ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РУССКОГО НАРОДА.
БЫЛИНЫ.
Цель: дать представление о былине как жанре героического эпоса русского народа, познакомить обучающихся с наиболее известными былинами, вошедшими в круг чтения дошкольников.
Ход лекции.
Былинами называется древние эпические песни героического содержания. Они возникли в эпоху средневековья в раннефеодальном государстве (русские былины представляют Древнюю Русь). Они не стремятся к документальному воспроизведению события, а воспевает героя и его подвиг. Из былин слагается поэтический эпос народа, это художественная история народа, проникнутая пафосом героики и патриотизма.
В былинах запечатлелась историческая память, отразилось национальное самосознание народа и воплотился положительный идеал человека – патриота и защитника своей земля. Народ выразил свою волю и дал свою оценку событиям и людям. Былины видоизменялись, переосмыслялись в деталях, но по-прежнему сохраняли древний колорит.
Былины, возможно, начали слагаться в Киевской Руси — в XI—XII веках. Окончательное же оформление жанра завершилось, по-видимому, в XIII—XIV веках. В это же время образовалось два цикла былин: киевский и новгородский. В тяжелую для Руси годину феодальной раздробленности, междоусобной борьбы князей и татаро-монгольского завоевания страдающий народ вспомнил лучшие времена и воспел их в своих героических песнях. Киевская Русь всегда рисуется в былинах цельным, единым, самостоятельным и независимым государством.
Герои-богатыри нередко являются побратимами, и эта их связь считается более крепкой, чем кровнородственная. Реальный мир былин содержит в себе некоторые элементы фантастического. Но при этом историческая основа содержания проступает достаточно отчетливо.
Весь бытовой и общественный фон, на котором coвершается действие, сливается в единую поэтическую картину, подчиненную общему художественному и историческому замыслу.
В киевский период были созданы былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче и др. Былины новгородского цикла: три о Садко — богатом госте и два о Василии Буслаеве.
Былины об Илье Муромце и о борьбе с татарами. Самому популярному русскому богатырю Илье Муромцу посвящено наибольшее количество былин. Цикл песен о нем слагался на протяжении нескольких веков. Самая ранняя былина рассказывает о первой поездке богатыря. Отправляясь в Киев служить князю Владимиру и стоять за землю Русскую, Илья Муромец расчищает прямоезжую дорогу, побеждает и берет в плен Соловья Разбойника, который не пропускал по этой дороге ни конного, ни пешего. Илья совершил подвиг государственного значения. Он восстановил сообщение между княжествами, нарушенное засевшими в лесу разбойниками.
Посвятив себя великому делу защиты родины, Илья отказался от мирной жизни, от семейного счастья.
Наиболее историчными по содержанию являются былины о борьбе Ильи Муромца с татарами. Они составляют не только разветвленную сеть вариантов, но и несколько версий этой памятной всему народу и трагической темы. В былине «Илья и Калин-царь» рисуется ужас русских людей, застигнутых врасплох страшным нашествием. Впечатление от несметных татарских войск былина передает так же сильно, как об этом рассказывает летописец.
Былина «Илья Муромец и Калин-царь»: Илья Муромец с трудом одолевает татар, которым удалось было захватить его, устроив подкоп. В других вариантах Илья не может один одолеть громадное вражеское войско и вызывает на помощь остальных богатырей, пустив в их стан стрелу. Дело всегда кончается полным разгромом татар.
В ряде вариантов сюжет осложняется включением эпизода ссоры Ильи Муромца с князем Владимиром. Образуется особая версия былины. Илья обижен князем, что не всегда мотивируется. Владимир сажает богатыря в темницу. При наступлении татар Киев остается без защитника. Владимир униженно просит Илью Муромца выступить против врага. Илья требует своего коня и побивает татар. Но иногда он гневно выговаривает Владимиру свои обиды.
Илья Муромец не только самый сильный, но и самый мудрый и справедливый из богатырей. Народ зовет его либо добрым молодцем, либо крестьянским сыном, либо старым казаком. Два последние наименования были приданы ему в позднейшее время.
Добрыня Никитич. Вторым по силе и значению богатырем рисуется в былинах Добрыня Никитич. Его называют рязаничем, сыном рязанского боярина. Добрыня изображен в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня и Маринка» и «Добрыня и Алеша».
В былине «Добрыня и змей», по мнению некоторых исследователей, получил поэтическое преломление летописный рассказ о крещении Добрыней новгородцев. Основываясь на сходстве некоторых имен, Вс. Миллер считает, что купанье Добрыни в Пучай-реке и означает крещение, которое произошло по преданию в реке Почайне. (Хотя с этой рекой связано крещение не новгородцев, а киевлян.) Воевода Путята, сопровождавший Добрыню (как сообщает летописец), получил в былине отклик в имени племянницы князя Владимира Забавы Путятичны. Однако все же возможно, что тема крещения не новгородцев, а вообще всего русского народа отразилась своеобразно в этом вымышленном сюжете. В народе были широко известны жития святых Георгия Победоносца, Федора Тирона, которые, будто бы победив змея, принесли людям христианство. В образе змея символически изображалось язычество. Фантастически занимательные рассказы житий были широко известны народу по иконописным изображениям. Если учесть все эти факты, то можно предположить, что былина в своем вымышленном повествовании сохраняла представление о крещении Руси.
Садко, богатый гость. Новгородские былины рассказывают о мирной жизни крупного торгового средневекового города — Господина Великого Новгорода, жившего независимо от Киева самостоятельною жизнью, не подвергшегося нападению и оккупации татар, города, издавна славившегося своими вольными людьми. Жизнь Новгорода рисуется в былинах исторически точна во всем ее социальном и бытовом своеобразии.
Герой Садко изображен в трех разных сюжетах. Первый рассказывает о том, как чудесным образом Садко получил несметные богатства. Эта былина более редкая, чем остальные, к тому же она известна в двух совершенно различных версиях. Во втором сюжете Садко соревнуется с Новгородом в богатстве. В третьем — он на дне моря забавляет игрою на гуслях морского царя.
В сборнике Кирши Данилова Садко называется волжским удальцом, который решил уехать в вольный Новгород. Он благодарит Волгу за то, что в течение двенадцати лет она его охраняла.
Волга поручает Садко передать привет ее младшему брату — Ильмень-озеру. Садко так и делает. И Ильмень-озеро награждает его богатством и поучает, как надо вести себя в торговом городе.
По другой версии Садко — гусляр. Он ходит в Новгороде на пиры, там играет и тем живет. После того как три дня его не зовут на пир, он идет на берег озера, играет, и в благодарность Ильмень-озеро награждает его богатством.
Во второй былине Садко уже богатый купец. Он бьется с Новгородом об заклад, что может выкупить все новгородские товары. В некоторых вариантах он действительно выигрывает спор. В других, наоборот, проигрывает, так как каждый день в город прибывают все новые и новые товары из русских и заморских городов.
Как тут Садко призадумался. Трудно сказать, какой финал принадлежал первоначальному к тексту. Принципы героического жанра, казалось бы, требовали победного завершения поединка героем; стремление же к исторической правде требовало назвать победителем Новгород. Белинский справедливо указал, анализируя былину, что ее идея — «поэтическая апофеоза Новгорода, как торговой общины», а «Садко велик и полон поэзии не сам по себе, но как один из представителей Великого Новгорода». И, действительно, при любом завершении сюжета главною мыслью былины остается то же — прославление Господина Великого Новгорода.
В третьем сюжете Садко показан едущим на корабле с товарами по морю. Ветер стихает, корабли останавливаются. Садко понимает, что морской царь требует дани. Садко берет с собой гусли и опускается в водяное царство. Морской царь заставляет его играть, а сам пускается в пляс. На море поднимается буря, тонут корабли. Святой Микола, покровитель на водах, велит Садко оборвать струны и помогает ему выбраться в Новгород.
В основе былины лежит бродячий международный сюжет о музыканте, покоряющем своим искусством морского царя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.