Лекция с практикумом "Фразеология современного литературного языка. Классификация фразеологизмов"
Оценка 4.8

Лекция с практикумом "Фразеология современного литературного языка. Классификация фразеологизмов"

Оценка 4.8
docx
16.04.2020
Лекция с практикумом "Фразеология современного литературного языка. Классификация фразеологизмов"
Лекция, практикум Фразеология.docx

Надпись: Фразеология
Классификация фразеологизмов

План ответа по материалам лекции для студентов:

                                                     

          1.Фразеологические единицы и свободные словосочетания.

           2Типология фразеологизмов.

          3Употребление фразеологизмов в речи.

 

 

Существуют два вида словосочетаний – свободные и несвободные, устойчивые.

 

  Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.

Фразеология – раздел русского языка, изучающий устойчивые сочетания, по смыслу близкие одному слову. Такие сочетания называют фразеологическими оборотами ( или фразеологизмами) ( бить баклуши – бездельничать, вешать нос – быть грустным, глядеть во все глаза – быть очень внимательным, за тридевять земель – очень далеко)

Типы фразеологизмов:

Фразеологические сращения

Фразеологические единства

Фразеологические сочетания

Обороты , в которых иногда не все компоненты понятны, знакомы

         (устаревшие слова)

( точить лясы, бить баклуши, козел отпущения)

Обороты, в которых смысл фразеологизма может быть понятен при переосмыслении его состава ( висеть на волоске, делать из мухи слона, навострить лыжи)

Сочетания, в которых одно из слов может употребляться свободно, а другое – только связано лексически ( закадычный друг, щекотливый вопрос, заклятый враг)

 

 

Во фразеологических оборотах тип определяется  по степени семантической спаянности.

Во фразеологическом выражении смысл всех компонентов складывается из слов , входящих в его состав, но эти выражения воспроизводятся при общении как готовые языковые единицы. К фразеологическим выражениям относятся пословицы, поговорки, афоризмы ( счастливые часов не наблюдают, волков бояться – в лес не ходить)

Фразеология

 

Вопросы для повторения

 

1.     Что  такое фразеологизм?

2.     Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски? ( нейтральные, книжные, разговорные, просторечные)

 

Упражнения

 

1.     Закончите предложения фразеологизмами.

Близнецы были похожи как…

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как…

От волнения он был бледный как…

Этот район я знаю как…

Целый день он занят , кружится как…

2. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

 Трудиться в поту лица. Положив руку на сердце тебе говорю. Работать спустив рукава. Согласиться скрипя сердцем.

 

3. С какими глаголами употребляются фразеологизмы?

Верой и правдой

Во все горло

Между двух огней

До глубины души

Бок о бок

до последней нитки

На отшибе

Во всю прыть

 На орехи.

 

4.В каких устойчивых выражениях встречаются слова лепта, зеница, канитель, фимиам? Объясните значение этих выражений?

 

5. Какой фразеологизм лишний?

 

Как дважды два, до седьмого пота, известное дело, проще простого,

Наставить нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, морочить голову.

Бить баклуши, труса праздновать, праздновать лентяя, гонять лодыря.

Очертя голову, откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове

 

6. Подберите как можно больше фразеологизмов , синонимичных указанным словам.

 

Умный, мало, быстро, молчать, далеко.

 

7. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словами рука, сердце, нос.

 

8. Приведите примеры фразеологических оборотов, пришедших в литературный язык:

1) из речи музыкантов и артистов;

2) из речи моряков;

3)из речи столяров;

4)из речи рыбаков.

Тест по теме

«Фразеология»

 

1. Выпишите фразеологизм.

У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу: наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. ( А.Чехов)

 

2. Выпишите фразеологизм.

Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся, взялся за ее скобку м, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)

 

1.     Выпишите фразеологизм.

Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог где-нибудь сторожить ее (Грушеньку) Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно, то надо отпереть двери как можно скорее.

 (Ф.Достоевский).

 

2.     Выпишите фразеологизм.

Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям ( В.Арсеньев)

 

5. Выпишите фразеологизм.

Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но брал навозные вилы и порол ему брюхо. ( А.Н.Толстой)

 

6. Подберите фразеологизм со значением «хвалить»

1)отдавать сердце;

2)возносить до небес;

3)вспоминать добрым словом;

4) наклеивать ярлыки.

 

7. Подберите фразеологизм со значением «обманывать».

1)бросать слова на ветер;

2) водить за нос;

3)валить с больной головы на здоровую;

4) обводить вокруг пальца;
5) смотреть сквозь пальцы.

 

8. Подберите фразеологизмы со значением «бездельничать».

1)плясать под дудку;

2)бить баклуши;

3)ходить на задних лапах;

4)праздновать лентяя;

5)лежать на печи.

 

9. Подберите фразеологизм со значением « свободный»

1) сам себе голова;

2)ноль без палочки;

3)без году неделя;

4)сбоку припеку;

5)музейная редкость.

10. Определите фразеологизм со значением «набить руку».

1)отомстить кому-либо за нанесенную обиду;

2)делать что-либо в состоянии гнева, будучи сердитым;

3)приобрести опыт, умение, сноровку;

4)начать конфликт, ссору с кем-либо.

 

11. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.

1) гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.;

2)притча во языцех – то, что известно всем, является частым предметом обсуждения.

3)быть под мухой – быть в глупом положении.

4)пустить петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать писклявый звук.

 

12. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено правильно.

1) втирать очки – льстить, преувеличенно хвалить кого-либо;

2) дары данайцев – чрезвычайно щедрое вознаграждение;

3)краеугольный камень – помеха, затруднение в каком-либо деле;

4)поднимать на щит – создать благоприятные условияч для осуществления чего-либо.

 

13. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.

1) прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно подогнать что-либо, для нее не подходящее;

2) лыка не вяжет – о не умеющем выражать свои мысли, косноязычном человеке;

3) курить фимиам – преувеличенно хвалить кого-либо, льстить;

4) родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствует удача, везение.

 

14. Определить , каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

«Сын у меня не темная лошадка, - с расстановкой сообщает Михайлов .- Учится отлично.» ( В.Маканин)

1)подлежащее;

2)сказуемое;

3)определение;

4)дополнение;

5)обстоятельство.

 

15.Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Катерина Львовна глянула и закричала благим матом. (Н.Лесков)

1)подлежащее;

2)сказуемое;

3)определение;

4)дополнение;

5)обстоятельство.

 

16. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Этот даже одет небрежно – рубашка  не первой свежести и мятые брюки, щеки и подбородок в темной юношеской заросли, не тронутой бритвой .(В.Тендряков)

1)подлежащее;

2)сказуемое;

3)определение;

4)дополнение;

5)обстоятельство.

 

17. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Вот  с жиру бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька – тот с поросятами убивается. (М.Зощенко).

1)нейтральная;

2)книжная;

3)разговорная;

4) просторечная.

18. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург. (И.Гончаров)

1)нейтральная;

2)книжная;

3)разговорная;

4) просторечная.

19. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

« У тебя же золотые руки!- скажут ему. – Ты бы мог знаешь как жить!...»

( В.Шукшин)

1)нейтральная;

2)книжная;

3)разговорная;

4) просторечная.

20. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит – у того человека свое отдельное место в жизни и на земле. (В.Астафьев)

1)нейтральная;

2)книжная;

3)разговорная;

4) просторечная.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План ответа по материалам лекции для студентов: 1

План ответа по материалам лекции для студентов: 1

Употребление фразеологизмов в речи

Употребление фразеологизмов в речи

К фразеологическим выражениям относятся пословицы, поговорки, афоризмы ( счастливые часов не наблюдают, волков бояться – в лес не ходить)

К фразеологическим выражениям относятся пословицы, поговорки, афоризмы ( счастливые часов не наблюдают, волков бояться – в лес не ходить)

На отшибе Во всю прыть

На отшибе Во всю прыть

Тест по теме «Фразеология» 1

Тест по теме «Фразеология» 1

Выпишите фразеологизм. Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но брал навозные…

Выпишите фразеологизм. Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но брал навозные…

Определите фразеологизм со значением «набить руку»

Определите фразеологизм со значением «набить руку»

Определить , каким членом предложения является выделенный фразеологизм

Определить , каким членом предложения является выделенный фразеологизм

Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма

Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма

2)книжная; 3)разговорная; 4) просторечная. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ответ № 11 12 13 14 15 16 17 18…

2)книжная; 3)разговорная; 4) просторечная. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ответ № 11 12 13 14 15 16 17 18…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020