Тема: «Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства»
(лекция для 3 класса ДХШ по предмету «Беседы об искусстве», преподаватель Кириленко Л.Г.)
Пространственные, или пластические виды искусства могут изображать человека, событие, действие или явление. Это может быть событие внешнего мира, как, например, на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» или И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Но может изображаться и событие внутреннего, духовного мира человека, как на картине В. Ван-Гога «Звёздная ночь» или в беспредметных композициях В. Кандинского.
Похоже, точно изобразить человека, предмет или пейзаж, запечатлеть его на столетия, сохранить для потомков было одной из главных задач искусства. Тысячи людей обращались к художникам с такими заказами. Портреты кисти Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Рембрандта, Гойи, русских художников – Кипренского, Брюллова, Репина – это изображение модели такой, какая она есть, или немного приукрашенной.
Но в середине XIX века появилась фотография. И живопись изменилась. Теперь для того, чтобы получить портрет, достаточно было посетить фотографа. Он вставит в фотоаппарат пластину или плёнку со светочувствительным слоем и через короткое время заказчик получит портрет, очень похожий, дешёвый, да ещё и в нескольких экземплярах. Многие стали посетителями фотоателье, а затем и сами научились фотографировать. Значит, живописи следовало искать для себя другие задачи. Так появились полотна, изображавшие жизнь света и воздуха, внутренний мир человека, его размышления и переживания. Этого не достичь при помощи фотоаппарата. Но такая живопись оказалась понятной далеко не всем.
Графика возникла как вспомогательный вид искусства: для будущего живописного произведения выполнялись подготовительные рисунки. Они оставались у художника, их не ценили и долго не хранили.
В Средние века была изобретена гравюра. Гравюра – это изображение, нанесённое каким-либо острым инструментом на твёрдую поверхность, вырезанное.
Если затем эту поверхность покрыть краской и с помощью пресса прижать к ней лист бумаги, то на бумаге останется отпечаток – оттиск. Таких отпечатков можно сделать несколько десятков или даже несколько сотен. С изобретением гравюры стало возможным размножать книги, тексты молитв, карты, документы и рисунки. С появлением гравюры во много раз увеличилось количество людей, которым стало доступно какое-либо изображение.
Позже графика выделилась в самостоятельный вид искусства. Художникиграфики разработали собственный художественный язык – линии и пятна, тона. Они научились варьировать толщину линии, достигать необходимой фактуры, даже имитировать цвет в чёрно-белом изображении. Графические приёмы прекрасно подошли для портретов, книжных иллюстраций, репортажных зарисовок, карикатур.
В основе скульптуры – всегда фигура человека или животного. В этом виде искусства очень редки изображения неодушевлённых предметов, почти не встречаются пейзажи.
Правда, в ХХ веке появилась скульптура, которая создаёт абстрактные формы. Однако они тоже связаны с изображением человеческих действий или состояний. Поэтому живопись, графика и скульптура относятся к изобразительному искусству.
А вот архитектура основана на ином принципе. Планируя дом, храм или дворец, архитектор не стремится что-либо изобразить. Он исходит из требований функции (что в этом помещении будут делать, как оно будет использоваться), размеров, прочности, учитывает климат местности. Архитектурный образ создаётся совсем иными, неизобразительными приёмами. Так, строители готических соборов стремились к тому, чтобы дух молящегося воспарял к небу под звуки мессы. Поэтому готические интерьеры очень высоки, построены на ритме вертикальных линий. Античный храм, напротив, рождает ощущение равновесия, соразмерности всех частей между собой, гармоничной связи с человеком. Поэтому в нём строго уравновешены горизонтали и вертикали, а колонны напоминают человеческие фигуры. Для архитектуры важен ритм, форма, соотношение между частями и целым, пропорции.
Ещё один вид искусства – декоративно-прикладное – сродни архитектуре. В нём также главное – функция, предназначение предмета. К декоративно-прикладному искусству относят мебель, посуду, ткани, одежду. Они используются в повседневной жизни. Изготавливая их, мастер заботится об удобстве, и только после – о красоте. Оформление не должно затмевать основного предназначения предмета, мешать им пользоваться. Чем бы ни был украшен предмет – росписью, резьбой, вышивкой, – украшение второстепенно. Мастер располагает элементы украшения по форме предмета, использует ограниченную цветовую гамму, повторяет или варьирует один и тот же мотив. Изображение в декоративно-прикладном искусстве стилизовано.
Контрольные вопросы и задания
1. Какой была первая задача живописи и почему с появлением фотографии живопись изменилась?
2. Для чего первоначально использовалась графика? Что такое гравюра? Для чего она служила?
3. Чем отличается художественный язык графики?
4. Почему архитектуру нельзя назвать изобразительным искусством? Какие задачи решает архитектура?
5. К чему ближе декоративно-прикладное искусство: к живописи или к архитектуре? Почему?__
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.