СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА, М.Ю. ЛЕРМОНТОВА, Е. БАРАТЫНСКОГО, А. КОЛЬЦОВА В КРУГЕ ВОСПРИТИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: познакомить обучающихся с лирическими произведениями поэтов первой половины XIX века А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Е. Баратынского, А. Кольцова, вошедшими в круг восприятия и чтения детей дошкольного возраста.
Ход лекции.
Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.
«...Никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых... читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин», — писал Белинский и рекомендовал для детского чтения многие его произведения. Среди них Белинский в первую очередь называл стихотворения «Песнь о вещем Олеге», «Бесы», «Утопленник», «Жених», «Зимний вечер», отрывки из поэм «Кавказский пленник» и «Руслан и Людмила».
Взгляды А.С. Пушкин на воспитание и литературу для детей. А.С. Пушкин внимательно следил за развитием детской литературы и высказывал свое отношение к ней. Его возмущение вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной жизни, написанные высокопарным слогом. В заметке 1822 г. «О прозе» Пушкин пишет: «...что сказать о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: рано поутру, а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба...»
В набросках и заметках для «Литературной газеты» Пушкин высказывает резко отрицательное отношение к ограничению детского чтения назидательными, верноподданническими произведениями. Он выступает против реакционных критиков, которые объявляли «безнравственным» все, что могло познакомить детей с социальными противоречиями, с реальной жизнью: «Некоторые моралисты утверждают, что и восемнадцатилетней девушке нельзя позволить чтение романов; из того еще не следует, чтоб цензура должна запрещать все романы».
Не ограничиваясь обличением в своих статьях реакционной критики, Пушкин создает пародии — фельетоны на назидательную детскую литературу и ее защитников. Таковы его фельетоны на произведения П. Свиньина, Н. Надеждина, Н. Полевого, напечатанные под рубрикой «Детская книжка».
В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, наброски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения.
«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок... не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».
Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности. В то время о народности много писали и спорили. В черновом наброске «О народности в литературе» Пушкин замечал, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе. Он призывал к серьезному осмыслению проблемы народности, говорил, что в понятие народности входит многое.
Так, поэт отмечал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».
Составляя рекомендательный список для чтения детей, Белинский писал: «Не давая детям в руки самой книги, можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в «Кавказском пленнике» изображение черкесских нравов, в «Руслане и Людмиле» эпизоды быта, о поле, покрытом мёртвыми костями, о богатырской голове; в «Полтаве» описание битвы, появление Петра Великого; наконец, некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы: «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Утопленник», «Бесы»; некоторые из песен западных славян» (Белинский, Соч., т. 1, стр. 572—573).
Всё, что перечисляет Белинский, русские дети в это время уже читали. Он чутко улавливает интересы детей и вводит в детскую литературу отобранные ими произведения.
Поэзия Пушкина, несмотря на все запреты, царского правительства, была распространена среди детей, уже в 20-х гг. XIX в. А начиная с 30-х годов, произведения Пушкина печатались в детских журналах, сначала в «Журнале для воспитанников военно-учебных заведений», потом в журнале П. Редкина «Новая библиотека для воспитания», в «Звёздочке», в «Альманахе для детей» (1845).
Все мыслящие педагоги времени подхватывают голос Белинского, горячо рекомендовавшего Пушкина детям. В № 12 «Журнала для воспитанников военно-учебных заведений» за 1835 г. мы читаем такой отзыв о творчестве Пушкина: «...бесспорно первый из современных поэтов наших. Он написал поэмы: «Руслан и Людмила» (отрывок из которой помещён в этом номере), «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане», «Полтава» (небольшой отрывок из этой прекрасной поэмы помещен был в одном из первых номеров журнала), «Евгений Онегин» и множество, других стихотворений, большею частию лирических». Как видим, журнал рекомендует детям Пушкина широко.
Большое место творчеству поэта отдаёт в своей хрестоматии Галахов. Позже Ушинский насыщает отрывками из поэзии Пушкина свой «Детский мир» и «Родное слово». Рекомендательный список, составленный Белинским, стал законом для всех составителей детских сборников и хрестоматий. Воспитание детей уже не мыслилось без пушкинского пейзажа, без «Пролога» к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зелёный»), без «Бури», без «Полтавы».
В «Прологе» к «Руслану и Людмиле» Пушкина — весь поэтический мир русских сказок:
Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там на заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой;
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кашей над златом чахнет,
Там русский дух... там Русью пахнет!
Для детей «Пролог» к «Руслан и Людмиле» был прологом ко всем русским сказкам. Так его и использовали педагоги. Он помещался обычно в начале сборника сказок, им открывались отделы фольклора в хрестоматиях.
Педагоги ввели в детскую литературу и отрывок из «Руслана и Людмилы» о голове. Поэтический символ могучего русского богатыря, нарисованный с юмористическим оттенком, переносил воображение детей в мир былинного эпоса.
Пушкинский пейзаж также прочно вошёл в классическую детскую литературу. Отдельные произведения и отрывки из поэм («Буря», «Зима, крестьянин, торжествуя...», «Вот север, тучи нагоняя», «Уж небо осенью дышало», «Гонимы вешними лучами», «Кавказ», «Обвал» и т.д.) печатались в сборниках, в детских журналах. Пушкин ввёл в детскую литературу русскую природу и ввёл её в картинах, которые с неповторимой яркостью передавали чисто русское восприятие и ощущение природы.
Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», доступные восприятию детей дошкольного возраста, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.
Впервые благодаря лирике Пушкина узнали дети непритязательную, но исполненную прелести природу средней полосы России. Поэт учит их чувствовать своеобразное очарование унылой осенней норм; вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
(«Евгений Онегин».)
Пушкин дает реалистическое и в то же время глубоко поэтическое представление о родной природе. Так, осень показана в привычных, ясных, легко узнаваемых приметах:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
(«Осень».)
Поэт выбирает немногочисленные, но самые существенные ее признаки:
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
(«Осень».)
Большое значение в пейзажной лирике Пушкина имеют цветовые эпитеты:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(«Зимнее утро».)
Картины зимы, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию. Она изображена волшебницей и веселой проказницей:
...И рады мы
Проказам матушки-зимы...
(«Евгений Онегин».)
У Пушкина зима радует и взрослых и детей: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...».
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив...
(«Евгений Онегин».)
Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.
Эти произведения скоро также стали хрестоматийными, непременными в детской литературе и до сих пор признаются непревзойдённым материалом патриотического воспитания детей. Вот уже целое столетие они формируют патриотическое сознание русского человека, с младенческих лет погружая его в созерцание величия и красоты родной природы.
Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопросам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение дошкольников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.