Тема 1.2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Предпринимательство в России возникло еще с давних времен, с Киевской Руси. Первыми предпринимателями были мелкие торговцы и купцы. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.
Рассмотрим основные этапы зарождения предпринимательства в России.
I этап - появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли (до XV в.).
II этап (XV в. - начало XIX в.) - образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В данное время появляется термин «предпринимательство», который относится ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода.
Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689-1725). В это время в России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная, полотняная.
III этап (вторая половина XIX в.). Здесь можно отметить новые методы корпоративного финансирования, которые способствовали образованию предпринимательских союзов. В данных союзах капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала отмена крепостного права в 1861 г.
Начинается строительство железных дорог, оживляется акционерная деятельность. Развитию и перестройке промышленности способствует появление иностранного капитала. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник.
IV этап (с октября 1917г.) - установление государственной монополии и централизация экономики, что лишило производителей экономической самостоятельности и устранило конкуренцию между ними. В этот период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.
V этап - период новой экономической политики. Данная политика предусматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предпринимательство было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества.
VI этап (конец 1920 - вторая половина 1980-х гг.) характеризуется перемещением предпринимательской деятельности из легального в нелегальное положение (сервис, услуга) и теневую экономику.
Теневая экономика - это определенная часть незаконно действующей экономики, которая показывает совокупность производственных отношений, и действия которой не подлежат фиксированию в официальной финансовой отчетности.
Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством.
VII этап (1980-е гг.) - поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.
VIII этап (1990-е гг.) - характеризуется переходом к рыночной экономике, который коренным образом изменил отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики.
В настоящее время предпринимательство характеризуется большой динамичностью развития. В последние годы получили широкое распространение такие новые направления предпринимательской деятельности как интернетпредпринимательство. К нему относится: развитие интернет-торговли (создание и продвижение интернет-магазинов); широкое распространение web-сайтов, на которых предлагаются посреднические услуги, услуги по консалтингу, информационная поддержка проектов, реклама и продвижение различных товаров и услуг. Широкие возможности интернета позволяют осуществлять дистанционное образование, проведение on-line конференций и переговоров с деловыми партнерами в различных странах. Еще одним новым видом предпринимательства является вендинговое предпринимательство - продажа товаров (как правило, напитков, газет, игрушек, шоколадных батончиков и т.п.) через автоматы без участия продавца. Такой вид предпринимательской деятельности позволяет экономить торговую площадь, обеспечивает круглосуточную работу автомата и снижает издержки на обслуживание.
Интеграция российских компаний с крупнейшими международными компаниями. Это выражается в покупке зарубежными компаниями российских активов и брендов, создание совместных предприятий, целью деятельности которых является расширение объёмов производства, ускорение темпов роста, завоевание потребительского доверия и увеличение доли рынка.
Если в 80-90-е г. XX в. понятие «бренд» практически не использовалось, то в XXI в. ситуация кардинально изменилось. Все больше предпринимателей стало понимать, что создание мощного, узнаваемого бренда является важным конкурентным преимуществом в бизнесе и увеличивает стоимость компании, позволяет ей выйти на новые рынки. В связи с этим, все больше средств стало инвестироваться в рекламу и продвижение товаров, проведение промо-акций и создание яркого, запоминающегося логотипа.
Повышенный интерес к наукоёмким отраслям. В начале XXI века, с каждым годом все больше внимания российских предпринимателей привлекают такие перспективные отрасли инвестирования как: цифровые и нанотехнологии, телекоммуникации.
Стремительное развитие ритейла (розничной торговли). В последнее десятилетие развитие розничной торговли осуществляется высокими темпами. Российские и зарубежные предприниматели вкладывают все больше инвестиций в эту динамично развивающуюся отрасль. Число розничных сетевых магазинов открывающихся под именем известных брендов растет с каждым днем. Прежде всего, это относится к магазинам, реализующим продукцию массового спроса.
Повышенный интерес населения к здоровому образу жизни привлек внимание предпринимателей к такому перспективному направлению деятельности как забота о здоровье. Все больше инвестиций направляется на строительство и открытие фитнес-клубов, бассейнов, спортивных магазинов, производство и продвижение экологически чистых продуктов питания. Российские предприниматели на современном этапе, несомненно, обладают большими возможностями в плане технической и информационной поддержки бизнеса, налаживания и поддержания контактов с зарубежными партнерами.
Доверие зарубежных предпринимателей к российским коллегам постоянно увеличивается, а уровень обмана и мошенничества, характерный для 90-х г. XX в., в последнее десятилетие снижается с каждым годом. Оптимизация бизнес-процессов, повышение уровня бизнес-образования и использование мирового опыта управления помогает российским предпринимателям в реализации и развитии предпринимательской деятельности.
К настоящему времени в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.
Правовой фундамент предпринимательства в России в настоящее время составляют:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной и других форм собственности.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I принята 21.10. 1994 года, часть II – 26.01.1996 года) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантированно развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
3. Федеральные законы Российской Федерации специального назначения «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года №202 – ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года №7 – ФЗ; «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 года №41 – ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года №14 –ФЗ.
4. Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12.05.1995 года; «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 года; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 года; другие федеральные законы, указы президента, постановления правительства, нормативные акты.
В России предпринимательство пока не получило того развития, которое позволяло бы ему сыграть подобающую роль в реформировании экономики. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний. Но искусство предпринимательства состоит в том, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.