Обучающийся должен знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
этику делового общения и правила ведения переговоров;
дисциплину труда и внутренний трудовой распорядок.
Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент – это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. Менеджмент - это социально-гуманитарная дисциплина, т.к. в центре ее внимания – человек.
Менеджмент понимают, как аппарат управления коммерческого предприятия.
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
«Эффективность» означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии.
Менеджмент – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Умение. Умение применять свои знания на практике. Это принципы, методы, средства производства с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Достигать. Пока не добились желаемого результата, не можем считать, что научились управлять.
Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и поставлены, верно. Ф.Тейлор определял умение ставить и реализовывать цели как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.
Используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предприятие – это, прежде всего, люди. Поэтому менеджмент – это организация работы людей, сотрудников. И она должна быть такой, чтобы в максимальной степени соответствовать потребностям сотрудников, активизировать и повышать их работу, а также повышать эффективность их труда.
Менеджмент – это управление в условиях рынка, направленное на удовлетворение потребностей клиентов, через эффективное использование человеческого, производственного, денежного капиталов, а также информации для получения максимально возможной прибыли.
Задачи менеджмента:
организация производства конкурентоспособных товаров;
совершенствование производственного процесса;
внедрение новейших технологий;
повышение качества продукции;
снижение затрат на производство;
улучшение условий труда.
Менеджер – человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.
Труд менеджера заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, проверять, все ли идет так, как следует, предвидеть последствия своих решений.
Главная задача менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.
Семь основных положений менеджмента:
не хитри, будь честным;
будь хозяином на своем месте;
не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания;
относись с уважением и вниманием к окружающим;
все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь – мы все берем у общества в долг.
Менеджер должен уметь:
нестандартно мыслить;
находить необходимые решения в условиях высокой степени риска;
осуществить бизнес-проектирование;
корректировать и реализовывать бизнес-план;
осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка.
Личные качества менеджера:
широкий кругозор;
профессионализм и творческий подход к работе;
инициативность, изобретательность;
уверенность в себе, целеустремленность;
коммуникабельность;
самообладание, стрессоустойчивость;
психологическая способность влиять на людей;
ответственность;
внутренняя потребность к саморазвитию;
вера в свои способности и успех.
Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.
Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила ко- роля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен выта- щить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет.
Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик. Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.
Вопрос: Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?
Ситуация.
Из наблюдений президента железнодорожной компании:
«Многие менеджеры железнодорожных управлений заняты тем, что прове- ряют билеты, смазывают оси, прочищают паровые свистки и показывают по- вару вагона-ресторана, как делается салат. И потом еще удивляются, что их дела кончаются провалом».
Вопрос. А чем же должны заниматься менеджеры?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.