Лекция 1 философия и принципы бережливого производства

  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лекция 1 философия и принципы бережливого производства.docx

Сотни предприятий и компаний в России мечтают взять на вооружение бережливое производство, вот только не все до конца понимают, что это за система и как ее правильно внедрить. Некоторые считают ее волшебной палочкой, которая в одночасье решит все проблемы фирмы. На самом деле методология предусматривает кропотливый труд над всеми бизнес-процессами компании, чтобы выявить реальные потери и исключить их.

Бережливое производство – это не пошаговый план того, как из пункта А попасть в пункт Б. Это набор инструментов, каждый из которых подразумевает тот или иной набор действий для минимизации потерь. Причем для промышленности будут полезны одни методы, для торговли – другие, а для стартапа – третьи, для иных фирм – решения, вобравшие в себя черты разных вариантов. Со стороны все звучит очень сложно, но, если разберетесь в основах бережливого производства, у вас сразу все встанет на свои места.

Что такое система бережливого производства?

Под бережливым производством понимают методы ведения хозяйственной деятельности, направленные на оптимизацию всех процессов, уменьшение затрат и объёмов отходов, поддержку инноваций и сокращение времени создания конечного продукта.

Эта система, иначе называемая Lean manufacturing, позволяет буквально каждому сотруднику видеть и выявлять потери, действовать так, чтобы ценность выпускаемого продукта неизменно росла.

По сути, если коротко отвечать на вопрос о том, что такое бережливое производство, можно сказать, что это максимально возможное сокращение расходов и одновременное повышение потребительской ценности.

Кто стоял у истоков бережливого производства

Первым, кто поставил производство и сборку автомобилей на поток, стал в своё время Генри Форд. На его заводах время выпуска одной машины стало исчисляться буквально в минутах, а не в часах и днях. Конечно, при массовом, серийном создании продукции используются идентичные и взаимозаменяемые компоненты, методы организации деятельности, что исключено в случае с ручной либо ремесленной работой.

Подобный подход поднял производственные показатели буквально до небес. С 1908 по 1927 годы Ford Motor Company выпустила свыше 15 миллионов авто.

В Японии в 1926 году Сакичи Тойода открыл завод Toyoda, делающий автоматические ткацкие станки. А через несколько лет тут стали выпускать автомобили и переименовали компанию в Toyota.

Позднее Эйдзи Тойода (племянник основателя завода) отправился в Дирборн, штат Мичиган, чтобы посетить расположенное тут самое крупное комплексное производственное предприятие Ford — Rouge Ford. Здесь за день выпускали около 8 000 авто. На Toyota в то время эта цифра достигала лишь 2 500 в год.

Эйдзи Тойода вник в производственные процессы и сделал вывод, что они неприменимы для Японии. Рынок здесь невелик, и притом весьма требователен. Заказчики ожидают индивидуального подхода, одним нужны роскошные авто, а других интересует компактность и доступность.

А Ford Motor Company была нацелена на массовое, объёмное производство. Особые пожелания потребителя тут никак не принимались в расчет. В итоге Toyota стала перед выбором: выпускать больше или всё же прислушиваться к покупателям, не гонясь за производительностью.

Совместно с Тайити Оно компании удалось выработать совершенно новый подход к процессу создания авто. В результате этого сотрудничества родились уникальные идеи, получившие название «Производственная система Toyota» или Toyota Production System. Система оказалась по-настоящему революционной и стала основой концепции бережливого производства физических товаров.

Философия бережливого производства: концепция и основные принципы

В основе бережливого производства как новой управленческой концепции лежит постоянное стремление к сокращению потерь как в цехах, так и в офисах. Данный подход часто называют «lean-производством» и «lean-технологией». Применительно к конкретному случаю — это «производство без излишеств», к чему, собственно, каждое предприятие и должно стремиться.

Принципы бережливого производства состоят в том, что компания в ходе создания продукта на каждом из этапов определяет его потребительскую ценность. Главная цель здесь – на протяжении всего процесса непрерывно устранять потери. Под ними подразумеваются операции или действия, которые никак не повышают ценность продукта, однако свои ресурсы компания при этом тратит.

Если говорить о видах потерь в бережливом производстве, то различают убыток одного рода и второго. К первым относят действия, в результате которых ничего не создается, но и обойтись без них невозможно. Это, к примеру, перевозка товаров или оформление документации для них. С точки зрения конечного потребителя данные операции не прибавляют продукту никакой ценности.

Потери второго рода тоже не приводят к созданию ценности, но их можно вообще убрать из производственного процесса и нужно даже обязательно постараться так сделать. Это, например, бракованные единицы продукции или слишком длительное ожидание.

Вообще все действия, которые выполняются в ходе работы предприятия, можно условно отнести либо к операциям, либо к процессам. При этом они делятся на:

·         прибавляющие ценность продукту;

·         не прибавляющие ценности продукту.

Философия бережливого производства в целом сводится к следующему:

·         Всегда можно найти способ оптимизировать любой процесс.

·         Главное – это ценность продукта.

·         Скорость и эффективность процессов нужно постоянно стараться повышать.

·         Первая задача оптимизации – уменьшение потерь.

К этому, собственно, и сводятся характерные особенности бережливого производства или Lean manufacturing.

Цели бережливого производства

Как свести потери к минимуму или устранить их совсем? Необходимо стремиться к целям, которые лежат в основе понятия бережливого производства:

  • Выпускать столько продукции, сколько её требуется на потребительском рынке.
  • Добиться полного отсутствия брака и притом производить товар или услугу идеального качества.
  • Быстро и безопасно доставлять до покупателей заказы.
  • С наибольшей отдачей задействовать материальные, трудовые и временные ресурсы за счет применения самых современных технологий.
  • Площади складов свести до допустимого минимума.
  • Добиваться того, чтобы буквально каждый сотрудник, используя собственный творческий потенциал, принимал участие в создании ценного продукта.
  • Преимущества и недостатки бережливого производства

Сначала о плюсах бережливого производства:

  • Экономия рабочего времени. Простой пример: есть работник, который, выполняя определенные действия на конвейере, вынужден постоянно использовать то один, то второй источник питания. На одно переключение уходит до 10 секунд, и это совершенно бесполезно потраченное, не добавляющее продукту ценности, время. А за смену таких переключений происходит очень много, то есть временны́е потери растут. Если действовать в соответствии с идеями бережливого производства, то нужно организовать один удобный источник питания (отвечающий правилам), чтобы не тратить ресурсы впустую.
  • Экономия площадей. Это достигается благодаря максимально продуманной организации пространства, когда тщательно подобран весь необходимый для работы инструментарий и удобные для него места хранения (чтобы всё было под рукой). В итоге удается лучше организовать управление производством, контролировать запасы, исключать вынужденные простои, а работники не тратят время на поиск деталей и орудий.
  • Контроль качества как готового продукта, так и буквально каждого этапа его создания. Характеристики от этого улучшаются, а брака становится меньше.
  • Экономное расходование денег за счет снижения расходов на всех этапах производства.
  • Стремление к совершенствованию. Буквально все сотрудники постоянно ищут пути улучшения собственных достижений и опережения конкурентов.

Минусы в концепции бережливого производства, как и в любой другой системе управления, тоже есть:

·         Сбои из-за проблем с поставками. Так как принцип бережливого производства предполагает сокращение складских площадей, то запасов остается лишь необходимый минимум. И если вдруг поставщики или транспортники подвели с поставками, для предприятия это может обернуться трагедией. Но эти контрагенты не всегда согласны продавать мелкими партиями по жестко установленному графику, им это может быть невыгодно (из-за накладных расходов). Как результат – сбои в производственном процессе. Но и часто менять поставщиков – плохо для самого предприятия.

·         Большие расходы на внедрение. Нередко для организации бережливого производства требуется демонтаж и переоборудование заводских цехов. Плюс нужны средства на переподготовку и обучение персонала. Часто эти расходы так высоки, что подобная реорганизация оказывается попросту не по карману малому и среднему бизнесу.

·         Неприятие персоналом концепции бережливого производства. Глобальные перестройки и перемены в деятельности у многих вызывают стресс и нежелание работать дальше. Людям тяжело покидать, так сказать, накатанную колею. Плюс начинается усиленный контроль качества (специально для этого даже назначается сотрудник). Кроме того, не так легко найти руководителя, у которого хватит терпения и опыта для убеждения сопротивляющегося персонала.

·         Недовольство со стороны клиентов. Когда качество производственного процесса попадает в зависимость от эффективности поставщиков, любой сбой в доставках приводит к неудовлетворенности клиентов. Им приходится слишком долго ждать своих заказов.

·         Этапы организации бережливого производства

Выделяют следующие этапы внедрения бережливого производства:

1.     Определение потребительской ценности товара или услуги. То есть в первую очередь нужно выявить действия, приносящие полезность потребителю, и действия, в которых нуждается лишь сам производитель.

2.     Выявление списка оптимального числа операций, необходимых для создания ценного продукта. Налаживание производственной цепочки от начала планирования и до поставки готового изделия, одновременное сведение возможных потерь к минимуму.

3.     Организация непрерывной цепочки действий, направленных на выпуск ценного продукта, глобальный пересмотр всего процесса его создания. Работа сотрудников выстраивается по принципам lean-концепции. Лишние операции убирают, оставляя лишь те, что придают ценность выпускаемому продукту. Простои и ожидания сводятся к минимуму (тоже за счет тщательного упорядочения всех действий). Если не хватает производственных мощностей и технологий – их внедряют, и т. д. и т. п.

4.     Продукт подвергается так называемому «вытягиванию» со стороны потребителя. Суть термина в том, что компания стремится выпустить именно нужный покупателям продукт и лишь в требуемом количестве.

5.     Все процессы на предприятии непрерывно совершенствуются. Применение бережливого производства – это не разовая акция, а изменения, внесенные в работу навсегда, на постоянной основе. При этом к поиску улучшений и возможностей для сокращения потерь привлекаются абсолютно все сотрудники.

 

 

 


 

Посмотрите также