Лекторий для родителей «Мы вместе!»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 05.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основной целью организации взаимодействия с родителями, является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации
Иконка файла материала Лекторий для родителей «Мы вместе!».docx
Лекторий для родителей ( материал для родительского собрания) «Мы вместе!» Сотрудничество семьи и школы Учитель начальных классов: Кузнецова Елена Васильевна Подобная   модель   может   быть   внедрена   на   уровне   каждого   класса.   С   ее   помощью   каждый классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса. Цель программы:  Создать условия для конструктивного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей школы.  Обеспечить   деятельность,   направленную   на   решение   воспитательно­ оздоровительных задач.  Выявить с целью социальной адаптации детей из неблагополучных семей.  Создать   условий   для   развития   детей,   формирования   полноценной   личности, обладающей системой ключевых компетенций. Задачи программы:  Изучить образ жизни семьи.  Выяснить особенности семейного воспитания.  Выявить ожидания от взаимоотношения семьи и школы.  Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.  Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.  Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.  Учитывать и предупреждать асоциально­аморальное поведение обучающихся.  Оказывать   психологическую   помощь   и   поддержку   родителям   в   стрессовых ситуациях.  Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.  Пропагандировать здоровый образ жизни  Включать семьи и общественность в воспитательный процесс. Направления деятельности:  Диагностика семьи.  Работа   с   нестандартными   семьями   (многодетными,   неполными,   неблагополучными)   через администрацию школы, школьного инспектора ПДН, психологическую, социальную службы школы.  Организация полезного досуга.  Регулярное проведение родительских собраний и консультаций.    Привлечение   родителей   к   сотрудничеству   по   всем   направлениям   деятельности   школы (соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).  Организация взаимного творчества.  Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы. Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что  данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс  факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего  образовательного процесса.Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях.  Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по  своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное  обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более  того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в  стенах образовательного учреждения.  Основной целью организации такого взаимодействия, по моему мнению, является вовлечение семьи в  единое образовательно­воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать  родители.  Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:  • повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;  создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической,  жизнеохранительной функций; • утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к  женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь  нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы  семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация  и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе  которых ­ здоровье;  • активная трудовая и общественная деятельность;  • познание, развитие и творчество;  • передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;  • трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды,  национальный язык;  • национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству. Для достижения названных целей я предусматриваю решение следующих задач: • обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности; • влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек; • формирование системы социально­педагогических и психолого­педагогических услуг,  направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры  семейных взаимоотношений; • предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения; • координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей. Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить  содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений,  оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого­ педагогической поддержки семье.С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения, как я считаю, уделяют должное  внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими  социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном  уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных  учреждений, педагогов ­ от семьи, семьи ­ от интересов творческого и свободного развития личности  обучающегося. Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного  учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость  целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого­педагогические  принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств  народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и  методов взаимодействия и др. Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: •  повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе; • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование  воспитательных педагогических действий педагогов и родителей; • организация социально­педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее  адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального  воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и  равноправие сторон нарушается. Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки  ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования  непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко  осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей.  Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а  воспитание возлагают на педагогов. Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой  педагогической позиции происходит через: • включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми; • правовое просвещение родителей; • оказание помощи родителям в семейном воспитании; • оказание родителями материально­ финансовой помощи школе; • совместная со школой организация социальной защиты детей; • организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.Я  предполагаю четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие  школы и семьи: 1) Первое направление ­ формирование активной педагогической позиции родителей. Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе  для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим  условием положительно направленного взаимодействия я считаю доверительные партнерские  взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у  родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в  своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в  воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные  дела школы и классов, в которых принимают участие родители.  2)Второе направление­ вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение  теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических  знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий  разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые  столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги  школы, но и работники социальных служб, медики. Необходимо уделять внимание вопросу подготовки учеников начальной школы к Всероссийским  проверочным работам и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ВПР  на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию  родителей и учащихся.  3) Третье направление­ взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации  образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь  родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия  педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов: • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,  • знакомство с бытовыми условиями учащихся; • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала; • составление программ совместных действий; • анализ результатов совместной воспитательной деятельности; • мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации,  посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. 4) Четвертое направление ­ вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители  учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей  заинтересованы в успешной работе школы.  И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут  достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их  полноценное и гармоничное развитие.Основными условиями её считаю:  • родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития  детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;  • переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и  индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;  • осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;  • систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого­педагогической  поддержки семьям;  • установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа  процессов обучения и воспитания детей,  • обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и  отклонениями в развитии детей.  Практические советы для работы с родителями  Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой  заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не  даст необходимых результатов. Хочу отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога,  стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассматриваю некоторые правила и советы  американских специалистов: 1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная  деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные  усилия решат проблему. 3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к  ним ребёнка. 4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично). 5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга. Беседа с родителями учащихся будет успешна, если: • удалось избежать противостояния и конфронтации; • удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений; • удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку; •  обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы. И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой, по­моему,  особенно велика. Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся  является родительское собрание.  Организация и структура проведения родительского собрания:Я считаю, что собрание должно проводиться  1 раз в месяц или четверть. На первой встрече с  родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания  своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня: Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только  положительная информация). Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников  правоохранительных органов). Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период. Планирование участия родителей в делах класса на следующий период. В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит  задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении,  поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их  преодоления.  Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем,  уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога. Формы и методы взаимодействия: • лекция­ это форма психолого­педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или  иной проблемы воспитания; • конференции­ форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение,  углубление и закрепление знаний о воспитании детей; • практикум­ это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,  эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка  педагогического мышления родителей­воспитателей; • открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя; • диспуты­ одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.  Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех  присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения  всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и  накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки; • ролевые игры­ форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня  сформированности педагогических умений участников; • индивидуальные тематические консультации; • родительский лекторий;Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»: 1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости. 2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки. 3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство  вины. 4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.  5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности. 6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию. 7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с  учащимися. Также хочу дать педагогические советы начинающим классным руководителям:  1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству. 2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания. 3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции  семейного воспитания. 4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до  доверительного. 5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с  вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша  помощь…» В заключении мне хотелось бы подчеркнуть: Способность к общению — это, я думаю, профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и  понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно  выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи  самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу  родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительноеотношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу  сотрудничеству. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.  Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно  уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении  должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его  профессионализм. Если и есть что­то в мире стоящее и не имеющее цены ­ так это дети. Остальное частности. Будем  жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей ­ благородный и  отзывчивый – к нему идём всю жизнь.     темы        классных родительских собраний    : Примерные    1 класс ­Адаптация ребёнка в новых условиях. ­ Настоящая и мнимая любовь к детям. ­ Воспитание у детей интереса к чтению. ­ Итоговое собрание совместно с детьми. 2 класс. ­ О десятибалльной системе оценивания. ­ Первые отметки – первые радости и огорчения. ­ Итоги первой четверти. ­ Вот и стали мы на год взрослей (презентация) 3класс. ­ Задачи обучения и воспитания учащихся на новый учебный год. ­ Воспитание сознательной дисциплины у учащихся. ­ Требования к выполнению домашнего задания. ­ Трудовое воспитание в семье. 4класс  ­ Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника ­  Как уберечь ребёнка от насилия. ­ Изучение английского языка. ­ Учёба – наш главный труд.