Цель: Ознакомить учащихся с устройством и историей создания лампы накаливания и нагревательных приборов.
Задачи: Образовательная – ознакомить учащихся с историей создания лампы, с устройством лампы и нагревательных приборов, с принципом действия этих приборов.
Воспитательная- обратить внимание учащихся на экономию электрической энергии и раскрыть заслуги ученых .
Развивающая- научить учащихся применить полученные знания в жизни .
Урок по теме « Лампа накаливания и нагревательные
приборы»
в 8 классе
Цель: Ознакомить учащихся с устройством и историей создания лампы накаливания и
нагревательных приборов.
Задачи: Образовательная – ознакомить учащихся с историей создания лампы, с
устройством лампы и нагревательных приборов, с принципом действия этих
приборов.
Воспитательная обратить внимание учащихся на экономию электрической энергии и
раскрыть заслуги ученых .
Развивающая научить учащихся применить полученные знания в жизни .
Наглядные пособия : Таблица, портреты физиков , коллекция ламп накаливания ,
плитка , утюг.
Этапы урока:
1. Организационный : а. Приветствие
Б. Проверить готовность к уроку
2. Повторение:
1) Как объяснить нагревание проводника с током?
2) Сформулируйте закон ДжоуляЛенца.
3) Проверка д.з.
3. Сформулировать цель урока.
Лампа накаливания – самая обычная , но необходимая в быту и технике
устройство .Она имеет свою длинную историю созданияВ начале 19 века русский физик и электротехник Василий Владимирович
Петров сделал открытие , которое позволило использовать электрическую
энергию для освещения.
(По схеме показываю опыт Петрова – электрическую дугу.)
Между углями возникла пламя имеющая форму дуги, которая светилась ярким
светом и имела температуру 3500 градусов по Цельсию.Что же является
причиной возникновения дуги? Как вы уже знаете различные вещества
обладают различными сопротивлениями . В месте контакта углей , ток
встречает сильное сопротивление, чем в самих углях. Поэтому концы углей
сильно разогреваются и начинают испускать свет. Э.дуга не получила широкого
применения изза неудобства.
В 1876 году в Лондоне Павел Николаевич Яблочков продемонстрировал
впервые свою электрическую свечу. Это была та же дуга , но угли стояли
параллельно. ( показываю схему свечи Яблочкова)
Этой свечой освещались лучшие гостиницы , улицы , парки городов Европы,
Москвы, Петербурга. « Русский свет», «Свеча Яблочкова», «северный свет»
так называли свечу в Европе.
В начале 70х годов 19 века Александр Николаевич Лодыгин создал новую
лампу лампу накаливания. ( показываю лампу Лодыгина).
В 1873 году Лодыгин демонстрировал свою лампу в Петербурге. Лампа горела
2030 минут.
Вопрос классу: Что делает ток проходя по проводнику?
Если сила тока большая , проводник нагреется до температуры белого каления.
В 1890 г. Лодыгин предложил изготовлять лампы с металлическими нитями из
тугоплавких металлов вольфрама, молибдена, осмия. Практическое
применение лампы свольфрамовой нитью получили только в 1910 году. , когда
был найден способ изготовления нитей из вольфрама. При откачивании из
баллона воздуха вольфрам быстро испарялся . Для уменьшения испарения
металла баллон решили наполнить газом, не действующим на раскаленную нить
– аргоном и азотом.
Американский изобретатель – Томас Алва Эдисон усовершенствовал лампу
Лодыгина. Придумал патрон к лампе и выключатель. В таком виде и существует
лампа накаливания и в наши дни. Лампе накаливание100 с лишним лет. В
2Сулгачу электрическое освещение или так называемое «Лампа Ильича»
пришла в 1949 году. На локомобиле работал Стручков Евграфий
Константинович.
(Продемонстрировать различные виды ламп )
Современная лампа накаливания – очень удобный , безопасный и дешевый
источник света. Но в ней лишь 7% электрической энергии превращается в свет ,
остальная часть превращается в тепло. Это значит лампа накаливания очень не
экономичное устройство.
Работа с учебником. Прочитать абзацы 2и3. Срисовать схему и написать основные
части лампы. Обсуждение схемы с соседом по парте. (Объяснение схемы по
таблице)
На явлении нагревания проводника с током основаны принципы действия
нагревательных приборов – утюга , плитки, кипятильника и.т.д. Основная часть
нагревательного прибора – нагревательный элемент , с большим удельным
сопротивлением. , способным выдерживать высокую температуру(10001200 гр. По
Цельсию) .
Таким материалом является сплав никеля, железа, хрома и марганца«нихром».
Проводник в виде проволоки или пластинки наматывается на пластинку из слюды ,
керамики. (Демонстрация нагревательного элемента плитки, утюга).
4. Закрепление.
А.Раздаю лампы . По данным на лампах нужно вычислить количество теплоты
выделяемое за 1 час.
Полученный ответ сравнить с количеством теплоты нужной для выпечки булочки.
Б. Вопрос классу : Какие еще нагревательные приборы знаете?
В. «Блиц опрос» по пройденной теме. Отвечают быстро и точно.
5. Домашнее задание. 1. Узнать лампы с какой мощностью используете дома?
2. Вычислить стоимость в рублях количества теплоты выделяемой 1 лампой за 1
сутки., учитывая КПД лампы –6%.
34