ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.А. ЖУКОВСКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: познакомить с педагогической деятельностью В.А. Жуковского и его произведениями, вошедшими в круг чтения детей дошкольного возраста.
Ход лекции.
Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) известен не только как русский поэт-романтик, друг Пушкина, но и как педагог, один из тех первых писателей и поэтов, которые стояли у истоков русской детской литературы.
Жуковский начал писать, ещё будучи воспитанником университетского Благородного пансиона. В 1797 г. в сборнике «Приятное и полезное препровождение времени» была напечатана его статья «Мысли у могилы» исполненная меланхолии. В конце её было стихотворение «Майское утро». В нем молодой поэт пел о грёзах, благоговении, чистой душе, о горлице, трудолюбивой пчелке, спешащей к розе, о верно тоскующей подружке и тленности жизни.
Ранняя поэзия Жуковского отличается именно этими романтическими стремлениями. В ней – задумчивая мечтательность, прекраснодушная восторженность, меланхолия, чувствительность, влечение к безмолвным дубравам, тихим долинам, мирным обителям, отрешение от земных радостей, лирическое воспевание нежной дружбы и любви, продолжающейся и за гробом.
Пошлости, обыденности окружающего мира Жуковский противопоставил светлый, тихий поэтический мир фантазии, мир возвышенных чувств и поэтических желаний.
Литературная деятельность Жуковского началась с баллад. За стойкую приверженность этому жанру Батюшков назвал его «балладником». Заимствуя сюжеты, Жуковский создает оригинальные произведения. Кроме того, уже в раннем периоде своего творчества совершает попытки создать баллады в народно-русском стиле.
Подлинную славу принесла Жуковскому написанная на русском национальном материале баллада «Светлана».
Жуковский сделал предметом художественного изображения внутренний мир человека, его возвышенные душевные переживания. Он окончательно перевел литературу с высот классицизма и заставил ее, по выражению В.Г. Белинского, за каких-нибудь 10 лет пробежать тот период, на который западноевропейской литературе понадобилось целое столетие, и подготовил почву для развития реализма Пушкина, для развития народности в русской литературе.
Ф.М. Достоевский рассказывал, каким непререкаемым авторитетом пользовался Жуковский среди детей.
Романтизм Жуковского оказал огромнейшее влияние на собственно детскую литературу. По мнению В.Г. Белинского, если бы не было Жуковского, не было бы Пушкина. Но не было бы и Погорельского и Одоевского, поскольку именно Жуковский познакомил русских читателей и писателей с западноевропейским романтизмом. Он перевел Шиллера, Гете, Уланда, Вальтера Скотта, Томаса Мора, Грея. После него западные романтики начали пользоваться огромнейшей популярностью. их произведения входят в круг детского чтения.
Творчество Жуковского обнаруживает в поэте чуткость к внутренней детской жизни, истинного сердцеведа детей. Своими стихами он возвысил взгляд на детскую литературу и поставил перед детскими писателями требование поэтичности, художественности.
Жуковский много переводил для детей. Еще в 1826 – 1828 г.г. он перевел сказки братьев Гримм, прекрасно перевел «наивную, дышащую младенческой поэзией» (Белинский) пьесу Гебеля «Овсяный кисель».
Жуковский вошел в детское чтение своими песнями, сказками, переводами и балладами. Они печатались в детских журналах и входили в детское чтение немедленно после своего появления. Судя по воспоминаниям современников, произведения Пушкина и Жуковского постоянно оспаривали свое первенство в детском чтении.
Оправдалось пророчество Пушкина, написавшего под портретом поэта следующие строки:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.