Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
Оценка 4.7

Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.

Оценка 4.7
Лекции
doc
искусство
Взрослым
25.02.2017
Лекционный материал по детской литературе и выразительному чтению.
9..doc

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ

Н.А. НЕКРАСОВА

Цель: познакомить обучающихся с педагогическими взглядами Н.А. Некрасова, представить произведения, вошедшие в круг детского чтения дошкольников и разобрать их специфику.

Ход лекции.

Николай, Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) посвятил русским детям ряд стихотворений. Некоторые из них были помещены в специальных детских сборниках и  журналах ещё  при жизни поэта. Всех стихотворений, посвящённых Некрасовым детворе, семь: «Железная дорога» (1864), «Дядюшка Яков» (1887), «Пчёлы» (1867), «Генерал Топтыгин» (1867), «Дедушка Мазай и зайцы» (1870), «Соловьи» (1870), «Накануне Светлого праздника» (1873). В 1868 г. Некрасов собирался издать их отдельной книгой для детей.

Кроме того, в творчестве Некрасова много произведений, прямо или косвенно обращенных к детям, много произведений, в которых изображены дети («Крестьянские дети», «Дедушка», «Мороз-Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Плач детей», поэма «Саша» и т.п.). Большинство из них уже при жизни поэта печатались в сборниках и журналах для маленьких читателей».

Выделить «детскую поэзию» Некрасова можно только условно, потому что в детское чтение вошло всё творчество поэта. Мы выделяем её лишь для того, чтобы показать, как представлял себе Некрасов специфические особенности детской поэзии.

Как все революционные демократы, Некрасов уделял внимание вопросам детского воспитания и образования. 

Воспитание любви к народу. Он не оставил специальных статей, посвященных проблемам детской литературы воспитания. Его педагогическая и просветительская концепция отражена в художественных произведениях, таких, как поэма  «Дедушка», стихотворение «Железная дорога» и ряд других.

В поэме «Дедушка» поэт показывает, как воспитывает внука вернувшийся с каторги декабрист. Он передаёт маленькому Саше свой жизненный опыт, свои наблюдения и выводы, свои политические и морально-философские взгляды. Внук ещё мал, он ещё не умеет читать, но дед уже считает необходимым исподволь раскрыть ему сущность жизни. Дед приучает внука любить свою родину, свой народ, тех «низкого рода людей», которых так глубоко любил сам Некрасов.

Развитие у детей самостоятельности мысли. Дедушка не просто приучает внука к восприятию чужих мыслей, а заставляет его наблюдать и самостоятельно оценивать окружающие явления. «Пособерись-ка ты с  силой, зорче  кругом  погляди», — говорит он  внуку. Нужно быть и образованным человеком. «Надо учиться» — внушает дед внуку.

Надо   историю знать

И географию тоже.

Свои взгляды на воспитание Некрасов сформулировал в стихотворении «Железная дорога». Здесь поэт вступил в прямую полемику с педагогами-консерваторами, утверждавшими, что  детям не нужно знать «некрасивой» правды жизни, или то, что им рано знать о мрачных сторонах её. Обращаясь к генералу, поэт говорит:

Вы мне позвольте при лунном сияньи

Правду ему (Ване) показать.

Некрасов считает задачей воспитания формирование маленьких граждан. Отсюда вытекают особенности его творчества для детей: высокая идейность, гражданская направленность, реалистическое отражение действительности, воспитание благородных нравственных устремлений.

 Некрасов понимает патриотизм, как любовь к народу и родине, ее природе, ее живому миру. В его стихах для детей звучит «неумолимое порицание и преследование всего дурного». Это такие стихотворения, как «Соловьи» и «Генерал Топтыгин».

Рассказывая детям, откуда повёлся обычай у крестьян не ставить силков и сетей для соловьев в ближней роще, Некрасов будит критическую мысль детей, раздвигает их политический кругозор  социальной аналогией:


Запомнить  надобно и вам —

Избави бог, тут ставить сети!

Ведь надо ж бедным соловьям

Дать где-нибудь и отдых, дети...


Образ русского народа поэт стремится донести до маленького читателя во всей его полноте. Дядюшка Яков, Дед Мазай, — какие это живые, правдивые образы, сколько в них теплоты и сердечности!

Дом — не тележка  у дядюшки  Якова.

Господи боже! Чего-то в нём нет!

Седенький сам, а лошадка каракова;

Вместе обоим сто лет.

Знакомый русский добрый дед, весёлый прибаутчик — этот глубоко правдивый, типично национальный образ очаровывает сердца малышей.

Дядюшка Яков не только типично русский дед, это тип конкретно исторической эпохи. В нём поэт видел самобытного просветителя. Вот ездит дед-коробейник на караковой лошадке, выкрикивает весёлые прибаутки и продаёт пряники, миткаль, нитки и «книжки — неценны — по гривне штука». Про книжки эти есть у него забавная прибаутка, в которую старик ввернул немало добрых советов и поучений:


Букварь не сайка,       

И как раскусишь,        

Слаще ореха!   

Пяток — полтина,      

Глянь и картина!        

Ей-ей утеха!

Умён с ним будешь,

Денег добудешь...

По буквари!

По буквари!

Хватай — бери!

Читай — смотри!


В рефрене — о букварях и книжках — Некрасов подчёркивает и весёлую сторону ученья — «ей-ей утеха!» -4 и пользу науки — «умён с ним будешь». Поэту здесь особенно дорога была его просветительная идея, и её-то он стремился довести до ребёнка, выбрав посредником между собой и маленьким читателем образ такого родного и интимно близкого им русского деда.

А вот образ другого русского деда — деда Мазая.

Этот чудаковатый, ласковый дед полон любви к природе. Любовь его объясняется не только его добротой, — она вытекает и из целесообразного бережливого отношения к природе — к богатству народа. Свой рассказ о спасении зайчишек, гибнущих в половодье, он освещает такой глубокой практической мыслью:


В нашем болотистом, низменном крае       

Впятеро больше бы дичи велось,     

Кабы сетями её не ловили,   

Кабы силками её не давили; 

Зайцы вот тоже — их  жалко до слёз!         

Только весенние воды нахлынут,    

И без того они сотнями гибнут, —

Нет! ещё мало! бегут мужики,

Ловят и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?..

…………………………………

Я их не бью ни зимою, ни летом,

Шкура плохая, — линяет косой…


Так заканчивает свой рассказ Мазай и провожает зайцев добродушным советом: «Не попадайтесь зимой!»

В своих правдивых живых образах Некрасов подчёркивает некоторые черты специально для детского читателя: старики передают детям мудрость, гуманность, практическую философию простой и безыскусственной жизни народа.

Некрасов создал и замечательные образы крестьянских детей. Их целая галерея: Гришуха, «чёрен, как галчонок», мужичок с ноготок, Феклуша-сиротка, милые плуты из поэмы «Крестьянские дети», фабричные дети и т.д. Появление этих детских персонажей сразу внесло оживление в детскую литературу с её безличными парами благонравных и порочных детей, с её идиллическими крестьянскими Яшами и Машами.

Так и кажется, что поэма Некрасова «Крестьянские дети» написана наперекор засахаренной повести Ростовской «Сельцо Лебяжье», с её сусальными крестьянскими малютками. По прочтении повести Ростовской можно подумать, что автор предпочитает крестьянскую жизнь жизни барской. Некрасов, так горячо любивший народ и простую трудовую жизнь его, рисует трогательные реалистические картины жизни крестьянских детей, живые своеобразные типы этих и озорных, и умных, и простодушных детей.


О, милые плуты!  Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но, если бы даже ты их ненавидел,

Читатель,  как «низкого рода людей», —

Я  всё-таки, должен  сознаться  открыто,

Что часто завидую им.

В их жизни так много поэзии слито,

Как, дай бог, балованным деткам твоим.

 

Но Некрасов тут же замечает:

Однако же, зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны  кстати

Другой стороною медаль.


И безжалостно показывает другую сторону медали, которую тщательно скрывали любители «изящной поэзии».

Вот знакомый всем детям мужичок с ноготок. Доля его — тяжёлый труд с детских лет. Правда, труд этот сначала оборачивается нарядной своей стороной. На возу сена «Ванюша в деревню въезжает царём». Но в тяжёлой крестьянской жизни «сгибнуть ничто не мешает ему».

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды...

Мало радости достанется на долю этого малыша, поэт горько заключает:

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной...

Однако трудовая крестьянская жизнь всё же больше способствует формированию благородных человеческих стремлений, чем уродливая извращённая жизнь тунеядцев.

Некрасов пользуется каждым поводом, чтобы подчеркнуть превосходство народа, его жизни, быта, нравов, перед жизнью господствующей верхушки общества.

Близость к природе, жизнь, полная труда, лишений и борьбы создаёт естественные, простые отношения.

Поэзия крестьянской жизни. В «Дедушке Мазае» поэзия крестьянской жизни передана через пейзаж. Деревня, летом зарастающая хмелем, а весной всплывающая «словно Венеция» — всё как бы пронизано светлыми, согревающими лучами, всё освещено тёплой любовью к русскому народу, к народному быту, к русской природе. Некрасов любуется своим остроумным рассказчиком Мазаем. Родная деревня, освещенная таким мягким цветом, и дедушка Мазай с его анекдотами, причудами и мудрой человечностью, по словам самого поэта, «наполняют сердце тихой отрадой».

Дидактизм становится поэтическим приёмом и делает поэзию Некрасова ещё более энергичной, эмоциональной, политически заострённой. Этот метод Некрасов заимствовал у народа. В народном художественном творчестве — сказках, песнях — обычна мораль, обобщающая в экономной формулировке вывод, основную идею произведения.

Поэтическая дидактичность особенно важна в детской литературе. Поэт, писатель как бы останавливает внимание читателя на той или иной мысли, нравственной идее, которая у маленького читателя, возможно, ещё не мелькнёт при вживании в поэтическую картину.

Некрасов понимал, какая огромная задача стоит перед ним, как перед детским поэтом. В весёлый рассказ деда Мазая естественно вплетается и осуждение бесцельного хищничества мужиков, и практические выводы: «Я их не бью ни зимою, ни летом, шкура плохая, — линяет косой». А в обрисовке характера — много черт и мотивов (например, о глупости суеверий), которые имеют дидактический — просветительский смысл.

Дидактизм в поэзии Некрасова — метод художественного, более полного и выпуклого изображения действительности. Совет Ване уважать мужика, перенять его благородную привычку к труду отчётливо выявляет направленность поэмы: в пример господствующему классу поэт ставит мужика, возвышая тем самым достоинство народа. Без осуждения бесцельного хищничества не был бы полон образ деда Мазая — весёлого, добродушного, но практически мудрого крестьянина. Обаятельный образ матери в «Соловьях» создаётся и тем, что она рассказывает детям о гуманнейшем обычае народа охранять соловьев и стремится внушить этот добрый обычай своим детям.

Опрокинув традиции моралистической литературы, Некрасов утвердил дидактизм как художественный приём и навсегда закрепил его воспитательную роль в детской литературе.

Необходимость поэтической дидактичности детской литературы прекрасно понимали все крупнейшие писатели для детей. Потому они так много писали для них сказок, басен, уже сама природа которых требует чётко сформулированной идеи-морали. Прекрасно понимал задачу детской литературы и современник Некрасова — Л. Толстой. Его рассказы, басни для маленьких насыщены художественной дидактичностью. Эту традицию будет наследовать поэт XIX века В.В. Маяковский (стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть», «Мы вас ждём, товарищ птица...» и др.).

Пейзаж в поэзии Некрасова. Исключительное внимание поэт уделяет в детских стихах природе. Певец родной страны, родного русского народа, Некрасов особенно тонко воспринимал русскую природу.

Изображая русский народ, он не мог не изображать природы, — картина была бы не полна. Пейзаж — органический элемент его творчества. Так же как народ, он поэтизировал природу, показал её могучее влияние на человека, на его мысли, поступки.

Некрасов иногда всё стихотворение целиком посвящает пейзажу («Соловьи»), иногда он вводит вступление, в котором даётся описание природы («Железная дорога», «Дедушка Мазай и зайцы»), часто вплетает описания природы внутрь сюжета («Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин»), Поэт искусно сплетает пейзаж с сюжетом, с бытом, с характером героев. Почти всё вступление рассказа «Дедушка Мазай и зайцы»  посвящено описанию природы. Но его дети читают. Из этого вступления они узнают о том, где и как живёт дед, какие у него привычки, кто его окружает, что делает он. Не прочесть вступления нельзя, тем более, что с первых же строчек всё оказывается таким интересным. Некрасов описывает деревеньку, представляя живописную весеннюю картину, потом переходит к характеристике самого Мазая, перемежая её описаниями природы и забавными анекдотами про знакомых Мазаю охотников. Выбраны все знакомые, родные явления и предметы, и всё это представлено Некрасовым со свойственной ему бытовой конкретностью и типичностью.


За день грибов насбираешь корзину,  

Ешь мимоходом бруснику, малину.   

Вечером пеночка нежно поёт,          

Словно как в бочку пустую удод     

Ухает, сыч разлетается к ночи,        

Рожки точёны, рисованы очи.          

Ночью... Ну ночью робел я и сам:

Очень уж тихо в лесу по ночам.

Тихо, как в церкви, когда отслужили

Службу   и  накрепко  дверь  затворили.

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит...


Всё это близко, знакомо детям, всё связано с их бытом, с их играми и представлениями. Кто из детей не ухал в пустую бочку и не помнит таинственного глухого звука? Некрасов выбирает это сравнение — «Словно, как в бочку пустую удод ухает». Тихо в лесу, «разве какая сосна проскрипит, словно старуха во сне проворчит» — Некрасов сближает явления природы и знакомого детям быта: изба, тихо, изредка ворчит во сне старуха — и страшная ночная тишина в лесу... «Сыч разлетается к ночи, рожки точёны, рисованы очи» — чисто народный образ, связанный с народной живописью. «Прямы и светлы, как прутья стальные, в землю вонзались струи дождевые с силой стремительной» — этот изумительный по своей наглядности образ связан тоже с предметами народного обихода. Пейзаж оживляют события из жизни героев. Дед Мазай раз в кураже целую ночь звал-поджидал лешего. Это в виде шутки вставленное приключение вызывает в памяти сразу целую картину народного быта — чудак дед для доказательства глупости суеверий устраивает весёлую проделку.

Вступление к «Железной дороге» представляет красоту осени:


Славная осень! Здоровый,  ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;          

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.    

Около леса, — как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья  поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и  свежи лежат, как ковёр.

Славная  осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет  безобразья   в  природе!..


В детское чтение вошло много стихов Некрасова о природе, много его стихов живёт в устной традиции, и дети узнают их в очень раннем возрасте от своих матерей. В народности пейзажа и коренится сила его художественного воздействия. Некрасов поэтически оформляет чувство природы, возникающее у детей, непосредственно соприкасающихся с бытом и художественным творчеством трудового народа.

Фантастическое в творчестве Некрасова. Большую роль в творчестве Некрасова играет фантастическое. Видит ли Некрасов несчастную девицу — он рисует фантастические картины её трагической судьбы («Вывод»), изображает ли долю крестьянки, он даёт волю своему поэтическому воображению («Мороз-Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо»), обращается ли к российской действительности, у него тотчас возникают фантастические картины («Железная дорога», «Генерал Топтыгин»).

Отражая жизнь народа, рисуя народные типы, поэт, естественно, раскрывает и его эстетические представления. Фантастическое у Некрасова глубоко народно.


«Зелёный Шум» (Шум с большой буквы) превращается в одухотворённое существо, в весёлого хозяина долгожданной весны, оживотворяющей мать-природу и претворяющей всю жизнь крестьянства. Образ заимствован Некрасовым из украинской девичьей песни и разработан с такой силой воображения, что стал выразительнейшим народным образом. Как истинно народный образ он перешёл в детскую литературу.

Рядом с ним встаёт образ Мороза:

Не ветер бушует над бором.

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

В русской литературе более яркого образа мороза нет. Мороз-воевода превратился в живого властелина, озорного и грозного. И это потому, что все его озорные чародейства имеют прямое отношение к сложной и разнообразной жизни народа: он строит мосты ледяные, облегчая народу его трудовую жизнь, пугает в лесу бабёнок, дурачится над зазевавшимися пьяными мужиками, убирает царство природы в алмазы, жемчуг, серебро, доставляя много радости и эстетического наслаждения народу. Конечно, он живой, красивый воевода, и любо смотреть, как «яркое солнце играет в косматой его бороде». Такой образ Мороза могла создать только истинно народная фантазия. Введя его в литературу, Некрасов обессмертил этот образ как национальный русский образ.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ

Рассказывая детям, откуда повёлся обычай у крестьян не ставить силков и сетей для соловьев в ближней роще,

Рассказывая детям, откуда повёлся обычай у крестьян не ставить силков и сетей для соловьев в ближней роще,

Крестьянские дети», фабричные дети и т

Крестьянские дети», фабричные дети и т

Некрасов понимал, какая огромная задача стоит перед ним, как перед детским поэтом

Некрасов понимал, какая огромная задача стоит перед ним, как перед детским поэтом

Всё это близко, знакомо детям, всё связано с их бытом, с их играми и представлениями

Всё это близко, знакомо детям, всё связано с их бытом, с их играми и представлениями

Такой образ Мороза могла создать только истинно народная фантазия

Такой образ Мороза могла создать только истинно народная фантазия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017