Лекция: «Музыка - как средство воспитания детей».
«Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ». Стендаль.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность
познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые
знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия,
которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития
творчества человека в особенности личности ребенка. Людям нужны все виды
музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического
оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат…” –
писал Д. Д. Шостакович. Музыкальное воспитание связывается
с общими культурными и нравственными вопросами. Учеными доказано, чем
больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует.
Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное
состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может
управлять человеческим настроением. Внутри каждого человека звучит музыка.
В древности считалось, что музыка родилась вместе с сотворением мира.
А человек рождается и попадает в мир музыки, только кто-то
забывает о существовании такого мира, а кто-то развивает свои
способности и остается в нём. Из глубокой древности дошли до нас
свидетельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские
фрески и другие памятники далёких времён сохранили для нас изображения
музыкантов. Большое значение для последующих времен имела музыка Древней
Греции. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их,
аккомпанируя себе на лире и кифаре — струнных инструментах отдаленных
предках современной арфы (в последствии лира стала своего рода эмблемой музыки
и вообще искусства). Бога Аполлона, покровителя искусства, греки обычно
изображали с кифарой. Древние греки первые в истории создали теорию
воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти
принципы развивали в политико-этических трактатах Платон
и Аристотель. Мыслитель и философ Платон в своих книгах
“Государство” и “Законы” отводит первую (среди других искусств) роль музыке
в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного
и уравновешенного человека, то есть идеального гражданина. Философ
и мыслитель Аристотель судит о назначении музыки много шире,
утверждая, что она должна служить не одной, а нескольким целям и с
пользой применяться: «1. ради воспитания, 2. ради очищения, 3. ради
интеллектуального развития, то есть ради успокоения и отдохновения от
напряженной деятельности»… Он говорит: «…Музыка способна оказать известное
воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими
свойствами. То очевидно, она должна быть включена в число предметов
воспитания молодёжи». Цели школьной системы образования в Афинах были
направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных
и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек -
центральная тема древнегреческого искусства. Аристофан, характеризуя лучших
людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах
и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане
музыкально образованные. Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю
область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Современные
психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только
благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать
любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать
и понимать её содержание, развить фантазию и воображение. Взаимосвязь
и взаимозависимость прогрессивных изменений личности
и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом,
интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями
в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики
музыкального воспитания - это Б. В. Асафьев,
Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая,
Б. М. Теплов и др. Большое значение развитию слуха, как основы
воспитания любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского). Без
музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального
воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства
вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения
с ней. В связи с этим первостепенной задачей следует считать
интенсивное развитие музыкального восприятия у детей. Музыка занимает особое,
уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой
этого вида искусства. Музыку называют “зеркалом души человеческой”,
”эмоциональным познанием”. Б. М. Теплов писал: ”музыка отражает
отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом
человеке. А наше отношение - это как известно наши эмоции. Значит,
эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых
эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. У каждого есть
слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер,
настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять
эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее
и плохое. Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие
понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие
художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать
эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону
души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания. По
выражению Д. Шостаковича: “Музыка - прекрасный своеобразный язык, который
сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный
ритм”. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение
какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать,
рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать
отмечать динамическое развитие образов. Постепенно вырабатывается музыкальный
вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания
становятся более тонкими и разнообразными. Восприятие музыки тесно связано
с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности,
сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать. Музыкальные занятия
познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус
детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные
качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. Роль
музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна:
в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом
и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку
влияет на самые тонкие душевные струны. «Любите и изучайте великое
искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете
в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых
тонах и красках».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.