Лекция 3. Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера
Оценка 4.7

Лекция 3. Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера

Оценка 4.7
pdf
26.05.2021
Лекция 3. Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера
Лекция 3.pdf

Лекция 3.

Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера

 

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определённого вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший.

 

Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего – организатором, психологом, социологом.

 

Роли менеджера:

                1.       Связана с принятием решений.

                     Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;

                     Разрабатывает     и       запускает    проекты     по          совершенствованию

производства, приносящие изменения;

                     Контролирует разработку определенных проектов;

                     При   столкновении      с        нарушениями      менеджер   отвечает          за

корректирующие действия;

                     Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;

                     Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

                2.      Информационные роли.

                    Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней

среде, которую использует в интересах дела;

                    Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;

                    Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.

                3.       Межличностные роли.

         Выполняет обязанности правового и социального характера;

         Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников; 

Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера:

 

1.                 Профессиональная компетентность;

2.                 Организаторские способности; 3.    Морально-этическая зрелость;

                4.       Личные качества. 

Также к любому менеджеру предъявляются следующие требования:

                     Наличие знаний в области управления предприятием;

                     Компетентность в вопросах технологии отрасли;

                     Владение    навыками   предпринимательства, умение        владеть

ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы;

                     Умение       принимать обоснованные      решения     с        участием

нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;

                     Наличие опыта и знаний в области экономической ситуации на рынках или их сегментах, на которых работает;

                     Умение анализировать деятельность конкурентов.

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать.

К организаторским способностям относятся: 

-                     Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);

-                     Контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);

-                     Стрессоустойчивость   (интеллектуальная        и       эмоциональная

защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);

-                     Доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).

Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять людьми, а именно:

-                     знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;

-                     знание условий, связывающих предприятие и работников;

-                     защита интересов тех и других на справедливой основе;

-                     психологическая компетентность менеджера;

-                     умение       устранять   неспособных       с        целью          эффективного функционирования фирмы.

Менеджер должен обладать лидерскими качествами. Лидер имеет иной характер действий, чем обычный менеджер администратор. Он не командует, а ведёт за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчинёнными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним. Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии.

Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему. Личные и профессиональные качества менеджера.

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

     Талант   менеджера определяется       многими     психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

     Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

     - на уровне задач деятельности менеджера;      - на поведенческом уровне;      - на уровне свойств личности.

     На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

     Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

     Наиболее важными являются:

Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

     Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

     Гибкость         -        способность         реально      оценивать   обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

     Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

     Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

     Самостоятельность -        способность         осуществлять      деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

     Дисциплинированность    -        подчинение          установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

     Инициативность       - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

     Общей   основой      развития    менеджера как     специалиста         и       как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

     Существенное          значение     имеют         для    деятельности       менеджера коммуникативные качества:

-         способность к кооперации и групповой работе;

-         поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;      - социальная компетентность при реализации своих целей.

     Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

     а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя

и подчиненных.

     б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-

коллегами.

     в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм

взаимоотношений.

     В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

     Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от      манеры       поведения. Хорошие    манеры       помогают   быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

     Далее обратим на следующее:      Мотивационно-волевые качества: стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать,

решительность, доверие к себе); осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность,

точность, признание со стороны окружающих); самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

     В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

     Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям,     вызывающим       высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

     Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

 

Лекция 3. Менеджер, его понятие и основные роли

Лекция 3. Менеджер, его понятие и основные роли

Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации; •

Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации; •

Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость); -

Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость); -

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию…

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021