МАЛЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
Цели: познакомить с понятием «фольклор», классификацией фольклора, охарактеризовать специфику малых фольклорных жанров в круге чтения в детском саду.
Ход лекции.
Фольклор был родоначальником детской литературы. Связь детской литературы с фольклором становится ещё яснее, когда мы обратимся к изучению влияния фольклора на формирование детской литературы как специфической формы искусства. В народной литературе наметились и своеобразные законы детской поэзии, и художественные принципы прозы для детей, и нравственно-идейное направление всей детской литературы.
1. Роды и жанры русского фольклора
Фольклор, как и литература, искусство слова. Это даёт основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид и жанр.
Явления литературы и фольклора, которые годами и жанрами, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям.
Род - наиболее широкое явление и понятие: в него входят различные виды, в которых конкретно и осуществляется.
Жанры устного народного творчества:
1. Обрядовая поэзия: календарная; семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная); заговоры.
2. Внеобрядовая поэзия: эпические (сказки; предания; легенда, былины, исторические песни; балладные песни); лирические стихотворные жанры (песни).
Малые лирические жанры (частушки, припевки), малые нелирические жанры (пословицы; поговорки; загадки); драматические тексты (игры, хороводы; сцены и пьесы).
Жанры русского фольклора в своей совокупности представляют сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.
Календарно-обрядовая поэзия
К обрядовому фольклору относятся произведения народного творчества, которые исполняются во время какого-либо обряда, они сопровождают этот обряд и являются его составной частью. В основе обрядов - реальные заботы крестьян о большой продуктивности его труда, хорошем урожае, слаженной семейной жизни и т.п. Обряды - один из древнейших видов народной культуры. Их возникновение относится к глубокой древности.
Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Во время святок проводились различные игры, ряжения и прочие действия, имеющие магические смысл. Одним из самых замечательных явлений святочных праздников было колядование – это хождение по дворам с пением новогодних песен, которые назывались колядами. За эти песенные поздравления колядовщики вознаграждались подарками - праздничными угощениями.
Коляда, коляда»
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтику
Или курочку с хохлом!
Петушка с гребешком…
Следующим за святками большим годовым праздником была масленица.
Масленица. Встреча и проводы Масленицы сопровождались масленичными песнями. Песни, которыми встречали Масленицу, напоминали собой свадебные – величальные – веселые, славящие. Песни, которыми провожали Масленицу, исполнялись в иной – минорной тональности; они были похожи на «корильные» (от слова корить - упрекать) песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, всё поела и посадила на великий пост. Сравните:
Встреча |
Проводы |
Ой, да вот Масленица, ох на двор въезжает, Да, широкая, на двор въезжает. Да вот, Масленица, иди поскорей Да, широкая, ой, иди поскорей.
|
Да вот Масленица, ох, со двора съезжает, Да, кургузая, ох, с широкого подворья съезжает... Да, вот, Масленица, пост на крутой горке, Да, кургузая, на крутой на горке... |
Песни встречи весны. Приход весны ждали и активно воздействовали на её быстрейший приход. Из теста пекли жаворонков и дети бегали с ниш по улице и праздновали Весну. Дети пели «песни-веснянки». В веснянках они обращались к жаворонкам (а иногда к куликам и пчёлкам), чтобы они побыстрее прилетели и привели с собой «красную Весну», «теплое лето».
Троица. Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался семиком, а её последний день - был праздником Троицы.
Главным обрядом семицкой недели был обряд «завивания венков», который сопровождался песнями «Во поле березка стояла» или, например, «Завивайся ты, берёзка, завивайся ты кудрявая»:
Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьём веночки,
Завьём зеленные.
Стой мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодёшенька,
Увесь год молодёшенька.
Праздник Купалы. Праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня. В эту ночь собирали травы, разжигали костры и прыгали через них, обливали друг друга водой, купались. Всё это, по народным поверьям, имело очистительное значение.
Из обрядовых игр сохранились горелки, сопровождающие песенками.
Семейно-бытовая обрядовая поэзия
Наряду с календарными обрядами в крестьянской среде проводились семейно-бытовые обряды, связанные со значительными событиями в жизни крестьянских семей: рождение человека, вступление в брак, смерть и др. Сюда входила поэзия, 1) связанная с рождением ребёнка; 2) свадебные обряды и песни, 3) причитания.
Из семейных обрядов в круг детского чтения вошли произведения т.н. материнского фольклора: колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки.
Собственно детский фольклор создавался уде самими детьми. Он носил либо игровой и развлекательный характер (дразнилки, небылицы-перевертыши), либо регламентирующий (устанавливал правила игры и поведения – т.н. «детское право»).
Т.о. в соответствии с возрастом дети усваивают фольклорные произведения разной глубины и сложности. Для малышей, ещё не владеющих речью, доступны байки и потешки, для детей дошкольного возраста это сказки о животных, некоторые волшебные сказки, загадки, пословицы, игровые и бытовые песенки, прибаутки, небылички. Некоторые произведения этих жанров сохраняют интерес и для детей среднего возраста. Но подросткам доступны уже в большом объёме не только волшебные, но и сатирические сказки, народная лирика и героический эпос.
Рассмотрим основные жанры фольклора так, как они постепенно естественно входят в жизнь ребёнка.
Колыбельные песни
Колыбельные песни не только творчество взрослых. Они сопровождают игры детей, создаются подростками, которые помогают пестовать малышей. Сюжеты и образы колыбельных песен взяты из окружающего ребёнка мира и овеяны сказочностью. Это СОН, ДРЁМА, УГОМОН, что ходят по улицам, желая усыпить малыша. Это нежный кот-баюн, гуленьки, баюкающие своим воркованьем, ласточки-касаточки, соколы, куницы, лисички, что спят по гнёздышкам, по норочкам, под кустиком.
Каждая пестунья варьирует эти сюжеты и образы по-своему, перемежая их с раздумьями о настоящем и будущем ребёнка. Поэтому личные эмоции пестующих окрашивают все элементы поэтики колыбельных песен - её ритмы, так мастерски передающие тихое и мерное покачивание люльки, язык, насыщенный более, чем любой другой фольклорный жанр, ласкательными формами (дитя здесь всегда «милое», «хорошее», «пригожее»).
Ребёнку из боярской и дворянской семьи колыбельная песня предсказывала жизнь в богатстве и довольстве («Будешь в золоте ходить, парчову шубу носить «). Иным был идеал матери-крестьянки. Обращаясь к сыну, она в лирических тонах рисовала ему будущее человека труда:
Спи, посыпай,
Боронить поспевай,
Мы те шпочку купим,
Зипун сошьём;
Зипун сошьём;
Боронить пошлём
В чистые поля,
В зеленные луга.
Ребёнка в первые месяцы жизни забавляют и стихотворными приговорками - пестушками и потешками.
Пестушки и потешки
Пестушки сопровождают движения ребёнка, потешки сопровождают игру взрослых с его пальцами, ручками и ножками. Эти виды фольклора оказывают эмоциональное воздействие на детей.
Жизнерадостные ритмы пестушек заражают младенца бодростью и весельем. Потешки рассказывают, как «сорока-белобока кашку варила», «молодой дроздок по водичку пошёл», а прибаутки - о том, что
Коза муку мелет
Козёл засыпает,
А маленькие козляточки
Муку выгребают.
В прибаутках, пестушках, потешках опоэтизирован повседневный быт и труд крестьянина. Их герои ходят по воду, рубят дрова, топят печь, варят кашу, ловят рыбу, строят избушки и т.п.
Прибаутки стали классическими произведениями детского фольклора. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек более широким кругом тем, образов, сюжетов, ритмов. В них звучат ритмы старинных народных трудовых песен. («А чучу, чучу, чучу, я горох молочу»), скороморощин («Облоухая свинья на дубу гнездо свила»), игровых и плясовых песен («Заинька серенький, где ты был-побывал», «Сидит зайчик, сидит зайка серенький под кустом, под кустом»), частушек (« Как по речке, по реке ехал»).
Большое место среди прибауточных песенок занимают небылички. Небылички строят комический эффект не на забавных поступках очеловеченных животных, птиц, насекомых, а на путанице реального мира. Здесь на каждом шагу нарушаются естественные отношения жизненных явлений. К. Чуковский удачно назвал их «перевёртышами».
Основа небылиц-перевёртышей познавательная. Они помогают ребёнку разобраться в хаосе впечатлений. Перевёртыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора. Ведь нарушение «нормы» отступление от «должного» они встретят и в устных произведениях классиков литературы, о ненавистных народу попах и барах, и в произведениях классиков литературы, начиная с пушкинской «Сказки о попе и его работнике Балде».
Народное и детское творчество - два неразрывных, постоянно переплетающихся в детском фольклоре начала - ощущаются и в закличках.
Это коротенькие поэтические обращения к весне, дождю, солнцу, радуге. Они также входят в быт ребёнка с ранних лет. Дети, конечно, не понимают магической основы закличек - стремления людей первобытного общества воздействовать на природу при помощи слова, вызвать посредством слова желательные для трудовой деятельности человека явления. В устах детей это такие же эмоциональные игры, как и другие устно-поэтические произведения.
Особо следует выделить цикл детских игровых песен и приговорок. Ещё до XХ века собиратели и исследователи фольклора рассматривали детскую игру как примитивную драму, где есть своя сцена (та или иная обстановка), свой строго определённый порядок, живое действие и своеобразные сценические роли. Играющий ребёнок должен передавать психологический тип изображаемого лица старухи, разбойника, волка, лисицы, медведя, зайца, наделённых человеческими качествами).
Детские игры были переработкой игр взрослых и поэтому воспроизводили в образной форме бытовую и трудовую деятельность народа. Подражая работе взрослых, дети становились в круг, ходили в ту и в другую сторону и напевали:
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушили, рушили.
А мы просо веяли, веяли.
А мы пшено сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
В настоящее время среди детей бытуют традиционные игры в «горелки», «гуси-гуси», «прятки», «корзиночки».
Больше всего из словесных игровых форм сохранилось в репертуаре детей считалок-стишков, исполняемых перед игрой вместо жребия. Они не связаны с определёнными текстами устных драматизаций и могут обслужить любую игру.
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Раз, два,
Голова;
Три, четыре,
Прицепили
Пять, шесть,
Сено везть;
Семь, восемь,
Сено косим;
Девять, десять,
Деньги весят.
Безобидной и весёлой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: «На дворе трава, на траве дрова», «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковывать». Трудно решить, кто творец этих скороговорок - дети или взрослые.
Вся жизнь ребёнка неразрывно связана с народной поэзией. Родные песни звучат над его колыбелью, сопровождают его игры, под их звуки складываются первые его представления об окружающем мире. Укачивая дитя, мать поёт ему:
У кота ли, у кота У дитяти моего
Колыбелька золота. Есть покраше его.
Играя с ребёнком, его пестуют потешками, потягушками:
Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки.
А что ели? — Кашку.
А что пили? — Бражку.
Кормление ребёнка тоже сопровождается соответствующими песнями: «Сорока, сорока / Кашу варила...».
Всё это песенки, специально созданные для детей, так называемый детский фольклор.
Несмотря на то, что детский фольклор создавался для развлечения ребёнка, песенки эти — цельные художественные произведения. Обычно даже в самой маленькой песне ребёнок находит законченный, конкретный, близкий ему образ:
Котинька-коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мово Лёшеньку качать,
Прибаюкивати.
Я тебе, коту,
За работу заплачу:
Беленький платочек
На шею повяжу.
В ручки подарю
А ещё тебе, коту,
За работу заплачу:
В великий пост —
Редьки хвост,
Склянку вина
И конец пирога.
Здесь целая картина крестьянского быта, в центре которой образ кота, который обычно играет немалую роль в жизни детей.
Образы в народной поэзии всегда связаны с жизнью, с переживаниями ребёнка. Осваивая мир и отдельные его явления, дитя прежде всего улавливает их отношение к себе. Великий художник-народ хорошо учитывает эти особенности психики ребёнка и обращает в сторону дитяти весь мир, освещенный чудесной поэтической грёзой. Все действующие лица детских песенок обязательно имеют отношение к ребёнку. Это нянюшки, мамушки, серенький коток, петушок-золотой гребешок.
Народ мастерски разрабатывает поэтическую, конкретную, вещную деталь, бросающуюся в глаза ребёнку, находит веские «певучие слова», которые в то же время соприкасаются с детским лексиконом: «Журавли-то мокроноги», «Сорока-белобока», «Курочка-тараторочка», «Коза рогатая», «Репка-паренька, сладенька, горбатенька». В песне как бы сливается народный художественный и детский язык. В этом её неотразимое действие на детей. Структура фразы фольклорной песенки не допускает лишних слов, украшающих эпитетов. Фраза проста, выразительна, действенна. Форма выступает в полном единстве с содержанием. «Все колечушки-то бряк! бряк! бряк! Золотые они — звяк! звяк! звяк! Ой, люли, люли, люли! Прилетели журавли» — образ создаётся звукосочетанием, имитацией, что так любят дети. Полная, в большинстве случаев парная рифма придаёт каждой фразе поэтическую законченность.
В соответствии с характером детской речи в фольклорных песенках много междометий, восклицаний, «заумных» словообразований, посредством которых мастерски создаётся художественный образ, определённое настроение:
Кто соску сосёт,
Молочко кто не пьёт,
Того — бу! — забоду,
На рога посажу.
Чики, чики, чички,
Берёзовы лычки!
Ой лю-лю, мое дитятко!
Спи, усни, дитя родное!
Для усиления впечатления фольклорная поэзия пользуется повтором. Для детей это имеет большое значение — они запоминают произведение наизусть.
Сорока-белобока Этому дала,
Кашу варила, Этому дала.
Деток кормила: А этому не дала... и т. д.
Иногда всё произведение строится в форме вопроса и ответа
Заяц белый, Куда клал?
Куда бегал? Под колоду!
В лес дубовый! Кто украл?
Что там делал? Родион!
Лыки драл! Пошёл вон!
Это классический образец считалки. Короткая, чеканная фраза, полная рифмы, которую ребёнок чувствует, даже если рифмование идёт через несколько строк, ударный диалог, стремительное действие — все элементы фольклорной поэзии мастерски применены здесь.
Детские песенки могут выступать ставной частью сказок и игр (сказки «Ивашенька», и «Иванушка», игра «У медведя во бору»).
Нянюшки и мамушки, создававшие песенки для детей, нередко оказывались замечательными педагогами. Разнообразные фольклорные поэтические формы имели прямое отношение к жизни и деятельности ребёнка. Народ создал потешки, потягушки, байки, перевертыши, считалки. В народной поэзии мы найдём и своеобразные детские заклинания, составляющие украшение, обряд детской игры.
Улита, улита,
Высуни рога,
Дам кусок пирога.
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепёшки!
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни, высвети!
Камушки трясутся.
Кишки волокутся;
Кошкам по ножкам,
Собакам по крошкам.
Для детей созданы анекдоты («Тит, иди молотиты»; лирические песенки («Ты рябинушка, раскудрявая»), песни-сказки («Как у бабушки козёл») и т.д.
Настоящим педагогическим открытием народа является перевертыш.
Перевертыш – песенка, в которой все реальные предметы сдвинуты с обычного места и перепутаны и поставлены в несвойственные им положения. Этот жанр берет начало от скоморошьей традиции народного театра.
К.И. Чуковский назвал его «лепые нелепицы». Поэт доказал, что ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями, образами. Педагогическая ценность небылиц очевидна: ребенок сознательно отступает от нормы, демонстрирует логическую ошибку, в уме же четко держит правильную логическую линию (В песне «Я на горку шла» видим пример перевертыша: «В решете несла полтора зерна, уморилась, уморилась, уморилася»), Дело было в декабре, первого апреля.
Детский писатель К.И. Чуковский очень хорошо показал, почему перевертыш популярен среди детей. Ребёнку неустанно приходится систематизировать явления мира, и каждая его победа над хаосом доставляет ему огромнейшую радость. В систематизации беспорядочно приобретённых клочков и обломков знаний ребёнок доходит до виртуозности, говорит Чуковский, отсюда его повышенный интерес к играм, к опытам, где процесс систематизации, классификации, координации вещей выдвинут на первое место. Перевертыш как литературная форма опыта помогает ребёнку осваивать, систематизировать мир, в перевертыше знакомые образы смещаются, знакомые картины представляются в смешном хаосе.
Перевертыши доставляют детям радость. Дети сознают силу своего ума, способного восстановить правильную картину.
Скороговорки – это речевые упражнения на произношение труднопроизносимых звуков и взукосочетаний. По правилам игры скороговорку нужно было повторить несколько раз (3, 4, 5 – по уговору). Запнувшегося наказывали (тоже по предварительному условию). Скороговорки развивают чувство языка, способствую преодолению и профилактике косноязычия. Вот примеры русских народных скороговорок, собранных В.И. Далем: «Хохлатые хохотуши хохотом хохотали: «Ха, ха, ха, ха, ха!»; Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
Загадки. Традиционные загадки связаны с крестьянским бытом. Каждая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство уверенности в себе, чувство собственного достоинства, стимулирует умственную деятельность.
Детская жизнь невозможна без считалки и жеребьевки, поскольку относится к регулятивному фольклору – это своеобразный элемент детского права. Считалка осуществляет справедливый выбор ролей в игре, жеребьевка может решить спорную ситуацию. Считалка выполняет познавательную, развивающую функции: позволяет быстро запомнить текст, порядок счета, развивает память, эстетически развивает чувство ритма, чувство справедливости, честности. Считалки разнообразны:
Классическая считалка:
- Заяц белый,
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
При произнесении считалок есть определенные правила. Первое: никогда не подсказывать окончания. Так, считалка про зайца и охотника («Вышел зайчик погулять») имеет десятки окончаний, и подсказка может перестроить считалочника на другой вариант. Второе: всегда надо выяснять правила счета, темп, с которым рука сканирующего указывала на считающих (на каждое слово? на каждый слог? или др.?).
Молчанка, голосянка и дранка. Суть данных словесных игр очень проста — надо после скандирования небольшого текста или замолчать, или тянуть голосом. Кто первый скажет слово или перестанет тянуть, наказывается (необходимо выяснить, какое было наказание). Для примера приведем голосянку, записанную в Волотовском районе: «Дранка, дранка, спой голосянку, кто не вытянет, того за волосы драаа...» Молчанки бытуют разные (например, «Чок, чок. Зубы на крючок. Кто слово скажет, Тому щелчок»), иные до того смешные, что трудно удержаться от смеха, а следовательно – проиграть. Молчавшего заставляют кривляньем, позами нарушить молчание.
Дразнилки. Рыжий-рыжий, конопатый…», «Андрей-воробей…» и др.
Загадки. Загадки относятся к малым жанрам русского фольклора.
У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора.
Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Загадываемый предмет, как правило, не называется, а вместо него даётся его метофорический эквивалент.
Составить загадку - значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот разгадать загадку её метафорические образы заменить образами реальными
Так, в загадке «На полянах девчонки в белых рубашках, в зелёных полушанках», нужно произвести следующие замены на поле не девчонки, а берёзки, у берёзок не белая рубашка, а белая кора, у них зелёные не полушалки, а зелёные листья.
Пословицы. Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад - большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».
Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, чувству дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперирует понятиями добра и зла, чести и бесчестия. Поучения и советы нередко преподносятся в виде осмеяния отрицательных качеств людей.
Поговорки. В большинстве случаев они даже ещё больше кратки, чем пословицы. Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц по характеру содержания, по форме, и по выполняемым в речи функциям.
Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определённые выводы, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной. По своей структуре поговорка проще пословицы. Поговорки употребляются только в связи с определёнными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание. По определению А.А. Потебни, поговорка - это «иносказательный образ отдельно взятого, качества, действия».
Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке простом, открытом: «Душа нараспашку». О человеке скрытном и лицемерном: «На лице медок, на сердце ледок». О человеке душевном, мягком: «Мягок, как воск». О человеке чёрством, бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша».
Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.