Шандриков А.С.
Филиал учреждения образования
«Белорусский государственный технологический университет»
«Витебский государственный технологический колледж»
Система управления базами данных ACCESS. Общие сведения
Структура системы управления базами данных ACCESS
База данных (БД) – это именованная совокупность данных на машинном носителе информации, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области Основная задача БД – хранение данных, поэтому часто встречается и другое определение:
БД – это электронное хранилище информации, доступ к которому имеет один или несколько компьютеров.
Система управления базой данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенный для создания и редактирования БД, хранения, получения и анализа данных.
Программа Access представляет собой систему управления базами данных (СУБД), предназначенную для работы с реляционными (от англ. relation – отношение) БД. В реляционных БД информация хранится в одной или нескольких таблицах, связь между которыми осуществляется посредством значений одного или нескольких полей.
Рис. 1. Структура СУБД ACCESS |
Структура СУБД ACCESS представлена на рис. 1. Основной единицей хранения данных является таблица. Количество таблиц зависит от объёма информации, хранящейся в БД.
Запросы – это специальные структуры, предназначенные для обработки данных. С их помощью осуществляется обработка данных: упорядочивание, фильтрация, извлечение, изменение, объединение.
Формы – это объекты, представляющие собой настраиваемые диалоговые окна. Формы используются для ввода новых и просмотра имеющихся данных.
Отчёты используются для предоставления пользователям необходимой информации на основе существующих данных. Отчёты позволяют выбрать из БД требуемую пользователю информацию и оформить её в виде документов, которые можно просмотреть и напечатать. Источником данных для отчёта может являться таблица или запрос. Кроме данных, полученных из таблиц, в отчёте могут отображаться вычисленные по исходным данным значения, например, итоговые суммы.
Страницы доступа к данным содержат информацию, извлеченную из БД и сохраненную в формате HTML. В результате данные БД становятся доступными через Интернет.
Макросы – это небольшие программы на языке макрокоманд СУБД ACCESS. Макрос может состоять из одной или нескольких макрокоманд, которые выполняются либо последовательно, либо в порядке, заданном определенными условиями. ACCESS располагает очень широким набором макрокоманд. Каждая макрокоманда имеет определенное имя и, возможно, один или несколько аргументов, которые задаются пользователем. Например, при использовании макрокоманды ОткрытьФорму в качестве аргументов следует задать имя открываемой формы и режим вывода её на экран. Для выполнения макроса пользователь может назначить некоторую комбинацию клавиш.
Модули – это программные процедуры, написанные на языке Visual Basic.
SQL (от англ. structured query language – язык структурированных запросов) – формальный непроцедурный язык программирования, применяемый для создания, модификации и управления данными в произвольной БД.
Все перечисленные объекты БД хранятся в едином файле БД, имеющем расширение accdb.
Структура таблиц
Каждая таблица БД должна иметь уникальное имя и содержать информацию только об одном конкретном объекте (теме), например, сведения о работниках предприятия.
Структурными элементами таблицы являются строки и столбцы. Адреса данных, хранящихся в БД, определяется ячейкой таблицы, то есть пересечением строк и столбцов таблицы.
Каждая таблица должна содержать столбец или набор столбцов для однозначного определения каждой строки таблицы. Часто для этого используется уникальный идентификационный номер, который в БД называется первичным ключом таблицы. В качестве первичного ключа может использоваться, например, код сотрудника, табельный номер и т.п. Использование поля первичных ключей позволяет ACCESS быстро связывать данные из нескольких таблиц и сводить их воедино.
Строки таблицы называются записями или кортежами. Они содержат характеристики одного экземпляра объекта, например, табельный номер конкретного сотрудника, его фамилию, должность, дату рождения, оклад и т. д. Одинаковых записей (строк) в таблице быть не должно.
Столбцы таблицы называются полями или атрибутами.
Таблица может не иметь ни одной записи, но в ней обязательно должно быть хотя бы одно поле.
Поля располагаются в определенном порядке, который формируется при создании таблицы. Каждое поле в таблице должно иметь уникальное имя.
Имя поля является
комбинацией из букв, цифр, пробелов и специальных
символов, за исключением точки, восклицательного знака, надстрочного знака и
квадратных скобок. Максимальная длина имени – 64 символа.
Пример таблицы представлен на рис. 2.
Рис. 2. Пример таблицы БД Access
Тип данных определяется значениями, которые предполагается вводить в поле, и операциями, которые будут выполняться с этими значениями. Типы данных и их значения представлены табл. 1.
Таблица 1
Тип данных |
Значение |
Краткий текст (прежнее название – Текст). |
Буквенно-цифровая информация, не используемая для выполнения расчётов. Количество символов в поле не должно превышать 255. Максимальное число символов, которое можно ввести в поле, задается в свойстве Размер поля. Пустые символы в неиспользуемой части поля не сохраняются |
Длинный текст (прежнее название – MEMO). |
Буквенно-цифровая информация большого объёма, используемая для какого-либо описания или примечания. Максимальный размер поля этого типа может достигать 1 Гбайт, но в элементах управления будут отображаться только первые 64000 символов. |
Числовой. |
Числовые данные, используемые в математических вычислениях. Конкретные варианты числового типа и их длина задаются в свойстве Размер поля. Поле может иметь размер 1, 2, 4 или 8 байт. Если полю этого типа задано значение Код репликации, то размер поля составляет 16 байт. |
Денежный. |
Денежные значения и числовые данные, используемые в расчетах с точностью до 15 знаков в целой и до 4 знаков в дробной части. Длина поля 8 байт. При обработке числовых значений из денежных полей выполняются вычисления с фиксированной точкой (более быстрые, чем вычисления для полей с плавающей точкой). Кроме того, при вычислениях предотвращается округление. |
Дата/время. |
Значения даты или времени, относящиеся к годам с 100 по 9999 включительно. Длина поля 8 байт |
Счетчик. |
Для каждой новой записи автоматически вводятся уникальные последовательно возрастающие на единицу целые числа или случайные числа. Значения этого поля нельзя изменить или удалить. Для длинного целого размер поля составляет 4 байта, а для кода репликации – 16 байт. Таблица может содержать только одно поле этого типа. Счётчик используется для определения уникального ключа таблицы.
|
Логический. |
Логические данные, которые могут иметь одно из двух возможных значений: Да/Нет, Истина/Ложь, Вкл./Выкл, Длина поля – 1 бит. |
Поле объекта OLE. |
Объект, связанный или внедренный и таблицу ACCESS. Примерами таких объектов являются таблица EXCEL, документ WORD, рисунок, звукозаписи или другие данные и двоичном формате. Длина поля не должна превышать 1 Гбайт (ограничивается объёмом диска). |
Гиперссылка |
Адрес гиперссылки, включающий путь к файлу на жестком диске в локальной сети (в формате UNC) или адрес страницы в Internet или intranet (URL). |
Мастер подстановок |
Формирует для поля список значений на основе полей из другой таблицы. Значения в такое поле будут вводиться из списка. Возможно также определение поля со списком постоянных значений. |
Свойства полей. Основные свойства полей представлены в табл. 2.
Таблица 2
Поле |
Свойство |
Размер поля. |
Выражается в символах. От размера поля зависит, сколько информации в нем может поместиться. |
Подпись. |
Названия полей таблицы. |
Формат поля |
Определяет способ формирования данных в данном поле таблицы. |
Число десятичных знаков |
Определяет количество знаков после запятой для полей числового и денежного типа. |
Маска ввода |
Определяет форму ввода данных в поле и облегчает контроль за вводимыми символами. |
Значение по умолчанию. |
Указывает значение, автоматически вводимое в поле при создании новой записи. |
Условие назначения |
Ограничение, накладываемое на вводимые в данное поле данные. |
Сообщение об ошибке |
Текст сообщения, которое будет выводиться в случае нарушения условия назначения. |
Обязательное поле. |
Определяет, является ли ввод данных в это поле обязательным. |
Индексированное поле. |
Определяет, является ли данное поле индексированным. Индексированные поля ещё называют вторичными ключами. В отличие от первичных ключей, поля для индексов могут содержать как уникальные, так и повторяющие значения. |
Интерфейс СУБД ACCESS
Окно СУБД ACCESS внешне не отличается от окон ранее рассмотренных программ из пакета Microsoft Office. Также главное меню представляет собой ленту – ряд вкладок, каждая из которых содержит группы команд, относящиеся к определённой категории (рис. 3).
Рис. 3. Окно ACCESS
В зависимости от операции с БД некоторые вкладки видны всегда, а некоторые появляются по мере необходимости.
Вкладка ГЛАВНАЯ содержит группы команд для редактирования, форматирования, сортировки, фильтрации, поиска и управления окнами.
Вкладка СОЗДАНИЕ (рис. 4) позволяет создавать новые объекты БД – таблицы, запросы, формы, отчёты и др. На этой вкладке можно создавать копии ранее созданных БД, которые называются репликами.
Рис. 4. Вкладка СОЗДАНИЕ
Вкладка ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ (рис. 5) включает команды для импорта/экспорта данных.
Рис. 5. Вкладка ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ
Вкладка РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ (рис. 6) содержит инструменты для отображения схемы данных, перехода в редактор встроенного языка программирования VBA, анализа быстродействия, перевода данных в формат MS SQL Server. Здесь же можно настроить добавление данных в таблицы через электронную почту с помощью программы Outlook.
Рис. 6. Вкладка РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ
Литература
Шандриков, А.С. Информационные технологии в лесном хозяйстве / А.С. Шандриков – Минск : РИПО, 2018 – 390 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.