Информационная база финансового анализа
Основным источником информации для проведения финансового анализа служит финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия. Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния предприятия - это документы бухгалтерской отчетности. Они включают:
- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
- форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
- форму № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;
Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности - это следствие выполнения таких требований, как:
- полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в текущем году;
- правильность отнесения доходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением о бухгалтерском учете ;
- тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;
- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности. Основой бухгалтерской отчетности предприятия является бухгалтерский баланс, который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов предприятия. В ней отражено его финансовое состояние на день составления по сравнению с началом отчетного года. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства.
Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации, представленной в балансе, внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной фирмой как с партнером; оценить кредитоспособность фирмы как заемщика; оценить целесообразность приобретения ее акций и активов.
Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает в себя следующие разделы: движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения, полученные и выданные; амортизируемое имущество; движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; финансовые вложения; затраты, произведенные предприятия, -- расшифровкой отдельных прибылей и убытков и др.
Собственники предприятия и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности.
В первую очередь это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия. В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются следующие позиции:
1. Товарооборот (реализованная продукция), складывающийся из суммы продаж товаров и услуг собственного производства и закупленных на стороне, за вычетом складируемой продукции и незавершенного производства.
2. Затраты (издержки продаж и реализации продукции) на приобретение перепродаваемых продуктов и услуг, на изготовление реализуемых продуктов и услуг, расходы по сбыту, административные расходы.
3.Прибыль от реализации, получаемая при вычитании полных затрат из товарооборота.
4. Поступления и убытки от инвестиционной деятельности, состоящие из прибыли по акциям предприятия, прибыли от инвестиций, процентов уплаченных, списанных инвестиций, процентов, полученных по предоставленным клиентам кредитам и по счетам в банках.
5. Прибыль (убыток) до налогообложения, включающая прибыль от реализации, поступления (или убыток) от инвестиционной деятельности и сальдо нереализационных операций.
6. Налог на прибыль от основной деятельности.
7.Чрезвычайные доходы и расходы, которые включают вес непредвиденные операции. По статье «Чрезвычайные доходы», в частности, могут быть отражены суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, подлежащие получению или полученные предприятием, а также стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов. По статье «Чрезвычайные расходы» отражаются, например, стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств и пр.
8. Чистая прибыль (или убытки) за отчетный период.
Справочно к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах, приходящихся на одну акцию. В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, полученных (выявленных) фирмой в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года.
Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности фирмы, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.
Таким образом, финансовое состояние предприятия - способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность и рассчитываться по своим обязательствам. Финансовое состояние предприятия отражает результаты его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Анализ финансового состояния позволяет определить место на рынке каждого анализируемого предприятия и оценить общую экономическую ситуацию в стране, регионе или отрасли.
Финансовый анализ состояния предприятия состоит из анализа платежеспособности, ликвидности, рентабельности, деловой активности и финансовой устойчивости. Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния предприятия - это документы бухгалтерской отчетности. Они включают:
- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.