Изучите теорию
Что такое простое осложненное предложение и его примеры
Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.
Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.
Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна.
Классификация элементов, осложняющих простое предложение
Для начала следует рассмотреть таблицу, в которой они перечислены
Осложняющий элемент |
|
Однородные члены предложения |
|
Обращения |
|
Вводные и вставные конструкции |
|
Обособленные члены предложения |
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом |
Обособленное определение, выраженное уточняющим оборотом |
|
Обособленное дополнение |
|
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом |
|
Обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.
Определения.
а) Обособляются:
· распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);
· два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);
· одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);
· распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение (Едва живые, они добрались до города.);
· распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.);
· определение, если определяемое слово является личным местоимением (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)
· несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих учителей в 8 Марта.).
б) Не обособляются:
· распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед определяемым словом (Вошедший в класс мальник - наш новый ученик.);
· распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).
Приложения.
Обособляются:
а) запятыми
· распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми словами, которые стоят после определяемого слова (реже - перед) (Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.);
· приложения, зависящие от личных местоимений (Я, Иванов Иван Иванович, заявляю...);
· одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному с пояснительными словами (Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок.);
· приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого слова (Вчера Иван Петрович, директор школы, собрал нас в актовом зале.);
· приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения смысла можно поставить а именно, то есть (Следующий по списку, Силин, оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.);
· приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени, по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное значение (Как честный человек, он теперь должен на нее жениться.);
б) тире:
· приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал дерево -дуб.); - распространённые приложения, стоящие в конце предложения (Высоко в небе сияло солнце - очень чистое и жаркое солнце киевского лета.);
· приложения, относящиеся только к одному из однородных членов (Я познакомился с моей двоюродной сестрой, Мишей - ев женихом, Павлом и Оксаной.).
Дополнения.
Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой нагрузки, которую вложил в предложение автор.
Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо, ломимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.). Обстоятельства.
а) Обособляются:
· распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами, и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями (Войдя в комнату, он поздоровался со всеми присутствующими. Очнувшись, я долго не мог понять, где я нахожусь.);
· обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными, если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени); обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся главным) когда именно? (зависящее обстоятельство): В комнате, в углу, стоит шкаф. Позже, лет через десять, ты пожалеешь о своих словах.
· обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся с не смотря на): Не смотря на мороз, они поехали в лес.
· устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают в роли вводных выражений (По совести говоря, мне это не нравится.)
б) Не обособляются:
· одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки к наречиям (Сестра не спеша раскрыла свою сумку.);
· обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если они представляют собой устойчивое сочетание (Они работали засучив рукава.)
Выполните контрольную работу по теме
Контрольная работа по теме «Простое осложнённое предложение»
А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.
Представления о людях Софья черпала из сентиментальных французских романов ( ) и эта литература развила в ней мечтательность и чувствительность.
1) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не поставлены).
1) Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.
2) Старик давно уже привык подниматься ни свет ни заря.
3) Цветы бывают как однолетними так и многолетними.
4) Дворец был жилищем и официальной резиденцией царя и вельмож.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
1) По утрам я убегал на пруд, или в рощу, на сенокос, или к жнецам.
2) Романтический герой не может поступиться ни любовью ни гордостью.
3) Во время путешествия вы сможете, не только отдохнуть, но и увидеть много интересного.
4) Дух отрицания проявляется во всём: во внешности, в манере поведения, в особенностях речи, в высказывании крайних взглядов.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Скоро дорога (1) мягкая и беззвучная (2) ушла в сторону (3) и я ступил на твёрдую тропку (4) суетливо вившуюся вдоль берега реки.
1) 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
А5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.
Фамусов связывает Софью постоянной опекой ( ) и до времени воли не даёт.
1) сложносочиненное предложение и перед союзом И нужна запятая.
2) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не поставлены).
1) Лиза и Лаврецкий переживают и надежду на счастье и отчаянье от его невозможности.
2) Двойные фонари карет весёлый изливают свет и радуги на снег наводят.
3) Пожелайте мне перед экзаменом ни пуха ни пера.
4) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
А7. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
1) И поют и рвутся волны к высоте навстречу грому.
2) Раскольникову не нужны ни деньги ни драгоценности старухи – процентщицы.
3) Образованные от глаголов слова, могут употребляться и как прилагательные, и как причастия.
4) И армия, и мирные жители, и крестьяне – словом, все поднялись на освобождение родины.
А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Утренний туман пришёл в движение (1) поредел (2) и стал неохотно открывать стога сена (3) тёмные на дымчатом фоне (4) близкого теперь леса.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4
Прочитайте стихотворение С.А.Есенина и выполните задания В1, В2.
(1) Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
(2) Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
(3) Я сегодня увидел в пуще
След широких колёс на лугу.
(4) Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
(5) На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнёт кобылица
Над равниною красным хвостом.
(6) Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
(7) Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
(8) Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
(9) И на песни мои прольётся
Молоко твоих рыжих коров.
В1. Найдите в тексте предложение, в котором есть приложение. Запишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________
В2. Найдите в тексте предложение с неоднородными определениями. Запишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
Прочитайте стихотворение С.А.Есенина и выполните задания В3, В4.
(1) Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
(2) Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(3) С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
(4) Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.
(5) В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
(6) Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
В3. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Запишите номера этих предложений.
Ответ: _______________________________
В4. Найдите в тексте предложения с неоднородными определениями. Запишите номера этих предложений.
·
· Ответ: ______________________________
В5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. 1). Взошло заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко зажгло янтарным снегом поля.
2). Ветер дул с неприветливого севера но был мягким и даже ласковым.
3). В тиши леса стоят укутанные снегом берёзы и сосны ели и пихты осины и рябины.
4). Утром пошёл снег и укрыл белоснежным ковром поля и дорогу.
2. 1). И дни и ночи в степи мела метель
2) .Любая канавка и кустик и камень нам были знакомы на этом пути.
3).Далеко позади остались и море и матово синевшие горы.
4).Надо человеку и знать и любить и беречь свою родину.
3. 1). Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.
2).Весна входила в горы с робким звоном ручейков шелестом прошлогодних трав да журавлиным криком в небе.
3). Сквозь дубняк и орешник беспрестанно проскакивали лучи солнца и слепили нам глаза.
4).Издали Владимир услышал необыкновенный шум и говор.
4.1).Порывистый и холодный ветер шумел сухой травой и трепал одинокое молодое деревце.
2). Где-то поблизости журчала невидимая река или ручей.
3). Ни дождя ни ветра на земле уже не было.
4). Ночь была тиха и казалась светлой.
5. 1). Язык мал да горами качает.
2). Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел.
3).Взял бы ты да и поехал в деревню к матери.
4). За рекой гармонь играет то зальётся то замрёт.
6. 1). Одежда защищает наше тело от воздействия палящего солнца или воздуха.
2). У хорошего хозяина мельница и муку молола и крупу рушила и шерсть чесала.
3). Скорость роста и развития живых существ удивительным образом приспособлена к конкретным условиям жизни.
4).Огурцы лучше всего поливать или рано утром или вечером.
В6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.
1) 1,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4
2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.
1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4
3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.
1) 1,3,4 2) 1 3)3 4) 1,2,3,4
4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.
1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 2,3,4
5. Ночью в полях(1)под напевы метели(2) дремлют (3)качаясь(4) берёзки и ели.
1) 2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4
6. И(1) не пуская тьму ночную(2) на золотые небеса(3) одна заря спешит сменить другую(4) дав ночи полчаса.
1) 2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3,4 4) 3,4
7. С трудом я открыл дверь(1) заваленную ночным снегом(2) и (3) пробивая лопатой траншею(4) стал раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжёлые пласты.
1)1,2,4 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4)2,3,4
8. Вершины леса(1) к концу августа ещё бывшие зелёными островами(2) между чёрными полями озимой пшеницы и жнивами(3) стали золотистыми и яркими островами(4) посреди ярко-зелёных озимей.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 1,3 4) 1,3,4
9. Стиснутая скалами(1) клокочущая река(2) сторожевая старинная башня(3) похожая на обелиск(4) рваные облака на солнечном небе…
1) 1,3,4 2) 1,2 3)3,4 4)1,2,3,4
10. Василий Николаевич вдруг смолкает(1) успокаивается(2) и (3) обнадёженный(4) засыпает.
1) 1,2,3,4 2) 1,4 3) 3,4 4) 1,3,4
11. Корабль шёл(1) легко одолевая(2) встречающиеся пока ещё слабые ледяные поля(3) изредка обходя(4) попадавшиеся айсберги и торосы.
1) 1,2,3 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4
12. Туман(1) редея(2) ползёт вверх(3) сливаясь(4) с быстро несущимися тучами.
1) 2,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4
13. Стараясь делать(1) как можно меньше быстрых движений(2) и (3) прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам(4) он дошёл по тропинке до избы.
1) 1,2,4 2) 4 3) 3,4 4) 1,2,3,4
14. Но хорошенько присмотревшись к их необычной игре(1) я заметил(2) что орёл(3) пытаясь(4) напасть на журавля(5) стремится оказаться выше его.
1)1,2 2) 1,2,4 3)1,2,3,5 4) 1,2,5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.