Основной целью организации взаимодействия с родителями, является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации
Лекторий для родителей «Мы вместе!».docx
Лекторий для родителей
( материал для родительского собрания)
«Мы вместе!»
Сотрудничество семьи и школы
Учитель начальных классов: Кузнецова Елена Васильевна
Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый
классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности в отношении
семьи каждого учащегося класса.
Цель программы:
Создать условия для конструктивного взаимодействия педагогов, обучающихся и
родителей школы.
Обеспечить деятельность,
направленную на решение воспитательно
оздоровительных задач.
Выявить с целью социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
Создать условий для развития детей, формирования полноценной личности,
обладающей системой ключевых компетенций.
Задачи программы:
Изучить образ жизни семьи.
Выяснить особенности семейного воспитания.
Выявить ожидания от взаимоотношения семьи и школы.
Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
Учитывать и предупреждать асоциальноаморальное поведение обучающихся.
Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых
ситуациях.
Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Пропагандировать здоровый образ жизни
Включать семьи и общественность в воспитательный процесс.
Направления деятельности:
Диагностика семьи.
Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через
администрацию школы, школьного инспектора ПДН, психологическую, социальную службы школы.
Организация полезного досуга.
Регулярное проведение родительских собраний и консультаций.
Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы
(соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).
Организация взаимного творчества.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.
Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что
данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс
факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего
образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях.
Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по
своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное
обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более
того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в
стенах образовательного учреждения.
Основной целью организации такого взаимодействия, по моему мнению, является вовлечение семьи в
единое образовательновоспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать
родители.
Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
• повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической,
жизнеохранительной функций;
• утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к
женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь
нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы
семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация
и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе
которых здоровье;
• активная трудовая и общественная деятельность;
• познание, развитие и творчество;
• передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;
• трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды,
национальный язык;
• национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Для достижения названных целей я предусматриваю решение следующих задач:
• обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;
• влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных
для здоровья привычек;
• формирование системы социальнопедагогических и психологопедагогических услуг,
направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры
семейных взаимоотношений;
• предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
• координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.
Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить
содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений,
оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого
педагогической поддержки семье. С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения, как я считаю, уделяют должное
внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими
социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном
уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных
учреждений, педагогов от семьи, семьи от интересов творческого и свободного развития личности
обучающегося.
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного
учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость
целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психологопедагогические
принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств
народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и
методов взаимодействия и др.
Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:
• повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
• консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование
воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
• организация социальнопедагогической помощи семье, совместная выработка наиболее
адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального
воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и
равноправие сторон нарушается.
Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки
ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования
непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко
осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей.
Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а
воспитание возлагают на педагогов.
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой
педагогической позиции происходит через:
• включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
• правовое просвещение родителей;
• оказание помощи родителям в семейном воспитании;
• оказание родителями материально финансовой помощи школе;
• совместная со школой организация социальной защиты детей;
• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе. Я предполагаю четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие
школы и семьи:
1) Первое направление формирование активной педагогической позиции родителей.
Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе
для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим
условием положительно направленного взаимодействия я считаю доверительные партнерские
взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у
родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в
своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в
воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные
дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
2)Второе направление вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение
теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических
знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий
разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые
столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги
школы, но и работники социальных служб, медики.
Необходимо уделять внимание вопросу подготовки учеников начальной школы к Всероссийским
проверочным работам и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ВПР
на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию
родителей и учащихся.
3) Третье направление взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации
образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь
родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия
педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
• знакомство с бытовыми условиями учащихся;
• группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
• составление программ совместных действий;
• анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
• мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации,
посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
4) Четвертое направление вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители
учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей
заинтересованы в успешной работе школы.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут
достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их
полноценное и гармоничное развитие. Основными условиями её считаю:
• родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития
детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
• переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и
индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
• осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
• систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психологопедагогической
поддержки семьям;
• установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа
процессов обучения и воспитания детей,
• обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и
отклонениями в развитии детей.
Практические советы для работы с родителями
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой
заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не
даст необходимых результатов. Хочу отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического
взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога,
стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассматриваю некоторые правила и советы
американских специалистов:
1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная
деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные
усилия решат проблему.
3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к
ним ребёнка.
4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
• удалось избежать противостояния и конфронтации;
• удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
• удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
• обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой, помоему,
особенно велика.
Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся
является родительское собрание.
Организация и структура проведения родительского собрания: Я считаю, что собрание должно проводиться 1 раз в месяц или четверть. На первой встрече с
родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый
учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания
своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности,
при активном участии родителей.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию
и стараются его придерживаться.
Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня:
Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только
положительная информация).
Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников
правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.
В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит
задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении,
поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их
преодоления.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем,
уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.
Формы и методы взаимодействия:
• лекция это форма психологопедагогического просвещения, раскрывающая сущность той или
иной проблемы воспитания;
• конференции форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение,
углубление и закрепление знаний о воспитании детей;
• практикум это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,
эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка
педагогического мышления родителейвоспитателей;
• открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами
по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя;
• диспуты одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.
Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех
присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения
всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и
накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки;
• ролевые игры форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня
сформированности педагогических умений участников;
• индивидуальные тематические консультации;
• родительский лекторий; Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»:
1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.
2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.
3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство
вины.
4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.
5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.
6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.
7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с
учащимися.
Также хочу дать педагогические советы начинающим классным руководителям:
1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и
без заискивания.
3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции
семейного воспитания.
4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до
доверительного.
5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с
вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша
помощь…»
В заключении мне хотелось бы подчеркнуть:
Способность к общению — это, я думаю, профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и
понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно
выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи
самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу
родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу
сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно
уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении
должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его
профессионализм.
Если и есть чтото в мире стоящее и не имеющее цены так это дети. Остальное частности. Будем
жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей благородный и
отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
темы
классных родительских собраний
:
Примерные
1 класс
Адаптация ребёнка в новых условиях.
Настоящая и мнимая любовь к детям.
Воспитание у детей интереса к чтению.
Итоговое собрание совместно с детьми.
2 класс.
О десятибалльной системе оценивания.
Первые отметки – первые радости и огорчения.
Итоги первой четверти.
Вот и стали мы на год взрослей (презентация)
3класс.
Задачи обучения и воспитания учащихся на новый учебный год.
Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.
Требования к выполнению домашнего задания.
Трудовое воспитание в семье.
4класс
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
Как уберечь ребёнка от насилия.
Изучение английского языка.
Учёба – наш главный труд.
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Лекторий для родителей «Мы вместе!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.