Лекция "Достоевский"
Оценка 4.6

Лекция "Достоевский"

Оценка 4.6
doc
10.06.2020
Лекция "Достоевский"
Райхлина Достоевский.doc

Лекция

Творчество Ф.М.Достоевского (1821-1881)

План.

1.Творчество Ф.М.Достоевского – одно из вершинных явлений мировой культуры.

2. Повести 40-х годов

3. Каторга и ссылка. Произведения сибирского периода.

4. 50-е годы. Тема нравственного распада в произведениях Ф.М.Достоевского.

5. Произведения  60-х годов. «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот».

6. Итог творческого пути Ф.М.Достовеского . «Братья Карамазовы».

7. Мастерство Ф.М.Достоевского.

Творчество Ф.М.Достоевского — одно из вершинных явлений мировой культуры.

С ним широко раздвинулись границы реалистического искусства — как в эстетическом, так и в познавательном отношении.

Первый роман  Достоевского «Бедные люди». Работу над ним он закончил в 1845 г. Книга вызвала большой интерес со стороны передовой писательской общественности — Некрасова, Григоровича, Белинского.

Достоевский как писатель 40-х годов тесно связан с «натуральной школой», с идеями Белинского и утопических социалистов.  Мечта о «золотом веке» человечества, волновавшая утопических социалистов, страстная защита обездоленного несправедливым социальным строем «маленького человека», демократизм мировоззрения писателя определяли основное направление его творчества в 40-е годы.

Молодой писатель воспринимал творчество Гоголя как проявление протестующего демократического гуманизма. «Бедные люди» явились продолжением традиций Пушкина и Гоголя, «Станционного смотрителя» и «шинели», так взволновавших героя повести Достоевского. Вера в человека, в его доброе начало сочеталась в этих произведениях с правдивым изображением невыносимых условий существования, принижающих человека.

В своем романе Достоевский стремился показать правдивую картину жизни столичной бедноты, «бедных людей», населяющих многоэтажные доходные дома Петербурга, людей, которые подвергаются повседневным унижениям и оскорблениям со стороны богатых хозяев жизни.

«Бедные люди» продиктованы глубоким сочувствием к человеку, к его страданиям, отличаются подлинным демократизмом мировоззрения писателя, позволившим ему с большой чуткостью проникнуть в души «бедных людей», стоящих на низшей ступени социальной иерархии помещичье-буржуазного общества. В этом мире нищеты, полуголодного существования, социальной униженности появляются и хорошие, благородные натуры, готовые на самоотверженные поступки, способные поддержать своей душевной отзывчивостью и скудными материальными ресурсами еще более несчастных и нищих. Макар Девушкин, Варенька Доброселова, студент Покровский, чиновник Горшков несут в себе подлинную человечность, душевную красоту. Все они противостоят миру преуспевающих «хозяев жизни», вроде богатого дельца Быкова, сводни Анны Федоровны, ростовщика Маркова.

Сам герой повести — человек большого сердца, великой доброты и бескорыстия. Чтобы помочь Вареньке, попавшей в трудное положение, Макар Девушкин идет на лишения и жертвы. Несмотря на свою бедность и беспомощность, он самозабвенно готов сделать все возможное для другого, находит в себе душевные силы, чтобы ободрить и поддержать ближнего своего, такого же горемыку, как он сам. Девушкину чуждо какое-либо своекорыстие, эгоизм. Он прекрасно понимает, что нищета доводит до унижения, что богатые люди равнодушны к страданиям бедняка. Самоотверженная доброта Девушкина, его сострадание горю Вареньки не приносит счастья ни ему самому, ни Вареньке, вынужденной все-таки выйти замуж за грубого эгоиста и сластолюбца Быкова и тем самым обречь себя на еще более безрадостную жизнь.

Герои Достоевского в его первом произведении еще кротки и незлобивы. Девушкин выступает как утешитель, призывая Вареньку примириться с теми горестями и унижениями, которые на нее обрушиваются. Однако утешения Девушкина свидетельствуют лишь о его бессилии, ничем не могут помочь изверившейся и исстрадавшейся Вареньке. Он стремится создать иллюзию благополучия, но создаваемая с огромным напряжением, ценой величайших лишений эта иллюзия благородной бедности все время разбивается враждебными ей обстоятельствами.

В романе с особенной силой прозвучал голос автора в защиту простого, маленького человека, придавленного и обездоленного всем аппаратом власти. Именно социальный, протестующий пафос  этого романа оказался близким читателю, созвучным устремлениям передовой разночинной интеллигенции, восторженно встретившей «Бедных людей».

Достоевский продолжает и углубляет гоголевскую традицию, раскрывая сложный душевный мир человека. Эпистолярная форма повести  позволила писателю как бы спрятать свое авторское лицо за ее персонажами. Простодушная правдивость и в то же время нарочитая литературная чувствительность, отличающая слог писем Макара Девушкина  («уголочек занавески», «к горшочку с бальзаминчеком» и т.д.), передает и самый душевный строй робкого, нежного, легко уязвимого человека, говорящего с предельной искренностью о своих чувствах и в то же время воспитанного на образцах сентиментальной литературы. Этот жалостливый строй речи Макара Девушкина и других героев повести отличает «Бедных людей» от сатирической манеры Гоголя.

Повести 40-х годов

Непосредственно за «Бедными людьми» появилась повесть «Двойник» (1846) (впоследствии Достоевский дал ей подзаголовок «Петербургская поэма») во многом продолжавшая гротесковые традиции петербургских повестей Гоголя.

Сатирический гротеск в качестве манеры художественного изображения  действительности в «Двойнике», как и в повестях Гоголя, служил раскрытию вопиющих контрастов столицы — с ее роскошью и нищетой, всевластием имущих и ничтожеством и бесправием бедняков. В герое «Двойника» Достоевский показал мучительное раздвоение личности, психологическое «двойничество», порожденное противоречиями самой социальной системы.

Однако широкое изображение страданий городской разночинной бедноты, характерное для «Бедных людей», сменилось в «Двойнике» усложненным психологическим анализом душевных переживаний мелкого чиновника, одержимого манией преследования. Раздвоение сходящего с ума Голядкина — не просто патологическая фантасмагория. Подобно Поприщину, Голядкин видит в своем безумии ничтожество и бездушие окружающего его чиновничьего мирка. Он не только жертва этого общества, но и несет в своей душе жажду преуспеяния, желание примкнуть к этому обществу, разделить с ним жизненные блага, что своеобразно и реализуется в образе двойника    — Голядкина-младшего, успешно втирающегося в это общество.

К циклу петербургских повестей Достоевского относятся и «Белые ночи» (1848) — повесть, овеянная поэзией, повесть о благородных мечтателях. Любовь героя повести к избранной им девушке — любовь мечтателя, жаждущего прекрасных, идеальных человеческих отношений. Но в поэтически прекрасный мир, в чистую, возвышенную любовь властно вторгается проза жизни, пошлая действительность, враждебная  застенчиво-целомудренному чувству. Как и «Бедные люди», эта повесть проникнута глубоким внутренним трагизмом и гуманной симпатией к житейски беспомощным мечтателям, исполненным самоотверженной любви и человечности.

Другой характер имела  несколько ранее созданная повесть «Хозяйка» (1847) с ее мрачной фантастикой, фантасмагорическим пейзажем петербургских окраин, написанная ритмической, лихорадочной прозой, возвращавшая читателя к таким произведениям Гоголя, как «Страшная месть» и вторая часть «Портрета». В «Хозяйке» столкновение мечтателя с действительностью приобрело фантастический характер. Романтические мотивы повести, мистические и патологические тенденции в изображении греховности героини и ее добровольного страдания далеко уводили писателя от демократической направленности и реализма «Бедных людей». «Хозяйка» встречена была резкой отповедью Белинского.

Во второй половине 40-х годов Достоевский сближается с критиком «Отечественных записок» Валерианом Майковым, его братом — поэтом А.Н.Майковым и А.Н.Плещеевым. Через них он связывается с кружком М.В.Петрашевского. С начала 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц» Петрашевского, на которых обсуждались острые вопросы современной политической жизни и теории утопического социализма. 23 апреля 1849 г. он как и прочие посетители «пятниц», был арестован и почти восемь месяцев провел под следствием в каземате Петрапавловской крепости. В особую вину ему ставилось чтение и распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Суд признал Достоевского виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов», в «распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева и приговорил его к лишению «всех прав состояния» и к «смертной казни расстрелянием». Этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства и определением после каторги на военную службу рядовым. Эта царская «милость» была объявлена Достоевскому и другим осужденным, когда они приготовлены были к расстрелу. 24 декабря 1849 Достоевский вместе с партией арестантов, закованных в кандалы, был отправлен по этапу в Сибирь.

Каторга и ссылка

С1850 по 1859 год Достоевский провел на каторге и в ссылке в Сибири. Около четырех лет он находился в Омской крепостной тюрьме.

Впечатления от каторги нашли свое художественное воплощение в «Записках из Мертвого дома», начатых Достоевским сразу же по выходе из острога, но полностью напечатанных лишь в 1862 г. В основу этой правдивой и сильной книги о каторге легло увиденное и пережитое самим писателем. Страшные картины царской тюрьмы, издевательства над личностью человека, жестокость и дикость царивших на каторге нравов, мастерски сделанные зарисовки-портреты ее обитателей — все было описано правдиво и талантливо.

Достоевский с эпической, суровой простотой изображает отупляющую обстановку тюрьмы и казармы, рисует разнообразные характеры арестантов, их психологию. Писатель не идеализирует своих героев, показывая и невежество, и жестокость, и пороки, порожденные существовавшим строем и приведшие их к преступлениям. В то же время он выделяет во многих из них светлые положительные черты, видя в них людей из народа, сохранивших многое от истоков народности.

Произведения сибирского периода знаменуют новый этап в творчестве писателя. Хотя жизненный опыт последних лет, духовный  переворот, происшедший со времени ареста, сказались в них еще не в полной мере, но решительные перемены во взглядах, в творческой манере очевидны. Кроме того, Достоевский преследовал еще одну цель: вернуться в большую литературу, добиться в ней прочного положения, а для того надо было прежде всего завоевать внимание публики.

Писатель извлекает своего героя из прежнего уединения, из состояния мечтательности, фантастических грез, что было свойственно раннему творчеству, и заставляет жить и действовать на виду у всех, в напряженном столкновении с интересами, страстями, намерениями других людей.

В этих произведениях больше героев, группируются они сложнее, отношения между ними тесней и драматичней. Сама атмосфера здесь как бы сгущается и электризуется. Характеры и обстановка рисуются колоритнее, выпуклее, нет уже полутонов и мягких контуров, преобладают резкие очерки и суровые краски.

Иначе строится теперь и событийный план произведений. Во-первых, он несравненно насыщенней, чем в раннем творчестве. Во-вторых, действие протекает гораздо динамичнее. При этом часто возникают бурные многолюдные сцены, где принародно обнажаются закулисные стороны жизни, открывается подноготная героев и их нравственная сущность.

Так намечаются, пока эскизно, сюжетные, композиционные приемы будущих больших романов.

   Произведения 50-х годов

К концу 50-х годов социально-этические и художественные искания писателя сосредоточиваются вокруг центральной для зрелого творчества темы — темы нравственного распада, глубоко поразившего современное общество и личность.

Эта тема разрабатывается в повести «Дядюшкин сон» (1858), где за скандальными происшествиями в губернском городе Мордасове проступает картина полного разрушения всех моральных устоев, откровенного, грубого торжества низменных и корыстных вожделений.

Первый план повести — нравы губернского города, интриги Москалевой, своеобразный спектакль, поставленный ею с целью выгодно выдать дочь и подчинить своей воле общественное мнение Мордасова. Он передан бойким, «фельетонным» пером рассказчика-хроникера, воскрешающего некоторые приемы гоголевской сатиры. Тут есть комические персонажи (князь, мордасовские дамы), комические положения, водевильные ходы сюжета.

Но за первым планом вырисовывается в этой повести другой, в ряде эпизодов, деталей дающий нам почувствовать грозные трагические силы жизни, управляющие людьми и всей мордасовской комедией.

   Этот дальний план проявляется в мрачно-безобразных финалах повести (публичный позор Москалевой и Зины, развенчание князя и смерть его), в пугающем контрасте приличий и благородной позы и бесстыдной гнусности поступков, вульгарности слов и жестов. Он дает о себе знать и в отношении рассказчика к героям его летописи: слишком уж резок и бесцеремонен переход от наружной почтительности и славословия к уничижению и злорадному смеху над героями.

60-е годы

По возвращении в Петербург в 1861 году Достоевский опубликовал роман «Униженные и оскорбленные», на который откликнулся статьей «Забитые люди» Добролюбов. Этот роман еще во многом связан с произведениями писателя 40-х годов. Достоевский обращается к своим излюбленным сюжетным ситуациям, к изображению жестоких противоречий большого города, к социальному и моральному протесту против угнетения.

Один из главных героев романа и одновременно рассказчик его — петербургский литератор Иван Петрович. Его образ автор щедро наделил автобиографическими чертами. Начало литературной карьеры Ивана Петровича повторяет первые шаги на этом поприще самого Достоевского. Из «бедных людей» взяты сюжет и лица первой повести героя. Упомянуто сближение с критиком Б., в котором нельзя не узнать Белинского.

Как многие ранние герои, Иван Петрович — «мечтатель», у него доброе, но «слабое» сердце; и автор приводит такого героя к неизбежному в современных условиях краху.

Иван Петрович и другие герои романа не в состоянии бороться со злом, воцарившимся в жизни. Оно повсюду — в социальном неравенстве, от которого страдают герои; в людях злых (как содержательница притона Бубнова) и в людях добрых, но озлобленных на судьбу и своих мучителей (старик Смит, Нелли).

В этом романе Достоевский дает новое, более глубокое сравнительно с 40-ми годами философско-этическое истолкование зла. Оно исторически накапливается, концентрируется в человеке и осуществляется через человека. А поскольку разум и воля его свободны, то человек не просто продукт влияний среды и носитель ее качеств, а сознательный творец зла или добра — или же переживает в себе их борьбу — и это является главным нравственным и психологическим содержанием личности и составляет главный вопрос жизни. Зло, как и добро, не безлико, а воплощено в личности, связано с душевным строем, с формированием и развитием идей, с работой мысли и чувства, со сферой.

Главной фигурой в развитии этой темы выступает князь Валковский. Этот герой — воплощение самой идеи зла. Здесь впервые у писателя намечается новый тип литературного героя — герой-идеолог, несущий в себе определенное нравственное, социальное качество и в поступке, и в «теоретическом» осмыслении и оправдании. В последующих романах такой герой получит более сложное внутреннее содержание, значение же его в произведении неизмеримо возрастет, и в связи с этим претерпит коренные изменения сама жанровая форма, преобразится весь строй и стилистика романа.

Замечательно, что если кто и понимает князя вполне, угадывает его замыслы и объясняет характер, так это не добродетельные герои, а Наташа, в которой есть некая доля того зла, что воплощено в Валковском. Ее страсть безудержна, требовательна и эгоистична, она готова принести слабого Алешу в жертву своей любви и заранее наслаждается будущей деспотической властью над ним. Она тоже оскорбляет и унижает и старика отца, бросая его ради любовника, и преданного ей Ивана Петровича, которого мучит, делая участником всех перипетий своего романа с Алешей.

Намечена в образе Наташи, пока еще вскользь, еще одна важнейшая для Достоевского тема: Путь к будущему счастью с Алешей неизбежно лежит через страдания.

В 1860 году Достоевский вместе с братом Михаилом Михайловичем предпринимает издание журнала «Время». В нем (а после закрытия «Времени» в журнале «Эпоха») писатель развертывает программу «почвенничества» — нового направления в русской литературе и общественной мысли.

Основные идеи «почвенничества» Достоевский высказывал в ряде публицистических выступлений в 60-е годы и позже, в «Дневнике писателя», но особенно важно то, что они органически вошли в его художественное сознание и составили мощный мировоззренческий фундамент зрелого творчества.

В 1862 и в 1863 годах Достоевский совершает поездки за границу. Первая поездка дала писателю материал для ярких публицистических очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1862-1863).

Важнейшим шагом к проблематике, к психологическому изображению человека становится в эти годы повесть «Записки из подполья» (1863-1864).

В повести Достоевский заглянул в глубины сознания современного «подпольного человека».

Действительность теснит и гнетет героя «Записок…», он унижен всюду и всеми: средой, преуспевающими школьными товарищами, собственным слугой, случайно встреченной публичной женщиной — всяким человеком и обстоятельством жизни. Он сам напрашивается на унижения и в состоянии раздавленности находит подчас болезненное наслаждение. Свой личный опыт, пронизанный страданием, герой отождествляет с жизнью вообще, как она предстает его беспощадной анализирующей мысли. Чем невыносимее пытка, которой подвергает героя жизнь, чем безобразнее выступает он сам перед другими людьми и обстоятельствами, тем несомненней для него неразумность бытия и бессмысленность вмешательства в него.

Единственной неразложившейся ценностью для героя «Записок…» остается абсолютная свобода воли личности, противостоящая столь же абсолютной несвободе мира.

«Преступление и наказание» (1866) — один из наиболее значительных и совершенных романов писателя. В нем с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и приниженного человека.

Петербург Ф.М.Достоевского

Петербург — это любимая тема в представлении русских поэтов, начиная с Пушкина и кончая Мандельштамом, Пастернаком. И Пушкин, и Гоголь, и Некрасов изображали Петербург городом контрастов. У Достоевского Петербург — это город «маленьких людей». Преобладающий цвет желтый. Достоевский подчеркивает такие детали, как пыль, духота, грязь. Почти все главные события в романе происходят на улице: бросается под колеса Мармеладов, разбивается на улице, погнавшись за ребенком, Катерина Ивановна, бросается в воду пьяная женщина, встречает обесчещенную девочку Раскольников, кончает с собою Свидригайлов. Если действие переносится в интерьер, то он тоже производит гнетущее впечатление. Похожая на гроб коморка Раскольникова, где стены ум и сердце теснят (только здесь могла зародиться его теория; комната Мармеладовых — проходная, кровать отгорожена простыней. Комната Сони с острым углом.

Теория Раскольникова в системе авторских опровержений.

Очень рано Достоевскому открылось таинственное противоречие человеческой свободы. Весь смысл и радость жизни именно в его свободе, в волевой свободе. В этом «своеволие» человека. За словами Раскольникова «о благе человечества» отчетливо проступает «идея Наполеона» — идея одного избранного, стоящего над человечеством и предписывающего ему свои законы.

В романе ставится еще один вопрос: допустимо ли нравственное построение этого «хрустального дворца»? Допустимо ли, чтобы один человек (или группа людей) взял на себя смелость, присвоил себе право «благодетеля человечества»?  Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Раскольников отвечает на этот вопрос: «Возможно и должно. Ведь это же «простая арифметика» Но Достоевский отвечает своим романом: «Нет! Невозможно!» и последовательно опровергает своеволие (наполеонизм) Раскольникова. Во-первых не получается простой арифметики. Кроме старухи-процентщицы Раскольников неожиданно убивает и Лизавету, самую униженную и оскорбленную, ради которой, как он пытается внушить себе, он и поднял топор (убил не только Лизавету, но может быть и неродившегося ребенка). Таким образом, становится Раскольников не свободным человеком, а рабом собственной мысли, собственной идеи-страсти.  Во-вторых, своеволие оборачивается саморазрушением, отрывает человека от всех людей, от почвы и тем самым его обессиливает. Раскольников чувствует, что как будто бы его ножницами отрезали от матери и сестры. Убеждение в неравноценности людей — основное убеждение Раскольникова.

Раскольникова терзает то, что он оказался обыкновенным человеком, подвластным нравственному закону. Он хотел иметь «свободу и власть», а главное «власть!» (Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником). И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. И только на каторге, буквально на последней странице романа, в душе Раскольникова совершается переворот, он возрождается к новой жизни. Нравственное сознание победило — таков выход из трагедии Раскольникова. Совесть, натура оказались сильнее теории. «В теории ошибочка вышла,» — ехидно говорит Свидригайлов Раскольникову. В чем же ошибочность теории Раскольникова? С точки зрения утилитарной морали, с точки зрения Лужина, против нее совершенно нечего возразить. Чтобы в государстве было больше счастья людей, нужно поднять общий уровень зажиточности, а так как основой хозяйственной программы является личная выгода, каждый должен о ней заботиться и обогащаться, не беспокоясь о любви к людям и тому подобных романтических бреднях. Лужинский призыв к личной наживе — неизбежное следствие лозунга Раскольникова: «Сильному — все позволено!»

«Идея Раскольникова» — это логическое завершение мировоззрения лужиных. Недаром на рассуждение Лужина: «Наука говорит: возлюби ближнего как самого себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Раскольников говорит: «Доведите до последствий, что вы давече проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Развивая второй аргумент против бунта Раскольникова, Достоевский говорит, что Раскольников и ему подобные исходят первоначально из гуманной идеи, из благородного и великодушного порыва защитить униженных и оскорбленных (ведь именно исповедь Мармеладова и письмо матери явились последствием, решающим звеном в бунте Раскольникова).

Следовательно, развивает свою мысль Достоевский, диалектика  «идеи бунта» такова, что если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено, т.е. неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают. Вот почему человечество у Раскольникова делится на 2 лагеря: «избранные», «власть имеющие»  и «твари дрожащие».

Третий  аргумент Достоевского против «бунта Раскольникова» вытекает непосредственно из его разрешения крови по совести, т.е. окончательно освободиться от «принципов» и «идеалов», то неизбежно превратиться в Свидригайлова. Свидригайлов тот же Раскольников, но уже окончательно исправленных предрассудков. Он воплощает одну из возможных судеб героя. «Мы одного с тобой поля ягоды» — говорит Свидригайлов Раскольникову. Оба идут по одному пути, но Свидригайлов уже прошел его до конца, в то время как Раскольников продолжает держаться за справедливость, «высокое и прекрасное», за «Шиллера».

Отрицание нравственности и допущение преступления — вот что роднит Свидригайлова и Раскольникова. Раскольников видит в жизни смысл и допускает преступление «настоящих людей», если эти преступления приносят пользу человечеству. Мировоззрение Свидригайлова (если вообще можно говорить о его мировоззрении) — это доведенное до абсурда мировоззрение Раскольникова. Свидригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущие не только к раскаянию, но и даже к чисто официальной явке с повинной.

Четвертый аргумент Достоевского — натура. Он заключается в словах Порфирия Петровича: «Действительность и натура есть важная вещь. И, ух, как иногда самый прозорливейший расчет подсекают». Достоевский считал, что натура человека противится любым доводам разума, если они идут в разрез с ней.

Пятый аргумент против бунта Раскольникова не соотносится непосредственно с самим романом и бунтом его героя, а является аргументом писателя против общей категории бунта. Именно с «натурой» связано неверие Достоевского в переустройство мира по «логике, разуму», его взгляды на проблему добра и зла в человеке.

Роман написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетается в писателе с неверием в насильственную переделку мира.

Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова. Именно она, прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Если одним словом определить натуру Сони, то это слово будет «любящая». Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь («это человек-то вошь»). Никто не может добиваться счастья своего или чужого путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его не совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью. Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. Самопожертвованной любовью, смирением и служением достигается это счастье.

Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу принимает это преступление и разделяет вместе с преступившим его судьбу. И вот Соня тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного разряда с Раскольниковым. Она осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя ее, Сони, по мысли Достоевского, воплощает пафосное начало, русскую народную стихию: «Терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и богу». Поэтому столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, как идеологическая основа очень важно.

Идея «бунта» Раскольникова — это аристократическая идея, по мысли Достоевского, идея «избранного». Она неприемлема для Сони. Только народ в лице Сони может осудить «наполеоновкий» бунт Раскольникова, заставить его подчиниться такому суду и пойти на каторгу «страдание принять». Таковы аргументы. Достоевский против теории Раскольникова. Но диалектика мысли Достоевского в том, что борясь с идеей бунта, он показывает одновременно и его неизбежность. Идея бунта невольно вытекает из ненормального состояния мира.

«Что делать? — вот вопрос, который волнует многих героев Достоевского и по-разному решается ими. «Что же, что же делать? — истерически плача и ломая руки повторяла Соня. — Что же делать? Сломать, что надо, раз и навсегда да и только… Свобода и власть, а главное — власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником…  Вот цель». В этом ответе Раскольникова и заключается трагическое противоречие, которое видит и подчеркивает Достоевский: с одной стороны «сломать, что надо раз и навсегда», а с другой — «сломать» только для того, чтобы взять «власть» над всею дрожащей тварью».

 

В романе «Идиот» (1869) Достоевский пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности и бесчеловечности окружающего общества.

Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, «дисгармоничным» героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят его нравственно выше окружающих людей и делают судьей и утешителем их. Тем самым Мышкин выступает в роли не столько социального реформатора, сколько некоего нового Христа. Мышкин сам перенес много страданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он острее воспринимает страдания других. Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям делали его неоспоримым авторитетом не только для измученной, потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны, но даже и для тех людей, как самовлюбленный и пустой генерал Епанчин или смятенный и ожесточенный купец Рогожин. Во имя спасения Настасьи Филипповны Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем любой девушки. Он самоотверженно борется против несправедливости, стремится облегчить страдания других людей.

Однако сам Мышкин никого не спасет и кончает возвратом к безумию. Гибнет Настасья Филипповна из-за дикой ревности Рогожина, унижена и разбита жизнь Аглаи — всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Вольно или невольно Достоевский показал бессилие христианского непротивления злу, неустранимость социальной несправедливости и человеческих страданий путем проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования. Во всем облике Мышкина, при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте, сохраняется нечто житийное, далекое от реальной жизни.

В этом отношении более земной и художественно завершенный образ Настасьи Филипповны, во многом характерный и для других героинь романов Достоевского, — гордой, благородной, страдающей женщины, жертвы лицемерия и бесчеловечности окружающего ее общества. Настасья  Филипповна обладает замечательной красотой, физической и душевной. И вместе с тем она глубоко несчастна, ее женская честь поругана, она унижена и оскорблена морально развращенным и циничным обществом. Ее красота становится предметом гнусного торга. С самого детства Настасья Филипповна являлась жертвой развращенного эгоиста, богатого барина Тоцкого, воспитавшего для себя из маленькой девочки, поразившей его своей красотой, любовницу, тешившую его тщеславие.

Настасья Филипповна мечется, мучительно переживает свое падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию. В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою излюбленную идею об искажении и поругании в собственническом обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному.

В «Идиоте» весьма существенное значение имеет тема любви-страдания. Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны необычайно сложны и противоречивы. Они любят друг друга и в тоже время мучают себя, приносят свое чувству  в жертву кажущегося благополучия другого. Любовь Мышкина к Настасье Филипповне и к Аглае, дикая страсть Рогожина вносят в роман трагический элемент. Мышкин мучается сознанием своей вины перед Настасье Филипповной и в сущности является невольным виновником ее гибели.

В «Идиоте» с особенной отчетливостью и завершенностью сказались принципы романа-трагедии, столь характерные для романов Достоевского. Мотив трагической вины, роковая обреченность любви-страдания, неуклонно нарастающая катастрофа и гибель героев романа во многом напоминают принципы античной трагедии.

Итог творческого пути.

Последним произведением, подводящим итог творческому пути Достоевского, был роман «Братья Карамазовы», опубликованный в 1979-1880 годах. В нем объединены политические, этические и социальные идеи писателя.

Острота столкновения, казалось бы, взаимоисключающих идей и тенденций, отражающих колебания и противоречия Достоевского, превращает его последний роман в своего рода идеологический диспут. Недаром центральная глава романа — спор Ивана с чертом — названа «Pro и contra» («За и против»). Идея богоборчества, атеизм Ивана и идея смирения и христианства, разоблачение хищного и подлого мира карамазовщины и возвеличение страдания, ненависть писателя к всепоглощающей силе денег, к фальши и развращенности господствующего общества и елейные беседы старца Зосимы — все это переплетается в сложном драматическом ходе событий романа.

«Братья Карамазовы» — грандиозная и трагическая картина дворянского вырождения, распада, моральной опустошенности.

В Федоре Павловиче Карамазове Достоевский создал типический образ огромного значения, широкой обобщенности и разоблачающей силы. Федор Карамазов дал название мрачному  и отвратительному явлению «карамазовщины», в котором соединилось все грязное, гнилостное, пошлое, бесчеловечное, накопившееся в русском обществе за годы крепостничества. Подлость, лицемерие, алчность, сластолюбие, обнаженный, вызывающий цинизм — таковы свойства Федора Павловича.

Семейный конфликт, ненависть детей к своему развратному деспоту отцу в романе Достоевского приобретают социальный характер, с беспощадной правдивостью свидетельствуя о распаде старых, патриархальных устоев и семейных связей под воздействием новых, буржуазных отношений, подтачивающих отживающие порядки.

Дмитрий Карамазов — чрезвычайно импонирующий писателю образ человека безудержных страстей, гордого и необузданного, и в то же время наделенного благородным и великодушным сердцем. В отличие от рационалиста Ивана, тщательно анализирующего свои мысли и чувства, Дмитрий действует под влиянием страстей и порывов. Он романтик, поклонник Шиллера, которого взволнованно декламирует. В нем сочетаются и благородство, и великодушие, и в то же время душевная изломанность, необузданная чувственность — карамазовское наследие. Он одновременно оскорбляет любящую его Катерину Ивановну и охвачен неудержимой страстью к Грушеньке, видящей в нем своего обидчика. Он обвиняется в преступлении, которого не совершал, и готов идти на каторгу, чтобы «страданием очиститься».

Наиболее идейно и философски важен для понимания романа образ Ивана Карамазова. Иван Карамазов — сложная, противоречивая фигура. Он доходит до атеистического отрицания религии и, обращаясь к прошлому человечества, видит в нем лишь жестокость, страдания людей, несправедливость и угнетение. Он восстает против примирения с неизбежностью человеческих страданий, которая составляет сущность всякой религиозной морали.

Иван исходит из утверждения, что никакой ценой нельзя ни искупить, ни оправдать несправедливости человеческих страданий. Отсюда и его слова о слезе невинного ребенка, которая не может быть окуплена будущей гармонией. Но в результате такого абстрактно-этического подхода к вопросам социального порядка он приходит к нигилистическому отрицанию всякой нравственности, всяких идеалов.  Если невозможно установить всеобщую гармонию, если неизбежны слезы ребенка, то тогда естественно отрицание самого мира и логический вывод, что «все дозволено». Тем самым именно Иван становится идеологическим виновником убийства отца, толкает на это преступление своей нигилистической философией Смердякова, своего отрицательного двойника. Иван все время борется между полюсами добра и зла со свойственным Карамазовым остервенением или «безудержем», как говорит, сам Ф.М.Достоевский.  В конце концов, эти колебания и муки завершаются тяжелым психическим заболеванием. Смердяков — предел морального растления. Именно он и воспринимает нигилистическое учение Ивана, дает ему практическое применение, подло и зверски убивая своего отца. Смердяков питает лютую ненависть к людям, даже к родине, заявляя, что он ненавидит «всю Россию», соглашаясь с Федором Павловичем в том, что русский народ надо пороть. Смердяковщина — конечный этап карамазовщины, полное отрицание человеческого начала в жизни, предельный распад личности.

Алеша Карамазов — новая попытка Достоевского создать образ положительного героя, образ прекрасного, гармонического человека.

В «Братьях Карамазовых» Достоевский вывел замечательные женские образы — Грушеньки и Ктерины Ивановны. Страшный мир карамазовщины коснулся и их. Красота Грушеньки, ее человеческое достоинство унижены. Это изломало ее жизнь, озлобило против всего на свете, породило в ней внутреннюю боль и отчаяние. Ее любовь к Мите — это любовь-ненависть, в которой сочетаются и гордость, и озлобленность, и беззаветная преданность любимому человеку. Несчастна и ее соперница Катерина Ивановна, жизнь которой также исковеркана и погублена Митей Карамазовым.

Достоевский с гениальным проникновением в самые тайные закоулки человеческой психики показал болезненное, извращенное, злое и животное в человеке, изуродованном и отравленном властью собственнических отношений.

Мастерство Достоевского.

Особенностью творческого метода Достоевского являлось его проникновение в сложную и противоречивую диалектику характера человека. Достоевский — писатель-психолог. Он показывает своих героев в наиболее напряженные моменты их жизни, в сложных идейных и психологических коллизиях, в напряженной внутренней борьбе с самим собой. Характеры его героев  раскрываются в острых драматических ситуациях, неожиданных поступках, с особенной полнотой передающих душевные кризисы, потрясения, ранимость, а подчас и патологическую болезненность их психики. Значение Достоевского-художника в том, что он сумел в столкновении человеческих характеров передать важнейшие социальные и моральные коллизии и конфликты своей эпохи.

Роман Достоевского справедливо был назван  исследователями «идеологическим романом». Идеологические проблемы всегда в центре внимания автора, определяют не только идейное звучание его романов, но и их художественную структуру. Дело не только в тех спорах и диспутах, которые ведут его герои по вопросам философского, этического и политического порядка (хотя и это являлось весьма  существенной чертой художественного метода писателя), а и в столкновении характеров, в драматической напряженности действия.

Сам Достоевский определил свой творческий метод как «реализм в высшем смысле». Он создал характеры, не укладывающиеся в повседневные, обыденные рамки, показал исключительные сюжетные ситуации, далекие от будничного течения жизни.

Литература

1.Кулешов В. И. История русской литературы 19 века (70-90-е годы). М., “Высшая школа”., 1983.

2. История русской литературы 19 века. 1870-1890-е годы. Под ред. В. Н. Аношиной. М., 2001

3. История русской литературы  /Под ред. С. М. Петрова, 2-ое издание. Испр.и доп. М., 1978.

4.История русской литературы 19 века (2-ая половина)/ Под ред. проф. Н. И. Скатова. 2-е  издание, дораб. М., “Просвещение”, 1991.

5. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы). М., «Высшая школа», 2003

6.Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы. М., 1967

7.Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. М., 1985

8.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972

9.Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб.; М., 1993

10Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т.2

11.Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965

12.Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л., 1980

13.Днепров В.Д. Идеи. Страсти. Поступки: Из художественного опыта Достоевского. Л., 1978

14.Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971

15.Поспелов Г.Н. Творчество Достоевского. М., 1971

16.Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.


Лекция Творчество Ф.М.Достоевского (1821-1881)

Лекция Творчество Ф.М.Достоевского (1821-1881)

Макар Девушкин, Варенька Доброселова, студент

Макар Девушкин, Варенька Доброселова, студент

Макара Девушкина и других героев повести отличает «Бедных людей» от сатирической манеры

Макара Девушкина и других героев повести отличает «Бедных людей» от сатирической манеры

Бедных людей». «Хозяйка» встречена была резкой отповедью

Бедных людей». «Хозяйка» встречена была резкой отповедью

Кроме того, Достоевский преследовал еще одну цель: вернуться в большую литературу, добиться в ней прочного положения, а для того надо было прежде всего завоевать внимание…

Кроме того, Достоевский преследовал еще одну цель: вернуться в большую литературу, добиться в ней прочного положения, а для того надо было прежде всего завоевать внимание…

Он дает о себе знать и в отношении рассказчика к героям его летописи: слишком уж резок и бесцеремонен переход от наружной почтительности и славословия к…

Он дает о себе знать и в отношении рассказчика к героям его летописи: слишком уж резок и бесцеремонен переход от наружной почтительности и славословия к…

Замечательно, что если кто и понимает князя вполне, угадывает его замыслы и объясняет характер, так это не добродетельные герои, а

Замечательно, что если кто и понимает князя вполне, угадывает его замыслы и объясняет характер, так это не добродетельные герои, а

Единственной неразложившейся ценностью для героя «Записок…» остается абсолютная свобода воли личности, противостоящая столь же абсолютной несвободе мира

Единственной неразложившейся ценностью для героя «Записок…» остается абсолютная свобода воли личности, противостоящая столь же абсолютной несвободе мира

Раскольников чувствует, что как будто бы его ножницами отрезали от матери и сестры

Раскольников чувствует, что как будто бы его ножницами отрезали от матери и сестры

Раскольникову. Оба идут по одному пути, но

Раскольникову. Оба идут по одному пути, но

И вот Соня тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного разряда с

И вот Соня тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного разряда с

Настасьи Филипповны, но даже и для тех людей, как самовлюбленный и пустой генерал

Настасьи Филипповны, но даже и для тех людей, как самовлюбленный и пустой генерал

В «Идиоте» с особенной отчетливостью и завершенностью сказались принципы романа-трагедии, столь характерные для романов

В «Идиоте» с особенной отчетливостью и завершенностью сказались принципы романа-трагедии, столь характерные для романов

Катерину Ивановну и охвачен неудержимой страстью к

Катерину Ивановну и охвачен неудержимой страстью к

Несчастна и ее соперница Катерина

Несчастна и ее соперница Катерина

Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020