

 

Образовательный  процесс  предполагает  применение  интерактивных методов  обучения  и  различных  педагогических  технологий:  личностно -ориентированного  обучения,  дифференцированного  обучения,  здоровьесберегающих  технологий и игрового обучения . 

Форма  организации  учебной деятельности  –  групповая. Процесс  обучения  выстраивается  на  основе  традиционных  дидактических принципов  (наглядности,  непрерывности,  целостности,  вариативности, психологической комфортности).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется через следующие формы занятий: практическая работа, творческая мастерская, беседа, выставка.

Используются следующие методы:

-наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;

-игровые методы — ролевые игры на групповое взаимодействие;

-диагностические методы — анкетирование, тестирование, итоговый контроль;

-словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки;

-методы контроля – опрос, практическое задание, наблюдение.

 

2.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение:

 

1.        Компьютер (моноблок).

2.        Фотоаппарат и телефон с функцией фотосъемки.

3.        Интернет.

4.        Оборудование для практических работ.

5.        Столы, стулья.

 

Информационно-методическое и дидактическое обеспечение:

 

Дидактический  материал:  таблицы,  наглядные  пособия,  демонстрационные

карточки, образцы выполненных работ, доступ  к  справочно-поисковым системам. Широко используется сайт YouTube.

 

2.3. Календарный учебный график

 

№ п/п

Дата и время проведения

занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

 

Теоретическое занятие

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Входная диагностика.

Кабинет начальных классов

Коллективная

рефлексия, анкетирование

2

 

Практическое занятие

1

Знакомство с рецептами приготовления теста для лепки.

Кабинет начальных классов

Практическая работа

3

 

Теоретическое занятие

1

Знакомство с инструментами, приспособлениями, техникой при работе с тестом.

Кабинет начальных классов

Коллективная

рефлексия

4

 

Практическое занятие

1

Лепка плоских игрушек-подвесок «Рыбка»

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

5

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение, опрос.

6

 

Практическое занятие

1

Лепка игрушка-подвеска «Кот»

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

7

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

8

 

Практическое занятие

1

Лепкасувенирныхподелок

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

9

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

10

 

Практическое занятие

1

Лепка плоских панно на осеннюю тему

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

11

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ.

Промежуточная диагностика.

Кабинет начальных классов

Наблюдение, тестирование.

12

 

Теоретическое занятие

1

Создание сюжета в полуобъёме. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Кабинет начальных классов

Коллективная

рефлексия, опрос.

13

 

Теоретическое занятие

1

Смешивание цвета при лепке растений и животных

Кабинет начальных классов

Коллективная

рефлексия, опрос

14

 

Практическое занятие

1

Лепка рельефного панно

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

15

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

16

 

Практическое занятие

1

Лепка «Снеговик»

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

17

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

18

 

Практическое занятие

1

Лепка рельефной игрушки «Крошки-осьминожки»

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

19

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

20

 

Практическое занятие

 

Лепка рельефных цветов на основе формы тарелки

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

21

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

22

 

Теоретическое занятие

1

Понятия ритм и чередование в узоре. Прием равномерного раскатывания теста большой площади. Презентация о животных.

Кабинет начальных классов

Коллективная

рефлексия

23

 

Теоретическое занятие

1

Скатывание, расплющивание.Надрезание теста ножницами. Деление целого на равные части при помощи стеки. 

Кабинет начальных классов

Коллективная

рефлексия, опрос.

24

 

Практическое занятие

1

Лепка бусин и сборка деталей в бусы.

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

25

 

Практическое занятие

1

Лепка подвесокразличных размеров и форм.

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

26

 

Практическое занятие

1

Лепка объемной игрушки «Ежик» на основе комочка из фольги или бумаги.

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

27

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

28

 

Практическое занятие

1

Лепка объемной игрушки «Слон»

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

29

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

30

 

Практическое занятие

1

Лепка объемной игрушки «Жираф»

Кабинет начальных классов

Практическая работа,  наблюдение.

31

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ

Кабинет начальных классов

Наблюдение.

32

 

Практическое занятие

1

Лепка объемной игрушки /творческая работа/

Кабинет начальных классов

Творческая работа,  наблюдение.

33

 

Практическое занятие

1

Роспись выполненных работ.

Мониторинг результатов освоения детьми программы.

Кабинет начальных классов

Презентация творческих работ.

34

 

Практическое занятие

1

Выставка. Подведение итогов за год. Итоговая диагностика.

Кабинет начальных классов

Итоговая выставка.

 

2.4. Оценочные материалы

2.4.1.Входная диагностика.

Входная диагностика обучающихся проводится в начале учебного года в виде анкетирования, с целью  определить уровень мотивации.

 

Фамилия имя ____________

Возраст _________________

Дата заполнения _________________

1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединении?

-Да, знаю

-Немного знаю

-Нет, не знаю

2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?

-Да, умею

-Немного умею

-Нет, не умею

3.Чего ты ожидаешь от обучения?

-Многому научиться

-Затрудняюсь ответить

-Не знаю

4. Почему ты пришел именно в это объединение?

-Самому захотелось

-Родители посоветовали

-За компанию с другом

 

Вывод: Результаты анкеты позволяют педагогу увидеть общую картину о своих воспитанниках. Кто пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения. Результаты анкет также позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

 

2.4.2. Промежуточная диагностика обучающихся проводится по завершению изучения раздела общеобразовательной программы. 

 

Фамилия имя ____________

1. Как называется искусство лепки из соленого теста?

а) тестолепка

б) тестопластика

2. Какие ингредиенты входят в состав теста:

а) Сахар, мука, вода

б) Вода, соль, мука

в) Вода, соль, мука, клей ПВА

3. Что мы называем тестопластикой:

а) Наука о составе теста

б) Выпекание калачей и булочек

в) Изготовление изделий из солёного теста

4.Тесто, которое осталось от предыдущего занятия стало липнуть к рукам, что делать:

а) Добавить муки

б) Добавить соли

в) Не стоит мучиться, выкинуть его и замесить новое

5. Зачем надо тесто класть в целлофановый пакет:

а) Чтобы на него не покушались грызуны

б) Чтобы оно не высыхало

6.Зачем изделия из солёного теста покрывают лаком?

а) Чтобы избавить изделие от порчи путём попадания на него влаги?

б) Изделие приобретает законченный вид.

в) Для красоты.

 

2.4.3.Мониторинг результатов освоения детьми программы.

 

Высокий уровень:

-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

-Умеет самостоятельно достигать цель;

-Проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

-Недостаточная самостоятельность;

-Замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;

-Отсутствует самостоятельность, интерес;

-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.

 

2.4.4.Итоговая диагностика

Итоговая диагностика предусматривает проверку знаний, умений и навыков, которые определены общеобразовательной программой. Итоговая диагностика проводится в форме итоговой выставки.  

 

2.5. Список литературы

Для педагога:

1.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.:Просвещение, 2012.

2.Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.:СпецЛит, 2014.

3.Дегтярева Т. «Умные поделки». Москва «Лист»2016г.

4.Основы художественного ремесла. Послушная глина: М., АСТ-ПРЕСС, 2014г.

5.Рубцова Е. «Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки».

http://www.litres.ru/elena-rubcova/ur-lepim-iz-solenogo-testa-ukrasheniya-suveniry-podelki/

Для учащихся:

1.Диброва А. «Поделки из соленого теста».Клуб семейного досуга. 2011.http://www.litres.ru/alina-dibrova/podelki-iz-solenogo-testa/

2. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста»Владис. 2017г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/luchshie-podelki-iz-solenogo-testa-2/

3. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Владис. 2017г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/figurki-iz-solenogo-testa-delaem-sami/

4. CD диск «Мурзилка. Сделай сам» http://www.nd.ru/catalog/products/murzilkamadeyourself/

Электронные источники:

1. https://kulinarenok.ru/solenoe-testo-dlya-lepki/    - рецепты соленого теста

2.https://xn----55-53d2aa6aawfopnqg1a0n.xn--p1ai/podelki-iz-solenogo-testa-svoimi-ruka/ - поделки из соленого теста

3.https://svoimirukamy.com/podelki-iz-solyonogo-testa.html - поделки из соленого теста


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества р

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества р

I. Комплекс основных характеристик программы 1

I. Комплекс основных характеристик программы 1

Актуальность программы обусловлена государственным заказом на популяризацию художественного творчества и взаимосвязанных с ним областей образования, мотивацию детей к получению новых знаний, формированию логического и пространственного…

Актуальность программы обусловлена государственным заказом на популяризацию художественного творчества и взаимосвязанных с ним областей образования, мотивацию детей к получению новых знаний, формированию логического и пространственного…

Цель программы Цель программы – развитие творческих способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста

Цель программы Цель программы – развитие творческих способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста

Содержание программы 1.4.1

Содержание программы 1.4.1

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Практическое занятие 1

Практическое занятие 1

Практическое занятие 1

Практическое занятие 1

Практическое занятие 1

Практическое занятие 1

Самому захотелось -Родители посоветовали -За компанию с другом

Самому захотелось -Родители посоветовали -За компанию с другом

Мониторинг результатов освоения детьми программы

Мониторинг результатов освоения детьми программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2022