Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
Оценка 4.7

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Оценка 4.7
Лекции
doc
искусство
Взрослым
25.02.2017
Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
1..doc

ДЕТСКАЯ ЛИТЕАРТУРА И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЧТЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Цели: дать понятие о детской литературе и детском чтении, о возрастных ступенях восприятия литературного произведения; ознакомить с целями, задачами и путями чтения в детском саду.

Ход лекции.

Детская литература и детское чтение.

Литературы для детей представляет собой объемный корпус художественных и научно-художественных произведений, которые были написаны специально для детского и юношеского чтения. Их авторы, детские и не только детские писатели, адресовали свои сочинения непосредственно юным читателям, и это определило содержание, проблематику и язык произведений. К детской литературе относятся также пересказы для детей некоторых произведений мировой литературы. Они вовсе не предназначались детям, но стали доступны детской аудитории. В круг детской литературы также литературные обработки произведений устного народного творчества, сделанные писателями для детского чтения.

Но детские книги и пересказы для детей не исчерпывают той литературы, которую читают дети. С раннего детства они знакомятся с литературной классикой (например, слушая стихи А.А. Фета или сказки А.С. Пушкина). Все эти произведения вместе с детской литературой и составляют круг детского чтения. Этот круг формируется, с одной стороны, дошкольным образованием, с другой — стихийно, через самостоятельные увлечения ребенка и его родителей. Между произведениями, созданными специально для детей, и теми, что входят в детское чтение, не являясь собственно детскими, можно найти общее: для ребенка выбираются далеко не случайные произведения, а только те, которые доступны и интересны ему.

В культуре каждой страны детская литература имеет свою историю и свою специфику. В русском культурном сознании значение детской литературы всегда было достаточно велико, потому что книжному слову отводилась высокая просветительская роль. Среди создателей отечественной детской литературы были известные русские писатели, а также талантливые авторы, писавшие только для детей. Благодаря их книгам ребенок входит в большой мир русской литературы, открывает для себя красоту родного языка и ценности национальной жизни. Но верно и другое: детские книги писателей разных стран открывают ребенку широкую панораму мировой культуры, делают его гражданином мира. Этому способствует и то, что детская литература разных стран имеет общие черты, причем тенденции к интеграции в современной культуре для детей заметно усиливаются.

Все сказанное касается не только детской литературы, но и детской книги. Книга является реальным воплощением литературного произведения, и от того, как она выглядит, зависит во многом наше восприятие. Это в особенности касается детской книги, содержание и оформление которой подчинено единой задаче — служить чтением для ребенка. С момента создания детской литературы ее авторы и издатели стремились к тому, чтобы детская книга имела соответствующий внешний вид: обложку, шрифт, иллюстрации. Но более полное понимание того, как связаны художественное оформление книги и ее содержание, пришло не сразу. Детская книжная иллюстрация стала интенсивно развиваться в конце XIX — начале XX века. Художники стремились к тому, чтобы иллюстрации, отвечая особенностям детского восприятия, служили изобразительным продолжением произведения. Возникали творческие союзы детских писателей и художников, совместно работавших над созданием детских книг (такой творческий союз объединял, например, поэта С.Я. Маршака и художника В.В. Лебедева). Иногда писатель становился иллюстратором собственных книг, как это было с произведениями художника-анималиста Е.И. Чарушина или финской писательницы Туве Янссон. Если иллюстрации художника находятся в союзе со словом писателя, то они становятся неотъемлемой частью художественного произведения и надолго остаются в памяти читателя.

Детские книги выпускают, как правило, издательства, специализирующиеся на издании детской литературы. От издателей зависит подбор авторов, тематический круг произведений, типы изданий и книжных серий. В истории детской литературы сохранились имена известных издателей, оказавших заметное влияние на развитие отечественной детской литературы. В XVIII веке таким издателем был Н.И. Новиков, в XIX веке прославились выпуском детских книг М.О. Вольф и И.А. Сытин. Читатели того времени часто называли книги не по имени автора, а по имени издателя, и это был знак читательского доверия. Еще больше возросла роль отечественных издательств детской литературы в XX веке. Некоторые из них (например, знаменитый ленинградский Детгиз, созданный С.Я. Маршаком) становились центрами детской литературы, вокруг которых собирались писатели, критики, иллюстраторы. В наши дни количество детских издательств очень велико, некоторые из них появляются ненадолго, другие занимают на книжном рынке постоянное место. От политики этих издательств во многом зависит художественная культура отечественной детской книги, ее литературный уровень.

Но не только от них. Детская литература приходит к современному ребенку и с электронных дисков, и через экраны телевизоров, и через Интернет. Новые средства передачи информации диктуют свои требования к содержанию и оформлению детской литературы, издаваемой на электронных носителях. В свою очередь компьютерная культура влияет на традиционную детскую книгу и ее оформление.

Функции детской литературы

Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.

1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, уводящей его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удовольствие яркость и выразительность художественной речи, особая организация повествования. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.

2. Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.

Но детская литература печется не только об общем и типичном, но и о единичном, конкретном, фактически точном. Дети в отличие от взрослых только начинают открывать материальный мир, и детские писатели удовлетворяют их стремление к его познанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка — многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями; тогда вместе с игрой происходит освоение родного языка.

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой. Писатели стараются избежать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят созданные ими картины жизни и судьбы героев.

4. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, со временем менялись. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания. Детские писатели, как и их собратья по перу в «большой» литературе, стремятся к «говорящим» героям и «говорящим» ситуациям. При этом возникает столь ценная в художественной литературе глубина и многозначность видения жизни.

Это не отменяет определенности в отношении авторской позиции: размытость границ добра и зла для ребенка-читателя всегда тягостна, как и трагические финалы. Во взрослом читателе такие финалы способны пробудить душевный подъем, а в ребенке — разрушить веру в торжество добра. Жизнеутверждение — это главная ценность детской литературы, ее основной эмоциональный тон.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок. Они могут влиять на оценку детской книги и ее судьбу. Так, в истории русской детской литературы были периоды, когда ее эстетическая функция явно недооценивалась, а на первый план выдвигалась ценностно-воспитательная функция, причем под ценностями понимались сословные нормы или политические доктрины. Такая «злободневность» приводит к безжизненности этих книг, так как вместе со сменой общественных взглядов многие из них обречены на забвение. Вульгарно-социологический подход, при котором художественная ценность произведения определялась наличием в нем востребованных эпохой социальных идей, долгие годы был господствующим в советской критике. При этом «удобным» произведениям давалась завышенная оценка.

В связи с этим возникает проблема оценки детской литературы. Она непроста и зависит не только от идейных установок, но и от ожиданий самих читателей. Идя навстречу этим ожиданиям, писатель может повторять уже оправдавшие себя приемы и образы (клише), считая, что не умудренный литературным опытом читатель не заметит подделки. Это приносит успех книге вопреки ее литературным достоинствам. Так создается пласт литературного китча, куда входят также второсортные пересказы известных произведений и малохудожественные переводы. Поэтому так важна критика детской литературы, которая позволит не только дать объективную оценку произведению, но и найдет причины его популярности среди читателей. Детская литература и ее критика смыкаются с социологией и психологией детского чтения. Однако нужно помнить, что в роли критика детской книги выступает каждый, кто обращается к книге для чтения ребенку или для работы с детьми. Следовательно, необходимо знать историю детской литературы, понимать ее специфику и художественные особенности.

Цели, задачи и пути изучения детской литературы и детской книги

Детская литература является частью мировой литературы, и поэтому к ней применимы те же методики и приемы, с которыми подходят к изучению литературы «взрослой». Одна из основных методик — целостный анализ художественного произведения. Главная цель такого анализа заключается в том, чтобы, характеризуя отдельные компоненты литературного произведения (сюжет, композиция, стиль), создать цельное представление о его содержании. Помехой таким исследованиям служат представления о простоте детской литературы, будто она не подлежит полноценному литературоведческому анализу. Но работа учителя, воспитателя предполагает рассказ именно о конкретных литературных произведениях, и приемы целостного литературного анализа здесь просто необходимы.

Целостный анализ литературного произведения часто идет рука об руку с изучением творчества писателей. Произведение в таком случае рассматривается не самостоятельно, а как частица творческого пути писателя. Работ о классиках детской литературы довольно много. Из них можно узнать не только о произведениях писателя, но и о его биографии.

Детская литература является частью литературного процесса в целом. Но у детской литературы есть и своя собственная история. Поэтому издаются материалы по истории детской литературы, выпускаются биобиблиографические словари детских писателей.

Социология детского чтения изучает восприятие книги читателями различных слоев общества и разных возрастных групп. Это помогает создать портрет читателя определенной эпохи. Современные социологические исследования в области чтения позволяют судить о читательских предпочтениях, о реальных интересах ребенка-читателя. Знание такого подхода к детской книге помогает воспитателю в его работе. Восприятием детской книги специалисты занимаются и в психолого-педагогическом аспекте — они ищут те пути, которые приведут ребенка к книге.

Исследование детской литературы связывается с самой детской книгой, ее издательской и читательской судьбой. Предметом исследования становится книга как художественный феномен. Поэтому особый интерес вызывает детская книжная иллюстрация. Иллюстрации в детской книге свидетельствуют об индивидуальном прочтении и толковании произведения, которое зависит как от личности художника, так и от требований времени.

Литературно-критический подход к детской литературе явно преобладает над всеми остальными. Это связано с тем, что специалисты по детской литературе часто выступают в роли популяризаторов детской книги. Поэтому много книг по рекомендательной библиографии («Что читать ребенку»). Они объединяют произведения по различным тематическим рубрикам и адресуют их читателям определенного возраста. С такими указателями работают и учителя, и воспитатели; более того, они сами выступают в роли составителей рекомендательных списков, что требует библиографических навыков.

Данный учебник по детской литературе ставит перед собой прежде всего задачи литературоведческого характера, ведь детская литература — это искусство слова. Через обзор творчества отдельных детских писателей и их произведений, через изучение жанров и стилей раскрывается широкая панорама детской литературы. В свою очередь она дает представление и об объеме детского чтения, и об особенностях восприятия детской книги, и о тех возможностях, которые открывает детская литература в области воспитания и образования ребенка.

Вопросы:

1. Какие функции выполняет детская литература в обществе?

2. В чем состоит специфика детской литературы?

3. Назовите цели и задачи, поти читательской дестельности в детском саду.

 


ДЕТСКАЯ ЛИТЕАРТУРА И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕАРТУРА И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

Детские книги выпускают, как правило, издательства, специализирующиеся на издании детской литературы

Детские книги выпускают, как правило, издательства, специализирующиеся на издании детской литературы

Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями

Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями

Одна из основных методик — целостный анализ художественного произведения

Одна из основных методик — целостный анализ художественного произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017