БОЛЬШИЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.
ФОЛЬКЛОРНАЯ СКАЗКА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Цель: расширить знания о народной сказке как фольклорном жанре, познакомить с классификацией народных сказок; раскрыть воспитательное значение сказок для детей дошкольного возраста.
Ход лекции.
Горький называет фольклор, «бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы». Народная литература — родоначальница и детской литературы.
Сказка – один из популярнейших и любимых фольклорных жанров.
Народная сказка – вид устного народного повествования с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально связаны с мифами; художественно преображенные, сказки стали частью фольклорной прозы.
Сказки представлены в разнообразных формах, поэтому нет одной универсальной классификации.
Классификация сказок
По тематике: о животных, волшебные сказки и социально-бытовые.
По особенностям поэтики (преимущественно по композиции): кумулятивные (повторение однотипных событий в сказке), повествовательные, прибауточные.
По характеру образности: аллегорические, с персонажами-животными, людьми и пр.
По стилю (пафосу): юмористические, героико-патетические, сатирические, лирические и пр.
Поэтические законы сказки
Для сказки характерны сжатость, краткость, образность, колоритная картина быта, семейных отношений (даже в волшебных сказках).
В сказке детям все знакомо и потому выделяется только главное, важное.
Образы даны прямолинейно, укрупнено. Характер героя не отличается психологической сложностью. Персонаж, как правило, - носитель одной определенной черты: ума, хитрости, простоты или вероломства и т.д. Это соответствует особенности мышления ребенка. Сказка учит оценивать главные качества человека.
Персонажи делятся на две контрастные группы положительных и отрицательных героев.
Сюжет прямолинеен и прозрачен. Сказка задает схему, основной принцип отношений. Мораль вытекает из самого конфликта.
В сказке есть и смешные и драматические эпизоды. Но в основном сказка серьезна. Она ненавязчиво учит ребенка.
Композиция сказки.
Сказка строится по определенной схеме.
Действие в сказке разворачивается неторопливо, в ином – сказочном – измерении. Повторы даются с вариациями.
Пространство сказки также условно, лишено конкретных черт.
Открывается зачином («жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили три брата: два умных, а третий дурак…» и т.д.).
Заканчивается сказка традиционной концовкой («стали жить-поживать…», «я там был…» и др.).
Использование традиционных формул: «идут день, идут другой…», «далеко ли близко ли, высоко ли, низко ли…» «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «выехал в чисто поле», «фу, русским духом пахнет» и др.).
Сказка активно использует диалог. Герои и персонажи прибегают к традиционным обращениям.
Законы жизни даны в простых, емких афористических формулах-обобщениях («как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «утро вечера мудренее» («Царевна-лягушка»), «в согласии вол не страшен» («Зимовье зверей»), «с умом жить – тешиться, а без ума – мучиться» («Лисичка-сестричка и Волк»)) и др.
В композиции сказки используется принцип троичности (троекратного повтора): три раза повторяется действие, совершаются три подвига, причем последующий повтор усложняется.
Композиционные формулы сказки различны и зависят от типа сказки. Наиболее простой (в композиционном плане) вид сказки – кумулятивная. Кумулятивные сказки используются для маленьких детей («Репка», «Теремок», «Петушок и бобок», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей» и др.). Композиция в кумулятивной сказке цепная, видимо, сказка создавалась в процессе рассказывания. Повторы дают возможность детям переживать событие вновь. Такие сказки хорошо драматизировать.
Часто в композицию сказки вставляются песенки, приговоры, стихи (песенка Колобка, крик Маши «высоко сижу, далеко гляжу»» и др.).
Язык сказки образный, выразительный, афористичный. Имена персонажей даются с прозвищами-характеристиками (петушок-золотой гребешок, блоха-попрыгуха, лисичка-сестричка, волк-зубами «щелк»); устойчивыми, постоянными эпитетами (добрый молодец, красна девица, шелкова трава и др.). Много звукоподражательных слов.
Особое глубокое воздействие оказывают на детей сказки. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы и поэтику. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна и немыслима сказка.
Люди мечтали о бессмертии, о продлении человеческой жизни и создали сказочный образ живой воды, воскрешающий мёртвых. Их мечта летать по воздуху вызвала к жизни сказки о ковре-самолёте. Они хотели ускорить передвижение по земле, и эта фантазия породила сапоги-скороходы. Сказка о Василисе-Прекрасной предсказывала богатство материальной жизни в будущем.
Как было отмечено выше, народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые.
Сказки о животных
В детский быт и детское чтение входят сказки о животных. Они составляют десятую часть всего русского сказочного репертуара и насчитывает около пятидесяти сюжетов.
Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни, когда человек стал покорять природу, приручать животных. Поэтому в животном эпосе прозаически освещаются некогда обожествляющиеся человеком звери. С развитием классовых отношений и классовой борьбы появилась и сатирическая трактовка зверей, которые стали восприниматься как определённые социальные типы людей.
Многие сказки о животных аллегоричны. Этому способствовал тот факт, что каждый из персонажей-животных переходит из сказки в сказку, сохраняя неизменную характеристику и действуя в устойчивых сюжетных формах.
Лиса, волк, медведь олицетворяют ненавистных народу лиходеев бояр, дворян и помещиков. Каждый из них плутует и обманывает по-своему. Лиса, волк и медведь воплощают мораль «хозяев» жизни.
Положительными героями-животными чаще всего являются зайчик, мышь, лягушка, ворона, дятел, дрозд и особенно кот: Котофей Иванович, кот-красавец, кот - баюн, гусельник.
Своеобразны художественные особенности так называемых ребячьих сказок о животных, Сюжет их можно сформулировать чуть ли не одной фразой: например, колобок убегает из дома, и его съедает лиса, тетерев захотел дом строить, а потом раздумал.
Ряд сказок о животных народ создал и специально для детей. К ним относятся все «цепные» сказки: «Терем мухи», «Лисичка со скалочкой», «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кочеток и курочка».
Сказки о животных подготавливают ребёнка к восприятию более сложных форм народного творчества.
Животные в сказках антропоморфны (т.е. очеловечены). Отношения животных в сказке – это модели человеческих отношений.
Волшебные сказки
Волшебные сказки занимают одну пятую часть русского сказочного фольклора. В них создан особый сказочный мир, чудесно преобразующий всё реальное и земное, особый тип сказочного героя – идеального выразителя народных стремлений. Здесь постоянно проходят волшебные превращения, оживают мёртвые, появляются многочисленные чудесные помощники и противники героя.
В волшебных сказках изображаются острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью. Крестьянский сын торжествует над царём и придворными, младший брат над угнетающими его старшими братьями, гонимая трудолюбивая падчерица - над злой мачехой и её изнеженной тунеядкой дочерью. («По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Хаврошечка», «Морозко» и другие).
Следует выделить цикл волшебных сказок, имеющих особое отношение к народной педагогике.
Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» несомненно обработаны, а возможно, и специально созданы народными сказочниками для детей. Героем их является ребёнок или же напоминающее его существо. Они также олицетворяют лучшие нравственные черты народа, борются и побеждают, вызывая особое ликование у детей. Возвеличивая героя-ребёнка, разрабатывая и ряд специфических детских тем (любовь сестры к младшему брату, наказанное непослушание, судьба маленькой сиротки), это сказки, однако, были органическим звеном всей традиции русской волшебной сказки. И в детских волшебных сказках мы видим контрастные образы, раскрывающие народные представления о добре и зле, ускоренный темп повествования, нарастающий драматизм, троекратные повторы важнейших сюжетных мотивов, устойчивые стилистические формулы (так называемую «обрядность»).
В детской волшебной сказке эта «обрядность» всегда заметнее в зачинах («жили-были», «жил-был», «живало-бывало»). Реже в ней устойчивые формулы типа «ложись спать - утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» в основной повествовательной части, а в концовке обычно всегда заканчивается всё удачно.
В.Г. Белинский писал: «В детстве есть преобладающая способность и сила души, главная ее деятельность и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности. Дитя не требует диалектических выводов и доказательств логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки» («Две детские книжки»).
Любовь детей к волшебному, чудесному – специфическая черта их психики.
В волшебной сказке присутствует романтический герой. Часто он из никчемного человека превращается в героя-победителя. Испытания раскрывают и вызывают нравственные силы героя.
В волшебной сказке усложнена система персонажей: помимо отрицательных и положительных героев, есть сказочные помощники (фантастические персонажи, животные и чудесные предметы).
Волшебная сказка представляет собой удивительный, во многом загадочный мир, который является очень древним. Сказке не поддается какому-либо объяснению или истолкованию. Феномен сказки стали изучать в начале 19 века в эпоху раннего романтизма, но сказка бытовала издревле.
Волшебная сказка – феномен, поскольку сказки очень древни и актуальны одновременно. Сказка отражала реальный мир так же, как и миф, предание, быличка. Однако отражала не прямо, а в образной, художественной форме.
Им свойственны бродячие сюжеты (распространенность в разных областях земли одинаковых сюжетов), вариативность сюжетов, которые неизбежно возникали при пересказе сказок, существующих в устной форме. Сказка узнаваема. Ее структура подсознательно знакома каждому из нас. Меняясь со временем, она тем не менее сохраняет свои основные черты.
Действие протекает в особом пространстве – «некоторое царство, некоторое государство», некоторая деревня, место действия вообще не может быть названо. Затем герой попадает в иное пространство – подземное царство, лес. В сказке это неважно, поскольку важным являются события.
Одним из важнейших мотивов в мировой народной культуре – мотив пути. Это жизненный путь героя, путь становления характера через испытания.
Социально-бытовые сказки
Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки: они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества.
Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, батрак, солдат) побеждает врагов (царя, барина, попа, купца, кулака) не с помощью чудес. А благодаря своим умственным и нравственным качествам. Но побеждает всегда и везде. Побеждает вопреки тому, что в действительности народ оставался угнетённым. Народ и здесь рисовал социальную утопию.
Социально бытовые сказки очень коротки: в центре сюжета как правило - один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить, как нелепые, смешные, странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что делает их сатирическим, ироническим и юмористическим. Повествование очень простое. Развит диалог изложение от лица условного рассказчика, который выполняет роль пояснений и ремарок.
Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость: темой другой служат людские «пороки», в них осмеивают ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности: в одной больше социальных конфликтов, в другой- бытовых конфликтов.
Полны неподдельного юмора антипоповские сказки. Они также говорят о жгучей ненависти народа к своим угнетателям. Поп наглый эксплуататор, для детей поучительна сказка «Поп и его работник», близкая по своей идее к пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде».
Сатирико-бытовые сказки используются в воспитательных целях реже других видов народно-сказочных повествований. Их немного и в фольклорных сборниках.
Социально-бытовые сказки – самая пестрая группа сказок. В сатирических сказках высмеиваются определенных черты, качества человека (жадность, глупость и др.). В социально-бытовых сказках выражается социальный (сословный) протест против несправедливости правящего сословия. В такой сказке восстанавливается справедливость, что не всегда сбывалось в жизни. Можно сказать, что в таких сказках воплощалась мечте человека о справедливости и справедливом возмездии. В социально-бытовых сказках отсутствует волшебный элемент. Но есть гипербола, гротеск, перевертыши, сатира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.