Оценка и динамика формирования доходов от реализации товаров (работ, услуг)
Для проведения анализа оптового товарооборота необходима система аналитических коэффициентов, характеризующих с разных сторон состояние и развитие товарооборота. Основные обще оценочные показатели, используемые для оценки выполнения плана и динамики оптовой реализации ЗАО «Геркулес», представленные системой показателей.
Таблица 1 - Основные показатели анализа формирования доходов от реализации товаров на ЗАО «Геркулес».
Показатели |
Алгоритм расчета |
Значение |
Отклонения от пред., года, тыс. руб. |
|
Предыдущий год 2018 |
Отчетный год 2019 |
|||
Процент выполнения плана оптовой реализации (%) |
Тф\Тпл*100% |
100,48 |
100,46 |
-0,02 |
Абсолютное отклонение (ΔТ), (тыс. руб.) |
ΔТ=Тф-Тпл |
158,67 |
165,73 |
+7,06 |
Удельный вес отдельной группы товаров (d), (%) |
di = Ti\Тобщ *100%,
где Ti - оптовый товарооборот отдельной группы товаров (в разрезе ассортимента) Тобщ - общий объем оптовой реализации |
|
|
|
Молоко: |
|
50,0 |
51,30 |
+ 1,30 |
Кисломолочные продукты: |
|
33,10 |
30,80 |
-2,30 |
Сырково- Творожная продукция: |
|
12,10 |
14,40 |
+2,30 |
Полуфабрикаты: |
|
2,60 |
2,10 |
-0,50 |
Мороженое: |
|
2,20 |
1,40 |
-0,80 |
Темп прироста товарооборота (ТП) |
ТП=% выполнения плана товарооборота-100% |
+0,48 |
+0,46 |
-0,02 |
Коэффициент напряженности плана реализации (Кн) |
Кн=Тпл\Тнорм*100% Тнорм=S*Tsннорм, где Тнорм - нормативное значение товарооборота; S - торговая площадь; Tsннорм - товарооборот на 1 м2 торговой площади по нормативу (устанавливается предприятием самостоятельно) |
0,29 |
0,28 |
-0,01 |
Темп изменения (ТИ), (%) |
ТИ ∑Р1\∑р n-1*100%, где Р - объем реализации за отчетный период; Рп-1 - объем реализации за предыдущий отчетный период |
- |
111,04 |
- |
Темп прироста (Δt), (%) |
Δt=ТР-100%, Где ТР –темп роста |
- |
11,04 |
- |
Среднегодовой темп роста (Тср) |
Тсс= где Тn - объем продаж в следующем году; Nо - объем продаж первого года анализируемого периода |
- |
1,05 |
- |
Товарооборот в сопоставимых ценах (тыс. руб.) |
Т / с =Тф/Iц, где Iц - индекс цен |
- |
29219,66 |
- |
Коэффициент ассортиментности (КВПА) |
где Ти - объем продаж товарной группы; n - количество товарных групп |
0,011 |
0,005 |
-0,006 |
Потери от невыполнения плана по ассортименту (∑ПА), (тыс. руб.) |
|
-32210,49 |
-36193,12 |
-3982,63 |
Коэффициент ритмичности выполнения плана оптовой реализации (Кр) |
|
0,930 |
0,994 |
0,064 |
Коэффициент равномерности выполнения плана оптовой реализации (Кравн) |
13.1 К=100-V 13.2 13.3 где V - коэффициент вариации; - среднееквадратичное отклонение; х - сумма реализации зао i-период; - среднее (среднеарифметическое) значение реализации; п - число отчетных периодов |
93,50 |
94,70 |
+1,20 |
Сумма потерь от неравномерного выполнения плана реализации (∑ ПН) (тыс. руб.) |
|
-2127,81 |
-1927,02 |
+200,79 |
Коэффициент обновления товарного ассортимента (Кобновл) |
Кобновл=АН/А*100, Где Ан - количество новых наименований товаров, реализованных в отчетном периоде; А - количество наименований товаров, которые предлагает предприятие |
3,16 |
1,61 |
-1,55 |
Запасоемкость товарооборота (Зе) |
Зе = где - средний товарный запас за анализируемый период |
0,19 |
0,16 |
-0,03 |
Фондоемкость товарооборота (Fe) |
где - средняя стоимость основных средств за анализируемый период, |
0,18 |
0,19 |
+0,01 |
Ресурсоемкость товарооборота (Ре) |
где - среднегодовая стоимость основных средств; - среднегодовая стоимость оборотных активов; РОТ - расходы на оплату труда |
0,42 |
0,41 |
-0,01 |
Рассмотрев в таблице 2.3.1 основные обще оценочные показатели предприятия ЗАО «Геркулес», можно сделать следующие выводы: выполнение плана оптовой реализации составляет 100,48% за предыдущий год и 100,46% за отчетный год, то есть присутствует тенденция незначительного перевыполнение плана, но отметим , что произошло снижение этого процента на 0,02% в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Абсолютное отклонение выполнения плана в предыдущем году составляет 158,67 тыс. руб., А в отчетном году 165,73 тыс. руб., Отклонения этих показателей составляет +7,06 тыс. руб. Рассмотрев основные товарные группы данного предприятия, следует уделить внимание удельном весе каждой группы. Так, удельный вес молока в общем объеме реализации составляет 50,0% в предыдущем и 51,3% в отчетном годах. Следует сказать, что этот процент вырос на 1,30% по сравнению с предыдущим годом. Удельный вес кисломолочных продуктов предыдущего и отчетный годы составляет 33,10% и 30,80% соответственно. Данный процент снизился на 2,30%. Сырково-творожная продукция занимает 14,40% в отчетном году и 12,10% в предыдущем году, этот показатель вырос на 2,30%. Полуфабрикаты составляют предыдущего и отчетный годы 2,60% и 2,10% соответственно. Видим, что удельный вес данной группы товаров в общем объеме реализации имеет тенденцию снижения, что составляет 0,5%. Удельный вес последней группы товаров, мороженого, составляет за предыдущий год 2,20% и за отчетный год 1,40%, этот процент снизился на 0,80%. Следует определить, что наибольший удельный вес в общем объеме товаров имеет молоко, а наименьшую - мороженое. Такая тенденция сложилась из-за необдуманной ценовую политику на полуфабрикаты, мороженое, а также через край нерегулярное поставки товаров данных групп на склад предприятия. Темп прироста товарооборота составляет за предыдущий год 0,48%, а отчетный год 0,46%, отклонение составляет 0,02%. Коэффициент напряженности плана реализации за предыдущий и отчетный годы составил 0,25 и 0,28 соответственно. Отклонение составляет 0,03. Темп изменения составляет 111,04%. Темп прироста составляет + 11,04%. Среднегодовой темп роста составляет 1,05 тыс. руб. Товарооборот в сопоставимых ценах составляет 29219,66 тыс. Руб. Коэффициент ритмичности выполнения плана оптовой реализации составляет 0,994 за отчетный год и 0,93 за предыдущий год, отклонения 0,064 показывает, что при отчетный год ритмичность выполнения плана приближается к идеальному значению данного показателя, а именно 1. Коэффициент ассортиментности за отчетный год составляет 0,005, а за предыдущий год - 0,011. Эти значения показывают, что за отчетный год состоялось выполнения плана по меньшему количеству ассортиментных групп, чем в предыдущем году. Потери от невыполнения плана по ассортименту в отчетном году составили 36193,12 тыс. руб., А в предыдущем - 32210,49 тыс. руб., Отклонение составляет -3982,63 тыс. руб.. Коэффициент равномерности выполнения плана оптовой реализации в отчетном году составил 94,70 по сравнению с предыдущим годом 93,50, отклонение составляет + 1,20, что означает более равномерное выполнение плана в отчетном году. Но сумма потерь от неравномерного выполнения плана за предыдущий год составляет 2127,81 тыс. руб., А за отчетный год - 1927,02, отклонение составляет +200,79 тыс. руб. Наблюдается уменьшение потерь от неравномерного выполнения плана в отчетном периоде. Коэффициент обновления товарного ассортимента в предыдущем и отчетном периоде составляет 3,16 и 1,61, отклонение составляет - 1,55. Отметим, что это довольно низкий коэффициент обновления, предприятию необходимо чаще просматривать ассортимент товаров, выявлять непопулярные позиции товаров. Запасоемкость товарооборота за отчетный и предшествующий периоды составляет 0,19 и 0,16, отклонение составляет 0,03. Фондоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,18, а за отчетный 0,19, отклонение составляет 0,01. Ресурсоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,42, а за отчетный 0,41, отклонение 0,01. Информация об удельном весе каждой товарной группы в общем объеме реализации за отчетный период более наглядно представлена на рисунке. Ресурсоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,42, а за отчетный 0,41, отклонение 0,01. Информация об удельном весе каждой товарной группы в общем объеме реализации за отчетный период более наглядно представлена на (рис. 2.3.2).
Рисунок 2.3.1 Удельный вес отдельных товаров в общем объеме реализации
за отчетный период,%.
Отчетные периоды |
Факт за предыдущий, год |
Факт за отчетный год |
Отклонение от предыдущего года |
Темп изменения,% |
Январь |
2745,14 |
3014.86 |
+269,72 |
109,80 |
Февраль |
2757,18 |
3066,96 |
+309,78 |
111,20 |
Март |
2348,19 |
3059,95 |
+711,76 |
130,30 |
1 квартал |
7850,51 |
9141,77 |
+1291,26 |
116,40 |
Апрель |
2567,15 |
3058,98 |
+491,83 |
119,20 |
Май |
2915,47 |
3019,26 |
+ 103,79 |
103,60 |
Июнь |
2847,56 |
3448,55 |
+600,99 |
121,10 |
2 квартал |
8330,18 |
9526,79 |
+ 1196,61 |
114,40 |
1полугодие пполугодие |
16180,69 |
18668,56 |
+2487,87 |
115,40 |
Июль |
2994,16 |
3115,33 |
+ 121,17 |
104,0 |
Август |
2985,66 |
2954,32 |
-31,34 |
98.95 |
Сентябрь |
2694,51 |
3058,41 |
+363,90 |
113,50 |
3 квартал |
8674,33 |
9128,06 |
+453,73 |
105,20 |
9 месяцев |
24855,02 |
27796,62 |
+2941,60 |
111,80 |
Октябрь |
2579,73 |
2909,32 |
+329.59 |
112,80 |
Ноябрь |
2758,25 |
2709,49 |
-48.76 |
98,20 |
Декабрь |
2701,23 |
3109,15 |
+407,92 |
115,10 |
4 квартал |
8039,21 |
8727,96 |
+688,75 |
108,60 |
2 полугодие полугодие |
16713,54 |
17856,02 |
+1142,48 |
106,80 |
Год |
32894,23 |
36524,58 |
+3630,35 |
111,0 |
Таблица 2.3.2 – Анализ оптового товарооборота по отчетным периодам ЗАО «Геркулес» тыс. руб.
Информация, приведенная в таблице 2.3.2 свидетельствует о том, что в отчетном году предприятие реализовало товаров на сумму 36524,58 тыс. руб., Что выше уровня предыдущего года на 3630,35 тыс. руб., Или темп роста составил 11%. Наиболее существенные отклонения от предыдущего года замечены в марте, апреле и июле, что составляет +711,76 тыс. руб., 491,83 тыс. руб., 600,99 тыс. руб. соответственно. Только в августе и ноябре наблюдался незначительный спад объема реализации по сравнению с предыдущим годом, -31,34 тыс. руб. и 48,76 тыс. руб. соответственно. Следует отметить, что объем продаж по всем кварталам был выше уровня предыдущего года по всем кварталам. В целом, за первое полугодие отчетного года предприятие достигло 115,40%, а за второе соответственно 106,80%. Все кварталы отчетного года характеризуются положительными сдвига в динамике. Это стало возможным благодаря повышению объема продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Рост товарооборота можно объяснить повышением покупного спроса (в результате грамотно проведенной рекламной компании, эффективных мотивационных программ для менеджеров по продажам). Таким образом, предприятие смогло реализовать 111,0% товаров, проданных в предыдущем году. Для более глубокого изучения объема товарооборота торгового предприятия изучают изменение удельного веса каждого квартала в общем объеме товарооборота, ритмичность развития реализации товаров, (табл. 2.3.3, 2.3.4).
Таблица 2.3.3 – Ритмичность развития реализации товаров торгового предприятия ЗАО «Геркулес», тыс. руб.
Кварталы |
Факт за пред., год |
Отчетный год |
Отклонение |
В% к пред. году |
|||
план |
факт |
% Испол. плана |
от пред. года |
от плана |
|||
1 |
7850,51 |
8850,60 |
9141,77 |
103,30 |
+ 1291,26 |
+291,17 |
116,40 |
2 |
8330,18 |
9436,50 |
9526,79 |
101,0 |
+1196,61 |
+90,29 |
114,40 |
3 |
8674,33 |
9289,75 |
9128,06 |
98,30 |
+453,73 |
-161,69 |
105,20 |
4 |
8039,21 |
8782,0 |
8727,96 |
99,40 |
+688,75 |
-54.04 |
108,60 |
всего |
32894,23 |
36358,85 |
36524,58 |
100,50 |
+3630,35 |
+ 165,73 |
111,0 |
Таким образом, данные, приведенные в таблице 2.3.3 свидетельствуют о том, что план по товарообороту был выполнен лишь в двух первом и втором кварталах отчетного периода 103,30% и 101,0% соответственно, а в двух следующих третьем и четвертом кварталах план был не выполнен 98,30% и 99,40% соответственно. Но предприятие не унесло потерь благодаря тому, что два первых квартала перекрыли невыполнение плана в двух следующих кварталах, поэтому предприятие получило на 165,73 тыс. руб. больше, чем планировалось. В целом по предприятию степень выполнения плана составляет 100,50%. Ситуацию, которая сложилась можно объяснить недостаточно равномерным планированием судьбы продажу каждого квартала.
Таблица 2.3.4 – Информация об удельном весе реализации каждого квартала в общем объеме продаж торгового предприятия ЗАО «Геркулес»,%
Кварталы |
Факт за пред., год |
Отчетный год |
Отклонение |
||
план |
факт |
от пред., года |
от плана |
||
1 |
23,90 |
24,30 |
25,0 |
+ 1,10 |
+0,70 |
2 |
25,30 |
25,90 |
26,10 |
0,80 |
+0,20 |
3 |
26,40 |
25,60 |
25,0 |
-1,40 |
-0,60 |
4 |
24,40 |
24,20 |
23,90 |
-0,50 |
-0,30 |
всего: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Анализ данных, приведенных в таблице 2.3.4, показал, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом произошли незначительные структурные сдвиги в удельном весе каждого квартала года. Удельный вес первого квартала в общем объеме составила 25,0% при плановом показателе 24,30%, что является высшим уровня предыдущего года на 1,10%. Наибольший удельный вес второго квартала составляет 26,10%, что является высшим планового показателя на 0,20%, а уровня предыдущего года на 0,80%. Судьба третьего квартала составила 25,0%, что ниже планового показателя на 0,60%, и ниже уровня предыдущего года на 1,40%. Низкий удельный вес четвертого квартала - 23,90%, что ниже плана на 0,30% и по сравнению с предыдущим годом на 0,50%. Следует отметить довольно равномерное планирования удельного веса реализации каждого квартала.
Основное назначение оптовых торговых предприятий - это обеспечение предприятий розничной торговли, предприятий общественного питания и других предприятий, организаций и учреждений всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. В связи с этим изучают степень выполнения плана и динамику по отдельным товарным группам и товарам, выполнение ассортиментного перечня, способность удовлетворить спрос покупателей на отдельные виды товара. Динамика оптовой реализации товаров в разрезе товарных групп и товаров данного торгового предприятия представлена в (табл. 2.3.5).
Таблица 2.3.5 – Анализ объема торгового предприятия ЗАО «Геркулес» в разрезе товарных групп, тыс. руб.
Товары и товарные группы |
Факт за пред., год |
Отчетный год |
% Испол. плана |
Отклонение |
||
план |
факт |
от плана |
от пред. года |
|||
Молоко |
16453,86 |
18321,94 |
18754,65 |
102,40 |
+432,71 |
+2300,79 |
Кисломолочная продукция: |
|
|
|
|
|
|
кефир |
2168,76 |
2373,50 |
2380,60 |
100,30 |
+7,10 |
+211,84 |
ряженка |
1886,20 |
1980,0 |
2013,50 |
101,70 |
+33,50 |
+127,30 |
сметана |
1784,37 |
1793,40 |
1795,80 |
100,10 |
+2,40 |
+ 11,43 |
простокваша |
1778,90 |
1800,50 |
1799,30 |
99,90 |
-1,20 |
+20,40 |
сыворотка |
1668,60 |
1687,20 |
1598,50 |
94.70 |
-88,70 |
-70,10 |
йогурты |
1590,39 |
1598,0 |
1650,20 |
103,30 |
+52,20 |
+59,81 |
Сырково-Творожная продукция: |
|
|
|
|
|
|
творог |
963,0 |
1221,80 |
1250,10 |
102,30 |
+28,30 |
+287,10 |
творожные массы |
864,40 |
1021,80 |
1152,80 |
112,80 |
+131,0 |
+288,40 |
сыры рассольные |
762,10 |
1130,0 |
1054,60 |
93,30 |
-75,40 |
+292,50 |
сыры плавленые |
701,57 |
1120,70 |
910,17 |
81,20 |
-210,53 |
+208,60 |
сырки глазированные |
684,40 |
1114,99 |
892,98 |
80,10 |
-222,01 |
+208,58 |
полуфабрикаты: |
|
|
|
|
|
|
пельмени |
235.69 |
200,50 |
202,50 |
101,0 |
+2,0 |
-33,19 |
вареники |
192,50 |
180,60 |
189,60 |
105,0 |
+9,0 |
-2,90 |
блины |
160,30 |
115,10 |
130,60 |
113,50 |
+15,50 |
-29,70 |
тесто |
134,50 |
105,17 |
124,50 |
118,40 |
+ 19,33 |
10,0 |
котлеты |
140,46 |
92,08 |
118,38 |
128,6 |
+26,30 |
-22,08 |
мороженое: |
|
|
|
|
|
|
мороженое брикет |
190,80 |
140,30 |
146,30 |
104,30 |
+6,0 |
-44,50 |
мороженое стакан |
189,93 |
150,50 |
153,20 |
101,80 |
+2,70 |
-36,73 |
мороженое рожок |
165,40 |
110,40 |
111,60 |
101,10 |
+ 1,20 |
-53,80 |
мороженое семейное |
178,10 |
100,37 |
94,70 |
94,40 |
-5,67 |
-83,40 |
всего: |
32894,23 |
36358,85 |
36524,58 |
100,50 |
+165,73 |
+3630,35 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.