Лариса Рубальская: «Пока есть кого любить, я счастлива…»
Поэтический час к 75-летию поэтессы
Смирнова Ирина Витальевна,
библиотекарь ОГБПОУ «БТЖТ Костромской области»
Цель:
Ø Ознакомление студентов с творчеством поэтессы Ларисы Алексеевны Рубальской;
Ø Повышение интереса к поэзии;
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Лариса Рубальская родилась 24 сентября 1945 года в
Москве в семье Алексея Давидовича (1920—1979) и Александры Яковлевны
(1924—2007) Рубальских. В ее родословной не было аристократов.
Семья — самая обычная. Обыкновенные — честные, порядочные, милосердные, а
потому трудно живущие люди. Дедушка со стороны мамы — Яков Исаакович со смешной
фамилией Лимон — когда-то был коммивояжером, занимался продажей кожи. Мамина
мама, Мария Васильевна Фомина, окончила в свое время гимназию, была
образованной, начитанной. Это она заставляла Ларису изучать словари и читать
книжки, выписывая оттуда умные фразы, — чтобы девочка научилась хорошо
говорить. Благодаря ей речистость и стала отличительной особенностью поэтессы.
Всегда
все обращали внимание: «Как Лариса здорово излагает!» Она и по-японски, кстати,
говорила так же многообразно и цветисто. Бабушка отвела ее в театральный кружок
Дома пионеров. На радостях девочка тут же вообразила себя принцессой в главной
роли, но ей было доверено только изображать волну — на пару с другой девочкой
они трясли занавеску. Но от этого артистка не сильно страдала. Бабушка
говорила: «Ларисочка, запомни: не летай выше облаков, не встань на точку
дураков». И говорилось это так назидательно и так часто, что она постепенно
привыкла... Как вспоминает сама Лариса: «Мы с братом жили в
послевоенное время, бегали, озорничали. Двор был нашим домом». Мать с отцом все
делали для того, чтобы дети были сыты, обуты и одеты. Отец преподавал в школе
труд и военное дело. Когда-то он поменял Украину на Москву, потому что мечтал
учиться в академии им. Н. Жуковского. Успешно сдал вступительные экзамены, но
вскоре по национальному признаку был отчислен. Детей, как говорила Лариса
Алексеевна, «воспитывали две женщины – мама и бабушка».
Биография Ларисы Рубальской указывает на то, что с
учебой у нее возникали определенные трудности. Но это не потому, что наша
героиня была глупой. Просто ей занятия в школе казались скучными. Девочке
хотелось больше проводить время на улице, дышать свежим воздухом и играть с
соседскими детьми.
Лариса училась в обыкновенной общеобразовательной московской средней школе. Педагоги
не рекомендовали Ларисе поступать в вуз. По их мнению, она должна получить
среднее специальное образование. Но девушка не прислушалась к их советам. Она
поступила на филологический факультет пединститута, выбрав заочную форму
обучения. Лариса не собиралась сидеть на шее у родителей, поэтому в свободное
от учебы время подрабатывала библиотекарем, машинисткой и корректором, затем ей
удалось устроиться в журнал «Смена».
Отучившись несколько лет на филологическом
факультете, Рубальская в 1970 году получила диплом. Она
могла бы устроиться в школу учителем русского языка и литературы, но не
сложилось. И Лариса поняла, что педагогика не является главным призванием в ее
жизни. Уже после первого урока на девушку посыпались критические замечания
педагогов вуза. «Я чувствовала, – рассказывала она, – что не нравлюсь своим
учителям. Все, что я делала, было «непедагогично», а я просто любила детей».
В 1973 году наша героиня записалась на курсы японского языка. Она успешно
прошла все этапы обучения. Далее Ларису ожидало трудоустройство в молодежное
туристическое бюро «Спутник». Но там Рубальская проработала недолго. Девушка
перешла в Госконцерт. Следующие несколько лет она посвятила работе в японской
телекомпании. Через десять лет в 1983 году Лариса Алексеевна
заняла должность референта в московском представительстве большой японской
газеты «Асахи».
Личная жизнь.
В
юности Лариса Рубальская часто влюблялась, но без взаимности. Парни не обращали
на нее внимания, не приглашали на свидание и не одаривали цветами. В
студенческие годы у Ларисы случались романы, но они не имели продолжения. Когда
нашей героине исполнилось 30 лет, девушка поняла, что созрела для семьи и
детей. Однако на горизонте не было достойных кандидатов. Вскоре судьба подарила
Ларисе настоящую любовь. Выдать ее замуж взялась Галина Борисовна
Волчек, давнишний, добрый, пожизненный друг Ларисы. Впервые встретились они очень
давно, в общей компании на отдыхе в Ялте. И бывает же так: сердце к сердцу
потянулось. Она и познакомила Ларису со своей замечательной подругой, которая
организовала встречу с Давидом Розенблатом.
Увидев его в первый раз, Лариса тут же взбрыкнула: «Не хочу такого! Это герой
не моего романа». Крупный, темноволосый, а она всегда любила небольших,
блондинистых. Но отец сказал: «Значит, так: остановись! Ему — 36, тебе — 30.
Все. Ты на финишной прямой. Всех хороших разобрали. Осталось то, что осталось.
И о чем ты вообще думаешь? Сама же просила порядочного. Тебе нашли. Посмотри,
какой он надежный человек». Они начали с Давидом встречаться. Их
роман развивался стремительно. Спустя полгода Давид сделал Ларисе предложение.
Она ответила согласием. Супруги прожили в месте 33 года. В мае 2009 года Лариса
Рубальская стала вдовой. Она до сих пор любит своего мужа и молится за него. Сейчас
поэтесса говорит: «Я очень любила Давида… Всю свою взрослую жизнь до него я
даже жизнью не считаю, это была только подготовка. Такая винтовая лестница, по
которой я карабкалась, чтобы оказаться наверху…»
Не
закажешь судьбу, не закажешь,
Что должно было сбыться, сбылось.
И словами всего не расскажешь,
Что мне в жизни прожить довелось.
Что мне в юности снилось ночами,
Что ночами мне снится сейчас,
Отчего весела и печальна -
Это грустный и долгий рассказ.
Я листаю былого страницы,
Все там - дружба, потери, любовь.
Не остаться тем дням, не забыться,
Не вернуться прошедшему вновь.
Пусть мне ветер волос не взъерошит,
И серьезен за здравье мой тост,
Жизнь до срока мне крылья не сложит,
А до срока еще, как до звезд.
Поэтическое творчество
Спал цветок
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся,
Взвился в небо,
Улетел.
*Как о себе пишет Рубальская.
Еще в школе Лариса писала родным поэтические поздравления к праздникам. Выйдя замуж за Давида, его тоже поздравляла своими стихами. Растроганный, он утверждал, что у жены талант, и уговаривал заняться поэзией серьезно.
Давид всегда был настроен на искусство, на театр, но заниматься этим профессионально у него не получилось, он стал врачом. Однако среди друзей за ним закрепилось прозвище «стоматолог Мейерхольд». Он все искал, где бы найти применение своим интересам. И вдруг разглядел в Ларисе какие-то способности, ему показалось, что она хорошо пишет. И он начал ее ваять, стимулировать к творчеству, стал ее доктором Хиггинсом. Благодаря его стараниям Лариса начала потихонечку приобретать какие-то литературные очертания. И он сделал все для того, чтобы эти очертания стали заметными. После чего родился успех. То и дело он говорил жене: «Напиши, покажем тому-то». И откуда-то выкапывал то композиторов, то исполнителей. А вообще-то никаких богемных знакомых у них не было. Но постепенно они к ним потянулись, и супруги, как они говорили, въехали в шоу-бизнес. И так уж получалось, что почти все написанные Ларисой стихи, а их более пяти сотен, становились песнями.
Тексты песен Рубальская начала писать совершенно случайно благодаря счастливой встрече с композитором и популярным российским певцом Владимиром Георгиевичем Мигулей. Эта встреча и определила вторую, ставшую главной профессию Ларисы Алексеевны – поэтессы-песенницы. Написанная Рубальской на музыку Мигули и исполненная впервые Валентиной Толкуновой песня под названием «Воспоминание», быстро став шлягером, вывела новоявленную поэтессу на путь всенародного признания её творчества. Рубальская хорошо помнит, как стояла за кулисами, вся дрожа от волнения и радости. У нее из рук выпала сумка и все, что было в сумке. Лариса Алексеевна даже не заметила этого. «У меня было чувство, – вспоминает она, – самое замечательное, какое только можно было испытать в жизни. Я впервые услышала песню на свои стихи».
История песни такова: В Сочи Рубальская случайно на песке увидела пожелтевшую скомканную бумажку, которая оказалась прошлогодним билетиком в кино. Родились строчки:
Не в сезон - в начале марта,
Я приду на пляж забытый,
Прошлогодние приметы
Я у моря поищу.
Прошлогодние свиданья,
Прошлогодние надежды,
Прошлогодние печали
Вспоминаю и грушу.
Потом она придумала еще три куплета и передала текст Мигуле, назвав его «Воспоминание». Вскоре песня в исполнении Валентины Толкуновой прозвучала со сцены киноконцертного зала «Октябрь», на радио и телевидении.
История всеми любимой песни «Напрасные слова» тоже интересна. Текст появился совершенно неожиданно: во время посещения с японской делегацией советского показательного совхоза. В коровнике, приведенном в идеальный порядок в честь приезда иностранных гостей, работники подробно рассказывали, как им удается добиться рекордных надоев. Рубальская переводила японцу все, что они говорили, но видела, что японский гость ничего из сказанного не понимает: то ли далек был от проблем животноводства, то ли никогда не видел у себя на родине таких ухоженных, тучных коров. «Я ему упорно что-то пыталась втолковать, понимая при этом, что произношу совершенно напрасные слова, - вспоминает поэтесса. - Неожиданно подумала: вот есть название и содержание». В гостинице она написала стихи:
Плесните колдовства
В хрустальный мрак бокала,
В расплавленных свечах
Мерцают зеркала...
Напрасные слова я выдохну устало.
Уже погас очаг, в нем теплится зола.
Напрасные слова -
Виньетка ложной сути.
Напрасные слова нетрудно говорю.
Напрасные слова... уж вы не обессудьте,
Напрасные слова, я скоро догорю.
Текст понравился композитору Давиду Тухманову, и он написал на него музыку. Александр Малинин, тогда еще начинающий, никому не известный певец, исполнил романс на песенном конкурсе «Юрмала-88» и выиграл!
«Счастливее тогда не было человека, - рассказывает Рубальская. - Окрыленная успехом, я начала писать одну песню за другой. Так стала поэтом-песенником, и у меня началась новая жизнь».
Рубальская с 1984 года стала ежегодно являться лауреатом популярного у российского зрителя телевизионного конкурса «Песня года». Поэтесса начала активно сотрудничать со многими российским композиторами, такими, как, например, Давид Тухманов, Александр Добронравов или Сергей Березин, союз с которым оказался для Ларисы Алексеевны особенно плодотворным. Песни на стихи Рубальской исполняли советские, а позже российские певицы и популярные певцы.
Рубальская является автором песен, которые исполняли А. Пугачева — «Моя судьба», «Доченька», «Живи спокойно, страна», Ф. Киркоров — «Виноват я, виноват», М. Муромов — «Странная женщина», И. Аллегрова — «Транзитный пассажир», «Угонщица», Т. Овсиенко — «Морозов», Алсу — «Свет в твоем окне», И. Кобзон — «Синий конверт», Я. Евдокимов — «Эхо в ночи», «Зря говорят», М. Боярский — «Пойдём гулять в Сокольники», Н. Караченцов — «Мы в садовников играли».
В 1991 и 1993 гг. Лариса Рубальская проводила творческие вечера в Театре Эстрады. В 1995 году состоялся юбилейный творческий вечер поэтессы в концертном зале «Россия».
Лариса Алексеевна принимала участие во многих телепрограммах («Счастливый случай», «Тема», «Шоу-Досье», «Утренняя почта», «К барьеру»), ведет активную концертную деятельность, участвует в жюри песенных конкурсов.
Ах,
мадам! Вам идет быть счастливой,
Удивленной и нежной такой,
Безмятежной, свободной, красивой,
Вам неведомы лень и покой.
Окрыленной прекрасной мечтою,
Позабывшей печали и боль,
Сердцем любящей, словом, душою,
Ну, а слезы… ведь это лишь соль.
Пресно жить — тоже вроде не в радость,
И не сахар бывают деньки,
Что же нужно — пустяк, капля, малость,
Чтоб горели в глазах огоньки!
Чтобы губы несмело шептали,
Чтоб стучали сердца в унисон,
Даже можно немного печали,
Только чтоб был в печали резон.
Чтоб дожди обходили сторонкой,
Чтоб играли ветра в волосах,
Чтобы нитью хрустальной и тонкой
Вам на плечи ложилась роса.
Вырастали деревья большими,
Утекало немало вод,
И глаза оставались такими,
И высоким был неба свод…
Главным критиком стихов всегда был муж поэтессы. Когда Лариса стала признанным автором, он стал ее продюсером. Хотя он и врач по профессии, но замечательно чувствовал все провалы и подъемы. Для нее не было большего авторитета, чем он, достаточно было его советов.
Ты меня о возрасте
не спрашивай,
Не совпал он с состоянием души.
Комплиментами меня
не приукрашивай,
Подводить итоги не спеши.
Я ещё не все рассветы
встретила
И не все закаты обрела,
Я на главные вопросы
не ответила —
Как жила
и счастлива ль была?
Ты меня о возрасте
не спрашивай…
В прошлом все свои
оставив миражи,
Оттолкнулась я от берега вчерашнего,
Чтобы в вихре вальса
закружить.
Я ещё в мечтах
летаю к звёздам,
Верую я в искренность друзей,
И надеюсь,
что совсем не поздно
Мне любви
довериться твоей…
Лариса Алексеевна - очень обаятельный человек, интересная женщина, которая ценит женское счастье, и как поэтесса простой современной "женской доли"!
Какая
роскошь — быть не в моде
И жить, ни на кого не глядя,
И одеваться по погоде,
Не ради взглядов встречных дядей.
Прослыть не побояться дурой,
Не прибавлять платформой роста,
Не подгонять свою фигуру
Под " шестьдесят " и " девяносто".
Веселой быть и самодурной,
Зевать, коль станет слишком скучно.
Какая роскошь — быть не модной,
А быть самой собою — штучной.
Хобби
Лариса
Алексеевна Рубальская увлекается кулинарией. Она вела некоторое время
кулинарную рубрику в телепрограмме под названием «Воскресное утро», основной
ведущей которой была Ева Евгеньевна Ланска, а также написала довольно много
книг и брошюр по кулинарной тематике. Лариса Алексеевна говорит: «Если делать что-то,
вкладывая в это сердечность и доброту, получается особенно вкусно. И передается
тому, кто потом будет есть. Ведь готовить – это творить – как стихи писать или
музыку сочинять. Недаром говорят: «искусство кулинарии».
Вообще поэтесса не чуралась общественной жизни, принимая участие в разнообразных ток-шоу и телепрограммах на российском ТВ, а также являясь непременным членом жюри для различных песенных конкурсов.
Еще одним хобби Ларисы является, как она говорит, «собирание людей». Она любит разговаривать со старушками на лавочках, с детьми на детских площадках, с подростками. И вообще любит молодежь. Ларисе, например, нравится песня "Мы, как птицы, садимся на разные ветки и засыпаем в метро" "Високосного года" или "...Мы с такими рожами возьмем да и припремся к Элис" группы "Конец фильма". Очень смешная и прикольная. Безусловно, хороша Земфира, и вовсе не потому, что так принято говорить. В какой-то степени она учится у певицы накалу страстей, чувству номер XXI (в смысле нового века), слушает своеобразного "Мумий Тролля". Совсем противоположная реакция на Игорька или "Тату". По мнению поэтессы, эти ребята пошли по пути популизма не в ту сторону. Нужно все-таки что-то сохранять в душе.
С молодежью Лариса всегда пыталась говорить на ее языке. Вот песне "Угонщица", которую Ирина Аллегрова поет, лет - 10-15, наверное! И там уже были слова: "а другие пускай тормозят", "угнала тебя", "что же тут криминального?" Тогда так вообще не писали. Поэтесса говорит: "Не хочу быть yesterday, только tomorrow".
«Всегда нужно в жизни быть хитрым. Я вот всем Карнеги почитать советую. Например, надо тебе у начальника подписать какую-то важную бумажку... Приходишь к нему, говоришь, как хорошо он выглядит, какая погода замечательная. А если дождь, так можно заметить, что и это здорово: жара надоела. Человека следует настраивать на "да". И вообще хорошо жить с ощущением "да".
У нее на этот счет твердые убеждения: «Мы способны притягивать и плохое, и хорошее. Поэтому нужно реже говорить "нет". Задают вопрос: "Как дела?" "Да так", - отвечаешь, чтоб не сглазить. Мне кажется, что нечистая сила, которая отвечает за "да так", где-то рядом. Хочешь? Пожалуйста! Наоборот, нужно говорить: "Хорошо, нормально". Надо жить с надеждой».
В заключение
Биография Ларисы Рубальской является примером того, как человек может сам изменить свою судьбу. На долю нашей героини выпало немало испытаний, но она смогла преодолеть их. Эта сильная, умная и милая женщина достойна уважения и восхищения.
Я
сама себя нашла!
Я сама себе важна!
Я сама себя открыла,
я сама себе нужна!
Я сама с собой дружу,
я себе стихи пишу.
Я себе плохого слова
больше в жизни не скажу!
Я сама себя люблю
Я себе не нагрублю,
потому что уваженье
для себя самой коплю.
Без любимой без меня
не могу прожить и дня.
Я с собою неразлучна,
я, кровиночка моя!
Я с собой поговорю,
похвалю и пожурю,
если в чём- то сомневаюсь,
то уверенность вселю.
Я могу с собой болтать,
словно бабочка, порхать.
Я могу парить как птица
и меня не растоптать!
Я собою дорожу,
я удачу приношу.
Я притягиваю счастье,
а несчастье отважу!
Я сама себе пою
песню нежную свою.
Так собою восхищаюсь,
что порою устаю.
За собою дорогой
я и в воду, и в огонь!
И живу теперь с собою,
как за каменной стеной!
Среди множества забот
лишь одно меня гнетёт:
от меня - меня такую
вдруг да кто- то уведёт…
«Жизнь у бабы не конфетка...»
Не закажешь судьбу, не закажешь,
Что должно было сбыться, сбылось,
И словами всего не расскажешь,
Что мне в жизни прожить довелось.
Что мне в юности снилось ночами,
Что ночами мне снится сейчас,
Отчего весела и печальна, -
Это грустный и долгий рассказ.
Я листаю былого страницы,
Все там- дружба, потери, любовь.
Не остаться тем дням, не забыться,
Не вернуться прошедшему вновь.
Пусть мне ветер волос не взъерошит,
И серьезен за здравье мой тост,
Жизнь до срока мне крылья не сложит,
А до срока еще, как до звезд.
Может, я не умна, может, я не права,
Может, вы совершенно меня не поймёте...
Я живу, как цветы, я дышу, как трава,
Я звучу в бесконечной ликующей ноте.
Я умею читать между фраз, между строк,
Я могу быть спокойной, и мудрой, и нежной...
Посмотри на меня: я всего лишь цветок,
Для которого солнце важнее надежды.
Раскрывать лепестки, тёплый воздух вдыхать,
Каждый солнечный лучик впускать прямо в душу,
Как немыслимый дар новый день принимать...
Просто жить... Я не знаю, что может быть лучше.
Ты меня о возрасте не спрашивай,
Не совпал он с состоянием души.
Комплиментами меня не приукрашивай,
Подводить итоги не спеши.
Я ещё не все рассветы встретила
И не все закаты обрела,
Я на главные вопросы не ответила —
Как жила и счастлива ль была?
Ты меня о возрасте не спрашивай…
В прошлом все свои оставив миражи,
Оттолкнулась я от берега вчерашнего,
Чтобы в вихре вальса закружить.
Я ещё в мечтах летаю к звёздам,
Верую я в искренность друзей,
И надеюсь, что совсем не поздно
Мне любви довериться твоей…
Барабаш В. Лариса Рубальская: пока есть кого любить, я счастлива. Антенна. № 38, 2015.
Зайцева. Лариса Рубальская: «Жизнь у бабы не конфетка...» http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post217205323
http://www.inpearls.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.