Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
Оценка 4.7

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Оценка 4.7
Лекции
doc
искусство
Взрослым
25.02.2017
Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
3..doc

БОЛЬШИЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.

ФОЛЬКЛОРНАЯ СКАЗКА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Цель: расширить знания о народной сказке как фольклорном жанре, познакомить с классификацией народных сказок; раскрыть воспитательное значение сказок для детей дошкольного возраста.

Ход лекции.

Горький называет фольклор, «бессмертной поэзией, родоначальницей книж­ной литературы». Народная литература — родоначаль­ница и детской литературы.

Сказка – один из популярнейших и любимых фольклорных жанров.

Народная сказка – вид устного народного повествования с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально связаны с мифами; художественно преображенные, сказки стали частью фольклорной прозы.

Сказки представлены в разнообразных формах, поэтому нет одной универсальной классификации.

Классификация сказок

По тематике: о животных, волшебные сказки и социально-бытовые.

По особенностям поэтики (преимущественно по композиции): кумулятивные (повторение однотипных событий в сказке), повествовательные, прибауточные.

По характеру образности: аллегорические, с персонажами-животными, людьми и пр.

По стилю (пафосу): юмористические, героико-патетические, сатирические, лирические и пр.

Поэтические законы сказки

Для сказки характерны сжатость, краткость, образность, колоритная картина быта, семейных отношений (даже в волшебных сказках).

В сказке детям все знакомо и потому выделяется только главное, важное.

Образы даны прямолинейно, укрупнено. Характер героя не отличается психологической сложностью. Персонаж, как правило, - носитель одной определенной черты: ума, хитрости, простоты или вероломства и т.д. Это соответствует особенности мышления ребенка. Сказка учит оценивать главные качества человека.

Персонажи делятся на две контрастные группы положительных и отрицательных героев.

Сюжет прямолинеен и прозрачен. Сказка задает схему, основной принцип отношений. Мораль вытекает из самого конфликта.

В сказке есть и смешные и драматические эпизоды. Но в основном сказка серьезна. Она ненавязчиво учит ребенка.

Композиция сказки.

Сказка строится по определенной схеме.

Действие в сказке разворачивается неторопливо, в ином – сказочном – измерении. Повторы даются с вариациями.

Пространство сказки также условно, лишено конкретных черт.

Открывается зачином («жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили три брата: два умных, а третий дурак…» и т.д.).

Заканчивается сказка традиционной концовкой («стали жить-поживать…», «я там был…» и др.).

Использование традиционных формул: «идут день, идут другой…», «далеко ли близко ли, высоко ли, низко ли…» «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «выехал в чисто поле», «фу, русским духом пахнет» и др.).

Сказка активно использует диалог. Герои и персонажи прибегают к традиционным обращениям.

Законы жизни даны в простых, емких афористических формулах-обобщениях («как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «утро вечера мудренее» («Царевна-лягушка»), «в согласии вол не страшен» («Зимовье зверей»), «с умом жить – тешиться, а без ума – мучиться» («Лисичка-сестричка и Волк»)) и др.

В композиции сказки используется принцип троичности (троекратного повтора): три раза повторяется действие, совершаются три подвига, причем последующий повтор усложняется.

Композиционные формулы сказки различны и зависят от типа сказки. Наиболее простой (в композиционном плане) вид сказки – кумулятивная. Кумулятивные сказки используются для маленьких детей («Репка», «Теремок», «Петушок и бобок», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей» и др.). Композиция в кумулятивной сказке цепная, видимо, сказка создавалась в процессе рассказывания. Повторы дают возможность детям переживать событие вновь. Такие сказки хорошо драматизировать.

Часто в композицию  сказки вставляются песенки, приговоры, стихи (песенка Колобка, крик Маши «высоко сижу, далеко гляжу»» и др.).

Язык сказки образный, выразительный, афористичный. Имена персонажей даются с прозвищами-характеристиками (петушок-золотой гребешок, блоха-попрыгуха, лисичка-сестричка, волк-зубами «щелк»); устойчивыми, постоянными эпитетами (добрый молодец, красна девица, шелкова трава и др.). Много звукоподражательных слов.

Особое глубокое воздействие оказывают на детей сказки. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

Народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы и поэтику. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна и немыслима сказка.

Люди мечтали о бессмертии, о продлении человеческой жизни и создали сказочный образ живой воды, воскрешающий мёртвых. Их мечта летать по воздуху вызвала к жизни сказки о ковре-самолёте. Они хотели ускорить передвижение по земле, и эта фантазия породила сапоги-скороходы. Сказка о Василисе-Прекрасной предсказывала богатство материальной жизни в будущем.

Как было отмечено выше, народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые.

Сказки о животных

В детский быт и детское чтение входят сказки о животных. Они составляют десятую часть всего русского сказочного репертуара и насчитывает около пятидесяти сюжетов.

Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни, когда человек стал покорять природу, приручать животных. Поэтому в животном эпосе прозаически освещаются некогда обожествляющиеся человеком звери. С развитием классовых отношений и классовой борьбы появилась и сатирическая трактовка зверей, которые стали восприниматься как определённые социальные типы людей.

Многие сказки о животных аллегоричны. Этому способствовал тот факт, что каждый из персонажей-животных переходит из сказки в сказку, сохраняя неизменную характеристику и действуя в устойчивых сюжетных формах.

Лиса, волк, медведь олицетворяют ненавистных народу лиходеев бояр, дворян и помещиков. Каждый из них плутует и обманывает по-своему. Лиса, волк и медведь воплощают мораль «хозяев» жизни.

Положительными героями-животными чаще всего являются зайчик, мышь, лягушка, ворона, дятел, дрозд и особенно кот: Котофей Иванович, кот-красавец, кот - баюн, гусельник.

Своеобразны художественные особенности так называемых ребячьих сказок о животных, Сюжет их можно сформулировать чуть ли не одной фразой: например, колобок убегает из дома, и его съедает лиса, тетерев захотел дом строить, а потом раздумал.

Ряд сказок о животных народ создал и специально для детей. К ним относятся все «цепные» сказки: «Терем мухи», «Лисичка со скалочкой», «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кочеток и курочка».

Сказки о животных подготавливают ребёнка к восприятию более сложных форм народного творчества.

Животные в сказках антропоморфны (т.е. очеловечены). Отношения животных в сказке – это модели человеческих отношений.

Волшебные сказки

Волшебные сказки занимают одну пятую часть русского сказочного фольклора. В них создан особый сказочный мир, чудесно преобразующий всё реальное и земное, особый тип сказочного героя – идеального выразителя народных стремлений. Здесь постоянно проходят волшебные превращения, оживают мёртвые, появляются многочисленные чудесные помощники и противники героя.

В волшебных сказках изображаются острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью. Крестьянский сын торжествует над царём и придворными, младший брат над угнетающими его старшими братьями, гонимая трудолюбивая падчерица - над злой мачехой и её изнеженной тунеядкой дочерью. («По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Хаврошечка», «Морозко» и другие).

Следует выделить цикл волшебных сказок, имеющих особое отношение к народной педагогике.

Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» несомненно обработаны, а возможно, и специально созданы народными сказочниками для детей. Героем их является ребёнок или же напоминающее его существо. Они также олицетворяют лучшие нравственные черты народа, борются и побеждают, вызывая особое ликование у детей. Возвеличивая героя-ребёнка, разрабатывая и ряд специфических детских тем (любовь сестры к младшему брату, наказанное непослушание, судьба маленькой сиротки), это сказки, однако, были органическим звеном всей традиции русской волшебной сказки. И в детских волшебных сказках мы видим контрастные образы, раскрывающие народные представления о добре и зле, ускоренный темп повествования, нарастающий драматизм, троекратные повторы важнейших сюжетных мотивов, устойчивые стилистические формулы (так называемую «обрядность»).

В детской волшебной сказке эта «обрядность» всегда заметнее в зачинах («жили-были», «жил-был», «живало-бывало»). Реже в ней устойчивые формулы типа «ложись спать - утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» в основной повествовательной части, а в концовке обычно всегда заканчивается всё удачно.

В.Г. Белинский писал: «В детстве есть преобладающая способность и сила души, главная ее деятельность и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности. Дитя не требует диалектических выводов и доказательств логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки» («Две детские книжки»).

Любовь детей к волшебному, чудесному – специфическая черта их психики.

В волшебной сказке присутствует романтический герой. Часто он из никчемного человека превращается в героя-победителя. Испытания раскрывают и вызывают нравственные силы героя.

В волшебной сказке усложнена система персонажей: помимо отрицательных и положительных героев, есть сказочные помощники (фантастические персонажи, животные и чудесные предметы).

Волшебная сказка представляет собой удивительный, во многом загадочный мир, который является очень древним. Сказке не поддается какому-либо объяснению или истолкованию. Феномен сказки стали изучать в начале 19 века в эпоху раннего романтизма, но сказка бытовала издревле.

Волшебная сказка – феномен, поскольку сказки очень древни и актуальны одновременно. Сказка отражала реальный мир так же, как и миф, предание, быличка. Однако отражала не прямо, а в образной, художественной форме.

Им свойственны бродячие сюжеты (распространенность в разных областях земли одинаковых сюжетов), вариативность сюжетов, которые неизбежно возникали при пересказе сказок, существующих в устной форме. Сказка узнаваема. Ее структура подсознательно знакома каждому из нас. Меняясь со временем, она тем не менее сохраняет свои основные черты.

Действие протекает в особом пространстве – «некоторое царство, некоторое государство», некоторая деревня, место действия вообще не может быть названо. Затем герой попадает в иное пространство – подземное царство, лес. В сказке это неважно, поскольку важным являются события.

Одним из важнейших мотивов в мировой народной культуре – мотив пути. Это жизненный путь героя, путь становления характера через испытания.

Социально-бытовые сказки

Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки: они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества.

Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, батрак, солдат) побеждает врагов (царя, барина, попа, купца, кулака) не с помощью чудес. А благодаря своим умственным и нравственным качествам. Но побеждает всегда и везде. Побеждает вопреки тому, что в действительности народ оставался угнетённым. Народ и здесь рисовал социальную утопию.

Социально бытовые сказки очень коротки: в центре сюжета как правило - один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить, как нелепые, смешные, странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что делает их сатирическим, ироническим и юмористическим. Повествование очень простое. Развит диалог изложение от лица условного рассказчика, который выполняет роль пояснений и ремарок.

Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость: темой другой служат людские «пороки», в них осмеивают ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности: в одной больше социальных конфликтов, в другой- бытовых конфликтов.

Полны неподдельного юмора антипоповские сказки. Они также говорят о жгучей ненависти народа к своим угнетателям. Поп наглый эксплуататор, для детей поучительна сказка «Поп и его работник», близкая по своей идее к пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде».

Сатирико-бытовые сказки используются в воспитательных целях реже других видов народно-сказочных повествований. Их немного и в фольклорных сборниках.

Социально-бытовые сказки – самая пестрая группа сказок. В сатирических сказках высмеиваются определенных черты, качества человека (жадность, глупость и др.). В социально-бытовых сказках выражается социальный (сословный) протест против несправедливости правящего сословия. В такой сказке восстанавливается справедливость, что не всегда сбывалось в жизни. Можно сказать, что в таких сказках воплощалась мечте человека о справедливости и справедливом возмездии. В социально-бытовых сказках отсутствует волшебный элемент. Но есть  гипербола, гротеск, перевертыши, сатира.


БОЛЬШИЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ФОЛЬКЛОРНАЯ

БОЛЬШИЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ФОЛЬКЛОРНАЯ

Зимовье зверей»), «с умом жить – тешиться, а без ума – мучиться» («Лисичка-сестричка и

Зимовье зверей»), «с умом жить – тешиться, а без ума – мучиться» («Лисичка-сестричка и

Положительными героями-животными чаще всего являются зайчик, мышь, лягушка, ворона, дятел, дрозд и особенно кот:

Положительными героями-животными чаще всего являются зайчик, мышь, лягушка, ворона, дятел, дрозд и особенно кот:

В волшебной сказке усложнена система персонажей: помимо отрицательных и положительных героев, есть сказочные помощники (фантастические персонажи, животные и чудесные предметы)

В волшебной сказке усложнена система персонажей: помимо отрицательных и положительных героев, есть сказочные помощники (фантастические персонажи, животные и чудесные предметы)

В такой сказке восстанавливается справедливость, что не всегда сбывалось в жизни

В такой сказке восстанавливается справедливость, что не всегда сбывалось в жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017