Лекция по теме Система счисления
Оценка 4.8

Лекция по теме Система счисления

Оценка 4.8
Лекции
doc
информатика
11 кл
10.02.2020
Лекция по теме Система счисления
Система счисления
Лекция 4.doc

Лекция 4. Система счисления

Система счисления – это способ представления чисел с помощью цифр (символов алфавита) и соответствующие ему правила действия над числами.

Позиционная

Непозиционная

2359,407

MCXXII

Значение (вес) цифры зависит от её положения (позиции) в числе

Значение (вес) цифры не зависит от её позиции в числе

Алфавит системы счисления – это упорядоченное множество цифр.

Основание системы счисления – количество цифр в алфавите (мощность алфавита).

Базис системы счисления – это последовательность чисел, задающих значение (вес) разрядов.

Позиционные системы счисления

Название

Десятичная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

Основание

10

2

8

16

Алфавит

0, 1, …, 9

0, 1

0, 1, 2, …, 7

0, 1, …, 9

A, B, C, D, E, F

Информационные вес одного символа

 

1 бит

3 бита

4 бита

Базис для целой части числа

100, 101, …, 10n

10000

1000

100

10

1

4

3

2

1

0

20, 21, …, 2n

16

8

4

2

1

4

3

2

1

0

80, 81, …, 8n

65536

1000

100

10

1

4

3

2

1

0

160, 161, …, 16n

4096

512

64

8

1

4

3

2

1

0

Перевод целых чисел из десятичной системы счисления

10à2

делить на 2

10à8

делить на 8

10à16

делить на 16

Выполнять последовательное деление нацело десятичного числа на основание новой системы счисления до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Записать остатки от деления в обратном порядке, заменив их цифрами новой системы счисления

Пример:

158102816

          Ответ: 100111102

    Ответ: 2368

        Ответ: 9E16

Перевод целых чисел в десятичную систему счисления

2à10

8à10

16à10

Пронумеровать разряды числа, справа, налево начиная с нуля.

Записать число в развернутой форме, заменив все цифры и основание системы счисления десятичными эквивалентами. Вычислить значение полученного выражения, выполнив действия в десятичной системе счисления.

Пример:

3418=3*82+4*81+1*80=22510

34116=3*162+4*161+1*160=83310

10111012=1*26+ 0*25+ 1*24+ 1*23+ 1*22+0*2 + 1*20=64+16+8+4+1=9310

Правила построения ряда натуральных чисел позиционной системы счисления:

1. В порядке возрастания записываются все однозначные числа.

2. Первое двузначное число всегда 10 (один, ноль).

3. Далее следуют все двузначные числа (комбинации) цифры 1 с другими цифрами, затем – двузначные числа (комбинации) цифры 2 с другими цифрами и т.д.

4. Первое трехзначное число всегда 100 (один, ноль, ноль) и т.д.

Правила двоичной арифметики

Сложение

Вычитание

Умножение

0+0=0

1+0=1

0+1=1

1+1=10

0-0=0

1-0=1

0-1=1 (с займом)

1-1=0

10-1=1

0*0=0

1*0=0

0*1=0

1*1=1

Если при сложении числа сумма цифр окажется больше 1, то возникает перенос в старший разряд

Если уменьшаемая цифра меньше вычитаемой, то нужно сделать «заём» единицы в старшем разряде

Последовательное умножение множимого на очередную цифру множителя с последующим сложением промежуточных результатов умножения

Пример:

Задания для самостоятельного выполнения

1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

269

 

 

 

 

9B

2. Решите примеры:

а.      1101012+110112

б.      110112- 11012

в.      110112*1012

Решение

1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

52 

42 

01010111 

127

87 

57

000100001101 

415 

269

10D 

10011011 

233 

155 

9B

2. Решите примеры:

а.      1101012+110112

б.      110112- 11012

в.      110112*1012


Задания для самостоятельного выполнения

1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

269

 

 

 

 

9B

2. Решите примеры:

а.      1101012+110112

б.      110112- 11012

в.      110112*1012

 

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

269

 

 

 

 

9B

2. Решите примеры:

а.      1101012+110112

б.      110112- 11012

в.      110112*1012

 

 


Задания для самостоятельного выполнения

1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

269

 

 

 

 

9B

2. Решите примеры:

а.      1101012+110112

б.      110112- 11012

в.      110112*1012

 

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

269

 

 

 

 

9B

2. Решите примеры:

а.      1101012+110112

б.      110112- 11012

в.        110112*1012


г.     

Лекция 4. Система счисления

Лекция 4. Система счисления

Пронумеровать разряды числа, справа, налево начиная с нуля

Пронумеровать разряды числа, справа, налево начиная с нуля

Решение 1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления

Решение 1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления

Задания для самостоятельного выполнения 1

Задания для самостоятельного выполнения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020