Лекция с практикумом на тему "Лексика и лексикология. Классификация основных понятий"
Оценка 4.6

Лекция с практикумом на тему "Лексика и лексикология. Классификация основных понятий"

Оценка 4.6
docx
16.04.2020
Лекция с практикумом на тему "Лексика и лексикология. Классификация основных понятий"
Классификация понятий лексики и лексикологии. Тория, практика.docx

Надпись: Лексика и лексикология
Классификация основных понятий лексики
Лексикология(lexicos-словесный, словарный (греч):    lexis- слово + logos-учение)

    В этом разделе слово изучается как отдельно взятая единица, так и в связи с другими словами. Основная задача лексикологии – характеристика слова с точки зрения его содержания (лексического значения) и его отношения к другим словам в лексической системе (способность иметь синонимы, антонимы и др.)

  Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

 

  Лексикон – словарный запас одного человека.

 

  Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значением. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение, они помогают словам знаменательных частей речи.

 

  Лексическое значение слова- это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности.

 

Грамматическое значение слова – это общее значение слов как частей речи ( например, значение предметности у существительных), значение того или иного времени, лица, числа, рода и т.д.

 

Лексическое и грамматическое значения тесно связаны между собой. Изменение лексического значения слова приводит к изменению грамматического значения. Например: глухой согласный( прилагательное относительное) и глухой голос (качественное прилагательное, имеет степень сравнения, краткую форму).

 

 

 

Основные понятия раздела «Лексика»

 

                                             

Лексическое

Значение слова.

Точность словооупотре-

бления

Лексика сточки зрения ее происхождения и формирования

Лексика с точки зрения употребления

Лексика с точки зрения ее стилистической окраски

1.Однозначные и многозначные слова.

2.Прямое и переносное значение слова. 3.Омонимы, их разновидности.

4.Синонимы

5.Антонимы

6.Паронимы

1.Исконно русская лексика

2.Заимствованные слова

3.Устаревшие слова (архаизмы и историзмы)

4.Неологизмы

 

 

1.Общеупотребительные слова

2.Ограниченные в употреблении слова

*диалектизмы

*профессиона

лизмы

*жаргонизмы

 

1.Нейтральная

2. Межстилевая

3.Книжная

*научная

*официально-деловая

*публицистическая

4.Разговорная

 

 

Определение лексического значения .Слово – важнейшая единица языка, которая является строительным материалом для словосочетаний и предложений. Основное назначение слова, его языковая функция – быть средством называния, номинации предметов, явлений – всего, что окружает человека. Следовательно, каждое слово имеет определенный смысл, содержание, которое называется лексическим значением слова.

 

 

Способы толкования лексического значения. Объяснение, или толкование лексического значения можно осуществлять разными способами, в зависимости от того, производное (мотивированное) это значение или непроизводное (немотивированное)

В случае немотивированного лексического значения его можно объяснить:

·        Подбором синонимов, близких по значению слов (забавный – доставляющий развлечение, веселье, смешной;

брань – война, битва, бой)

·        Описательно, т.е. подробно описывая существенные признаки предмета или явления, названного данным словом ( арифметика – раздел математики , занимающийся изучением простейших свойств чисел и производимых над ними действий и т.п.)

      Лексические значения слов объясняются в специальных словарях, которые называются толковыми.

      Лексическое значение можно уточнить в толковых словарях С.И.Ожегова

« Толковый словарь русского языка» и И.Шведовой « Толковый словарь современного русского языка».

 

Способы возникновения переносных значений слова (метафора, метонимия, синекдоха)

У многозначных слов одно из значений является прямым ( первичным) – это его основное значение, а другое – переносным ( вторичным), которое возникает на основе прямого и связано с ним по смыслу, т.е. мотивировано прямым значением.

  Метафорический перенос перенос наименования основывается на сходстве внешних признаков (формы, цвета, назначения и пр.) (Вода за кормой кипит. Кипит – переносное значение, перенос осуществлен на основе представления бурлящей воды от движения корабля. Прямое значение слова кипеть, клокотать, пениться  от образующихся при сильном кипении пузырьков.)

 

 Метонимия – перенос , осуществляемый по признаку смежного расположения (съесть тарелку, выпить стакан (имея ввиду их содержимое); аудитория, класс разволновались(находящиеся в помещениях студенты, ученики)

Синекдоха – это перенос с целого на часть или с общего на частное и наоборот, по характерной детали предмета, человека ( посмотри , какая шляпа идет по улице. Ты за кем стоишь? – Вон за той красной сумочкой.

- Отколе умная бредешь ты голова?)

Прямое или переносное значение слова различают по контексту – словесному окружению в словосочетании или в предложении.

Олицетворение – перенос значения с живого предмета на неживой (одушевление природы)(Улыбнулись сонные березки, задремали звезды золотые)

Часто переносное значение служит в художественном тексте для создания образных средств выразительности (метафор, эпитетов, олицетворений)

 

Омонимы. Отличие многозначности от омонимии.

  Многозначные слова надо уметь отличать от омонимов – слов, имеющих одинаковое звучание, написание, но не связанных по значению.(гриф – птица и гриф –длинная узкая часть струнных инструментов, гриф – печать , штемпель).

   Многозначные слова отличаются от омонимов тем, что между значениями многозначного слова можно установить смысловые связи, а между омонимами такие связи установить невозможно.

Омонимы (греч homos-одинаковый,onima-имя, название) – это слова , одинаковые по написанию или произношению, но отличающиеся разными лексическими значениями.(свет – вселенная, свет – лучистая энергия; лук- огородное растение и лук – оружие для метания стрел)

Среди омонимов различают такие, у которых наблюдается совпадение во всех формах изменения слова(ключ – отмычка к замку, ключ- родник). Они совпадают при изменении по падежам и числам, у них одинаковый род. Такие омонимы называются полными лексическими омонимами.

Другую группу составляют неполные, частичные омонимы:

 

 

Морфологические омонимы - омоформы

Фонетические омонимы - омофоны

Графические омонимы - омографы

Совпадают в написании только в одной форме, являются разными частями речи(знать – ведать – н.ф.гл и знать – высший свет общества – сущ.)

Пишутся по-разному , но совпадают в произношении(плод – плот, луг – лук)

Совпадают в написании, отличаются произношением – ударением и лексическим значением(стоит- стоит, уже- уже, замок – замок)

 

Синонимы (греч.sinonimos-одноименный )-это слова, разные по звучанию и написанию, называющие одно и то же понятие, но отличающиеся либо оттенками лексического значения, либо стилистической окраской.(микроскопический – чрезвычайно  маленький, крошечный – очень маленький, небольшой – чуть больше  маленького, миниатюрный – маленький и изящный одновременно. Эти  синонимы отличаются оттенками лексического смыслового значения.

Обещать, сулить – объединяются общим значением – обязываться выполнить что-нибудь, но отличаются стилистической окраской.

 

Разновидности синонимов

 

·        Лексические синонимы

 

·        Стилистические синонимы –

 

·        Синтаксические синонимы

 

Это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

(хороший, замечательный, лучший)

Отличаются стилистической окраской, сферой употребления (лик, лицо, физиономия, мордашка; удовлетворительно, тройка, трояк)

Параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению (начать работу – приступить к работе; она плохо себя чувствует – ей нездоровится; возле дома – около дома)

 

Антонимы( греч. Anti-против и onima-имя) – это слова с противоположным лексическим значением( красивый – безобразный, веселье – грусть, верх – низ…)

  В антонимические отношения вступают слова одной и той же части речи, которые обозначают логически совместимые понятия.

   Антонимы используются как яркое выразительное средство для создания образов, противоположных, контрастных.

   Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон.

 

 Антитеза – противопоставление резко контрастных понятий для создания художественных образов. (Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь. (Некрасов)

В названиях многих произведений используется антитеза: «Преступление и наказание», «Война и мир», «Отцы и дети»…

 

 Оксюморон – это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий (пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда, «Живой труп», «Горячий снег»…)

 

Паронимы ( греч. Para   - возле и  onima  - имя) –это слова , близкие по звучанию, но не тождественные (абонент – абонемент, адресат – адресант…)

В паронимические отношения вступают слова или одной части речи ( дефектный – эффектный), или слова различных частей речи, но имеющие одинаковые признаки  при изменении( командированный – прич. и командировочный – прил.)

«Повторительные  задания»:

 

Лексический разбор :

Объясните значения слов, оптимально используя следующие способы их толкования ( проверьте свою работу по словарю:

1.     Подбор синонимов;

2.     Использование более широкого – родового – понятия и указание видовых отличий;

3.     Вычленение составляющих элементов ( морфем)  в структуре слова, подбор слов, аналогичных по строению;

4.     Подбор однокоренных слов;

5.     Сравнение с другими терминами данной терминосистемы, указание на место в ней;

6.     Употребление в словосочетании, предложении, микротексте;

7.     Этимологическая справка, обращение к языку-первоисточнику;

8.     Описание, как в словарной статье.

Альянс, катализатор, анализ, статика, индукция, пессимизм, логика, философия. Лексика, лингвистика, компания, кампания.

 

 

тема: «Лексика русского языка как система».

 

Вопросы для повторения:

1. Что изучает лексикология?

2. Какие слова называются исконными?

3. Каковы причины заимствования слов из других языков?

4.Перечислите основные признаки заимствованных слов.

5. В чем различие между архаизмами и историзмами?

6. Что такое авторские неологизмы?

 

Упражнения.

 

1. Подберите русские слова, соответствующие приведенным старославянизмам. Для каких слов задание невыполнимо?

Блато, врач, ладья, шлем, платок, есень, невежда.

 

2.Какие слова являются исконно русскими?

Пассажирский, антракт, кроссовки, кенгуренок, лицеистка, телеграмма.

 

3.Замените иноязычные слова исконно-русскими. Для какого слова это задании невыполнимо?

Дискомфорт, голкипер, ревизия, интуиция, пролог.

 

4.Разбейте слова на две группы. Объясните ответ. Можно ли приведенные слова сгруппировать иначе?

Директор, собиратель, похвала, комплект, коллекционер, руководитель, комплимент, набор.

 

5.Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша.

 

6.Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда.

 

7. Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами:

1)Лат.occupo «занимать, завоевывать»;

2)лат. humanus  «человечный»;

3)итал. Fresco « свежий»;

 4) лат.disputere « разбить, спорить»

5) лат.letum « смерть»

6) лат. fixus « твердый, подвижный»;

7) франц.banal « обыкновенный»

8) франц. Isoler» отделить, обособить» ;

9)лат. accentus « ударение»;

10) англ. bluff «обман».

8. В чем сходство перечисленных слов? Распределите их по группам. Обоснуйте ответ.

Перст, лакей, кольчуга, дружество, брадобрей, боярин.

 

9. На какие вопросы следует ответить утвердительно?

1) Можно ли в наши дни встретить ТОМАЧА?

2)Правда ли , что ЛАНИТЫ живут в лесу?

3)Бывают ли РАМЕНА жидкими?

4)Правда ли , что ЦЕЛИБАТ – это обязательная часть католического обряда?

5)Правда ли, что РУБЛЬ, РУБИТЬ – исторически родственные слова?
6)Правда ли , что КАЩЕЙ в Древней Руси – это человек, ведающий лошадьми в дружине князя?

7) Правда ли, что в Х1Х веке ШАПОКЛЯК носили на голове?

8) Правда ли, что в наши дни уже не встречаются БОНВИВАНЫ?

9)Правда ли , что в ХУ111 В. фортепиано называли ТИХОГРОМ?

10) Правда ли, что КИВЕР – это парадное оружие в русской армии ХУ111?

 

10. Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов.

1) Я, детушки, не чван! Вы знатности моей не трусьте.(В.Жуковский)

2)Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн (Ф.Достоевский)

3)И шли года… Гулял в степях

Лишь буйный ветер на просторе…

Но вот скончался Мономах,

И по Руси – туга и горе.

         ( А.Майков)

11. Какие значения сформировались у перечисленных слов за последнее десятилетие?

Заморозить, фанера, пират, пароль, ролик.

 

 

Тема: «Основные единицы лексики

(синонимы, антонимы, омонимы)»

 

Вопросы для повторения.

 

1.     Какие слова называются синонимами? Что такое доминанта синонимического ряда?

2.     В чем различие между языковыми и контекстуальными синонимами(антонимами)?

3.     Что такое омонимы? Каковы способы разграничения многозначности и омонимии?

 

Упражнения.

1.     Даны четыре слова: А, В, С и Д. Известно, что слова В И В – синонимы, А и С – антонимы. В и Д – антонимы. В каких отношениях находятся слова С и Д? Проиллюстрируйте задачу примерами .

(А- маленький, В – крохотный, С – большой, Д – огромный)

 

2. Определите слова по их описанию:

1) В одном значении синоним слова ИЗЪЯН, в другом  - синоним слова – ДЕФИЦИТ.

2)  Один из антонимов слова СВЕТ и  омоним слова, обозначающего большое количество.

3) В одном значении синоним слова УНИКАЛЬНЫЙ, в другом – антоним слова ГУСТОЙ.

4) В одном значении антоним слова ТЕСНЫЙ, в другом синоним слова РАЗМАШИСТЫЙ.

5) Антоним слова СТРОГОСТЬ, и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

6)Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

7) Синоним слова ЛЕС и омоним слова, обозначающего СВЕРЛО, БУРАВ.

8)Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

9)Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте, к дереву.

 

3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Обоснуйте ответ.

1) писать, выводить, выписывать, создавать, строчить.

2)колебание, колыхание, сомнение, нерешительность, неуверенность.

3)опомниться, очнуться, образумиться, очухаться, очувствоваться.

 

4. Приведите примеры антонимов, обозначающих:

1) противоположные качества, свойства

2)противоположную направленность действия;

3)противоположные пространственные отношения;

4)противоположные временные отношения.

 

5. Подберите не менее двух антонимов к приведенным словам.

 1)радоваться

2)друг;

3)истина;

4)начинать;

5) свет ( однокоренное слово светить).

 

6. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.

 

1)    палец – перст = лоб - ?

2)    живой – мертвый = восторгаться - ?

3)    брег – берег = прах - ?

4)    вседневно – всегда = зело - ?

5)    закат – рассвет = добродетель- ?

6)    молодой – старый = эгоист - ?

7)    обоняние – обаяние =дипломат - ?

8)    биться – хрупкий = пачкаться - ?

9)    засучив рукава – спустя рукава = заварить кашу - ?

 

 

 

 

тема «Паронимы и парономазы»

 

Вопросы для повторения.

 

1.     Что такое паронимы? (  однокоренные слова , близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении абонент – абонемент, домашний –домовитый…)

2.     В чем заключается различие между паронимами и парономазами?

( близкие по звучанию слова, имеющие разные корни :корнет- кларнет, боцман – лоцман)

Упражнения:

 

1. Определи, какое слово нужно определить?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ или ИНФОРМАТИВНЫЙ

 

Справка:

 информационный – относящийся к информации;

информативный -  несущий информацию, насыщенный информацией.

 

1)    Последние десятилетия характеризуются широким распространением

разнообразных средств массовой  информации, в том числе представленных в электронном виде  на различных ______________ носителях.

2)    Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ___________ программы.

3)    Опубликованная статья показалась мне весьма ____________ и поэтому очень полезной.

4)    Современные ___________ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

ЖИЗНЕННЫЙ или ЖИТЕЙСКИЙ?

 

Справка

жизненный – 1) прил. К жизнь ( жизнь – физиологическое состояние человека, животного , растения от зарождения до смерти);

2) (перен) важный для жизни, общественно необходимый;

житейский- обыденный, свойственный повседневной жизни.

 

1)    Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил, что она не всегда отражает подлинные  ___________ явления.

2)    Он славился мудростью и раздавал _____________ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

3)    Этому произведению живописи явно не хватает ___________ красок.

4)    Правительство должно руководствоваться ____________ интересами страны.

ПРЕДСТАВИТЬ или ПРЕДОСТАВИТЬ

 

Справка:

представить –1) дать, вручить для ознакомления, осведомления;

2)выделить, послать в качестве представителя;

3) возбудить ходатайство  о каком-либо награждении или повышении в чине, должности кого-либо;

4)познакомиться с кем-либо, отрекомендовать кому-либо…

5) показать, продемонстрировать кого-либо, что-либо, ознакомиться с чем-либо;

6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать какой-либо сценический

образ;

7) мысленно воспроизвести, вообразить.

предоставить – 1) дать возможность кому-либо обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо;

2) дать возможность кому-либо делать или сделать что-либо; поручить кому-либо, возложить на кого-либо исполнение какого-либо дела.

1)    ___________ гостям вашего друга.

2)    Актер умел _______________ пение соловья.

3)    Вы должны срочно ____________- отчет о командировке.

4)    Я ___________ вам право самостоятельно решать эти вопросы.

 

БУДНИЧНЫЙ или БУДНИЙ?

 

Справка:

будничный – 1)прил. К БУДНИ ( в 1-м знач.= не праздничный, рабочий день; противоп. ПРАЗДНИК) ; предназначенный для будней;

2) перен. Прозаический, однообразный;

будний- прил к БУДНИ ( в 1-м знач)

 

1)Однажды в _________ день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной _______ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3)Художник значительное место отводит изображению ________ стороны войны.

      4)« Вот мы и приехали домой», - уже другим, ___________ голосом сказал капитан.

              

 

2. Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.

 

1)    Прибывшие на конференцию предъявили свои… ( командировочные – командированные) удостоверения.

2)    Бабушка сказала, что она с трудом припоминает… ( лицо – личность) этого человека.

3)    На сиденья автомобиля были … (одеты –надеты) чехлы.

4)    Напрягая последние… (силы – усилия) , мы завершили наше путешествие.

5)    В нашем магазине большой выбор красивой и …. ( практичной – практической ) обуви.

 

 

3. Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1) Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2) Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3) Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4) На обмороженных  стеклах окон видны узоры. 5) Первое время учеба поддавалась ему нелегко.

 

 

4. Из предложенных слов составьте пары. Объясните значения паронимов. При необходимости обратитесь к толковому словарю.

 Венок, надеть, адресат, остатки, апробировать, дефективный, длительный, опечатки, долг, одеть, отпечатки, оплатить, венец, длинный, желательный, наследство, экономический, скотный, проживать, адресант, исполнять, останки, желанный, уплатить, должность, наследие, честь, выполнять, дефективный, экономичный, обсудить, опробовать, жить, скотский, честность, осудить.

 

5. В каком предложении выделенное слово употреблено неправильно? Запишите это предложение, внеся необходимые исправления.

 

А.

1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила ему голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб – гордыня поселка.

 

В.

1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.

2) На крутых склонах с каменистой  почвойц тающая снеговая вода сбегает вниз.

3)Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.

4) Почва на этом участке каменистая, с трудом поддается обработке.

 

 

Г.

1)Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.

2) Этот юноша способен на благородные поступки.

3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.

4) В прежние времена за большие поступки  наказывали студентов солдатчиной.

 

6. В предложенных словосочетаниях отметьте только те, в которых допущена ошибка. Запишите их в исправленном виде, включите в состав предложений.

 Враждебные силы, враждебная красота, враждебный прием, враждебный полк.

К великой моей досаде, великие мира сего, великое разнообразие, великий взгляд, великий монумент, великая радость, великое множество возможностей.

Тест по теме

«Основные лексические единицы

(синонимы, антонимы, омонимы)»

 

1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

1)затруднение;

2)тяжесть;

3)осложнение;

4)заминка;

5)загвоздка.

 

2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

1)надоедливый;

2)назойливый;

3)навязчивый;

4)дотошный;

5)неотвязный;

6)докучный.

 

 3.Найдите синонимы к выделенному слову крутой берег.

1)низкий;

2)обрывистый;

3)пологий;

4)отвесный;

5) размытый;

6)песчаный.

 

4. Найдите синонимы к выделенному слову косой взгляд.

1)холодный;

2)суровый;

3)недоверчивый;

4)теплый;

5)ясный;

6)подозрительный.

 

5. Выберите доминанту синонимического ряда:

1)мозговать;

2)соображать

3)раздумывать;

4)кумекать;

5)думать;

6) обмозговывать.

 

6. Определите тип синонимов: осьминог – спрут.

1)абсолютные синонимы;

2)различаются оттенками лексического значения;

3)различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

 

7. Определите тип синонимов :лгать – трепаться - брехать

1)абсолютные синонимы;

2)различаются оттенками лексического значения;

3)различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

 

8.Определите тип синонимов: опыт – практика – навык.

1)абсолютные синонимы;

2)различаются оттенками лексического значения;

3)различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

 

9. Выберите антоним к выделенному слову: легкая задача.

1)тяжеловесная;

2)массивная;

3)трудная;

4)грузная;

5)математическая;

6)решенная.

 

10. Выберите антоним к выделенному слову мягкий хлеб.

1)ароматный;

2)ржаной;

3)вчерашний;

4)черствый;

5)вкусный;

6)свежий.

 

11. Определите тип антонимов.

Стрелял в журавля, а попал в воробья.

 1)языковые антонимы;

      2)контекстуальные антонимы.

 

12. Выберите слова, имеющие омонимы.

1)шелковая лента;

2)платить по таксе;

3)важное событие;

4)перебить оратора;

5)заплыть за буйки;

6)тихий голос.

 

13. Определите тип омонимов.

«Фунт сахара и фунт стерлингов»(заголовок статьи)

1)лексические омонимы;

2)омофоны;

3)омоформы;

4)омографы.

 

14.Определите тип омонимов.

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос.

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

                                ( В.Брюсов)

 

1)лексические омонимы;

2)омофоны;

3)омоформы;

4)омографы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

13-14

4 ( хорошо)

10-12

3(удовлетворительно)

7-9

Тест по теме

«паронимы и парономазы»

 

1. Выберите окончание предложения.

Паронимия отличается от парономазии тем, что…

1)…паронимы имеют сходное, а парономазы – одинаковое звучание.

2)…парономазы – это однокоренные слова, а паронимы имеют разные корни.

3)…паронимы – это однокоренные слова, а парономазы имеют разные корни.

4)…паронимы имеют одинаковое, а парономазы – сходное звучание.

 

2.Определите, какое лексическое явление использовано в предложении.

Я люблю книги Воронина. Может, поэтому и прихватил в дальнюю дорогу его книгу, в далеких краях напоминающую о Родине ( С. Борзенко)

1)паронимия;

2)парономазия.

 

3.Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. ( В.Песков)

 

4. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

В маленьком городе этом абонентов вызывали не по номерам, а просили телефонистку. ( Г.Бакланов)

 

5. Определите, какое слово необходимо вставить вместо пропуска в предложении.

Во всех пушкинских программах Яхонтова возникал образ Пушкина , самый _____________ и самый достоверный из всех сыгранных Пушкиных. (И.Андронников)

1)поэтический;

2) поэтичный.

 

6.Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Преподаватели дают студентам список ___________ литературы и свою концепцию на лекциях.

1)рекомендованной;

2)рекомендательной.

 

7. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Студент Марсов, верзила из семинаристов, не давал ему ( Пирогову) проходу, глупо и глухо острил на его счет, а другие смеялись и радовались этому ___________ представлению ( Ю.Герман)

1)дареному;

2)дарственному;

3)даровому.

 

8. Определите, какое слово необходимо вставить на месте пропуска в предложение.

Несмотря на рассветный час, людей было много. Какая-то _______-часть двигалась шагом к заставе. ( Ю.Трифонов)

1)конская;

2)конная.

 

9. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Став старше, мы узнали, что сказки – это ________ творчество народа, в котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и надежды.

 ( В.Мезенцев)

1)духовное;

2)душевное.

 

10. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложении.

Лето оказалось на редкость холодным, и __________ курортники не поправили финансовые дела большинства сочинских санаториев.

1)одинокие;

2)одиночные.

 

11.Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Пророки не могли бы доказывать и само существование Аллаха, например, тем_______, что птицы держатся в воздухе, как говорится в Коране, «летают под твердью неба». ( Л.Климович)

1)знаменем;

2)знамением.

 

12. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

 И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях Чехова, однако для ______ характера, внутреннего мира человека автор мастерски описывает поступки героев и окружающую их обстановку.

1)показа;

2)показания;

3)показывания.

 

13. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложении.

Так в условиях оккупации в городе началась ______ война.

1) скрытая;

2)скрытная.

 

14. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложении.

Дата приезда комиссии не была известна работникам проверяемого отделения. Этот _____ всегда держал чиновников в напряжении.

1)фактор;

2)факт.

 

15. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложении.

Фотограф совершал разные _________операции с фотоматериалами.

1)жуликоватые;

2)жульнические.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

13-15

4 ( хорошо)

10-12

3(удовлетворительно)

7-9

 


 

Лексикология( lexicos -словесный, словарный (греч): lexis - слово + logos -учение)

Лексикология( lexicos -словесный, словарный (греч): lexis - слово + logos -учение)

Лексикон – словарный запас одного человека

Лексикон – словарный запас одного человека

Однозначные и многозначные слова

Однозначные и многозначные слова

Кипит – переносное значение, перенос осуществлен на основе представления бурлящей воды от движения корабля

Кипит – переносное значение, перенос осуществлен на основе представления бурлящей воды от движения корабля

Морфологические омонимы - омоформы

Морфологические омонимы - омоформы

Антонимы( греч. Anti -против и onima -имя) – это слова с противоположным лексическим значением ( красивый – безобразный, веселье – грусть, верх – низ…)

Антонимы( греч. Anti -против и onima -имя) – это слова с противоположным лексическим значением ( красивый – безобразный, веселье – грусть, верх – низ…)

Сравнение с другими терминами данной терминосистемы, указание на место в ней; 2

Сравнение с другими терминами данной терминосистемы, указание на место в ней; 2

Найдите лишнее слово. Объясните ответ

Найдите лишнее слово. Объясните ответ

И по Руси – туга и горе. (

И по Руси – туга и горе. (

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке

Паронимы и парономазы» Вопросы для повторения

Паронимы и парономазы» Вопросы для повторения

Правительство должно руководствоваться ____________ интересами страны

Правительство должно руководствоваться ____________ интересами страны

Прибывшие на конференцию предъявили свои… ( командировочные – командированные) удостоверения

Прибывшие на конференцию предъявили свои… ( командировочные – командированные) удостоверения

На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону

На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону

Найдите синонимы к выделенному слову крутой берег

Найдите синонимы к выделенному слову крутой берег

Определите тип синонимов: осьминог – спрут

Определите тип синонимов: осьминог – спрут

Определите тип антонимов. Стрелял в журавля, а попал в воробья

Определите тип антонимов. Стрелял в журавля, а попал в воробья

Оценка Количество правильно выполненных заданий 5 (отлично) 13-14 4 ( хорошо) 10-12 3(удовлетворительно) 7-9

Оценка Количество правильно выполненных заданий 5 (отлично) 13-14 4 ( хорошо) 10-12 3(удовлетворительно) 7-9

Выпишите из предложения слово, имеющее пароним

Выпишите из предложения слово, имеющее пароним

Несмотря на рассветный час, людей было много

Несмотря на рассветный час, людей было много

И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях

И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях

Оценка Количество правильно выполненных заданий 5 (отлично) 13-15 4 ( хорошо) 10-12 3(удовлетворительно) 7-9

Оценка Количество правильно выполненных заданий 5 (отлично) 13-15 4 ( хорошо) 10-12 3(удовлетворительно) 7-9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020