Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
Оценка 4.7

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Оценка 4.7
Лекции
doc
искусство
Взрослым
25.02.2017
Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
10..doc
1 КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ РУССКИХ ПОЭТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ЧТЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель:  познакомить с произведениями поэтов второй половины XIX века, вошедших в круг чтения детей дошкольного возраста. Ход лекции. Во второй половине XIX века поэтический потенциал детской литературы обогатился разнообразной   и   значительной   тематикой,   глубоким   идейным   содержанием.   Передовая детская литература и детское чтение становятся в это время действеннейшим средством воспитания высоких нравственных и гражданских качеств поколения. С 60­х гг. широко вошли в детское чтение и произведения поэтов А. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого,  А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И. Сурикова, И. Никитина и др. А. Майков печатал свои стихи для детей в журнале «Подснежник». Так первый номер журнала открывался стихотворением «Летний дождик»? Золото, золото падает с неба! Дети кричат и бегут за дождём… В этом же номере был напечатано и стихотворение «Сенокос». В дальнейшем поэт пишет для детей стихотворения о весне, осени, «Колыбельную песню», быстро ставшие хрестоматийными.   Его   стихи   отвечали   естественному   детскому   восприятию   явлений природы. В   круг   детского   чтения   вошли   стихотворения   А.   Майкова:   «Пейзаж»   («Люблю дорожкою лесною»), «Болото», «Весна» («Весна. Выставляется первая рама»), «Сенокос», «Ночь   на  жнитве»,   «Осень»,   «Зимнее   утро»,  «Прощание   с  деревней»,   «Рыбная   ловля», «Мать» («Бедный мальчик весь в огне»), «Мать и дети», «На мысе сём диком», «Октава». Поэтическое очарование лучших стихотворений Майкова живо и сегодня. Поэты   60­х годов приблизили   поэзию   к детскому миру, к детской психике. Они охватили широкий круг детских   переживании: «Медленно движется время» Никитина, «Кто он?» Майкова, «Василий Шибанов» А. Толстого, «Детство весёлое, детские грёзы» Никитина, «Кот поёт, глаза прищуря» Фета, «У лесной опушки домик небольшой», «Дети и птичка»   Плещеева.     Эти   стихотворения   вызывают   самые   разнообразные   поэтические переживания детей — от героических до интимно лирических. Поэзия начала изображать то, что окружает ребёнка, что он повседневно наблюдает, что «перед глазами». Принцип Белинского стал для неё законом. Она отвечала на детское «сто   тысяч   почему»,   поэтически   претворяла   движения   души   ребёнка,   его   эмоции, разрешала   возникающие   перед   ним   моральные   проблемы,   —   словом,   организовала   и формировала его детский мир в самом широком смысле этого слова. В   60­е   годы   возникла   обширная   поэзия   о   природе.   Поэты   очень   верно   угадали явления,   которые   особенно   волнуют   ребёнка,   поражают   его   воображение,   и   сумели изобразить природу в чисто детском ощущении её. Плещеев   писал: Чахлая  рябина   мокнет  под  окном;  Смотрит деревушка  сереньким пятном. Скучная картина!  Тучи без конца,  Дождик так и льётся,  лужи у крыльца;  Поэт нашёл детали, скучной осени, которые бросаются в глаза именно ребёнку. В словах «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? Ещё просит сердце света и тепла» переплетается грусть взрослого и наивное детское желание остановить ход времени. О весне Плещеев писал: Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С ней и солнце краше, И весна  милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! 2 Весна   оживает   в   поэтической   картине,   ярко   окрашенной   солнечным   детским чувством. В ней своеобразно отражаются и чувства взрослых. Весна для народа — это возрождение жизни после долгой зимы и радость, связанная с новыми надеждами. Это стихотворение показывает, как крепко была связана поэзия 60­ков с народной жизнью. Ощущение   детьми   первого   снега,   первого   весеннего   ручейка,   первого   цветочка, первого грома связано с таким чувством новизны, праздничности, что его можно сравнить с чувством исследователя, путешественника, открывшего новый материк, новую землю. Так сильна рефлексия детей на всё новое. Это хорошо угадали поэты­шестидесятники. Майков писал   о   весне   именно   с   этим   детски­радостным   чувством   новизны,   новых   открытий. «Весна! выставляется первая рама, и в комнату шум ворвался, и благовест дальнего храма, и   говор   народа,   и   стук   колеса».   Сколько   новых   праздничных   настроений,   которые охватывают   детей   с   приходом   весны,   уместил   поэт   в   четыре   строчки   своего стихотворения! Тютчев писал:  Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. И это снова отражало радостное настроение детей. И   вот   наступает   лето,   жаркое,   знойное.   Природа   и   люди   томительно   ждут живительного дождя. Наконец, дождь полил. Поэт пишет: «Золото, золото падает с неба, дети бегут и кричат за дождём», верно угадывая тонкое и изменчивое движение детской психики. В детском представлении оживает каждая капелька дождя, дети одухотворяют её. Плещеев, пользуясь этой особенностью их воображения, подводит детей к пониманию более глубокого человеческого отношения к природе; «Капля дождевая говорит другим: «Что мы здесь в окошко громко так стучим?» Отвечают капли: «Здесь бедняк живёт, мы ему приносим весть, что хлеб растёт». 60­ки   создали   такую   обширную   поэзию   о   природе,   что   она   позволила   педагогам выработать особый метод построения хрестоматий по принципу «четыре времени года». Ввёл этот метод Ушинский. Все дальнейшие хрестоматии строились по его принципу. И соответствующие отделы всегда были богато представлены детской поэзией, — педагоги не ощущали в ней недостатка. Большое знание психологии детей проявили поэты и в бытовой детской поэзии. В их стихах   поэтически   ожили   близкие   детям   люди,   их   воспитатели   и   пестуны,   друзья­ животные, любимые игрушки. Сказочница­бабушка непременно с чулком в руках; возле неё мурлыкающий кот; лысый, с белой бородою дедушка; дёд, от которого дети ждут и сказок, и белку, и свисток; мать, лелеющая своего ребёнка; сильный, занятый трудами отец, к которому у ребёнка особое чувство любви и уважения — все образы связаны крепкими узами с чувствами ребёнка так же, как они связаны и в действительной жизни.­ «Бабушка и внучек» Плещеева, «Мать» Майкова, «Что это не слышно Наны голосочка» Мея, «Кот поёт, глаза прищуря» Фета, «Детство весёлое, детские грёзы» Никитина — вся эта светлая интимно­бытовая   поэзия   глубоко   волновала   детей   и   поэтическими   картинами   родного гнезда, семейного уюта, и высокими нравственными мотивами, звучавшими в ней. Человека поражает и захватывает обычно то художественное произведение, которое верно   угадывает   переживания   читателя,   восстанавливает   в   его   памяти   пережитое, заставляет пережить всё сначала и ещё глубже осмыслить пережитое когда­то. Поэт как бы открывает читателю его собственную жизнь, его самого. Такой была поэзия шестидесятых годов. И её главное достоинство было в том, что она раскрывала внутренний мир не детей 3 узкого   круга   привилегированных   слоев   общества,   а   мир   детей   народа,   была   насыщена образами,   настроениями,   чувствами   и   мыслями   крестьянских   детей,   изображала окружающую их жизнь и, что называется, была пропитана народным духом. Понятно, что эта поэзия вот уже целое столетие не сходит со страниц детских хрестоматий. История шла  вперёд,  менялись  эпохи,  изменялся   склад   русского  государства,  наконец,  Великая Октябрьская революция смела весь старый режим в России, а поэзия, созданная для детей шестидесятниками, всё не теряет своей ценности. Её золотая чеканка выдержала проверку времени. Темы   природы   –   одна   из   главных   в   лирике   А.А.   Фета.   Пейзажи   Фета   за   счёт циклизации сливаются вместе, образуя единый символический пейзаж, который выражает уже состояние человеческой души. Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. В стихах и переводах Фет стремился к точности и максимальному приближению к содержанию текста.  Многие  стихотворения  Фет специально посвятил детям. Воспоминания о светлых, счастливых   днях   детства   сливаются   в   этих   произведениях   Фета   с   картинками   родной природы. Стихотворение «Мама! Глянь­ка из окошка …» передаёт восторг ребёнка при виде выпавшего снега. В стихотворении «Кот поёт, глаза прищуря, мальчик дремлет на ковре…» уютная семейная обстановка, тишина, покой противопоставлены поэтом метели за окном: Лирические настроения стихов Фета и Тютчева близки детям непосредственностью, чистотой, ясностью. На дворе играет буря, Ветер свищет во дворе.

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017