«Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)"
Александр Сергеевич Пушкин, подаривший Николаю Васильевичу Гоголю сюжет “Мертвых душ”, советовал молодому писателю собрать воедино все пороки и несуразицы тогдашней России и заодно высмеять их. Гоголь блестяще справился с замыслом, создав произведение, ставшее вровень с “Евгением Онегиным” по масштабности содержания. В ряду художественных особенностей поэмы находится “Повесть о капитане Копейкине”. Сразу же уточню, что перед вами не эпизод, а так называемая вставная конструкция, то есть самостоятельное произведение, с определенной целью вставленное автором в другое повествование.
Эта вставка отвлекает вас от одного сюжета и переключает ваше внимание на другой. Автор сознательно идет на риск отвлечь внимание читателя от основного повествования, используя такой рискованный художественный прием, как вставная конструкция.
Что побудило Гоголя поместить в текст “Мертвых душ” вполне самостоятельное произведение, каков был замысел и как он исполнен автором?
Попробуем дать ответ на эти вопросы, проанализировав “Повесть о капитане Копейкине”. Поэма «Мертвые души» Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они сосредоточены в конце «Мертвых душ» и помогают раскрыть идейный и художественный замысел автора. «Повесть о капитане Копейкине» несет большую идейно-художественную нагрузку в «Мертвых душах».
В последних главах поэмы (с седьмой по десятую) дается
характеристика чиновничьей России. Чиновники показаны Гоголем как те же
«мертвые души», что и помещики. Это некие роботы, ходячие мертвецы, у которых
не осталось за душой ничего святого. Но омертвение чиновничества происходит, по
Гоголю, не потому, что все это плохие люди. Мертва сама система, которая
обезличивает всех, попадающих в нее. Именно этим и страшна чиновничья Русь.
Высшим выражением последствий социального зла и является, как мне кажется,
судьба капитана Копейкина.
«Повесть о
капитане Копейкине» расположена в десятой главе произведения. Она рассказывает
о судьбе простого человека, равнодушием властей доведенного до отчаянного
положения, на грани жизни и смерти. Это «произведение в произведении»
разрабатывает тему «маленького человека», воплотившуюся также повести Н.В.Гоголя
«Шинель». Она
появляется в поэме совершенно неожиданно, едва ли не в форме забавного
недоразумения.
Прослышав об афере
Чичикова с мертвыми душами, чиновники губернского города N строят различные
предположения о том, кто же такой Павел Иванович. “Вдруг почтмейстер,
остававшийся несколько минут погруженным в какое-то размышление, вследствие ли
внезапного вдохновения, осенившего его, или чего иного, вскрикнул неожиданно:
"Это, господа, сударь мой, не кто иной, как капитан Копейкин!"”. Свой
рассказ почтмейстер предваряет репликой о том, что “это, впрочем, если
рассказать, выйдет презанимательная для какого-нибудь писателя в некотором роде
целая поэма”. Этой репликой Гоголь прямо указывает на то, что далее последует
самостоятельное, не связанное с историей о мертвых душах повествование.
Герой новеллы,
капитан Копейкин, участвовал в военной кампании 1812 года. Он мужественно и
смело сражался за Родину, получил много наград. Но на войне Копейкин потерял
ногу и руку и превратился в инвалида. У себя в деревне он не мог существовать,
так как не мог работать. А как еще можно прожить в деревне? Используя свой
последний шанс, Копейкин решает ехать в Петербург и просить государя о
«монаршей милости».
Гоголь
показывает, как простого человека поглощает и подавляет большой город. Он
вытягивает все жизненные силы, всю энергию, а затем выбрасывает за
ненадобностью. Поначалу Копейкин был околдован Петербургом - всюду роскошь,
яркие огни и цвета: «некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада». Повсюду
«пахнет» богатством, тысячами и миллионами. На этом фоне еще более отчетливо
видно бедственное положение «маленького человека» Копейкина. У него в запасе -
несколько десятков рублей. На них нужно прожить, пока «выхлопатывается» пенсия.
Копейкин
немедленно приступает к своему делу. Он пытается пробиться на прием к
генерал-аншефу, который уполномочен решать вопросы о пенсии. Но не тут-то было.
Копейкин не может даже попасть на прием к этому высокому чиновнику. Гоголь
пишет: «Один швейцар уже смотрит генералиссимусом…» Что же говорить про
остальных служащих и чиновников! Автор показывает, что «высшие лица» абсолютно
равнодушны к судьбам простых
людей. Это некие идолы, божки, которые живут своей, «неземной», жизнью: «…
государственный человек! В лице, так сказать... ну, сообразно с званием,
понимаете.. с высоким чином... такое и выраженье, понимаете».
Этому вельможе нет дела
до существования простых смертных! Интересно, что такое равнодушие в
«значительных лицах» поддерживают все остальные, те, кто зависит от этих
«божков». Писатель показывает, что все просители склонялись ниц перед
генерал-аншефом, трепетали, как будто увидели не то что императора, а самого
Господа Бога.
Вельможа дал
Копейкину надежду. Окрыленный, герой поверил в то, что жизнь прекрасна и что
справедливость существует. Но не тут-то было! Реальных дел не последовало.
Чиновник забыл про героя сразу же, как только отвел от него глаза. Последней
его фразой было: «Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь
себе сами, ищите сами средств».
Отчаявшийся и
разочаровавшийся во всем святом, Копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои
руки. Почтмейстер, который и рассказывал всю эту историю о Копейкине, намекает
в финале, что Копейкин стал разбойником. Теперь он сам думает о своей жизни, не
надеясь ни на кого.
В “Повести о капитане
Копейкине” Гоголь не дает портрет капитана Копейкина (увечья Копейкина,
по-моему, нельзя считать портретными деталями: у них другое предназначение).
Но использует прием гротеска для описания швейцара: “Один швейцар уже смотрит
генералиссимусом: вызолоченная булава, графская физиогномия, как откормленный
жирный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство!”. Швейцар
уподоблен жирному мопсу. Черта явно символическая: как у швейцара, так и у его
хозяина давно заплыли жиром и мозги, и душа, нет там места ни пониманию, ни
сочувствию к ближнему, к тому, кто, защищая Отечество, в том числе и вельможу
со швейцаром, потерял здоровье, стал инвалидом.
С отсутствием портретов главных действующих лиц сопряжена и такая
выразительная деталь: у Копейкина нет имени и отчества, а чиновник остался
вовсе безымянным. Более того, этот “государственный человек” именуется то
“генерал-аншефом”, то “начальником”, то “вельможей”, то “министром”. И
становится ясным, что автор и отсутствием портрета, и недомолвками насчет имен,
и произвольным перебором должностей чиновника добивается максимального
обобщения частного случая.
Ту же цель преследует описание интерьера дома вельможи на
Дворцовой набережной: “Избенка, понимаете, мужичья: стеклушки в окнах, можете
себе представить, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть
в комнатах, кажутся как бы внаруже, ...драгоценные мраморы на стенах,
металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете,
забежать наперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два
тереть им руки, да потом уже решишься ухватиться за нее, — словом: лаки на всем
такие — в некотором роде ума помрачение”.
К такому дому побоишься просто подойти, не
говоря уже о том, что там можно жить простому человеку. И от всего веет таким
холодом, равнодушным блеском, что исход визита капитана Копейкина
предчувствуется еще до его начала: не найти в этом доме несчастному человеку ни
жалости, ни помощи.
Отдельно надо сказать о манере речи почтмейстера. Бесконечные
вводные слова, обращения, повторы, витиеватость фраз, некоторый юмор и даже
ирония, по-видимому, должны были подчеркнуть, что в истории капитана Копейкина
почтмейстер видит едва ли не анекдот, казус, забавный случай, призванный
развеселить слушающих. Этой манерной речью автор ясно дает понять читателю, что
почтмейстер поступил бы с Копейкиным точно так же, как это сделал вельможа.
Кстати, ни один из чиновников, слушавших рассказ, не посочувствовал капитану, не возмутился бюрократизмом власти, “но все очень усомнились, чтобы Чичиков был капитан Копейкин, и нашли, что почтмейстер хватил уже слишком далеко”. Что и требовалось доказать автору
В этой
новелле писатель показывает, что если не будет кардинальных реформ в
государстве, то народ начнет искать правды и защиты самостоятельно. То, что
Копейкин уходит в леса и становится разбойником – символ того, что народ может
«взять свою судьбу в свои руки» и поднять восстания, а, может быть, и
революцию.
Интересно, что
имена Копейкина и Чичикова в поэме сближаются. Почтмейстер считал, что Чичиков
– это, наверное, и есть сам капитан. Мне кажется, что такие параллели не
случайны. По мнению Гоголя, Чичиков – это разбойник, это зло, угрожающее
России. Но как люди превращаются в Чичиковых? Как они становятся бездушными
стяжателями, не замечающими ничего, кроме собственных целей?
Как Копейкин остался один на один со своими насущными проблемами, так и Чичиков был брошен на произвол судьбы своими родителями, которые не дали ему духовных ориентиров, а настроили лишь на материальное. Получается, что Гоголь пытается понять своего героя, суть его натуры, причины, которую эту натуру сформировали.
Проанализировав содержание “Повести о капитане Копейкине”, попробуем теперь ответить на поставленные во вступлении вопросы. Автор поместил “Повесть...” почти в конец первого тома поэмы. История капитана Копейкина чем-то напоминает Акакия Акакиевича, маленького человечка из “Шинели”, погибшего по вине государства, равнодушного к судьбам простых людей. Но в отличие от Акакия Акакиевича капитан Копейкин нашел в себе силы взбунтоваться, пойти войной на прогнивший до основания строй. Всем построением “Повести...” Гоголь предупреждает, что народное терпение не беспредельно, что маленький человек способен на бунт, от которого не спасутся все те, кто паразитирует на народе. Фамилия «Копейкин» говорящая, свидетельствует о низком социальном положении главного героя. Опять-таки в фамилии присутствует копье, оружие народное по сути, близкое к рогатине, а сам капитан назван атаманом, что служит напоминанием о потрясших в свое время основы Российского государства Степане Разине и Емельяне Пугачеве). Предупреждение серьезное, которое должно было заставить высшее общество, чиновников задуматься о судьбе простого народа.
Прочитай предложенный материал, выполнить задания.
1. Сформулируй тему и идею «Повести о капитане Копейкине». Запиши. в тетрадь.
2. Почему Гоголь «доверяет» рассказать историю почмейстеру, а не ведет ее от своего лица? Ответ письменно.
3. Почему израненный капитан превращается в бунтаря и разбойника? ОтветЬ письменно.
4. Выпиши из текста сравнения, эпитеты, метафоры. Объясните их роль в создании образа вельможи, швейцара, капитана Копейкина. (Письменно)
5. Сопоставь образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Шинель», и «Повести о капитане Копейкине». Сходства и различия отметить, используя диаграмму Венна.
Ответы на вопросы, диаграмму Венна отправить в кунделик.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.