Тема: Лексика. Значение слова. Синонимы. Антонимы.
лексико-грамматический материал: Значение, прямое, переносное, близкие по значению, противоположные по значению, содержание, смысл, образ, воображение, изобразить, описать, произнести, читать с выражением, одушевленный – неодушевленный. Слово, словарный, устойчивое словосочетание, состав, изучающий, неделимый. значение, смысл, прежде всего, представление, понятие, явление, действие, акт, совместный, предназначенный, скамья, сиденье, признак, характерный, объединены, база, основа, спина, спинка, таким образом, итак, общий, частный, найти отражение, отдельный, толковый словарь, определение.
типовые синтаксические конструкции: Означать - обозначать (что?), складываться (из чего?), даётся, приводится (что?), понимать (кого? что?), выражать (что?), представлять собой, сравнивать (что? с чем?), отличать, прибавить - прибавиться (что? к чему?)
Задание. Прочитайте пословицы о языке и речи. Выберите одну и разъясните смысл пословицы.
- Великие люди говорят великие речи (инд).
- Внимательный слушатель вдохновляет оратора (нем.).
- Бык привязан за рога, а человек – за язык. (араб.).
- Быстро открывай глаза, медленно открывай рот (кит.).
- Язык длинен у того, у кого доказательство коротки (араб).
- Языком не торопись, а делом не ленись (рус.).
-Слово – олово (т.е. тяжело, веско) (рус.).
- Слово ушей ищет, чтобы в них гнездо свить. (рус.)
-Слово человека – мерило его ума.(араб).
Прочитайте текст для получения информации и изучения новых слов. При необходимости используйте материалы русско-узбекского словаря к тексту.
Общение людей осуществляется посредством языка. Язык состоит из лексики - словарного состава языка (от греческого слова lexikos — словарный) и грамматики, включающей в себя морфологию и синтаксис. В лексику входят не только отдельные слова, но и устойчивые, неделимые словосочетания. Каждое слово в языке имеет определенный смысл, или значение. Значение – это смысл слова, то, что оно обозначает. Значение слова складывается из многих элементов. Прежде всего, оно тесно связано с нашими представлениями и понятиями о предмете, явлении, качестве или действии. В каждом понятии отражается всё то, что люди узнали о предмете или явлении, о качестве предмета или о действии. Так, слова стул, скамья, табурет связаны общим понятием: все они являются мебелью. Но все эти предметы не вообще мебель, а мебель, предназначенная для сидения. И это отличает слова стул, скамья, табурет от таких слов, как стол, сервант, тумбочка, которые тоже объединены общим понятием «мебель». Вот этот характерный признак — «предназначенные для сидения» — стал базой для значения всех трех слов: стул, скамья, табурет. Однако стул и табурет — это не всякая мебель для сидения, а мебель, предназначенная для сидения одного человека, что отличает их от скамьи. Стул, кроме того, имеет спинку, что отличает его от табурета. Таким образом, к одному характерному признаку — мебель для сидения, общему для всех трех предметов (стул, скамья и табурет), прибавились еще более частные признаки, которые и нашли отражение в значении каждого отдельного слова. Например, в «Толковом словаре русского языка» (М., 2000) даются следующие определения: «Табурет – сиденье на четырёх ножках без спинки на одного человека» (с. 786); «скамья – предмет мебели в виде доски, плиты на ножках, стойках» (с.722); «диван – предмет мебели с длинным, на несколько человек сиденьем, со спинкой и ручками» (с.165). |
словарь |
лугат |
общение |
мулокот |
|
слово |
суз |
|
словарный (имя прилагательное) |
Лугатга, суз бойлигига оид(сифат) |
|
устойчивое словосочетание |
баркарор, тургун суз бирикмаси |
|
состав |
таркиб |
|
Изучающий (от глагола изучать) |
урганадиган |
|
неделимый |
булинмас |
|
значение, смысл |
Маъно, мазмун |
|
обозначать |
маъно англатмок |
|
складываться |
йигилмок |
|
прежде всего |
энг аввал |
|
представление (воображение) |
тасаввур, тушунча |
|
понятие |
тушунча |
|
явление |
ходиса, вокеа |
|
действие, акт |
харакат |
|
качество |
сифат, хусусият |
|
предназначенный |
мулжалланган |
|
скамья, сиденье |
курси, уриндик |
|
признак |
белги, аломат |
|
характЕрный |
Узига хос хусусиятга эга булган |
|
объединены |
бирлашган |
|
база, основа |
асос, |
|
спина, спинка |
оркаси, суянчиги |
|
отличать |
фаркламок |
|
таким образом (синоним: итак) |
демак, шундай килиб, бинобарин |
|
прибавились |
кушилди |
|
общий |
умумий |
|
частный |
айрим, жузъий |
|
найти отражение |
аксини топмок |
|
отдельный |
алохида, айрик холда |
|
Толковый словарь |
изохли лугат |
|
определение |
таъриф, тавсиф |
|
даётся, приводится |
келтирилган, курсатилган |
|
Следующее (синоним: такое) |
куйидаги, кейинги, бундай |
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ .
Каждый член группы формулирует 1 вопрос по содержанию текста и задаёт его коллеге. Члены малой группы слушают ответ и могут дополнять его. Преподаватель, подходя к каждой группе, наблюдает за процессом общения. В конце обсуждения текста коллегиально ставят оценку.
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ .
А. Ознакомьтесь со значением и технологией кластера.
Кластер – это графическая систематизация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает «пучок», «созвездие». Составление кластера позволяет свободно и открыто рассуждать по поводу какой-либо темы. В центре листа записывают ключевое понятие, а от него проводят стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее. |
Правила составления кластера 1. Записывайте всё, что приходит на ум по ассоциации с главным словом. 2. Записывайте слова и словосочетания, стрелками показывая направление развития мысли. 3. Не переставайте писать, пока не закончится время. 4. Постарайтесь построить как можно больше ассоциативных связей. |
Б. Соберите слова и словосочетания, в составе или значениях которых используются следующие слова или их значения:
МЕБЕЛЬ, ОБУВЬ, ОДЕЖДА, ТРАНСПОРТ, ЗДОРОВЬЕ.
В. Каждая группа выбирает «3Х4» одну из тем и оформляет графически в виде «кластера» («цепочки», «созвездия» и т.д.). Время выполнения – 10 минут. Оценка макс. – 0,1 б. (по количеству слов).
![]() |
СХЕМА-ОБРАЗЕЦ КЛАСТЕРА
![]() |
|||
![]() |
|||
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.
Задание для групп: напишите на листке обобщающее слово и укажите, какие общие понятия объединяют приводимые ниже группы слов и какие характерные признаки этих понятий легли в основу значения каждого из слов в отдельности. Время выполнения – 3 минуты.
1. Велосипед, мотороллер, мотоцикл. 2. Самолет, вертолет, воздушный шар, аэростат, дирижабль. 3. Курсив, разрядка, полужирный, жирный. 4. Холодильник, стиральная машина, пылесос, электроутюг, микроволновая печь. 5. Утро, полдень, вечер, ночь, сумерки.
2. Укажите верный вариант решения теста.
1. Слова из какой строки вы можете использовать для описания учебного занятия?
@ коридор, кабинеты, библиотека, компьютеры, преподаватели, ректорат
@ светлый, аудитория, учебники, тетради, преподаватель, доска, студенты
@ декан, ресурсный центр, библиотекарь, диплом, аттестат, доцент
@ здание, вестибюль, лестница, лингафонный кабинет, окно, телевизор, наушники
Задание Прочитайте текст, используя словарь незнакомых слов.
Объясните, в чем смысл ответов Эзопа.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить на обед самое лучшее. Эзоп купил несколько языков и приготовил из них блюда. На вопрос Ксанфа, почему Эзоп приготовил только языки, тот ответил: «Ты велел приготовить самое лучшее, а что дороже языка? При помощи языка изучаются науки и приобретаются знания, посредством языка мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, даем советы, получаем ответы, вдохновляем друг друга. При помощи языка развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение понравилось всем присутствующим.
В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить на обед самое худшее. Эзоп опять купил языки. Гости удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу: «Ты велел купить самое худшее. А что хуже языка? Посредством языка мы ссоримся, огорчаем друг друга, разговариваем, обманываем, хитрим. Язык делает людей врагами, разрушает целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?».
Говорят, что ответ понравился не всем присутствовавшим.
Словарь незнакомых слов:
баснописец – масалчи
приобретаться – олинмоқ, эгалламок
вдохновлять – илҳомлантирмоқ
объясняться – узаро тушунтирмоқ
присутствующие – участвующие; иштирок этувчилар
ссориться – ругаться; жанжаллашиб қолмоқ
огорчать – хафа қилмоқ
обманывать – алдамоқ
разрушать – вайрон қилмоқ
смысл – значение; маъно, мазмун.
Ответьте на вопросы по тексту.
Что означает слово «язык»?
Каковы лексические значения слова «язык»?:
Какие фразеологизмы со словом «язык» вы знаете в русском языке? А в родном языке?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Ответы на вопросы 1 и 2. А. орган, расположенный в полости рта, который: - воспринимает вкусовые и температурные ощущения, - участвует в произношении; - употребляют в пищу как блюдо (заливной язык, языковая колбаса); Используют также сравнительный образ языка в переносном значении: огненные языки, язык пламени, железный язык колокола. Б. Система звуков, слов и их форм, которая: - является орудием мышления и общения: узбекский язык, литературный язык, история языка; - определяет стиль речи: язык Пушкина, язык публицистики, язык улицы; В. Передача информации: - речь, способность говорить: больной лишился языка; - сообщение информации: язык пчёл, язык жестов, язык дорожных знаков, язык танца. Г. Враг, пленный, захваченный для получения сведений, данных: взять языка, доставить языка, пойти за языком. |
Ответы на вопрос 3 : попробовать на язык, язык проглотишь, змеиный язык, держать язык за зубами, длинный язык, злые языки, остёр на язык, тянуть за язык, прикусить язык, проглотить язык, язык чешется, мёртвые языки. |
|
Прочитайте текст для получения информации, изучения новых слов. При необходимости используйте материалы словарика к тексту. Эмоциональная окраска слов |
В значении слова, кроме его связи с понятием, могут найти отражение разные чувства. Например, слова лисица, лиса и лисонька связаны с одним понятием: «хищное млекопитающее животное из семейства собачьих». Оно является основой для значения всех трёх слов. Но, кроме этого, слово лисонька выражает ласковое отношение говорящего к данному животному. В этом случае к общему значению присоединяется выражение определенного чувства. Слова, выражающие не только понятия, но и чувства, называются эмоционально окрашенными. В слове лисонька эмоциональную окраску ласкательности придает суффикс «-оньк-«. Эмоциональная окраска может быть заключена и в самом значении слова. Например: слова умный, способный выражают похвалу, слова милый, дорогой — ласку, любовь, слова отвратительный, негодный — осуждение. |
чувства |
хис-туйгу |
Лиса = лисица, лисонька |
Тулки, тулкивой |
|
хищное |
йирткич |
|
млекопитающее |
сутэмизувчи |
|
семейство собачьих |
итлар оиласи |
|
ласковое отношение |
Хушфеъл, ёкимли муносабат |
|
эмоционально окрашенные слова |
Хиссий буёкдор сузлар |
|
ласкательность |
эркалаш |
|
заключена |
уз ичига олган |
|
способный |
иктидорли |
|
милый, дорогой |
ёкимтой, кадрли |
|
похвала |
мактов |
|
отвратительный |
жирканч, ярамас |
|
негодный |
ярамас, нокобил |
|
осуждение |
коралаш, айблаш |
Задание. Укажите, какие общие чувства выражают приводимые ниже группы слов. При надобности используйте толковый словарь русского языка, русско-узбекский словарь.
1. Красивый, приятный, великолепный; 2. собачка, кошечка, уточка, птичка; 3. мерзкий, гадкий, противный; 4. жеребёнок, ягнёнок, щенок; 5. зверь, собака, гад, тварь; 5. старушка, девчушка, мальчишка.
|
Прочитайте текст для получения информации, изучения новых слов. При необходимости используйте материалы словарика к тексту. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слов
|
Часть слов в русском языке имеют одно значение, т. е. являются однозначными. Так, однозначными являются, как правило, термины, т. е. слова, точно называющие строго определенное понятие в науке, технике или производстве. Например, одно значение имеют слова физика, инфекция, суффикс, технология, процесс и др. Но гораздо больше в нашем языке слов многозначных, т. е. таких, которые имеют не одно, а несколько значений. Например, слово вечер имеет два значения: 1. Часть суток, наступающая с окончанием дня: субботний вечер. 2. Общественное вечернее собрание, посвященное какому-нибудь событию, памятной дате, писателю и т. д.: литературный вечер. Как же возникают разные значения слова? Одной из причин развития у одного и того же слова нескольких значений является способность человека сравнивать предметы, явления и находить в них сходство каких-то признаков или видеть сходство в выполняемой ими роли. Например, словом крыло назвали у птиц или насекомых орган, расположенный сбоку туловища и служащий для летания. Затем по внешнему сходству крылом назвали особое приспособление, напоминающее по виду и по назначению крыло птицы: крыло самолёта. Сходство внешних признаков позволило использовать название крыла птицы еще и для обозначения боковой пристройки к зданию: крыло дома. Эти же признаки послужили основой для переноса названия на боковую часть выстроенного в боевом порядке войска: крыло армии. Крылом называют и самую крайнюю (правую или левую) группировку какой-нибудь организации крыло партии. Значения крыло самолета, крыло дома, крыло войска, правое крыло консерваторов — переносные. Все они возникли в результате переноса названия по сходству внешних признаков и по сходству выполняемой роли. Прямым значением является крыло «у птиц и насекомых орган, служащий для летания». На сходстве разного рода признаков или сходстве выполняемых функций, то есть как бы на скрытом сравнении, основано переносное значение таких слов, как нос человека — нос корабля; дно сосуда — дно общества; зеленый плод — зеленый юноша; идет человек — идет время – идёт дождь и др. |
однозначный |
бир маънога эга |
многозначный |
куп маънога эга |
|
термин |
атама |
|
определённый |
муайян, маълум |
|
гораздо |
анчагина, хийла |
|
посвященный |
багишланган |
|
событие |
ходиса, вокеа |
|
несколько |
бир неча, талайгина |
|
памятная дата |
унутилмас сана |
|
возникать |
пайдо булмок |
|
причина |
сабаб |
|
сравнивать |
Киёсламок, солиштирмок |
|
сходство |
ухшашлик |
|
крыло |
канот |
|
насекомое |
Хашарот, курт-кумурска |
|
выполняемый |
бажаралаётган |
|
расположенный |
жойлашган |
|
туловище |
бадан, гавда |
|
внешний |
ташки, сиртдаги |
|
использовать |
Ишлатмок, фойдаланмок |
|
Боковая пристройка |
Ён томондаги курилма |
|
войско |
кушин |
|
скрытый |
яширин, сирли |
|
прямое значение |
Том маънода, уз маъносида |
|
переносное значение |
Кучма маъно |
|
дно |
Таг, туб. ост
|
|
общество |
жамият |
|
сосуд |
1. идиш: 2. томир |
|
то есть |
яъни |
|
плод |
1. мева: 2. хосил, самара, натижа |
Укажите, в каких из приводимых ниже пар словосочетаний выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каких — в переносном.
Сладкий чай — сладкий воздух; город спит — человек спит; ползет червяк— время ползёт; горят глаза — горят костры; волчий след—волчий аппетит; голова отряда — голова человека; кипит суп — кипел бой; золотой характер — золотой браслет; медвежья берлога – медвежья услуга – медвежья походка.
Словарь:
|
червяк - чувалчанг |
берлога - айик ини |
кипит -кайнаяпти |
походка - юриш, кадам ташлаш, оёк олиш |
Задание. Укажите, верный вариант решения теста.
1. Укажите строку с переносным значением слов. А. глухой человек, глухая стена Б. вертеть головой, вертеть человеком В. острый ум, острый язык Г. холодная рука, холодный взгляд |
2.Укажите строку с переносным значением слов. А. стальной взгляд, стальной гвоздь Б. железная труба, железная леди В. твердый характер, твердый орешек Г. жесткий характер, жесткие условия |
3. Укажите строку с прямым значением слов. А. бронзовый загар, бронзовый век Б. бронзовая статуэтка, бронзовая деталь В. море улыбок, море цветов Г. болеть душой, болеть за дело
|
4. Укажите слова, которые не могут употребляться в переносном значении А. золотой, серебряный, стальной Б. факультетский, семейный, острый, тупой В. декан, преподаватель, диплом, ранг Г. печать, сердце, гроза, возраст |
5. Укажите словосочетания с прямым значением слов. А. яркий свет, яркий талант Б. мой университет, «Мои университеты» М.Горького В. широкий проспект, широкий кругозор Г. брачное агентство, брачный контракт. |
6. Составьте тест по теме «Прямое и переносное значение слова» и предложите решить его соседу по парте. |
|
Синонимы |
Слова, которые по-разному называют одно и то же понятие, но близки или совпадают по значению, называются синонимами (от греческого synonymos — одноименный).
Синонимичными являются слова одной и той же части речи. Например: богатство — изобилие — достаток; длительный — продолжительный; быстро — скоро — поспешно — стремительно — молниеносно и др.
Есть синонимы, которые, обозначая одно и то же понятие, различаются оттенками значения. Так, общее значение присуще словам-синонимам влажный — сырой — мокрый: «смоченный влагой, жидкостью». Различаются же они тем, что каждый из синонимов характеризует степень выражаемого признака: влажный — немного смоченный жидкостью; сырой — уже сильнее пропитанный жидкостью, а мокрый — обильно смоченный.
Есть синонимы, близкие по значению, но различные по стилистической закрепленности. Так, синонимы глаза — очи, прибывать — приезжать, хлопать — рукоплескать употребляются в разных стилях. Слова очи, прибывать свойственны речи книжной, а слова глаза, приезжать являются общеупотребительными, они нейтральны по своей стилистической принадлежности и употребляются в текстах различных стилей. Слово хлопать чаще употребляется в речи разговорной, а рукоплескать — в книжной. Эти слова различаются и по смыслу, так как используются для выражения разной степени восторга перед кем-то или чем-то. Например, во фразе Весь мир рукоплещет узбекским спортсменам по курашу. нельзя слово рукоплещет заменить синонимом хлопает, так как будет нарушен и стиль, и смысл высказывания.
В нашей речи синонимы выполняют различную роль.
1. Они позволяют более ясно, чётко, точно выразить мысль, избегать повторения одного и того же слова. Например: Весь зал аплодировал. Хлопали, подняв руки.
2. Использование синонимов в одном и том же предложении дает возможность охарактеризовать предмет, человека, явление или действие с разных сторон или усилить указание на какую-то черту характера, подчеркнуть степень качества. Например, в предложении: Нравится мне Анвар: вежливый, услужливый и необыкновенно деликатный в обращении со всеми. Выделенные слова синонимичны, но они с разных сторон характеризуют внимательное поведение кого-либо: вежливый человек соблюдает во всем общепринятые правила приличия, а деликатный — это не только вежливый, но еще и особо мягкий в обращении..
Синонимы возникают в результате того, что человек стремится найти в предмете, явлении, действии, качестве какие-то новые черты. Так появляются слова, раскрывающие шире и глубже одно и то же понятие, позволяющие отметить в нем различные оттенки. Например, слова смелый, храбрый, бесстрашный, неустрашимый, отважный, безбоязненный все объединены одним значением — «не испытывающий страха». Но каждое из них раскрывает это понятие по-разному, отмечая в нем новые качества: смелый — решительный; бесстрашный и безбоязненный — ничего не боящийся, не знающий страха; храбрый — ярко выказывающий свою неустрашимость, смелость; отважный — проявляющий свою смелость, отвагу.
Синонимы возникают и в результате усвоения слов, заимствованных из другие языков: простой — элементарный, точный — пунктуальный и т. д.
Синонимичны между собою не только отдельные слова, но и целые выражения. Например, к слову быстро можно подобрать и синонимы-слова: мгновенно, поспешно, торопливо, стремительно, молниеносно, скоро, проворно, и синонимы-выражения: в мгновение ока; одна нога здесь, другая там; во всю прыть; во весь дух, сломя голову и др.
Задание. Укажите, какой из приводимых в скобках синонимов больше всего подходит в данном тексте. При необходимости используйте толковый словарь или словарь синонимов.
1. Целых два часа я (болтал, говорил, беседовал) с ним об этом важном деле. 2. Знакомые часто (превозносили, хвалили) сочинения этого (сообразительного, смышленого) мальчика. 3. Ученик допустил в сочинении несколько орфографических (дефектов, погрешностей, ошибок). 4. В наш город (прибыла, приехала) большая группа иностранных (туристов, путешественников).
Задание. В приводимых ниже предложениях вместо точек вставьте нужный синоним. Для справок используйте слова, данные в столбике справа.
1. Разведка поскакала по ___________ следу. 2. Его ________ болезни причиняли много хлопот окружающим. 3. В суде установили, что предъявленные документы ____________ . 4. Разведчик, внедрившийся в военную группу, жил под ________. фамилией. 5. Среди настоящих счетов оказалось несколько ________________ . |
вымышленный, фиктивный, мнимый, ложный, фальшивый |
1. Один из наших учащихся подготовил _________ доклад о достижениях спортсменов Узбекистана. 2. Его познания в области политики оказались весьма ______. 3. Наша семья получила новую _____________ квартиру. |
просторный, обширный, пространный. |
Задание. Разъясните значения нижеприведённых слов, иллюстрируя их словосочетаниями и предложениями.
1. Работа, труд, деятельность, занятие.
2. Ас, мастер, умелец, профессионал, знаток, дока.
|
Ознакомьтесь с материалами таблицы. При необходимости используйте толковый словарь Антонимы
|
Слова, имеющие противоположные значения, называются антонимами (от греческого anti — против + опума — имя). |
|
В речи антонимы употребляются в том случае, когда нужно обозначить контрастные явления. |
радость — печаль, черный — белый, смеяться - плакать, рано — поздно и т. д. |
Одно и то же слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы. |
тихий человек (спокойный) - беспокойный; тихий ветер – сильный ветер; тихий шаг – быстрый шаг; тихий голос - громкий голос и т. д. |
Отрицательная частица «НЕ» придаёт слову противоположное значение. |
друг — недруг, ласковый — неласковый,
|
Антонимичными по смыслу бывают не только отдельные слова, но и выражения. |
бить-баклуши, ворон считать (бездельничать) - трудиться в поте лица (много работать); куры не клюют, как звёзд на небе (много) — кот наплакал (мало). |
Часто используются в пословицах, поговорках, в языке художественной литературы. |
У мудрого человека длинные уши и короткий язык; Не было бы счастья, да несчастье помогло; Ученье — свет, а неученье тьма |
Задание. Найдите в предложениях найдите антонимы, определите их значение. Подберите к каждому из них синоним.
1. У сильного всегда бессильный виноват.(И.А. Крылов) 2. Тише едешь – дальше будешь. 3. Мы знаем, что люди разнообразны: этот —болтлив, тот — лаконичен. 4. Вода друга лучше мёда врага. 5. Хорошая слава лежит, а плохая бежит. 6. Волос у женщины долог, а ум – короток. 7. Дальше положишь – ближе возьмёшь. 8. Мал золотник да дорог. 9. Не презирай врага, если он кажется слабым; не бойся врага, если он кажется сильным. (Китайская пословица). 10. Лучще быть господином в деревне, чем слугой в городе (Туркменская пословица).
Задание. К приводимым ниже словам подберите антонимы и составьте с ними словосочетания и предложения.
Мир |
война |
Худой мир лучше доброй войны. / Мира не ждут – его завоёвывают. / Война – это преступление против человечества. |
Враг |
|
|
верх |
|
|
здесь |
|
|
дружба |
|
|
смех |
|
|
рано |
|
|
зима |
|
|
веселиться |
|
|
идти |
|
|
узкий |
|
|
над |
|
|
внутри |
|
|
вблизи |
|
|
Задание. Подберите антонимы к определениям в приводимых ниже словосочетаниях.
Холодные дни; постоянная работа; длинная повесть; мелкая речка; острый нож; мягкий хлеб; счастливый человек; добрый взгляд; верхний этаж; большая комната.
Задание. Закончите предложения по модели. Этот дом большой, а тот маленький.
1. Этот фотоаппарат дорогой, а тот___________.
2. Эта чашка чистая, а та___________.
3. Это здание новое, а то___________.
4. Это упражнение простое, а то___________.
5. Этот чемодан тяжёлый, а тот___________.
6. Эти улицы широкие, а те___________.
7. Это молоко тёплое, а то___________.
8. Эта аудитория маленькая, а та___________.
9. Это мой старший брат, а это___________.
10. Здесь климат холодный, а там___________.
11. Там лето холодное, а здесь__________.
12. Зимние каникулы короткие, а летние__________.
13. Здесь находятся гуманитарные факультеты, а там_______________.
Ознакомьтесь с материалами таблицы-образца.
ОБРАЗЕЦ:
вечный |
|||||
абадий |
азалий |
мангу |
бокий |
умрбод |
доимий |
абадий шон-шухрат, уйку |
азалий дустлар |
мангу тинчлик |
бокий умр |
умрбод маком |
доимий музликлар |
вечная слава, вечный сон |
извечные друзья |
вечный мир (нерушимый) |
Вечная жизнь |
Пожизненный статус |
вечные льды |
Б. Пользуясь электронным толковым или русско-узбекским словарём, определите значения многозначных русских слов.
Идти, звать, мир, состояние, острый, красный.
Ознакомьтесь с материалами таблицы. Используя электронный узбекско-русский толковый словарь соотнесите эквиваленты узбекского слова ДОИМИЙ и его синонимов в русском языке.
ОБРАЗЕЦ:
Доимий |
|||
(синонимы: муттасил, мунтазам, сурункали, абадий, систематик) |
|||
Постоянный |
Постоянно действующий |
регулярный |
вечный |
беспрерывный |
непрерывный |
планомерный |
систематический |
бесперебойный |
непрекращающийся |
размеренный |
хронический |
Б. Соотнесите словосочетания на узбекском языке со словосочетаниями на русском.
1. |
доимий вакил |
1. |
постоянное место работы\ жительства |
2. |
театрнинг доимий мухлиси |
2. |
постоянный представитель |
3. |
доимий кургазма |
3. |
постоянная нужда, безденежье |
4. |
систематик равишда урганиш |
4. |
воен. регулярные войска |
5. |
мунтазам етказиб бериш |
5. |
регулярное движение самолётов |
6. |
халк хужалигининг муттасил ривожланиши |
6. |
регулярная армия |
7. |
сурункали йутал |
7. |
регулярные занятия |
8. |
самолётларнинг мунтазам катнаши |
8. |
непрерывно растущая инфляция |
9. |
муттасил ишламок |
9. |
постоянный посетитель театра |
10. |
муттасил усиб бораётган инкироз |
10. |
хронический кашель |
11. |
абадий хотира |
11. |
регулярная доставка |
12. |
матем. систематик каср |
12. |
систематическое изучение |
13. |
доимий иш \яшаш жойи |
13. |
непрекращающийся дождь |
14. |
харб. доимий кушин |
14. |
непрерывно работать |
15. |
мунтазам армия |
15. |
вечная память |
16. |
доимий мухтожлик, пулсизлик |
16. |
постоянно действующая выставка |
17. |
доимий машгулотлар |
17. |
планомерное развитие народного хозяйства. |
18. |
мунтазам купбурчак |
18. |
матем. систематическая дробь |
19. |
муттасил ёккан ёмгир |
19. |
правильный многоугольник |
В. Незнакомые слова впишите в словарную тетрадь. |
Подберите 5 пословиц, афоризмов, крылатых фраз, в которых использованы синонимы, антонимы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.