Лекция: «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы».
Цель методической разработки: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом, формирование читательской компетентности школьника, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Основные задачи:
Характеристика планируемых результатов:
Предметные:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
Успешное обучение невозможно без сформированности читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
Я задалась вопросом: какие методы и приемы можно использовать в своей работе для решения этих проблем? Во-первых, изменила методы и приёмы преподавания, организовала работу с учащимися таким образом, чтобы задания развивали читательскую грамотность, смысловое чтение. Во-вторых, в своей работе стала применять активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии:
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.
Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Задачи:
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
Задание 1. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто?
Кукла, морж, ветер, малыш, снег, картина, соловей, молния
Задание 2. Найди в каждой строке «лишнее» слово и подчеркни его.
Задание 3. «Лови ошибку».
(кто?) слон, (что?) зима, (что?) шофёр, (кто?) семья, (кто?) лилия.
Задание 4. Работа с текстом. Подготовка к списыванию.
Уже стемнело. На катке было светло, как днем. Все огни горели, играла музыка. На лед выезжали фигуристы, девочки и мальчики. В нарядных костюмах они катались под музыку.
Ответьте на вопросы словами из текста, подчеркните эти слова..
- Как вы думаете, в какое время суток всё это происходит? Где об этом говорится? (дети подчеркивают слово «стемнело»)
- Где происходит действие? («на катке»)
- Почему на катке было светло, как днем? («все огни горели»)
- Кто выезжал на лед? «фигуристы, мальчики и девочки»
- В каких костюмах они катались под музыку?
Задание 5. Прочитай текст.
Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком в темную елку. Вслед за этим разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.
- Определите тип текста.
- Отметьте изученные орфограммы.
- Какими словами автор описал березу?
- Назовите признаки осени.
- Основная тема текста.
- Есть ли в тексте сравнения?
Задание 6. Прочитай текст.
Светило яркое солнышко. Под сосной была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверь издал слабый звук. Из норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Они стали играть и перекатываться с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
- Определи тему текста.
- Сколько букв и звуков в словах второго предложения?
- Где была барсучья нора?
- Кто самый веселый?
- Найди слово, в котором все согласные звуки звонкие.
- Придумай продолжение из двух предложений.
Задание 7. Прочитайте текст, придумайте и напишите название. Определи тему текста.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Какие правила использовали?
Пахн…ет шерст…ю волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…нками.
Задание 8. Прочитайте текст. Определи тип текста.
- Разбери по составу выделенные слова.
- Составь схемы слов.
Ольга жила у бабушки. Бабушка Анна Петровна заставляла внучку рано вставать. Она учила её шить и любить всякий труд. Люди часто хвалили девочку за ловкость в работе. А Ольга всегда думала о своей бабушке.
Задание 9. Прочитай текст.
- Что необычного в тексте?
- Спиши, раскрой скобки.
В з...л...тые ...сенние дни готовились к ...тлету журавли. (По)кружились они над р...кой, над р...дным болотом. Вот (по)т...нулись птицы в д...лекие страны. На в...стоке (по)к...залась ранняя зорька.
Задание 10. Послушай текст. Выбери подходящую середину рассказа.
Рыбка и свисток.
К Виталику пришел его друг Сережа. В банке он увидел рыбку. ...... Дома Сережа радовался. Виталик грустил. Он смотрел на пустую банку. В руках у него был свисток. Но свисток его не радовал.
а) Наступил выходной день.
б) Сережа достал свисток. Виталик за свисток отдал ему рыбку.
в) Виталик достал корм. Мальчики вместе стали ее кормить.
Задание 11. Прочитай внимательно. Отгадай слова.
а)
Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
б)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
в)
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.
Задание 12. Прочитай. Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить.
Житель Москвы.
Свойство доброго человека.
Тот, кто богат на выдумки.
Женщина – повар.
Музыкант, играющий на скрипке.
Специалист по химии.
Смелый человек.
Любящий мечтать.
Жадная девочка.
Участник игры.
Задание 13. Послушай текст.
Щенок-непоседа.
У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал.
Как его звали? Догадайся и запиши: Бобик, Дружок или Тузик?
Задание 14. Прочитай текст. Найди 11 ошибок в тексте. Исправь.
Пруд ожил.
Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт у пруда.
Задание 15. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Лясы точить. |
Не покладая рук. |
Держать ухо востро. |
Держать язык за зубами. |
Сидеть сложа руки. |
Ворон считать. |
От рук отбиться. |
Своим горбом жить. |
На чужой шее сидеть. |
Держать в ежовых рукавицах. |
Задание 16. Рассмотри иллюстрацию, как ты думаешь, о чем будет данное стихотворение.
— Расскажите, журавли,
Как на том краю земли
Зимовали.
— Мы в далёкой стране
По родной стороне
Тосковали.
П.Воронько
- Определи основную мысль текста. Озаглавь текст.
- Обсуди свою точку зрения с другом. Посовещавшись, ответьте на вопрос: какие из предложенных пословиц отображают основную мысль стихотворения?
- Каким членом предложения в данном стихотворении является местоимение «мы»?
Задание 17. Прочитай.
Деревья, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В.Берестов
- Какова тема стихотворения?
- Какова главная мысль этого стихотворения?
- Подумай и отметь те иллюстрации, которые отражают главную мысль.
- Подчеркни личные местоимения. Устно определите их число и лицо.
Задание 18. Прочитай. Озаглавьте текст. Определи основную мысль текста.
В парах разделите текст на смысловые части и составьте план.
1. В воскресенье мы пришли в
зоопарк. 2. В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала. 3. У
клетки стоял павлин. Павлин распушил свой красивый3 хвост. 4. Мы вошли в
здание. Здание было большое и тёплое. 5. Здесь жил старый слон. Слон обедал.
Сначала слон съел морковь, потом принялся за сено3. 6. Тане понравились
лохматые яки. Яки жевали сено.
Г.Снегирёв
- Найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением.
Задание 19. Прочитай. Озаглавь текст.
Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенел. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетел и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.
За камнями жил пингвин - забияка. он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся.
- Придумай вопросы для своего друга, которые помогут раскрыть смысл текста.
- Разделите текст на смысловые части, составьте план.
- К какой из частей подходит данная иллюстрация?
- Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
Задание 20. Прочитайте. Поставьте предложения в правильной последовательности, чтобы получился связный текст. Назовите сказку.
1.Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата,
приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши,
косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. 2.Хихикнули
молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки
зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие
волчьих зубов. 3.— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? 4.Не было
ещё, чтобы заяц не боялся никого. 5.Очень уж смешной заяц! 6.Это уж
выходило совсем забавно. 7.Ах, какой смешной! 8.Начали
кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума
сошли. 9.И всем вдруг сделалось весело. 10.— И волка
не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!
Д.Мамин-Сибиряк
- Обсуди свою точку зрения с другом. Посовещавшись с товарищем, ответьте на вопрос: чему учит данная сказка?
Дополнительное задание, связанное с темой урока «Повторение»: найдите в предложениях глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.
Задание 21. Рассмотрите рисунок, придумайте заглавие.
- Прочитай стихотворение.
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка - сноп зеленых свечек,
Мох - зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел...
- Соответствует ли придуманное вами название по иллюстрации стихотворению? Почему, какие слова подтверждают это.
- В чем сходство и различие глаголов в первом предложении. По каким признакам вы определили число глаголов?
См. продолжение. Задания 22–40
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.