Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии
С тех пор, как существуют люди, которые вместе трудятся и живут, с того момента, когда они осознали необходимость осмыслить общественное бытие человека, существует, без сомнения, «социально-психологическое мышление».
Предметом с.п. являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, а также психологические характеристики самих этих групп.
Объектами с.п. – личность;
- группы (большие и малые);
- общество.
Задачи с.п.
с.п. анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, влияющих на эффективность и специфику совместной деятельности.
всеобъемлющее изучение с.п. характеристик личности и своеобразия её социализации в различных общественных условиях.
осмысление специфики функционирования с.п. явлений в малой группе и их влияние на взаимодействие людей.
Основные из этих задач следующие:
1)теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;
2)исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;
3)выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;
4)разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);
5)выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.
Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.
Методы с.п.
Методы феноменологизации и концептуализации — позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих с.п. феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальными потребностями, а систематизация — путем соотнесения с имеющимися теориями.
Методы исследования и диагностики —наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.
3. Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).
4. Моделирование — конструирование модели, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий
Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики — на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.
Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Методы обработки дают числа, а интерпретации позволяют перевести их в психологические понятия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.
Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.
Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).
Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры,тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.),
Методы конструирования и творчества — позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.