Дисциплина «Основы профессиональной этики»
Лекция
Тема: Роль фармацевтического работника в системе здравоохранения
Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во 2 половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметных сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов – изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре (по мере надобности для конкретного пациента). Фактически к тому времени выпуск лекарственных средств практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации лекарственных средств претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа лекарственных средств по почте, в последние годы – через Интернет. Оптовой реализацией лекарственных средств все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.
Одновременно усложнялись другие сферы деятельности и фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор, рациональное использование лекарственных средств, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинских, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Т.о. возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованные, а с другой – фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарства и т.д.).
Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 году Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех работников здравоохранения.
В 1988 году в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:
- врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору лекарственных средств; фармацевт – это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;
- фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациента о возможных побочных эффектах ЛС;
- фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.
Так же в 1988 году в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети: По их мнению:
- подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения;
- фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС;
- руководство закупками, хранением и распределением ЛС должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т.п.
- фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.
На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы – польза для государства и общества» (Токио, 1993г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:
- предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;
- участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;
- разработку методических указаний и критериев для составления формуляров (формуляр (от лат. formula) - список, перечень, отражающий информацию о какой-либо номенклатуре, в нашем случае - о лекарственных средствах);
- разработку систем распределения ЛС.
На 47-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 1994 года была принята резолюция «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области ЛС», которая содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». Странам – членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровья для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области ЛС.
Важным итогом третьего консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевтов в системе здравоохранения. Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ» (Ванкувер, 1997) является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:
1. работник системы здравоохранения, член команды;
2. способен принимать ответственные решения;
3. специалист по коммуникации – посредник между врачом и пациентом;
4. готов к лидерству в интересах общества;
5. руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
6. готов учиться всю жизнь;
7. наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов.
Данные требования направлены на усовершенствование личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональными навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.
Ключевой вопрос 4-го консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевта в самоизлечении больного» (Гаага, 1998) – оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение. Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям данного совещания, установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные ЛС, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.д.
Участники совещания рассматривали вопрос о самолечении как часть Добротной аптечной практики (ДАП, GPP).
В 2001 году ВОЗ разработала руководство «Добротная аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов». Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.
Добротная аптечная практика ВОЗ требует, чтобы:
- первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;
- основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;
- составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономическому назначению и правильному использованию ЛС;
- каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.
В рамках концепции ДАП пропагандируется более интенсивное сотрудничество врача, больного, фармацевта, что позволит оптимизировать использование ЛС и поможет в оценке результатов лечения. Подчеркивается, что аптека – это важный источник информации о потреблении и применении медикаментов.
Список литературы
1. Лопатин, В. П. Биоэтика: учебник. Лопатин П. В. , Карташова О. В./ Под ред. П. В. Лопатина. 4-е изд., перераб. и доп. 2009. - 272 с. - 272 с. - ISBN 978-5-9704-0829-2. - Текст: электронный// ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970408292.html.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.