Учебник — это книга, при чтении
которой вырастает много мыслей
там, где раньше росла одна...
Элберт Хаббарт
Информация к обсуждению:
1.Первая группа осваивает все методично и последовательно, в ущерб своему здоровью и свободному времени.
2.Вторая группа учеников, которые понимают, что освоить все целиком не могут (потому что нет времени, нет соответствующих умений и знаний, нет желания и т.д.)
Вопросы для размышления:
1.Всё ли содержание учебников такое бесценное, что должно быть выучено «от корки до корки»?
2.Какие минимальные блоки содержания необходимо знать предельно точно и полно, какие введены для понимания, а какие, при желании, можно опустить?
3. Могут ли ученики сами классифицировать информацию в учебнике?
4.Осознаем ли мы сами это?
Задания для закрепления:
Что должно безоговорочно, надолго отложиться в долговременной памяти учащихся, а что нет?
Какие навыки необходимо довести до автоматизма?
С чем можно познакомить «для общего развития»?
Совет: ориентируйтесь, пожалуйста, не только на свой опыт, а согласуйте его с имеющимся образовательным стандартом по вашему предмету.
Давайте задумаемся…
• прочитать параграф?
• выучить параграф наизусть?
• уметь пересказать содержание параграфа?
• понимать главную мысль, выраженную в данном параграфе?
• уметь отвечать на вопросы после параграфа?
• проанализировать параграф по определенному плану?
• сделать краткий конспект параграфа?
Что должны делать ученики?
Информация по сути вопроса
Учебник —книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.
Первые учебники
Первые учебные книги возникли еще в глубокой древности.
Шумерийские глиняные таблички с учебными текстами появились 4,5 тыс. лет назад.
Первым русским печатным учебником была азбука, изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574 году.
Особый интерес для разработки современного взгляда на учебник представляют учебники К.Д. Ушинского(«Родное слово»)
Какой учебник не нужен современной школе, но чаще всего используется в ней?
«Плохой учебник — это учебник, который изобилует однотипными тренировочными репродуктивными заданиями, в котором нет места творчеству, сомнению, другому мнению... Это учебник, который предполагает в ученике только своего воспроизводителя (т.е. воспроизводителя учебника), послушного и прилежного исполнителя»
Хороший учебник, по мнению учителей и методистов, должен быть:
снабжен богатым дидактическим материалом;
комплектным;
согласованным с программой;
логически связанным с другими предметами;
доступным;
обладающим удобной структурой;
современным;
красочно оформленным;
ориентированным на среднего ученика;
удачного формата
«Идеальным» можно считать учебник:
- с диагностично сформулированными целями
с дидактически отработанным содержанием
с четким воплощением в тексте учебника принятой технологии обучения
В.П.Беспалько
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.