Лекция 3.
Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определённого вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший.
Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего – организатором, психологом, социологом.
Роли менеджера:
1. Связана с принятием решений.
• Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;
• Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию
производства, приносящие изменения;
• Контролирует разработку определенных проектов;
• При столкновении с нарушениями менеджер отвечает за
корректирующие действия;
• Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;
• Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
2. Информационные роли.
• Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней
среде, которую использует в интересах дела;
• Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;
• Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.
3. Межличностные роли.
• Выполняет обязанности правового и социального характера;
• Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников;
Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера:
1. Профессиональная компетентность;
2. Организаторские способности; 3. Морально-этическая зрелость;
4. Личные качества.
Также к любому менеджеру предъявляются следующие требования:
• Наличие знаний в области управления предприятием;
• Компетентность в вопросах технологии отрасли;
• Владение навыками предпринимательства, умение владеть
ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы;
• Умение принимать обоснованные решения с участием
нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;
• Наличие опыта и знаний в области экономической ситуации на рынках или их сегментах, на которых работает;
• Умение анализировать деятельность конкурентов.
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать.
К организаторским способностям относятся:
- Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);
- Контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);
- Стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная
защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);
- Доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).
Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять людьми, а именно:
- знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников;
- защита интересов тех и других на справедливой основе;
- психологическая компетентность менеджера;
- умение устранять неспособных с целью эффективного функционирования фирмы.
Менеджер должен обладать лидерскими качествами. Лидер имеет иной характер действий, чем обычный менеджер администратор. Он не командует, а ведёт за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчинёнными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним. Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии.
Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему. Личные и профессиональные качества менеджера.
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера; - на поведенческом уровне; - на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; - социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя
и подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-
коллегами.
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм
взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Далее обратим на следующее: Мотивационно-волевые качества: стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать,
решительность, доверие к себе); осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность,
точность, признание со стороны окружающих); самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.