Лекция на тему: Оценка и динамика формирования доходов от реализации товаров (работ, услуг)
Оценка 4.7

Лекция на тему: Оценка и динамика формирования доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Оценка 4.7
doc
20.05.2021
Лекция на тему: Оценка и динамика формирования доходов от реализации товаров (работ, услуг)
6.doc

Оценка и динамика формирования доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Для проведения анализа оптового товарооборота необходима система аналитических коэффициентов, характеризующих с разных сторон состояние и развитие товарооборота. Основные обще оценочные показатели, используемые для оценки выполнения плана и динамики оптовой реализации ЗАО «Геркулес», представленные системой показателей.

Таблица 1 - Основные показатели анализа формирования доходов от реализации товаров на ЗАО «Геркулес».

Показатели

Алгоритм расчета

Значение

Отклонения от пред., года, тыс. руб.

Предыдущий год 2018

Отчетный год 2019

Процент выполнения плана оптовой реализации (%)

Тфпл*100%

100,48

100,46

-0,02

Абсолютное отклонение (ΔТ), (тыс. руб.)

ΔТ=Тфпл

158,67

165,73

+7,06

Удельный вес отдельной группы товаров (d), (%)

di = Tiобщ *100%,

 

где Ti - оптовый товарооборот отдельной группы товаров (в разрезе ассортимента)

Тобщ - общий объем оптовой реализации

 

 

 

Молоко:

 

50,0

51,30

+ 1,30

Кисломолочные продукты:

 

33,10

30,80

-2,30

Сырково- Творожная продукция:

 

12,10

14,40

+2,30

Полуфабрикаты:

 

2,60

2,10

-0,50

Мороженое:

 

2,20

1,40

-0,80

Темп прироста товарооборота (ТП)

ТП=% выполнения плана товарооборота-100%

+0,48

+0,46

-0,02


Коэффициент напряженности плана реализации (Кн)

Кнплнорм*100%

Тнорм=S*Tsннорм,

где Тнорм - нормативное значение товарооборота;

S - торговая площадь;

Tsннорм - товарооборот на 1 м2 торговой площади по нормативу (устанавливается предприятием самостоятельно)

0,29

0,28

-0,01

Темп изменения (ТИ), (%)

ТИ ∑Р1\∑р n-1*100%,

где Р - объем реализации за отчетный период;

Рп-1 - объем реализации за предыдущий отчетный период

-

111,04

-

Темп прироста (Δt), (%)

Δt=ТР-100%,

Где ТР –темп роста

-

11,04

-

Среднегодовой темп роста (Тср)

Тсс=

где Тn - объем продаж в следующем году;

Nо - объем продаж первого года анализируемого периода

-

1,05

-

Товарооборот в сопоставимых ценах (тыс. руб.)

Т / с =Тф/Iц,

где Iц - индекс цен

-

29219,66

-

Коэффициент ассортиментности

ВПА)

где Ти - объем продаж товарной

группы;

n - количество товарных групп

0,011

0,005

-0,006

Потери от невыполнения плана по ассортименту (∑ПА), (тыс. руб.)

-32210,49

-36193,12

-3982,63

Коэффициент ритмичности выполнения плана оптовой реализации

р)

0,930

0,994

0,064


 

Коэффициент равномерности выполнения плана оптовой реализации

равн)

13.1  К=100-V

13.2 

13.3 

где V - коэффициент вариации;

- среднееквадратичное отклонение;

х - сумма реализации зао i-период;

- среднее (среднеарифметическое) значение реализации;

п - число отчетных периодов

93,50

94,70

+1,20

Сумма потерь от неравномерного выполнения плана реализации (∑ ПН) (тыс. руб.)

-2127,81

-1927,02

+200,79

Коэффициент обновления товарного ассортимента

обновл)

КобновлН/А*100,

Где Ан - количество новых наименований товаров, реализованных в отчетном периоде;

А - количество наименований товаров, которые предлагает предприятие

3,16

1,61

-1,55

Запасоемкость товарооборота (Зе)

Зе =

где  - средний товарный запас за анализируемый период

0,19

0,16

-0,03

Фондоемкость товарооборота (Fe)

 

где - средняя стоимость основных средств за анализируемый период,

0,18

0,19

+0,01

Ресурсоемкость товарооборота (Ре)

где  - среднегодовая стоимость основных средств;

- среднегодовая стоимость оборотных активов;

РОТ - расходы на оплату труда

0,42

0,41

-0,01


Рассмотрев в таблице 2.3.1 основные обще оценочные показатели предприятия ЗАО «Геркулес», можно сделать следующие выводы: выполнение плана оптовой реализации составляет 100,48% за предыдущий год и 100,46% за отчетный год, то есть присутствует тенденция незначительного перевыполнение плана, но отметим , что произошло снижение этого процента на 0,02% в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Абсолютное отклонение выполнения плана в предыдущем году составляет 158,67 тыс. руб., А в отчетном году 165,73 тыс. руб., Отклонения этих показателей составляет +7,06 тыс. руб. Рассмотрев основные товарные группы данного предприятия, следует уделить внимание удельном весе каждой группы. Так, удельный вес молока в общем объеме реализации составляет 50,0% в предыдущем и 51,3% в отчетном годах. Следует сказать, что этот процент вырос на 1,30% по сравнению с предыдущим годом. Удельный вес кисломолочных продуктов предыдущего и отчетный годы составляет 33,10% и 30,80% соответственно. Данный процент снизился на 2,30%. Сырково-творожная продукция занимает 14,40% в отчетном году и 12,10% в предыдущем году, этот показатель вырос на 2,30%. Полуфабрикаты составляют предыдущего и отчетный годы 2,60% и 2,10% соответственно. Видим, что удельный вес данной группы товаров в общем объеме реализации имеет тенденцию снижения, что составляет 0,5%. Удельный вес последней группы товаров, мороженого, составляет за предыдущий год 2,20% и за отчетный год 1,40%, этот процент снизился на 0,80%. Следует определить, что наибольший удельный вес в общем объеме товаров имеет молоко, а наименьшую - мороженое. Такая тенденция сложилась из-за необдуманной ценовую политику на полуфабрикаты, мороженое, а также через край нерегулярное поставки товаров данных групп на склад предприятия. Темп прироста товарооборота составляет за предыдущий год 0,48%, а отчетный год 0,46%, отклонение составляет 0,02%. Коэффициент напряженности плана реализации за предыдущий и отчетный годы составил 0,25 и 0,28 соответственно. Отклонение составляет 0,03. Темп изменения составляет 111,04%. Темп прироста составляет + 11,04%. Среднегодовой темп роста составляет 1,05 тыс. руб. Товарооборот в сопоставимых ценах составляет 29219,66 тыс. Руб. Коэффициент ритмичности выполнения плана оптовой реализации составляет 0,994 за отчетный год и 0,93 за предыдущий год, отклонения 0,064 показывает, что при отчетный год ритмичность выполнения плана приближается к идеальному значению данного показателя, а именно 1. Коэффициент ассортиментности за отчетный год составляет 0,005, а за предыдущий год - 0,011. Эти значения показывают, что за отчетный год состоялось выполнения плана по меньшему количеству ассортиментных групп, чем в предыдущем году. Потери от невыполнения плана по ассортименту в отчетном году составили 36193,12 тыс. руб., А в предыдущем - 32210,49 тыс. руб., Отклонение составляет -3982,63 тыс. руб.. Коэффициент равномерности выполнения плана оптовой реализации в отчетном году составил 94,70 по сравнению с предыдущим годом 93,50, отклонение составляет + 1,20, что означает более равномерное выполнение плана в отчетном году. Но сумма потерь от неравномерного выполнения плана за предыдущий год составляет 2127,81 тыс. руб., А за отчетный год - 1927,02, отклонение составляет +200,79 тыс. руб. Наблюдается уменьшение потерь от неравномерного выполнения плана в отчетном периоде. Коэффициент обновления товарного ассортимента в предыдущем и отчетном периоде составляет 3,16 и 1,61, отклонение составляет - 1,55. Отметим, что это довольно низкий коэффициент обновления, предприятию необходимо чаще просматривать ассортимент товаров, выявлять непопулярные позиции товаров. Запасоемкость товарооборота за отчетный и предшествующий периоды составляет 0,19 и 0,16, отклонение составляет 0,03. Фондоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,18, а за отчетный 0,19, отклонение составляет 0,01. Ресурсоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,42, а за отчетный 0,41, отклонение 0,01. Информация об удельном весе каждой товарной группы в общем объеме реализации за отчетный период более наглядно представлена ​​на рисунке. Ресурсоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,42, а за отчетный 0,41, отклонение 0,01. Информация об удельном весе каждой товарной группы в общем объеме реализации за отчетный период более наглядно представлена ​​на (рис. 2.3.2).

Рисунок 2.3.1 Удельный вес отдельных товаров в общем объеме реализации

за отчетный период,%.

Отчетные периоды

Факт за предыдущий, год

Факт за отчетный год

Отклонение от предыдущего года

Темп изменения,%

Январь

2745,14

3014.86

+269,72

109,80

Февраль

2757,18

3066,96

+309,78

111,20

Март

2348,19

3059,95

+711,76

130,30

1 квартал

7850,51

9141,77

+1291,26

116,40

Апрель

2567,15

3058,98

+491,83

119,20

Май

2915,47

3019,26

+ 103,79

103,60

Июнь

2847,56

3448,55

+600,99

121,10

2 квартал

8330,18

9526,79

+ 1196,61

114,40

1полугодие пполугодие

16180,69

18668,56

+2487,87

115,40

Июль

2994,16

3115,33

+ 121,17

104,0

Август

2985,66

2954,32

-31,34

98.95

Сентябрь

2694,51

3058,41

+363,90

113,50

3 квартал

8674,33

9128,06

+453,73

105,20

9 месяцев

24855,02

27796,62

+2941,60

111,80

Октябрь

2579,73

2909,32

+329.59

112,80

Ноябрь

2758,25

2709,49

-48.76

98,20

Декабрь

2701,23

3109,15

+407,92

115,10

4 квартал

8039,21

8727,96

+688,75

108,60

2 полугодие полугодие

16713,54

17856,02

+1142,48

106,80

Год

32894,23

36524,58

+3630,35

111,0

Таблица 2.3.2 – Анализ оптового товарооборота по отчетным периодам ЗАО «Геркулес» тыс. руб.

 

Информация, приведенная в таблице 2.3.2 свидетельствует о том, что в отчетном году предприятие реализовало товаров на сумму 36524,58 тыс. руб., Что выше уровня предыдущего года на 3630,35 тыс. руб., Или темп роста составил 11%. Наиболее существенные отклонения от предыдущего года замечены в марте, апреле и июле, что составляет +711,76 тыс. руб., 491,83 тыс. руб., 600,99 тыс. руб. соответственно. Только в августе и ноябре наблюдался незначительный спад объема реализации по сравнению с предыдущим годом, -31,34 тыс. руб. и 48,76 тыс. руб. соответственно. Следует отметить, что объем продаж по всем кварталам был выше уровня предыдущего года по всем кварталам. В целом, за первое полугодие отчетного года предприятие достигло 115,40%, а за второе соответственно 106,80%. Все кварталы отчетного года характеризуются положительными сдвига в динамике. Это стало возможным благодаря повышению объема продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Рост товарооборота можно объяснить повышением покупного спроса (в результате грамотно проведенной рекламной компании, эффективных мотивационных программ для менеджеров по продажам). Таким образом, предприятие смогло реализовать 111,0% товаров, проданных в предыдущем году. Для более глубокого изучения объема товарооборота торгового предприятия изучают изменение удельного веса каждого квартала в общем объеме товарооборота, ритмичность развития реализации товаров, (табл. 2.3.3, 2.3.4).

Таблица 2.3.3 – Ритмичность развития реализации товаров торгового предприятия ЗАО «Геркулес», тыс. руб.

Кварталы

Факт за пред., год

Отчетный год

Отклонение

В% к пред. году

план

факт

% Испол. плана

от пред. года

от плана

1

7850,51

8850,60

9141,77

103,30

+ 1291,26

+291,17

116,40

2

8330,18

9436,50

9526,79

101,0

+1196,61

+90,29

114,40

3

8674,33

9289,75

9128,06

98,30

+453,73

-161,69

105,20

4

8039,21

8782,0

8727,96

99,40

+688,75

-54.04

108,60

всего

32894,23

36358,85

36524,58

100,50

+3630,35

+ 165,73

111,0

 

Таким образом, данные, приведенные в таблице 2.3.3 свидетельствуют о том, что план по товарообороту был выполнен лишь в двух первом и втором кварталах отчетного периода 103,30% и 101,0% соответственно, а в двух следующих третьем и четвертом кварталах план был не выполнен 98,30% и 99,40% соответственно. Но предприятие не унесло потерь благодаря тому, что два первых квартала перекрыли невыполнение плана в двух следующих кварталах, поэтому предприятие получило на 165,73 тыс. руб. больше, чем планировалось. В целом по предприятию степень выполнения плана составляет 100,50%. Ситуацию, которая сложилась можно объяснить недостаточно равномерным планированием судьбы продажу каждого квартала.

Таблица 2.3.4 – Информация об удельном весе реализации каждого квартала в общем объеме продаж торгового предприятия ЗАО «Геркулес»,%

Кварталы

Факт за пред., год

Отчетный год

Отклонение

план

факт

от пред., года

от плана

1

23,90

24,30

25,0

+ 1,10

+0,70

2

25,30

25,90

26,10

0,80

+0,20

3

26,40

25,60

25,0

-1,40

-0,60

4

24,40

24,20

23,90

-0,50

    -0,30

всего:

100,0

100,0

100,0

-

-

 

Анализ данных, приведенных в таблице 2.3.4, показал, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом произошли незначительные структурные сдвиги в удельном весе каждого квартала года. Удельный вес первого квартала в общем объеме составила 25,0% при плановом показателе 24,30%, что является высшим уровня предыдущего года на 1,10%. Наибольший удельный вес второго квартала составляет 26,10%, что является высшим планового показателя на 0,20%, а уровня предыдущего года на 0,80%. Судьба третьего квартала составила 25,0%, что ниже планового показателя на 0,60%, и ниже уровня предыдущего года на 1,40%. Низкий удельный вес четвертого квартала - 23,90%, что ниже плана на 0,30% и по сравнению с предыдущим годом на 0,50%. Следует отметить довольно равномерное планирования удельного веса реализации каждого квартала.

Основное назначение оптовых торговых предприятий - это обеспечение предприятий розничной торговли, предприятий общественного питания и других предприятий, организаций и учреждений всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. В связи с этим изучают степень выполнения плана и динамику по отдельным товарным группам и товарам, выполнение ассортиментного перечня, способность удовлетворить спрос покупателей на отдельные виды товара. Динамика оптовой реализации товаров в разрезе товарных групп и товаров данного торгового предприятия представлена ​​в (табл. 2.3.5).

Таблица 2.3.5 – Анализ объема торгового предприятия ЗАО «Геркулес»  в разрезе товарных групп, тыс. руб.

Товары и товарные группы

Факт за пред., год

Отчетный год

% Испол. плана

Отклонение

план

факт

от плана

от пред. года

Молоко

16453,86

18321,94

18754,65

102,40

+432,71

+2300,79

Кисломолочная продукция:

 

 

 

 

 

 

кефир

2168,76

2373,50

2380,60

100,30

+7,10

+211,84

ряженка

1886,20

1980,0

2013,50

101,70

+33,50

+127,30

сметана

1784,37

1793,40

1795,80

100,10

+2,40

+ 11,43

простокваша

1778,90

1800,50

1799,30

99,90

-1,20

+20,40

сыворотка

1668,60

1687,20

1598,50

94.70

-88,70

-70,10

йогурты

1590,39

1598,0

1650,20

103,30

+52,20

+59,81

Сырково-Творожная продукция:

 

 

 

 

 

 

творог

963,0

1221,80

1250,10

102,30

+28,30

+287,10

творожные массы

864,40

1021,80

1152,80

112,80

+131,0

+288,40

сыры рассольные

762,10

1130,0

1054,60

93,30

-75,40

+292,50

сыры плавленые

701,57

1120,70

910,17

81,20

-210,53

+208,60

сырки глазированные

684,40

1114,99

892,98

80,10

-222,01

+208,58

полуфабрикаты:

 

 

 

 

 

 

пельмени

235.69

200,50

202,50

101,0

+2,0

-33,19

вареники

192,50

180,60

189,60

105,0

+9,0

-2,90

блины

160,30

115,10

130,60

113,50

+15,50

-29,70

тесто

134,50

105,17

124,50

118,40

+ 19,33

10,0

котлеты

140,46

92,08

118,38

128,6

+26,30

-22,08

мороженое:

 

 

 

 

 

 

мороженое брикет

190,80

140,30

146,30

104,30

+6,0

-44,50

мороженое стакан

189,93

150,50

153,20

101,80

+2,70

-36,73

мороженое рожок

165,40

110,40

111,60

101,10

+ 1,20

-53,80

мороженое семейное

178,10

100,37

94,70

94,40

-5,67

-83,40

всего:

32894,23

36358,85

36524,58

100,50

+165,73

+3630,35

 

 


Оценка и динамика формирования доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Оценка и динамика формирования доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Коэффициент напряженности плана реализации (Кн)

Коэффициент напряженности плана реализации (Кн)

Коэффициент равномерности выполнения плана оптовой реализации (К равн ) 13

Коэффициент равномерности выполнения плана оптовой реализации (К равн ) 13

Ресурсоемкость товарооборота (Р е ) где - среднегодовая стоимость основных средств; - среднегодовая стоимость оборотных активов;

Ресурсоемкость товарооборота (Р е ) где - среднегодовая стоимость основных средств; - среднегодовая стоимость оборотных активов;

Рассмотрев в таблице 2.3.1 основные обще оценочные показатели предприятия

Рассмотрев в таблице 2.3.1 основные обще оценочные показатели предприятия

Отклонение составляет 0,03. Темп изменения составляет 111,04%

Отклонение составляет 0,03. Темп изменения составляет 111,04%

Ресурсоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,42, а за отчетный 0,41, отклонение 0,01

Ресурсоемкость товарооборота составляет за предыдущий год 0,42, а за отчетный 0,41, отклонение 0,01

Октябрь 2579,73 2909,32 +329

Октябрь 2579,73 2909,32 +329

Таблица 2.3.3 – Ритмичность развития реализации товаров торгового предприятия

Таблица 2.3.3 – Ритмичность развития реализации товаров торгового предприятия

Анализ данных, приведенных в таблице 2

Анализ данных, приведенных в таблице 2

Сырково-Творожная продукция: творог 963,0 1221,80 1250,10 102,30 +28,30 +287,10 творожные массы 864,40 1021,80 1152,80 112,80 +131,0 +288,40 сыры рассольные 762,10 1130,0 1054,60 93,30 -75,40 +292,50…

Сырково-Творожная продукция: творог 963,0 1221,80 1250,10 102,30 +28,30 +287,10 творожные массы 864,40 1021,80 1152,80 112,80 +131,0 +288,40 сыры рассольные 762,10 1130,0 1054,60 93,30 -75,40 +292,50…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021