Основной целью организации взаимодействия с родителями, является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации
Лекторий для родителей
( материал для родительского собрания)
«Мы вместе!»
Сотрудничество семьи и школы
Учитель начальных классов: Кузнецова Елена Васильевна
Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый
классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности в отношении
семьи каждого учащегося класса.
Цель программы:
Создать условия для конструктивного взаимодействия педагогов, обучающихся и
родителей школы.
Обеспечить деятельность,
направленную на решение воспитательно
оздоровительных задач.
Выявить с целью социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
Создать условий для развития детей, формирования полноценной личности,
обладающей системой ключевых компетенций.
Задачи программы:
Изучить образ жизни семьи.
Выяснить особенности семейного воспитания.
Выявить ожидания от взаимоотношения семьи и школы.
Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
Учитывать и предупреждать асоциальноаморальное поведение обучающихся.
Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых
ситуациях.
Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Пропагандировать здоровый образ жизни
Включать семьи и общественность в воспитательный процесс.
Направления деятельности:
Диагностика семьи.
Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через
администрацию школы, школьного инспектора ПДН, психологическую, социальную службы школы.
Организация полезного досуга.
Регулярное проведение родительских собраний и консультаций.
Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы
(соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).
Организация взаимного творчества.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.
Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что
данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс
факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего
образовательного процесса.Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях.
Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по
своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное
обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более
того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в
стенах образовательного учреждения.
Основной целью организации такого взаимодействия, по моему мнению, является вовлечение семьи в
единое образовательновоспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать
родители.
Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
• повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической,
жизнеохранительной функций;
• утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к
женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь
нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы
семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация
и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе
которых здоровье;
• активная трудовая и общественная деятельность;
• познание, развитие и творчество;
• передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;
• трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды,
национальный язык;
• национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Для достижения названных целей я предусматриваю решение следующих задач:
• обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;
• влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных
для здоровья привычек;
• формирование системы социальнопедагогических и психологопедагогических услуг,
направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры
семейных взаимоотношений;
• предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
• координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.
Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить
содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений,
оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого
педагогической поддержки семье.С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения, как я считаю, уделяют должное
внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими
социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном
уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных
учреждений, педагогов от семьи, семьи от интересов творческого и свободного развития личности
обучающегося.
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного
учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость
целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психологопедагогические
принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств
народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и
методов взаимодействия и др.
Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:
• повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
• консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование
воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
• организация социальнопедагогической помощи семье, совместная выработка наиболее
адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального
воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и
равноправие сторон нарушается.
Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки
ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования
непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко
осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей.
Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а
воспитание возлагают на педагогов.
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой
педагогической позиции происходит через:
• включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
• правовое просвещение родителей;
• оказание помощи родителям в семейном воспитании;
• оказание родителями материально финансовой помощи школе;
• совместная со школой организация социальной защиты детей;
• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.Я предполагаю четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие
школы и семьи:
1) Первое направление формирование активной педагогической позиции родителей.
Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе
для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим
условием положительно направленного взаимодействия я считаю доверительные партнерские
взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у
родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в
своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в
воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные
дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
2)Второе направление вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение
теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических
знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий
разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые
столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги
школы, но и работники социальных служб, медики.
Необходимо уделять внимание вопросу подготовки учеников начальной школы к Всероссийским
проверочным работам и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ВПР
на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию
родителей и учащихся.
3) Третье направление взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации
образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь
родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия
педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
• знакомство с бытовыми условиями учащихся;
• группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
• составление программ совместных действий;
• анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
• мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации,
посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
4) Четвертое направление вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители
учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей
заинтересованы в успешной работе школы.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут
достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их
полноценное и гармоничное развитие.Основными условиями её считаю:
• родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития
детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
• переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и
индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
• осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
• систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психологопедагогической
поддержки семьям;
• установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа
процессов обучения и воспитания детей,
• обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и
отклонениями в развитии детей.
Практические советы для работы с родителями
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой
заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не
даст необходимых результатов. Хочу отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического
взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога,
стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассматриваю некоторые правила и советы
американских специалистов:
1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная
деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные
усилия решат проблему.
3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к
ним ребёнка.
4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
• удалось избежать противостояния и конфронтации;
• удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
• удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
• обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой, помоему,
особенно велика.
Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся
является родительское собрание.
Организация и структура проведения родительского собрания:Я считаю, что собрание должно проводиться 1 раз в месяц или четверть. На первой встрече с
родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый
учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания
своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности,
при активном участии родителей.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию
и стараются его придерживаться.
Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня:
Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только
положительная информация).
Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников
правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.
В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит
задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении,
поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их
преодоления.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем,
уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.
Формы и методы взаимодействия:
• лекция это форма психологопедагогического просвещения, раскрывающая сущность той или
иной проблемы воспитания;
• конференции форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение,
углубление и закрепление знаний о воспитании детей;
• практикум это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,
эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка
педагогического мышления родителейвоспитателей;
• открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами
по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя;
• диспуты одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.
Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех
присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения
всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и
накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки;
• ролевые игры форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня
сформированности педагогических умений участников;
• индивидуальные тематические консультации;
• родительский лекторий;Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»:
1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.
2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.
3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство
вины.
4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.
5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.
6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.
7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с
учащимися.
Также хочу дать педагогические советы начинающим классным руководителям:
1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и
без заискивания.
3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции
семейного воспитания.
4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до
доверительного.
5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с
вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша
помощь…»
В заключении мне хотелось бы подчеркнуть:
Способность к общению — это, я думаю, профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и
понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно
выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи
самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу
родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительноеотношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу
сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно
уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении
должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его
профессионализм.
Если и есть чтото в мире стоящее и не имеющее цены так это дети. Остальное частности. Будем
жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей благородный и
отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
темы
классных родительских собраний
:
Примерные
1 класс
Адаптация ребёнка в новых условиях.
Настоящая и мнимая любовь к детям.
Воспитание у детей интереса к чтению.
Итоговое собрание совместно с детьми.
2 класс.
О десятибалльной системе оценивания.
Первые отметки – первые радости и огорчения.
Итоги первой четверти.
Вот и стали мы на год взрослей (презентация)
3класс.
Задачи обучения и воспитания учащихся на новый учебный год.
Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.
Требования к выполнению домашнего задания.
Трудовое воспитание в семье.
4класс
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
Как уберечь ребёнка от насилия.
Изучение английского языка.
Учёба – наш главный труд.