Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
Оценка 4.7

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Оценка 4.7
Лекции
doc
искусство
Взрослым
25.02.2017
Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
4..doc

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РУССКОГО НАРОДА.

БЫЛИНЫ.

Цель: дать представление о былине как жанре героического эпоса русского народа, познакомить обучающихся с наиболее известными былинами, вошедшими в круг чтения дошкольников.

Ход лекции.

Былинами называется древние эпические песни героического содержания. Они возникли в эпоху средневековья в раннефеодальном государстве (русские былины представляют Древнюю Русь). Они не стремятся к документальному воспроизведению события, а воспевает героя и его подвиг. Из былин слагается поэтический эпос народа, это художественная история народа, проникнутая пафосом героики и патриотизма.

В былинах запечатлелась историческая память, отразилось национальное самосознание народа и воплотился положительный идеал человека – патриота и защитника своей земля. Народ выразил свою волю и дал свою оценку событиям и людям. Былины видоизменялись, переосмыслялись в деталях, но по-прежнему сохраняли древний колорит.

Былины, возможно, начали слагаться в Киевской Руси — в XI—XII веках. Окончательное же оформление жанра завершилось, по-видимому, в XIII—XIV веках. В это же время образовалось два цикла былин: киевский и новгородский. В тяжелую для Руси годину феодальной раздробленности, междоусобной борьбы князей и татаро-монгольского завоевания страдающий народ вспомнил лучшие времена и воспел их в своих героических песнях. Киевская Русь всегда рисуется в былинах цельным, единым, самостоятельным и независимым государством.

Герои-богатыри нередко являются побратимами, и эта их связь считается более крепкой, чем кровнородственная. Реальный мир былин содержит в себе некоторые элементы фантастического. Но при этом историческая основа содержания проступает достаточно отчетливо.

Весь бытовой и общественный фон, на котором coвершается действие, сливается в единую поэтическую картину, подчиненную общему художественному и историческому замыслу.

В киевский период были созданы былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче и др. Былины  новгородского цикла: три о Садко — богатом госте и два о Василии Буслаеве.

Былины об Илье Муромце и о борьбе с татарами. Самому популярному русскому богатырю Илье Муромцу посвящено наибольшее количество былин. Цикл песен о нем слагался на протяжении нескольких веков. Самая ранняя былина рассказывает о первой поездке богатыря. Отправляясь в Киев служить князю Владимиру и стоять за землю Русскую, Илья Муромец расчищает прямоезжую дорогу, побеждает и берет в плен Соловья Разбойника, который не пропускал по этой дороге ни конного, ни пешего. Илья совершил подвиг государственного значения. Он восстановил сообщение между княжествами, нарушенное засевшими в лесу разбойниками.

Посвятив себя великому делу защиты родины, Илья отказался от мирной жизни, от семейного счастья.

Наиболее историчными по содержанию являются былины о борьбе Ильи Муромца с татарами. Они составляют не только разветвленную сеть вариантов, но и несколько версий этой памятной всему народу и трагической темы. В былине «Илья и Калин-царь» рисуется ужас русских людей, застигнутых врасплох страшным нашествием. Впечатление от несметных татарских войск былина передает так же сильно, как об этом рассказывает летописец.

Былина «Илья Муромец и Калин-царь»: Илья Муромец с трудом одолевает татар, которым удалось было захватить его, устроив подкоп. В других вариантах Илья не может один одолеть громадное вражеское войско и вызывает на помощь остальных богатырей, пустив в их стан стрелу. Дело всегда кончается полным разгромом татар.

В ряде вариантов сюжет осложняется включением эпизода ссоры Ильи Муромца с князем Владимиром. Образуется особая версия былины. Илья обижен князем, что не всегда мотивируется. Владимир сажает богатыря в темницу. При наступлении татар Киев остается без защитника. Владимир униженно просит Илью Муромца выступить против врага. Илья требует своего коня и побивает татар. Но иногда он гневно выговаривает Владимиру свои обиды.

Илья Муромец не только самый сильный, но и самый мудрый и справедливый из богатырей. Народ зовет его либо добрым молодцем, либо крестьянским сыном, либо старым казаком. Два последние наименования были приданы ему в позднейшее время.

Добрыня Никитич. Вторым по силе и   значению богатырем рисуется в былинах Добрыня Никитич. Его называют рязаничем, сыном рязанского боярина. Добрыня изображен в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня и Маринка» и «Добрыня и Алеша».

В былине «Добрыня и змей», по мнению некоторых исследователей, получил поэтическое преломление летописный рассказ о крещении Добрыней новгородцев. Основываясь на сходстве некоторых имен, Вс. Миллер считает, что купанье Добрыни в Пучай-реке и означает крещение, которое произошло по преданию в реке Почайне. (Хотя с этой рекой связано крещение не новгородцев, а киевлян.) Воевода Путята, сопровождавший Добрыню (как сообщает летописец), получил в былине отклик в имени племянницы князя Владимира Забавы Путятичны. Однако все же возможно, что тема крещения не новгородцев, а вообще всего русского народа отразилась своеобразно в этом вымышленном сюжете. В народе были широко известны жития святых Георгия Победоносца, Федора Тирона, которые, будто бы победив змея, принесли людям христианство. В образе змея символически изображалось язычество. Фантастически занимательные рассказы житий были широко известны народу по иконописным изображениям. Если учесть все эти факты, то можно предположить, что былина в своем вымышленном повествовании сохраняла представление о крещении Руси.

Садко, богатый гость. Новгородские былины рассказывают о мирной жизни крупного торгового средневекового города — Господина Великого Новгорода, жившего независимо от Киева самостоятельною жизнью, не подвергшегося нападению и оккупации татар, города, издавна славившегося своими вольными людьми. Жизнь Новгорода рисуется в былинах исторически точна во всем ее социальном и бытовом своеобразии.

Герой Садко изображен в трех разных сюжетах. Первый рассказывает о том, как чудесным образом Садко получил несметные богатства. Эта былина более редкая, чем остальные, к тому же она известна в двух совершенно различных версиях. Во втором сюжете Садко соревнуется с Новгородом в богатстве. В третьем — он на дне моря забавляет игрою на гуслях морского царя.

В сборнике Кирши Данилова Садко называется волжским удальцом, который решил уехать в вольный Новгород. Он благодарит Волгу за то, что в течение двенадцати лет она его охраняла.

Волга поручает Садко передать привет ее младшему брату — Ильмень-озеру. Садко так и делает. И Ильмень-озеро награждает его богатством и поучает, как надо вести себя в торговом городе.

По другой версии Садко — гусляр. Он ходит в Новгороде на пиры, там играет и тем живет. После того как три дня его не зовут на пир, он идет на берег озера, играет, и в благодарность Ильмень-озеро награждает его богатством.

Во второй былине Садко уже богатый купец. Он бьется с Новгородом об заклад, что может выкупить все новгородские товары. В некоторых вариантах он действительно выигрывает спор. В других, наоборот, проигрывает, так как каждый день в город прибывают все новые и новые товары из русских и заморских городов.

Как тут Садко призадумался. Трудно сказать, какой финал принадлежал первоначальному к тексту. Принципы героического жанра, казалось бы, требовали победного завершения поединка героем; стремление же к исторической правде требовало назвать победителем Новгород. Белинский справедливо указал, анализируя былину, что ее идея — «поэтическая апофеоза Новгорода, как торговой общины», а «Садко велик и полон поэзии не сам по себе, но как один из представителей Великого Новгорода». И, действительно, при любом завершении сюжета главною мыслью былины остается то же — прославление Господина Великого Новгорода.

В третьем сюжете Садко показан едущим на корабле с товарами по морю. Ветер стихает, корабли останавливаются. Садко понимает, что морской царь требует дани. Садко берет с собой гусли и опускается в водяное царство. Морской царь заставляет его играть, а сам пускается в пляс. На море поднимается буря, тонут корабли. Святой Микола, покровитель на водах, велит Садко оборвать струны и помогает ему выбраться в Новгород.

В основе былины лежит бродячий международный сюжет о музыканте, покоряющем своим искусством морского царя.


ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РУССКОГО НАРОДА

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РУССКОГО НАРОДА

Дело всегда кончается полным разгромом татар

Дело всегда кончается полным разгромом татар

Как тут Садко призадумался. Трудно сказать, какой финал принадлежал первоначальному к тексту

Как тут Садко призадумался. Трудно сказать, какой финал принадлежал первоначальному к тексту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017